Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Г л а в а 21. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ





Общие положения

Период функционирования в России государственных соци­альных внебюджетных фондов насчитывает чуть более 10 лет. В течение такого же времени осуществляется правовое регулиро­вание аккумулируемых в них обязательных платежей. Этот поря­док включает регламентирование на основе норм права механиз­ма их введения, установления, применения и прекращения. В целях лучшего освоения действующего законодательства, уста­навливающего особенности функционирования обязательных платежей в государственные социальные внебюджетные фонды, а также регламентирующего их правовую природу, функции, принципы взимания, необходимо обратиться к истории их право­вого регулирования в РФ. При этом нельзя забывать, что государ­ственные социальные внебюджетные фонды формировались и формируются за счет различных источников, в том числе добро­вольных взносов, а также бюджетных ассигнований. Хотя, конеч­но, стабильным и основным источником финансовых ресурсов внебюджетных фондов были и остаются обязательные платежи, зачисляемые в них на постоянной и регулярной основе. Возмож­ность установления таких платежей обусловлена публичными це­лями формирования самих государственных социальных внебюд­жетных фондов, а также содержанием разработанных и реализуемых с их помощью общегосударственных социальных программ. Концепция этих программ базируется на положениях Конституции РФ, устанавливающих каждому гражданину гаран­тии прав на социальное обеспечение по возрасту, в случае болез­ни, инвалидности, потери кормильца, рождения и воспитания детей, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на защиту от безработицы (ст. 37, 39, 41).

Таким образом, именно общегосударственная значимость на­званных внебюджетных фондов позволяет законодателю отнести платежи в них к числу обязательных и запретить изъятие денеж-

474 Глава 21. Правовое регулирование обязательных платежей в фонды

ных средств государственных социальных внебюджетных фон­дов1, в том числе в целях погашения дефицита бюджета.



Денежные средства государственных социальных внебюджет­ных фондов, как и иное имущество, находящееся в их оперативном управлении, являются федеральной собственностью, однако при этом указанные средства не входят в состав бюджетов соответству­ющих уровней, других фондов, изъятию не подлежат и имеют стро­го целевое назначение, предопределенное задачами фондов и реали­зуемыми с их помощью социальными программами.

Начиная с момента создания в России государственных соци­альных внебюджетных фондов, можно выделить несколько ос­новных этапов правового регулирования обязательных платежей, взимаемых в фонды. Эти этапы обусловлены изменениями на­правлений финансовой и налоговой политики российского госу­дарства, а также реализацией последним комплекса практичес­ких мер по осуществлению экономической и налоговой реформ.

Первый этап: с момента учреждения в России государствен­ных социальных внебюджетных фондов (начало 90-х гг.) до вступления в силу части первой Налогового кодекса РФ (1 янва­ря 1999 г.).

Этот этап является самым продолжительным. Начиная с 1991 г. со всех работодателей стали взиматься обязательные пла­тежи, именуемые законодателем «страховые взносы» либо «стра­ховые платежи», в три государственных социальных внебюджет­ных фонда: Пенсионный фонд РФ, Государственный фонд занятости и Фонд социального страхования РФ. В Пенсионный фонд РФ страховые взносы уплачивали также и работники. С 1993 г., когда были образованы фонды обязательного медицин­ского страхования, отчисления от работодателей стали в обяза­тельном порядке взиматься и в эти фонды.

Одним из характерных признаков социальных внебюджетных фондов является особый метод финансирования на основе обяза­тельности уплаты страховых взносов работодателями (страхова­телями), а в определенных случаях — гражданами (застрахован­ными) либо органами управления (за отдельные категории застрахованных граждан). Это связано с тем, что все действую-

1 См., например, п. 2 Положения о фонде социального страхования Россий­ской Федерации // СААП. 1994. № 8. Ст. 599; СЗ РФ. 1999. № 52. Ст. 6417; 2002. № 30. Ст. 3044, а также ст. 16 Федерального закона «О государственном пенсион­ном обеспечении в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. № 51. Ст. 4831; 2002. № 30. Ст. 3033.

§ 1. Общие положения

щие в этот период в России государственные социальные внебюд­жетные фонды формируются страховым методом, предусматрива­ющим обязанность всех страхователей — работодателей (органи­заций), работающих и самозанятых граждан (нотариусов, занимающихся частной практикой, частных детективов, адвока­тов), а в определенных случаях и органов управления, вносить обязательные страховые платежи (взносы) в фонды.

