Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Г лав а 5. РАЗГРАНИЧЕНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ





ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Компетенция представительных и исполнительных органов власти, главы государства в области финансовой

Деятельности

Финансовую деятельность осуществляют все без исключения государственные органы, так как выполнение функций государ­ства по всем их направлениям связано с использованием финан­сов. В ней участвуют и органы местного самоуправления, по­скольку для реализации их задач требуются финансовые ресур­сы, регулирование финансовых отношений. Однако в силу разли­чия задач и правового положения тех или иных государственных и местных органов масштабы их финансовой деятельности и сте­пень участия в ней неодинаковы.

В вопросе о разграничения финансовой компетенции органов государственной власти и местного самоуправления следует учи­тывать два аспекта:

во-первых, необходимость соответствия полномочий упомяну­тых органов конституционным положениям о разграничении предметов ведения между Российской Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления (ст. 71 — 73 Конституции РФ)1;

во-вторых учет принципа разделения властей на законода­тельную (представительную) и исполнительную (ст. 10 Конститу­ции РФ) и установленных правовыми нормами организационных форм (видов) этих органов при определении их полномочий.

Законодательные (представительные) органы и органы ис­полнительной власти общей компетенции всех уровней осущест­вляют функции в области финансовой деятельности наряду с

1 См. также: Федеральный закон от 24 июня 1999 г. «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государствен­ной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3176; 2002. № 21. Ст. 1915.

§ 1. Компетенция органов власти, главы гос-ва в области фин. деятельности 99

другими своими функциями в пределах соответствующей терри­тории. В их компетенцию входят общие финансовые вопросы, ре­шение которых обеспечивает в целом жизнедеятельность Федера­ции или ее субъектов и муниципальных образований. При этом к полномочиям представительных органов относится прежде всего утверждение бюджетов соответствующих уровней (федерального, региональных и местных), установление налогов и сборов.



Согласно принципу разделения властей прерогативой предста­вительных органов государственной власти является принятие законов по вопросам финансов. Вместе с тем, согласно ст. 104 Конституции РФ, законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие зако­нопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.

Президент РФ как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие ор­ганов государственной власти, исходя из положений Конститу­ции и федеральных законов определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, соответственно ко­торой строится финансовая политика. С ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики Президент РФ обращается к Федеральному Собранию (ст. 80, 84 Конституции РФ).

Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросам фор­мирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государствен­ных фондов, финансирования государственных расходов феде­рального уровня, денежно-кредитной политики, организации расчетов, регулирования валютных и других финансовых отно­шений, организации органов финансово-кредитной системы, через Главное контрольное управление Президента РФ осущест­вляет финансовый контроль1.

В целях информационно-аналитического обеспечения Прези­дента РФ по экономическим вопросам в составе Администрации Президента РФ образовано Экономическое управление Президен­та РФ2. Его деятельность распространяется и на область общего-

См.: Положение о Главном контрольном управлении Президента РФ. Ут­верждено Указом Президента РФ от 16 марта 1996 г. // СЗ РФ. 1996 12 Ст. 1066.

2 СЗ РФ. 1997. № 16. Ст. 1858; 1998. № 18. Ст. 2018.

100 Глава 5. Разграничение компетенции органов гос. власти и местн. самоупр.

§ 1. Компетенция органов власти, главы гос-ва в области фин. деятельности 101

сударственных финансов, бюджета, межбюджетных отношений и др.

Основными задачами и функциями Управления являются:

анализ социально-экономической ситуации в стране, прогно­зирование ее развития и выработка предложений Президенту РФ;

анализ хода исполнения федерального бюджета федеральны­ми органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ;

подготовка предложений по реализации указов и распоряже­ний Президента в области экономической политики государства;

экономическая экспертиза проектов федеральных законов, до­говоров и соглашений о разграничении предметов ведения между федеральными органами государственной власти и органами го­сударственной власти субъектов РФ, проектов указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ по социально-экономичес­ким вопросам;

участие в подготовке предложений Президенту РФ о совер­шенствовании деятельности федеральных органов власти по ре­зультатам анализа хода исполнения ими федерального бюджета;

участие в подготовке ежегодных посланий Президента РФ Фе­деральному Собранию о положении в стране, в подготовке бюд­жетного послания Президента РФ; '

комплексный анализ межбюджетных отношений и подготовка предложений по их совершенствованию и др.

