Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Нравственно-психологические особенности спора




· Спор: мифы и реальность

· Принципы честного спора

· Позволительные и непозволительные уловки

 

Рассматривая нравственно-психологические особенности спора, важно определить общие принципы поведения участников спора, их психологические особенности и приемы воздействия на оппонентов.

Прежде всего, необходимо отметить, что в нашем сознании сложилось предостаточно заблуждений относительно сущности спора и эффективных способов поведения в нем. Попробуем обозначить хотя бы самые распространенные из них.

Заблуждение Реальность
В споре рождается истина В споре истина не рождается, а проявляется, т.к. она существует помимо спора
Продолжительность спора напрямую зависит от важности предмета спора Чем пустячнее повод, тем бесконечнее спор
В споре выигрывает тот, на чьей стороне правда В споре выигрывает тот, кто более логично и аргументировано обосновывает свою позицию
Чем эмоциональнее, тем убедительнее Чем больше спорящий «на взводе», тем легче он теряет логику собственных аргументов
Кто больше говорит, у того больше шансов выиграть спор Если ваш оппонент говорит больше вас, вам легче обнаружить ошибку в его рассуждениях. Дайте ему совершить столько ошибок, сколько возможно
Победивший в споре получает уважение и признание побежденного Если вы хотите завоевать человека, позвольте ему победить себя в споре (вспомните народную мудрость: если вы думаете, что справедливость победила, попробуйте убедить в этом побежденных).

Понятно, что преодолеть имеющиеся заблуждения можно только обучаясь искусству спора, умению вести диалог. И для начала стоит познакомиться с основными составляющими культуры спора.



1. Четко обозначить предмет и цель спора и не отклоняться в сторону. Спор нужно уметь доводить до конца, т.е. либо до опровержения тезиса противника, либо до признания его правоты.

2. Отказаться от мысли, что вы «правы на 100%» и поэтому вам поверят на слово. Следует подготовить обоснованные и последовательные аргументы.

3. Точно определить основные понятия, чтобы не спорить о совершенно разных вещах.

4. Знакомиться с идеями оппонентов из их уст, а не из уст их толкователей. Внимательно выслушивать и анализировать все приводимые доводы. Искать не различия в ваших позициях, а, прежде всего, точки соприкосновения.

5. Не бояться задавать вопросы, уточнять.

6. Не переходить на личности: обсуждать проблему, но не личные качества собеседников.

Подобрать сильные и убедительные доводы – это задача достаточно сложная. Здесь не существует специальных правил, которые можно заучить. Многое зависит от хорошего знания предмета спора, от общей эрудиции полемиста, его находчивости и сообразительности, от скорости реакции, от выдержки и самообладания, от понимания сложившейся ситуации.

Однако, подбирая те или иные доводы, нужно заботиться о том, чтобы они воздействовали не только на разум слушателей, но и на их чувства. Как утверждал Гельвеций, «бывают люди, которых нужно ошеломить для того, чтобы убедить».

Поэтому следует знать наиболее эффективные психологические приемы воздействия на оппонентов в процессе спора.

• Эффективным считается применение юмора и иронии. Эти средства помогают разрядить напряженную обстановку, создают определенный настрой при обсуждении острых вопросов, помогают полемистам добиться успеха в споре.

Но злоупотреблять остротами в споре, особенно если обсуждаются серьезные деловые вопросы нельзя. Тем более - прикрывать с их помощью бессодержательность ответа.

• Часто встречается такой прием, как «доведение до нелепости»,«сведение к абсурду». Суть такого приема - показать ложность тезиса или аргумента, так как следствия, вытекающие из него, противоречат действительности.

• Довольно распространенным в дискуссиях и полемиках является прием «возвратного удара»,или так называемый, прием бумеранга. Его суть заключается в том, что тезис или аргумент обращается против тех, кто их высказал, при этом сила удара во много раз увеличивается.