Таким образом, именно страховой метод образования финан совых ресурсов государственных социальных внебюджетных фон­дов, в свою очередь, и предопределил название платежей в эти фонды как «страховые взносы».

Уплата страховых взносов производилась по страховым тари­фам — ставкам платежей по социальному страхованию с единицы страховой суммы за определенный период. А сам размер страховых тарифов по представлению Правительства РФ утверждался Феде­ральным Собранием РФ в ежегодно принимаемом федеральном за­коне о тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости на­селения РФ и в фонды обязательного медицинского страхования.

На этом этапе страховые взносы в указанные внебюджетные фонды устанавливаются как ставки (тарифы) платежей в разме­рах, покрывающих затраты на выполнение государственных со­циальных программ и обеспечивающих рентабельную деятель­ность самих фондов.

Важно заметить, что правовая природа страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды в законода­тельстве, действовавшем в то время, четко не определена. Данное положение констатировано Конституционным Судом РФ в поста­новлении от 24 декабря 1998 г., который определил страховые взносы в Пенсионный фонд РФ как «особые обязательные плате­жи, являющиеся формой отчуждения денежных средств страхо­вателей и застрахованных для обеспечения частных и публичных интересов по государственному пенсионному страхованию»1.

В целях упорядочения и унификации порядка формирования финансовых ресурсов названных внебюджетных фондов, учиты­вая их особую роль, обусловленную, прежде всего публичным ха­рактером деятельности фондов, задолго до принятия первой части НК РФ была выдвинута идея об объединении всех этих «страхо­вых взносов» и «страховых платежей» в одном налоге. В проекте

СЗ РФ. 1998. № 10. Ст. 1242.

476 Глава 21. Правовое регулирование обязательных платежей в фонды

первой части НК РФ было даже предложено его название — «со­циальный налог». Однако данная идея при принятии окончатель­ного варианта части первой НК РФ реализована не была, несмот­ря на поддержку как ученых-финансоведов, так и практических работников финансово-кредитных органов.

Второй этап с момента введения в действие части первой Налогового кодекса РФ (с 1 января 1999 г.) до введения в дейст­вие части второй НК РФ (1 января 2001 г.)

В окончательном варианте первой части Налогового кодекса РФ вместо «социального налога» (как это предусматривалось в проекте НК) в перечень федеральных налогов и сборов (ст. 13) были включены «взносы в государственные социальные внебюд­жетные фонды», предусматривающие сохранение взимания обя­зательных платежей в каждый из этих внебюджетных фондов — в отдельности. Перечень источников правового регулирования по­рядка взимания указанных взносов оставался крайне широким и объемным, начиная от утвержденных Правительством РФ поло­жений о конкретных фондах, ежегодно принимаемых федераль­ных законов о тарифах страховых взносов в эти фонды, и закан­чивая инструкциями о порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета средств конкретных фондов. Одна­ко важно заметить одно обстоятельство: ст. 13 принятой в то время первой части НК РФ должна была быть введена в действие лишь со дня введения части второй этого Кодекса. И потому у за­конодателя все же сохранялась возможность вернуться к идее объединения отчислений в государственные социальные внебюд­жетные фонды в едином обязательном платеже позднее, после ее всесторонней дополнительной проработки, тем более, что данные предложения поддерживались как учеными, так и представите­лями финансово-кредитных органов.

Третий этап с момента введения части второй НК РФ (1 января 2001 г.) до ее изменений с 1 января 2002 г., внесенных Федеральным законом от 31 декабря 2001 г. «О внесении допол­нений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о на­логах и сборах».

Во второй части Кодекса законодатель все же вернулся к идее объединения взносов в государственные социальные внебюджет­ные фонды. Они были заменены на включенный в систему феде­ральных налогов «единый социальный налог (взнос)». Однако на этом этапе сама система налогов и сборов продолжает регулиро­ваться по-прежнему Законом РФ «Об основах налоговой системы

§ 1. Общие положения

в Российской Федерации» (ст. 19—21), а не частью первой НК РФ (ст. 13—15), как это предполагалось ранее. Это обстоятельство было связано с изменениями, внесенными законодателем в поря­док введения в действие ст. 13—15 части первой НК РФ. Так, в соответствии с Федеральным законом от 24 марта 2001 г. «О вне­сении изменений и дополнений в Федеральный закон «О введе­нии в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Феде­рации о налогах» было установлено,что ст. 12 — 15 и 18 НК РФ вводятся в действие со дня признания утратившим силу Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»1.