В сформированных на основании Указа Президента РФ от 13 мая 2000 г. семи федеральных округах реализацию полномо­чий Президента РФ обеспечивают его полномочные представите­ли, что относится и к области финансовой деятельности1.

Органы исполнительной власти (Правительство РФ, прави­тельства или администрации субъектов Федерации) принимают меры к реализации законов, разрабатывают и обеспечиваю испол­нение бюджета под контролем представительных органов2.

При Правительстве РФ в целях обеспечения координации дей­ствий федеральных органов исполнительной власти и Централь­ного банка РФ по проведению единой финансовой и денежно-кре­дитной политики, а также усиления контроля за валютными операциями и состоянием денежного рынка действует Комиссия

по вопросам финансовой и денежно-кредитной политики1. В структуре аппарата Правительства РФ созданы Департамент финансов и денежно-кредитного регулирования2, Экономический совет3. Комиссия по совершенствованию налоговой системы и обеспечению доходов федерального бюджета4 и др.

При Правительстве РФ создано специализированное государст­венное учреждение — Федеральный долговой центр5. Цель его со­здания — обеспечение исполнительных действий при обращении взыскания на имущество организаций-должников наГосновании су­дебных решений и актов других органов, которым в соответствии с законодательством РФ предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество. Центр вправе проводить торги имущества организаций-должников.

Это касается, в частности, задолженности по обязательным платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды.

Функции финансовой деятельности выполняют также испол­нительные органы власти РФ и субъектов Федерации, осущест­вляющие государственное управление в рамках определенных от­раслей или сфер управления (министерства, комитеты и т.д.). Они обеспечивают выполнение задач данных органов в соответст­вующих отраслях и сферах, осуществляются в связи с этими за­дачами. То же относится и к подобным органам, формируемым в системе местного самоуправления (отделы, управления админи­страций и т.п.). 1

Вместе с тем существует система органов управления, для ко­торых сама финансовая деятельность является основной, опреде­ляющей содержание их компетенции. Это система финансово-кредитных органов, специально созданных для управления финансами и осуществления контроля в этой сфере как его неотъ­емлемой функции. Данные органы охватывают своим воздействи­ем все звенья финансовой системы — бюджет, целевые внебюд­жетные фонды, кредит, страхование, финансы предприятий, организаций, учреждений.

1 СЗ РФ. 2000. № 20. Ст. 2112; № 26. Ст. 2748; № 38. Ст. 3781.

2 См. ст. 101, 114 Конституции РФ; Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации», ст. 15 // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712; 1998. № 1. Ст. 1.

' См.: Положение о Правительственной комиссии по вопросам финансовой и денежно-кредитной политики. Утверждено постановлением Правительства РФ от 12 августа 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 34. Ст. 4085.

2 СЗ РФ. 1998. №24. Ст. 2827.

3 См.: постановление Правительства РФ от 5 июня 1999 г. «Об Экономичес­ком совете при Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 24. Ст. 2975.

4 СЗ РФ. 1999. № 16. Ст. 1991; № 29. Ст. 3739; 2001. № 18. Ст. 1860.

5 СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 267; № 29. Ст. 3561.

102 Глава 5. Разграничение компетенции органов гос. власти и местн. самоупр.