• Разновидностью «возвратного удара» считается прием «подхвата реплики».В ходе обсуждения спорного вопроса полемисты нередко бросают реплики различного характера. Умение применить реплику противника в целях усиления собственной аргументации - действенный прием в полемике. Его часто пользуются при выступлениях на съездах, конференциях и митингах.

• Иногда вместо обсуждения по существу того или иного положения начинают оценивать достоинства и недостатки человека, его выдвинувшего. Такой прием в полемике называется «доводом к человеку». Он оказывает сильное психологическое воздействие, особенно если применяться в сочетании с другими достоверными и обоснованными аргументами. Но как самостоятельное доказательство он считается логической ошибкой, состоящей в подмене самого тезиса ссылками на личные качества того, кто его выдвинул.

• Разновидностью приема «довод к человеку» является прием, который называется «апелляция к публике».Цель данного приема – повлиять на чувства слушателей, их мнение, интересы, склонить на сторону говорящего.

• Прием «оттягивание возражения» рекомендуется использовать в том случае, если вы сильно растерялись, нервничаете, у вас вдруг «пропали» все мысли. Для того, чтобы не показать противнику свое состояние, можно начать говорить о чем-то постороннем твердым, уверенным голосом.

• Прием «ответ вопросом на вопрос». Не желая отвечать на поставленный вопрос или испытывая затруднения в поисках ответа, полемист на вопрос оппонента ставит встречный вопрос. Если противник начинает отвечать, то это означает, что он попался на уловку.

Мы не ставили задачу рассмотреть все приемы, используемые в споре, да в этом и нет необходимости. Важно понять, что они являются нравственно и психологически оправданнымии могут успешно использоваться в споре. Но наряду с ними существуют и так называемые непозволительные (нечестные) приемы и уловки, которые заводят спор в тупик, лишая его познавательной сущности и превращая в перебранку.

Они основаны на хорошем знании особенностей психологии людей и слабостей человеческой натуры. Как правило, эти уловки содержат элементы хитрости и прямого обмана. Рассмотрим их более подробно.

Ставка на ложный стыд.Известно, что люди часто хотят казаться лучше, чем они есть на самом деле, боятся уронить себя глазах окружающих. Вот именно на этом желании выглядеть лучше и играют некоторые опытные полемисты. Например, приведя недосказанный или даже ложный вывод, противник сопровождает его фразами: «Вам, конечно, известно, что наука давно установила...»; «Неужели вы до сих пор не знаете?»; «Общеизвестным является факт...» и т.д. Таким образом, делается ставка на ложный стыд. Если человек не признается, что это ему неизвестно, то он «на крючке» у противника и вынужден соглашаться с его аргументами.

«Дискредитация оппонента». Это упоминание неприятных моментов, ситуаций или ошибок в прошлой деятельности деловых партнеров с целью снизить их самооценку или значимость в глазах оппонентов.

Выведение из терпения. Это достигается через монотонное отбивание ритма ногой, раздражающее постукивание карандашом или ручкой по столу, назойливое и двусмысленное подмигивание и т.д.

Обличение противника, обсуждение его личных качеств или поступков, приклеивание ярлыков и огульные обвинения.

Демонстрация силы, шантаж, угроза.Самый грязный прием, рассчитанный на запугивание оппонента.

Ироничная или негативная оценка вопроса.Иногда полемисты начинают иронизироватьпо поводу вопросов своего оппонента («Вы задаете такие «глубокомысленные» вопросы»; «И вы считаете свой вопрос серьезным?»;«Вы задаете такой трудный вопрос, что я пасую перед ним» и т.д.) или дают ему негативную оценку («Это наивный вопрос»; «Этот вопрос звучит аполитично»; «Это же догматизм»; «Это незрелый вопрос» и т.д.).

Такого рода фразы психологически негативно действуют на противника, так как в них проявляется неуважительное отношение к нему как к личности.

Таким образом, зная основные позволенные и непозволенные уловки, к которым прибегают оппоненты в споре, умея их распознавать и, если нужно, нейтрализовать, вы, несомненно, достигнете успеха. Как говорится, кто предупрежден – тот вооружен.

 

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (862)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7