При этом само наименование налога — «единый социальный», с дополнительным термином «взнос» (указанном в скобках), в свою очередь, свидетельствовало о двойственной природе данного обязательного платежа, поскольку, с одной стороны — это нало­говый платеж федерального уровня, а с другой — он сохраняет природу страхового взноса. Регулированию единого социального налога (взноса) в части второй Кодекса была посвящена отдельная самостоятельная гл. 24. Он зачислялся в три внебюджетных фонда: Пенсионный фонд РФ, Фонд государственного социально­го страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхо­вания (федеральный и региональные). В Государственный фонд занятости РФ он уже не зачислялся в связи с принятием решения о его ликвидации. При этом ликвидация фонда занятости вовсе не означала, что государство отказывалось от оказания содейст­вия в трудоустройстве граждан, выплате пособий и в осуществле­нии других мероприятий, финансируемых ранее за счет этого внебюджетного фонда. Просто указанные выплаты осуществля­лись с этого времени за счет бюджетных средств2.

Четвертый этап с 1 января 2002 г. по настоящее время.

С 1 января 2002 г. на основании Федерального закона от 31 декабря 2001 г. «О внесении дополнений и изменений в Нало­говый кодекс РФ и в некоторые законодательные акты Россий­ской Федерации о налогах и сборах»3 были внесены существен-

1 СЗРФ. 2001. №51. Ст. 4830.

2 См., например, приложение 19 к Федеральному закону «О Федеральном бюджете на 2002 год» // СЗ РФ. 2001. № 53 (ч. 1). Ст. 5030; 2002. № 11 Or 1019-№30. Ст. 3033.

3 СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 4. Следует иметь в виду, что Федеральным зако­ном от 29 мая 2002 г. «О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены измене­ния, касающиеся размера ставок единого социального налога.

478 Глава 21. Правовое регулирование обязательных платежей в фонды

ные изменения в гл. 24 НК РФ. В частности, именно с этого вре­мени указанный платеж стал именоваться «единый социальный налог» без указания слова «взнос» (далее: ЕСН). Кроме того, при сохранении своего целевого характера, он стал зачисляться лишь в два внебюджетных фонда — Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования. Доля же еди­ного социального налога, подлежащая ранее зачислению в Пенси­онный фонд РФ, стала перечисляться в федеральный бюджет. Указанные изменения были обусловлены перспективами преоб­разования Пенсионного фонда РФ из государственного внебюд­жетного фонда в государственное учреждение.

Таким образом, на этом этапе правового регулирования зако­нодателем предпринимается первая попытка устранения двойст­венной природы единого социального налога (одновременно нало­га и страхового взноса). При этом для пополнения денежных ресурсов рассматриваемых внебюджетных фондов на этом этапе вводятся специальные обязательные страховые взносы — страхо­вые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляе­мые в Пенсионный фонд РФ, и страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, зачисляемые в Фонд социально­го страхования РФ. Указанные взносы уплачиваются на основе тарифов, установленных в законодательных актах. Природа ука­занных обязательных платежей регулируется нормативно-право­выми актами, относящимися как к финансовому, так и другим отраслям права.

Понятие страхового взноса дано в ст. 11 Закона РФ «Об осно­вах организации страхового дела в Российской Федерации», ко­торая именуется «Страховой взнос и страховой тариф». Страхо­вой взнос, как указано в Законе, является платой за страхование, которую страхователь обязан внести страховщику в соответствии с договором страхования или законом. Следует отметить, что в ГК РФ в главе «Страхование» имеется ст. 954 «Страховая премия и страховые взносы». При этом законодатель под страховой пре­мией понимает также «плату за страхование, которую страхова­тель (выгодоприобретатель) обязан уплатить страховщику в по­рядке и сроки, которые установлены договором». Понятие «страхового взноса» в ст. 954 ГК РФ, несмотря на ее наименова­ние, не закрепляется. Однако, исходя из ее смысла, можно сде­лать вывод, что страховые взносы — это часть страховой премии (платы за страхование), которую страхователь (выгодоприобрета­тель) обязан уплатить страховщику, если договор страхования

§ 1. Общие положения

предусматривает внесение страховой премии в рассрочку. Таким образом, если плата за страхование вносится единовременно, то она именуется «страховой премией», а если по частям (частя­ми) — то соответственно «страховыми взносами».