§ 2. Компетенция финансово-кредитных органов

§ 2. Компетенция финансово-кредитных органов

В 90-х гг. XX в. система финансово-кредитных органов в РФ в связи с экономическими преобразованиями существенно пере­строена: появились новые органы (Государственная налоговая служба, впоследствии — Министерство РФ по налогам и сборам и его территориальные органы), федеральное казначейство, Гос­страхнадзор, коммерческие банки, перестроена структура Минис­терства финансов и соответствующих нижестоящих органов.

Среди этих органов выделяется Министерство финансов РФ1 комплексным характером своих функций, направленных на разные стороны финансовой деятельности государства, в связи с чем воздействует на эту деятельность в целом. Минис­терство финансов РФ обеспечивает проведение единой государ­ственной финансовой, бюджетной, налоговой и валютной поли­тики, промышленной политики по добыче, производству и переработке драгоценных металлов и камней, а также коорди­нирует деятельность в этих сферах федеральных органов ис­полнительной власти2, издает инструкции, методические указа­ния и другие документы по вопросам организации финансовой деятельности. Осуществляя свои функции, Минфин России вза­имодействует с другими органами исполнительной власти — федеральными и субъектов Федерации, органами местного самоуправления, а также общественными объединениями и иными организациями.

В последнее время предприняты меры по усилению роли Ми­нистерства финансов РФ в финансовой деятельности государства, которая в определенной мере была ослаблена, в частности, в связи с выделением из его компетенции вопросов налогообложения, надзора за страховой деятельностью и др. и созданием соответст­вующих государственных служб.

Теперь Министерство финансов РФ стало правопреемником ряда самостоятельно существовавших служб, функции которых перешли ему, а именно, Федеральной службы по надзору за стра­ховой деятельностью, Комитета РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням, Федеральной комиссии лотерей и игр РФ, Федеральной службы России по валютному и экспортному кон-

тролю1. Состав коллегии Минфина России дополнен представите­лями Министерства РФ по налогам и сборам и Государственного таможенного комитета РФ.

Изменена и организационная структура Министерства финан­сов РФ. Соответственно его функциям в составе центрального ап­парата Минфина России образованы департаменты и другие под­разделения по основным направлениям деятельности: бюджетной политики; налоговой политики; межбюджетных отношений; фи­нансирования государственного аппарата; обороннбгЪ' комплекса и правоохранительных органов; макроэкономической политики и банковской деятельности; управления государственным внутрен­ним долгом; управления государственным внешним долгом; международного сотрудничества и внешнеэкономической дея­тельности; отраслевого финансирования; страхового надзора; го­сударственного финансового контроля и аудита; методологии бухгалтерского учета и отчетности; правовой; информационно-технический; управления делами Министерства2.

Такая структура Министерства финансов РФ обусловлена его основными задачами, к которым относятся:

— совершенствование бюджетной системы РФ, развитие бюд­жетного федерализма;

— разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, политики в сфере развития фи­нансовых рынков в РФ, участие в разработке и проведении еди­ной политики в сфере формирования и использования государст­венных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;

— концентрация финансовых ресурсов на приоритетных на­правлениях социально-экономического развития РФ;

— разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения, составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

— разработка программ государственных заимствований и их реализация, управление государственным внутренним и внеш­ним долгом РФ;

— осуществление в пределах своей компетенции государст­венного финансового контроля; методологическое руководство аудитом;

1 См. ст. 165, 167, 268 БК РФ; Положение о Министерстве финансов РФ. Ут­верждено постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 273 // СЗ РФ. 1998. № 11. Ст. 1288; 1999. № 27. Ст. 3359, п. 18.

2 См. постановление Правительства РФ от 23 августа 2001 г. «Вопросы Ми­нистерства финансов Российской Федерации» //СЗ РФ. 2000. № 35. Ст. 3592.

1 СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4082; № 37. Ст. 4264; № 50. Ст. 5625; 1997. № 28. Ст. 3422; 2000. № 35. Ст. 3592.

См. постановление Правительства РФ от 4 августа 1998 г. «О совершенство­вании организационной структуры Министерства финансов Российской Федера­ции»// СЗ РФ. 1998. № 33. Ст. 4006.