При уплате страховых взносов (страховой премии) применя­ются страховые тарифы (ставки платежа), которые определяют премию, взимаемую с единицы страховой суммы. Конкретные размеры (величины) этих тарифов, как правило, определяются самими страховщиками исходя из объекта страхования, а также характера страхового риска. Однако закон предусматривает неко­торые исключения, касающиеся порядка установления страхово­го тарифа. Так, согласно п. 2 ст. 954 ГК РФ в предусмотренных законом случаях размер страховой премии определяется в соот­ветствии со страховыми тарифами, установленными или регули­руемыми органами страхового надзора (т.е. Министерством фи­нансов РФ).

Таким образом, страховые взносы в своей совокупности и будут составлять страховую премию, которая фактически яв­ляется вознаграждением, уплачиваемым страхователем страхов­щику за то, что последний (т.е. страховщик) принимает на себя риск возможных убытков и имущественных потерь первого (т.е. страхователя) и берет на себя обязательства по их возмещению.

Анализ законодательства позволяет выделить четыре основ­ных признака страховой премии (а следовательно, и страхового взноса —- как ее части). Итак, страховая премия:

а) это определенная денежная сумма;

б) представляет собой вознаграждение за то, что страховщик принимает на себя риск убытков и обязанность их возместить;

в) предусмотрена договором страхования;

г) порядок и сроки ее уплаты устанавливаются соглашением сторон.

Однако из этих правил есть исключения, установленные зако­ном.

Эти исключения как раз касаются тех видов страхования, ко­торые имеют наибольшую социальную значимость и являются, как правило, обязательными видами страхования. Так, согласно ст. 11 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» предусмотрено, что по обязательным видам страхо­вания страховым взносом является плата за страхование, кото­рую страхователь обязан внести страховщику в соответствии с за­коном (а не договором). Тарифы по обязательным видам страхования также регламентируются не договором, а законом.

480 Глава 21. Правовое регулирование обязательных платежей в фонды

Указанное правило не противоречит и нормам ГК РФ, где в ч. 2 ст. 954 закреплено, что органы страхового надзора, как указыва­лось ранее, не только регулируют, но и устанавливают размеры страховых тарифов (хотя, конечно, они не вправе по этому поводу принимать правовые акты в форме законов). Размер страхового взноса (и страховой выплаты), как вытекает из смысла ст. 10 За­кона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федера­ции», определяется исходя из страховой суммы, которая по обя­зательным видам страхования устанавливается законом (не договором).

Важно уточнить, что указанные исключения (относительно установления тарифов не договором, а законом), могут распро­страняться и на добровольные виды страхования, имеющие наи-болыцую значимость для государства. Они применяются к соци­ально значимым видам добровольного страхования, чтобы повысить заинтересованность страховых компаний в улучшении всех иных (помимо тарифов) условий страхования, развить кон­куренцию между ними и обеспечить высокий уровень страховых услуг, в которых наиболее заинтересовано государство в целом.

Понятие страхового взноса можно рассматривать в несколь­ких аспектах, в том числе в материальном и правовом.

В материальном аспекте страховой взнос — это сумма, пери­одически вносимая страхователями (организациями и физичес­кими лицами) в государственный социальный внебюджетный фонд для материального обеспечения граждан в связи с достиже­нием определенного возраста, при наступлении болезни, инвалид­ности, в случае безработицы, на охрану здоровья и получение бес­платной медицинской помощи.

В правовом аспекте страховой взнос в государственные соци­альные внебюджетные фонды — это вид обязательных платежей, взимаемых с организаций и физических лиц по ставкам (тари­фам), в порядке и сроки, закрепленные в нормативных правовых актах, в целях финансового обеспечения гарантированных госу­дарством прав граждан на пенсию, социальное страхование, соци­альное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и ме­дицинскую помощь, а также обеспечения деятельности самих внебюджетных фондов.

Таким образом, в установленную действующим финансовым законодательством систему финансовых источников государст­венных социальных внебюджетных фондов в настоящее время входят не только обязательные налоговые платежи, но также и иные обязательные платежи, имеющие статус обязательных

§ 1. Общие положения

страховых взносов, порядок и особенности применения которых устанавливаются в законах, регулирующих конкретные виды обязательного страхования. Отметим, что в соответствии с дейст­вующим законодательством (финансовым, пенсионным, налого­вым) страховые взносы по обязательным видам социального стра­хования в РФ не являются по своей природе собственно (т.е. в чистом виде) страховыми платежами. Безусловно, являясь обя­зательными платежами, страховые взносы во внебюджетные фонды имеют ряд характерных для этих платежей признаков. При этом одна часть признаков этих платежей совпадает с при­знаками налогов, другая — с признаками сборов:

во-первых, страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды, как и общеобязательные налоги и сборы, устанавливаются представительными органами власти федераль­ного уровня и носят публичный характер, поэтому и отношения по уплате этих взносов, так же как и налогов, возникают незави­симо от воли их участников (субъектов) — в силу закона;

во-вторых, плательщики страховых взносов в эти фонды под­лежат обязательной регистрации, как и плательщики налогов и сборов;

в-третьих, страховые платежи (взносы) являются регулярны­ми платежами и носят постоянный характер. Они уплачиваются в определенном порядке и конкретные сроки, установленные в нормативных правовых актах;

в-четвертых, за просрочку уплаты страховых взносов преду­смотрено не только взыскание в бесспорном порядке недоимок, но и взимание пени, а за сокрытие или занижение сумм выплат, на которые начисляются страховые взносы, — применение в судеб­ном порядке финансовых санкций;

в-пятых, контроль за полнотой и своевременностью начисле­ния уплаты страхователями страховых взносов осуществляется не только со стороны самих внебюджетных фондов, но и со сторо­ны налоговых органов, а также Минфина РФ и органов Федераль­ного казначейства;

в-шестых, страховые взносы, взимаемые в государственные социальные внебюджетные фонды, несмотря на то, что не вклю­чаются в федеральный бюджет, имеют общегосударственное зна­чение, ибо централизованные в этих фондах денежные средства, аккумулированные в виде обязательных страховых платежей (взносов), расходуются, прежде всего, для финансирования в об­щегосударственных целях конкретных социальных потребностей граждан: на социальное обеспечение по возрасту, на охрану здо-

16-941

482 Глава 21. Правовое регулирование обязательных платежей в фонды

ровья и медицинскую помощь, на защиту от безработицы и т.п. Однако использование финансовых ресурсов указанных внебюджетных фондов в публичных, общегосударственных целях не препятствует одновременной «персонификации» получаемых из этих фондов выплат. Следовательно, страховые взносы по свое­му содиально-правовому содержанию относятся к целевым пла­тежам, что с одной стороны сближает их со сборами, а с другой стороны, законодатель установил публичные цели взимания этих платежей, что является сущностным признаком налогов;

в-седьмых, законодатель при установлении страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, как одного из видов обязательных платежей, закрепляет в нормах права такие элементы обложения, как: субъект страховых взносов (т.е. определяет плательщика-страховщика); объект (т.е. выплаты, на которые начисляются страховые взносы); ставка (т.е. тариф — размер страхового платежа с определенного вида доходов или вы­плат); льготы, (т.е. выплаты, на которые страховые взносы не начисляются); сроки и порядок уплаты; ответственность пла­тельщиков и банков за правильность начисления, своевремен­ность уплаты и перечисления страховых взносов в фонды и поря­док защиты, прав плательщиков этих взносов;

в-восьмых, в правоотношениях по уплате страховых взносов в указанные фонды на стадии их исполнения, как и при уплате на­логов, участвуют банковские кредитные организации. Банки обя­заны обеспечить перечисление страховых платежей в соответст­вующие внебюджетные фонды. За несвоевременное зачисление или перечисление по вине кредитных организаций страховых взносов на счета органов Фонда банки несут финансовую ответст­венность в виде начисления пени за каждый день просрочки;

в-девятых, правовое регулирование обязательных платежей в государственные социальные внебюджетные фонды базируется на основных принципах правового регулирования налогообложе­ния. При этом одна часть этих принципов действует как правовые идеи, т.е. без закрепления в нормах права, другая же — закреп­лена в налоговом и бюджетном законодательстве.