104 Глава 5. Разграничение компетенции органов гос. власти и местн. самоупр.

— методологическое руководство бухгалтерским учетом и от­четностью (кроме бухгалтерского учета и отчетности в Централь­ном банке РФ и кредитных организациях).

Этим задачам соответствуют выполняемые Минфином России функции (например, подготовка предложений по совершенство­ванию механизма межбюджетных отношений с субъектами РФ, участие в подготовке предложений по основным направлениям денежно-кредитной политики, контроль за целевым использова­нием средств федерального бюджета, выпуск государственных ценных бумаг, лицензирование деятельности страховых органи­заций, приобретение в Госфонд России драгоценных металлов и драгоценных камней и т.д.).

Для выполнения своих задач и функций Министерство финан­сов РФ имеет необходимые права, состоящие из полномочий раз­ного характера. К ним относятся:

— права, вытекающие из функций по составлению и испол­нению бюджета и связанного с этой деятельностью контроля (на­пример, запрашивать у государственных органов исполнительной власти Федерации и ее субъектов, а также организаций необходи­мые материалы;

— права, обусловленные участием в формировании и исполь­зовании целевых бюджетных и государственных внебюджетных фондов (запрашивать материалы по проектам бюджетов этих фон­дов и отчеты об их использовании);

— права по регулированию соотношения доходопв и расходов бюджетов субъектов Федерации, налоговых поступлений в феде­ральный бюджет (организовывать формирование Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ и предоставлять по­мощь за счет этих средств, выдавать субъектам Федерации крат­косрочные ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, предоставлять отсрочки и рассрочки платежей по налогам в феде­ральный бюджет);

— права по применению мер принудительного воздействия в случаях нарушений установленного порядка (ограничивать, а в необходимых случаях приостанавливать финансирование органи­заций, взыскивать с них в установленном порядке средства феде­рального бюджета, израсходованные не по целевому назначению, с наложением штрафа в соответствии с законодательством РФ).

Таким образом, деятельность Министерства финансов РФ рас­пространяется на все звенья финансовой системы.

Подобные органы создаются и субъектами Федерации — ми­нистерства финансов или финансовые управления. Кроме того, в

§ 2. Компетенция финансово-кредитных органов

системе органов местного самоуправления действуют финансо­вые отделы или управления.

В задачи всех этих органов входит:

организация финансовой деятельности на соответствующей территории, способствующей развитию рыночных отношений в экономике, увеличению поступлений в бюджет;

анализ и прогнозирование развития экономики и финансов;

составление проекта бюджета данной территории и обеспече­ние его исполнения, прогнозирование и составление консолиди­рованного бюджета, финансовое исполнение целевых внебюджет­ных фондов;

наблюдение за состоянием денежного обращения и кредита, участие в разработке и осуществление мер по обеспечению товар­но-денежных пропорций и сбалансированности денежных дохо­дов и расходов населения;

организация и проведение финансового контроля;

организация учета и отчетности в области финансов.

Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. в системе Ми­нистерства финансов РФ были образованы органы федерального казначейства1. К этим органам относятся: Главное управление федерального казначейства Министерства финансов РФ и под­чиненные ему территориальные органы по субъектам Федера­ции, городам (за исключением городов районного подчинения), районам и районам в городах. Начальник Главного управления федерального казначейства назначается и освобождается от должности Правительством РФ, руководители территориаль­ных районов — руководителем вышестоящего органа казна­чейства.

Эти органы созданы в целях проведения государственной бюд­жетной политики, эффективного управления доходами и расхо­дами в процессе исполнения федерального бюджета, повышения оперативности в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением, целевым и экономным ис­пользованием государственных средств.