На основе анализа финансово-правовой литературы и действу­ющего финансового законодательства можно выделить следую­щие принципы установления, введения, взимания и расхо­дования страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды:

принцип всеобщности и обязательности уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, га-

§ 1. Общие положения

рантированный установлением мер финансово-правовой ответст­венности как к плательщикам-страховщикам (за неуплату и не­своевременное внесение), так и к банковским и иным кредитным организациям (за несвоевременное зачисление или перечисление .сумм страховых взносов, а также сумм пени, штрафов и иных фи-аансовых санкций на счета органов фонда);

принцип законности и публичности, связанный с введением и установлением страховых взносов на основании закона. Это, в свою "очередь, обусловлено общегосударственными целями образования самих социальных внебюджетных фондов. Ведь за счет средств этих фондов осуществляется финансирование в общегосударственных целях конкретных социальных потребностей граждан;

принцип единства и федерального характера, означающий, что страховые взносы в указанные внебюджетные фонды взима­ются на всей территории России по единым правилам, установ­ленным федеральными законодательными актами, денежные средства фондов являются федеральной собственностью;

принцип справедливости и равенства тарифов страховых взносов для различных категорий плательщиков, означающий соразмерность (нечрезмерность) ограничений прав и свобод граж­дан социально значимым интересам и целям их введения. Други­ми словами, введение таких обязательных платежей не должно лишать лиц (как физических, так и юридических) возможности реализовывать права, закрепленные Конституцией РФ: на собст­венность и достойное существование. Несоразмерными такие пла­тежи признаются, согласно оценке Конституционного Суда РФ, если они фактически «парализуют реализацию конституционных прав и свобод»1;

принцип возвратности страховых взносов, что предполагает, в основном, общественную возмездность. Однако с учетом послед­них изменений пенсионного законодательства и перехода к инди­видуальному (персонифицированному) учету в целях назначения пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и размера их страховых взносов, можно говорить и об индивидуальной воз-мездности и возвратности страховых платежей (взносов) их пла­тельщикам;

1 См. постановление Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. по делу о проверке конституционности ряда нормативных актов г. Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и г. Воронежа, регламенти­рующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы // СЗ РФ. 1996. № 16. Ст. 1909.

16-

484 Глава 21. Правовое регулирование обязательных платежей в фонды

принцип непридания обратной силы, закону, ухудшающему положение одних категорий плательщиков страховых взносов в сравнении с иными категориями;

принцип целевого использования страховых взносов в государ­ственные социальные внебюджетные фонды в соответствии с за­дачами формирования конкретных фондов. Этот принцип обу­словливает запрет на изъятие средств одного государственного социального внебюджетного фонда для передачи в другой анало­гичный внебюджетный фонд, за исключением случаев, прямо ус­тановленных в законодательном порядке. Так, в соответствии с этим принципом устанавливается запрет на изъятие средств вне­бюджетных фондов в бюджет.

Кроме того, контроль за их своевременной и полной упла­той, в соответствии с законодательством, возложен не на стра­ховщиков (государственные социальные внебюджетные фон­ды), а на налоговые органы по месту нахождения страховщика. Так, например, в ст. 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном 'страховании в Россий­ской Федерации» прямо установлено, что правоотношения, свя­занные с обязательным пенсионным страхованием в РФ за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ, в том числе за счет средств, направляемых в бюджет Пенсионного фонда РФ из фе­дерального бюджета «регулируются законодательством Рос­сийской Федерации». Под законодательством в данном случае понимается финансовое, гражданское и пенсионное законода­тельство. Иначе регулируются правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой. Как специально оговорено в Законе, эти правоотноше­ния «регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Фе­деральным законом»1.





Читайте также:

B) Урегулирование новых конфликтов и конфликтных ситуаций
Абстрактные (широкие) корпорации, или корпорации-институты - это социальные образования с неопределенным кругом лиц, объединенных общими интересами и нормативными установлениями.
Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование и его особенности в Республике Беларусь.
Антимонопольное регулирование в зарубежных странах
Белорусская модель перехода к рынку и ее основные черты. Государственные программа социально-экономического
Бюджетная система и внебюджетные фонды
В соответствии с международным и российским правом следует выделить основные правила экстрадиции, имеющие уголовно-правовое значение.
В.7 Двухступенчатый тариф. Институциональное регулирование естественных монополий
Виды и регулирование материальных потоков в логистической системе.
Виды обязательных испытаний (тестов) и испытаний (тестов) по выбору



Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...

©2015 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)