На органы казначейства возложены следующие задачи:

организация, осуществление и контроль за исполнением феде­рального бюджета, управление доходами и расходами этого бюд-

1 Указ Президента РФ «О федеральном казначействе» // ВВС РФ. 1992. № 50. Ст. 2978. См. также: Положение о федеральном казначействе Российской Федерации. Утверждено постановлением Правительства РФ от 27 августа 1993 г. // САПП. 1993. № 35. Ст. 3320; СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 681.

106 Глава 5. Разграничение компетенции органов гос. власти и местн. самоупр.

§ 2. Компетенция финансово-кредитных органов

жета, для чего открываются счета в казначействах, исходя из принципа единства кассы;

регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными (федеральными) внебюджетны­ми фондами, финансовое исполнение и контроль за этими фон­дами;

краткосрочное прогнозирование объемов государственных фи­нансовых ресурсов и оперативное управление ими;

сбор, обработка и анализ информации о состоянии государст­венных финансов и представление высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти и управления РФ отчетности о финансовых операциях Правительства РФ и о состоянии бюджетной системы РФ;

управление и обслуживание совместно с Центральным банком РФ государственного внутреннего и внешнего долга РФ;

разработка методологических и инструктивных материалов по вопросам компетенции казначейства, обязательных для органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций.

Органы федерального казначейства наделены необходимыми правами. Среди них ряд прав, обеспечивающих контрольные функции казначейства1 производить проверки денежных доку­ментов, смет и т.п. в органах управления, организациях, банках; получать от банков, иных финансово-кредитных учреждений справки о состоянии счетов предприятий, учреждений и органи­заций, использующих федеральные бюджетные и внебюджетные средства; изымать у предприятий, организаций и учреждений до­кументы, свидетельствующие о нарушениях порядка исполнения федерального бюджета и внебюджетных фондов.

Кроме того, органы федерального казначейства вправе приме­нять меры принудительного воздействия, требовать от руководи­телей и других должностных лиц проверяемых органов государ­ственного управления и предприятий, организаций, учреждений устранения выявленных нарушений; приостанавливать операции по счетам предприятий, учреждений и организаций; выдавать предписания о взыскании с предприятий, организаций и учреж­дений в бесспорном порядке бюджетных или внебюджетных средств, используемых не по целевому назначению, с наложением штрафа в размере действующей учетной ставки Центрального

банка РФ; взыскивать с банков в бесспорном порядке штрафы за несвоевременное исполнение платежных документов на зачисле­ние бюджетных средств в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просроч­ки и др.1

Органы федерального казначейства взаимодействуют с уч­реждениями Центрального банка РФ, иными финансово-кредит­ными учреждениями, налоговыми органами, по фактам наруше­ний, за которые предусмотрена уголовная ответственность, передают материалы правоохранительным органам.

Помимо государственной системы органов федерального каз­начейства, представительные органы местного самоуправления вправе создавать муниципальное казначейство в целях управле­ния средствами местной казны и обслуживания использования местного бюджета (ст. 14 Федерального закона от 25 сентября 1997 г. «О финансовых основах местного самоуправления в Рос­сийской Федерации»)2.

В 1993 г. в целях повышения эффективности инвестиций, со­здания условий для широкого привлечения финансовых ресур­сов, в том числе от иностранных инвесторов, была создана новая государственная структура — Российская финансовая корпора­ция3, деятельность которой заключается в организации финанси­рования капитальных вложений в приоритетные проекты.

Российская финансовая корпорация, как государственное предприятие, наделена функциями агента4 Правительства РФ по финансированию инвестиционных проектов на возвратной и платной основе за счет централизованных финансовых и кредит­ных ресурсов.

Финансово-инвестиционные корпорации создаются также ор­ганами власти субъектов РФ.

Налоговые органы. Формирование в РФ новой системы нало­говых органов связано с необходимостью активного использова­ния финансовых рычагов, в частности повышением роли налогов,

См. ст. 267 БК РФ.

1 См. ст. 284 БК РФ.

2 СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4464; 1999. № 28. Ст. 3492.

3 См. Указ Президента РФ от 15 марта 1993 г. «О создании Российской фи­нансовой корпорации» // САПП РФ. 1993. № 12. Ст. 991; постановление Совета Министров — Правительства РФ от 17 апреля 1993 г. «О Российской финансовой корпорации» // САПП. 1993. № 17. Ст. 1548.

4 Термин «агент» согласно словарю В.И. Даля означает лицо, которому пору­чено дело от лица же, общины, товарищества или правительства (см. Даль В. Тол­ковый словарь живого великорусского языка. Т. 1. М., 1978. С. 4).

108 Глава 5. Разграничение компетенции органов гос. власти и местн. самоупр.

обусловленным перестройкой экономики страны. Налоговые ор­ганы были выделены в особую систему — Государственную нало­говую службу РФ из структур финансовых органов (Министерст­ва финансов, финансовых управлений и отделов). Начало такой реорганизации было положено постановлением Совета Мини­стров СССР от 24 января 1990 г. «О Государственной налоговой службе»1. До этого в финансовых органах имелись подразделе­ния, ведавшие вопросами взимания налогов и других обязатель­ных платежей. Деятельность налоговых органов была урегулиро­вана Законом СССР от 21 мая 1990 г. «О правах, обязанностях и ответственности государственных налоговых инспекций», впо­следствии принят Закон РСФСР от 21 марта 1991 г. «О Государ­ственной налоговой службе»2, в 1999 г. переименованный в Закон РФ «О налоговых органах Российской Федерации»3.

Указом Президента РФ от 23 декабря 1998 г. № 1635 Государ­ственная налоговая служба РФ преобразована в Министерство РФ по налогам и сборам (МНС)4. Такое преобразование произве­дено в целях совершенствования структуры федеральных орга­нов, деятельность которых направлена на реализацию налоговой политики, усиление государственного контроля за поступлением в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей, а также в связи с этим — за производством и оборотом этилового спирта и алко­гольной продукции. На Министерство возложена выработка и осуществление налоговой политики с целью обеспечения своевре­менного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей в полном объеме, координация деятельности федеральных орга­нов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль за соблюдением законодательства РФ о налогах и сбо­рах.

В систему органов МНС входят территориальные органы уп­равления Министерства по субъектам Федерации, межрегиональ-

§ 2. Компетенция финансово-кредитных органов

1 СП СССР. 1990. №5. Ст. 28.

2 ВВС РСФСР. 1991. № 15. Ст. 493; ВВС РФ. 1992. № 33. Ст. 1912; № 34. Ст. 1966; 1993. № 12. Ст. 429; 1996. № 25. Ст. 2958.

- См. Федеральный закон от 8 июля 1999 г. «О внесении изменений и допол­нений в Закон РСФСР «О государственной налоговой службе РСФСР» // СЗ РФ. 1999. № 28. Ст. 3484; 2000. № 46. Ст. 4537; 2002. № 22. Ст. 2026.

4 СЗ РФ. 1998. № 52. Ст. 6393; 1999. № 11. Ст. 1299; № 31. Ст. 3552; Положе­ние о Министерстве РФ по налогам и сборам. Утверждено постановлением Прави­тельства РФ от 16 октября 2000 г. // СЗ РФ. 2000. № 43. Ст. 4242.

ы

ные инспекции и инспекции по городам и районам, инспекции межрайонного уровня. В совокупности они именуются налоговы­ми органами.

Это единая централизованная система органов. Низовое звено в системе налоговых органов — инспекции МНС по рай­онам и городам. Именно на них возложено осуществление не­посредственно контрольных функций. Исходя из этого постро­ена их внутренняя структура: выделены отделы по видам налоговых платежей (например, отдел налогов с доходов пред­приятий, отдел налогов с доходов физических лиц, отдел мест­ных налогов и др.). Кроме того, существует функциональный отдел отчетности и учета.

Главная задача налоговых органов РФ заключается в обеспе­чении единой системы контроля за соблюдением налогового зако­нодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевре­менностью внесения в бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством России и субъектов РФ. В связи с этой задачей налоговые органы контролируют со­блюдение законодательства о предпринимательской деятельнос­ти, законность сделок, применение контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, осущест­вляют валютный контроль.

Законодательство закрепляет права, обязанности и ответст­венность налоговых органов и их должностных лиц по контролю, вытекающие из их функций в области налогообложения, а также применяемые ими меры ко взысканию налогов и санкции к нало­гоплательщикам в случае совершения ими налоговых правонару­шений1.

Наряду с этими государственными налоговыми органами представительные органы местного самоуправления имеют право создавать муниципальную налоговую службу для сбора местных налогов. Эта служба объединяет и координирует деятельность по контролю за соблюдением налогового законодательства с государ­ственными территориальными налоговыми органами, представ­ляет последним всю необходимую информацию (ст. 14 Федераль­ного закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»).

Учитывая важную роль налоговых органов в формирова­нии доходов бюджетной системы страны, Правительство РФ

См. НК РФ. Ч. 1. Гл. 5, 14, 15.

110 Глава 5. Разграничение компетенции органов гос. власти и местн. самоупр.

постановлением от 21 декабря 2001 г. утвердило Федеральную целевую программу «Развитие налоговых органов (2002— 2004 годы)»1.

Программа направлена на совершенствование контроля за со­блюдением законодательства о налогах и сборах в целях обеспе­чения их стабильного поступления; на изменение приоритетов в работе налоговых органов с целью улучшения обслуживания налогоплательщиков, повышение эффективности функциониро­вания налоговой системы за счет внедрения новых информацион­ных технологий, оснащения современными оперативными сред­ствами управления, развития ресурсного обеспечения. Особое внимание в Программе уделено созданию системы налогового об­разования населения, совершенствованию методов работы с круп­нейшими налогоплательщиками, совершенствованию организа­ционных структур налоговых органов и др. Финансирование Программы намечено в объеме 16 млрд 957 млн руб.

Подобно налоговым органам, деятельность по налогообложе­нию осуществляет также в связи с выполнением своих задач в области таможенного дела Государственный таможенный ко­митет РФ (ГТК) и входящие в его систему таможенные орга­ны. Они пользуются правами и несут обязанности по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу, несут установленную законодательством ответствен­ность2. Таможенные органы осуществляют и иные функции фи­нансовой деятельности (распределение денежных средств между подведомственными организациями, контроль за их ис­пользованием и др.).

В систему таможенных органов помимо ГТК входят регио­нальные таможенные управления, таможни и таможенные посты, находящихся в централизованном подчинении.

В целях усиления государственной дисциплины в области на­логообложения созданы федеральные органы налоговой поли­ции. Они действуют на основании Закона РФ от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции»3. Это правоохрани-

§ 2. Компетенция финансово-кредитных органов

1 СЗРФ. 2002. №1.Ст. 32.

2 См. Таможенный кодекс РФ // ВВС РФ. 1993. № 31. Ст. 1224; СЗ РФ. 1995. № 26. Ст. 2397; 1996. № 1. Ст. 4; 1997. № 47. Ст. 5341; 1999. № 7. Ст. 879; Налого­вый кодекс РФ. Часть первая. Ст. 34, 35.

3 ВВС РФ. 1993. №29. Ст. 1114; 1995. № 51. Ст. 4973; 2000. № 46. Ст. 4537. Предшественником его был Указ Президента РФ «О создании Главного уп­равления налоговых расследований при Государственной налоговой службе РФ».

тельные органы, являющиеся составной частью сил обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

Определены задачи этих органов:

выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступ­лений и правонарушений;

обеспечение безопасности деятельности государственных на­логовых инспекций, защита их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей, преду­преждение, выявление и пресечение коррупции в налогойых ор­ганах.

На основании Федерального закона от 17 декабря 1995 г. фе­деральные органы налоговой полиции получили право проводить предварительное следствие по налоговым преступлениям.

Федеральные органы налоговой полиции являются централизо­ванной системой органов с подотчетностью нижестоящих органов вышестоящим. В эту систему входят: Федеральная служба налого­вой полиции на правах государственного комитета, территориаль­ные органы (управления) по субъектам Федерации и местные орга­ны налоговой полиции (межрайонные отделы управлений).

Возглавляет Федеральную службу налоговой полиции Дирек­тор, который назначается на должность и освобождается от долж­ности Президентом РФ по представлению Председателя Прави­тельства РФ. Директор осуществляет общее руководство деятель­ностью федеральных органов налоговой полиции и ее координа­цию с деятельностью других правоохранительных, налоговых и иных государственных органов.

В связи с необходимостью усиления государственного финан­сового контроля и предотвращения правонарушений в сфере фи­нансов и денежного обращения, в особенности легализации дохо­дов, полученных преступным путем, создан Комитет РФ по финансовому мониторингу1.

Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью. В связи с существенными преобразова­ниями в сфере страховых отношений, в результате которых она перестала быть государственной монополией2, потребовалась

1 См.: Указ Президента РФ от 1 ноября 2001 г. «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» // СЗ РФ. 2001. № 45. Ст. 4251. Подробнее см. гл. 6. учебника.

' В этой сфере функции страхования осуществляют теперь государственные, а также и негосударственные страховые организации. Все они действуют на ком­мерческих началах.

112 Глава 5. Разграничение компетенции органов гос. власти и местн. самоупр.

перестройка организации и деятельности органов государствен­ного управления в этой сфере.

Указом Президента РФ «О Государственном страховом надзо­ре Российской Федерации»1 от 10 февраля 1992 г. был образован Государственный страховой надзор, органы которого заменили ранее действовавшую систему органов государственного страхова­ния (Госстрах) при Министерстве финансов РФ. Одновременно в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1992 г.2 создана Российская государственная страховая компания (Росгосстрах) как акционерное общество на базе Правления госу­дарственного страхования РФ. Учредителем этой компании от имени государства выступил Государственный комитет РФ по уп­равлению государственным имуществом, который являлся дер­жателем 100% ее акций (часть из них в настоящее время реали­зована).

Впоследствии основные положения об организации государст­венного надзора за страховой деятельностью были закреплены в Законе РФ от 27 ноября 1992 г. «О страховании» (затем — Феде­ральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации»)3.

Государственный надзор за страховой деятельностью согласно Закону осуществляется в целях соблюдения требований законода­тельства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов участников страховых отноше­ний и государства.

Органы, осуществляющие государственный страховой надзор в РФ, действовали первоначально в лице Федеральной службы (Росстрахнадзора), подчиненной Правительству РФ4. Помимо центрального органа этой службы, были созданы территориаль­ные органы страхового надзора по республикам (региональные инспекции Росстрахнадзора) и группам областей, краев5.

В настоящее время на основании укйза Президента РФ функ­ции по надзору за страховой деятельностью переданы Министер-

§ 2. Компетенция финансово-кредитных органов

.' ВВС РФ. 1992. №8. Ст. 379.

2 СП РФ. 1992. №7. Ст. 37.

3 ВВС РФ. 1993. № 2. Ст. 56; СЗ РФ. 1998. 1. Ст. 4; 1999. № 29. Ст. 3703; №47. Ст. 5622.

См. Положение о Федеральной службе по надзору за страховой деятельнос­тью. Утверждено постановлением Правительства РФ от 19 апреля 1993 г. // САПП. 1993. № 17. Ст. 1464.

-^ См. постановление Правительства РФ от 26 июля 1993 г. «О территориаль­ных органах страхового надзора» // САПП. 1993. № 27. Ст. 2557.

ству финансов РФ1, в структуре которого создан Департамент страхового надзора2.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (999)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.034 сек.)