Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Способы и приемы эмоциональной саморегуляции





· Характеристика эмоциональных состояний

· Аутогенная тренировка

· Медитация

· Массаж

· Сон

 

Современная культура активно вторгается в эмоциональ­ный мир человека. При этом наблюдаются два, на первый взгляд, противоположных, но, по сути, взаимосвязанных процесса — повышение эмоциональной возбудимости и распространение апатии. Когда утрачива­ется контроль над эмоциями и умеренные их проявления все чаще сменяются крайностями, это свидетельство явного не­благополучия в эмоциональной сфере.

Современные психологи, опираясь на многолетний опыт научного изуче­ния человеческих эмоций, как правило, признают необходи­мость их рациональной регуляции.

Пси­хологи установили, что эмоции дезорганизуют ту деятель­ность, в связи с которой они возникли. Например, страх, возникший с необходимостью преодолеть опасный участок пути, нарушает или даже парализует движение к цели, а бурная радость по поводу успеха в творческой деятельности снижает творческий потенциал. В этом проявляется нера­зумность эмоций. И вряд ли они уцелели бы в соперничест­ве с разумом, если бы не научились побеждать «хитростью».

Эмоции — эволюционно более ранний механизм регу­ляции поведения, чем разум. Поэтому они выбирают и бо­лее простые пути решения жизненных ситуаций. Тому, кто последует их «совету», эмоции добавляют энергии, поско­льку они напрямую связаны с физиологическими процес­сами в отличие от разума, которому подчиняются отнюдь не все системы организма. Под сильным воздействием эмоций в организме происходит такая мобилизация сил, которую разуму не вызвать ни приказами, ни просьбами, ни понуканиями.

Не справ­ляясь с переживаниями, человек пытается подавить хотя бы внешние проявления эмоций. Однако внешнее благополу­чие при внутреннем разладе обходится слишком дорого: разбушевавшиеся страсти обрушиваются на собственный организм, нанося ему удары, от которых он долго не может оправиться.

Американский психолог Р. Холт доказал, что невозмож­ность выразить гнев приводит к последующему ухудшению самочувствия и состояния здоровья. Постоянное сдержива­ние проявлений гнева (в мимике, жестах, словах) может спо­собствовать развитию таких заболеваний, как гипертония, язва желудка, мигрень и пр. Поэтому Р. Холт предлагает выра­жать гнев, но делать это конструктивно.



Как же сохранить контроль над интенсивностью чувства, если первое, что утрачивается в гневе,— это способность управлять своим состоянием? Потому мы и не даем волю своим эмоциям, что не уверены в возможности сохранить контроль над ними и направить их в конструктивное русло. Есть и другая причина излишней сдержанности — традиции, регулирующие эмоциональные проявления.

Люди давно пытались найти способы воздействия на свой эмоциональный мир. Такова система регуляции эмоций, основанная на гимнастике йогов.

Наблюдательные члены этой индийской секты заметили, что при неприятных эмоциях дыхание становится стеснен­ным, поверхностным или прерывистым, возбужденный че­ловек принимает позы с чрезмерно повышенным тонусом мускулатуры. Установив связь между позой, дыханием и пе­реживаниями, йоги выработали ряд физических и дыхатель­ных упражнений, овладение которыми позволяет избавлять­ся от эмоциональной напряженности.

Однако философская концепция йогов такова, что це­лью постоянного упражнения является не разумный конт­роль над эмоциями, а избавление от них в стремлении до­стигнуть полной безмятежности духа. Отдельные элементы системы йогов использовались при создании современного метода психологической саморегуляции — аутогенной тре­нировки[15]. Существует много разновидностей этого метода, впервые предложенного немецким психотерапевтом И. Шульцем в 1932 году. Классическая методика Шульца включала ряд формул самовнушения, позволяющих после неоднократных занятий свободно вызывать ощущение теплоты и тяжести в различных частях тела, регулировать частоту дыхания и сер­дцебиения и вызывать общее расслабление. В настоящее время аутогенная тренировка широко используется для кор­рекции эмоциональных состояний при повышенном нер­вно-эмоциональном напряжении, для преодоления послед­ствий стрессовых ситуаций, возникающих в экстремальных условиях профессиональной деятельности.

Тот, кто хочет заниматься аутогенной тренировкой, дол­жен хотеть этого по-настоящему, отдавшись занятию по доб­рой воле, отбросив все предубеждения, раскрепостившись внутренне, удерживая себя от соблазна освоить этот метод как можно быстрее, находя в себе силы погружаться в него все глубже и глубже.

Сам метод довольно прост. В него входят определенные упражнения, воздействующие на человека в направлении от периферии к центру тела. При правильном выполнении упражнений их воздействие постепенно усиливается, вызывая расслабление сначала отдельных участков, а затем и всего тела.

Сторонники аутогенной тренировки считают, что у нее очень широкая сфера применения. Очень близка к ней медитация.Если вы хотите научиться расслабляться и концентрироваться, этот метод оказался бы для вас весьма полезным.

Медитацию нередко связывают с религией, но медитация давно уже выделилась из религиозной сферы, а религиозная медитация не всегда и не везде направлена только на духовно-религиоз­ные ценности. Примером тому служит дзэн.

Дзэн требует полного и безоговорочного по­гружения в простое, обыденное восприятие мира. Другие виды медитации подобным же образом от­делились от своих истоков, поэтому сегодня мы можем исхо­дить из того, что медитация вполне может найти практическое приме­нение, и медитация — это процесс снятия напряжения, преиму­щественно физического.

Уже 2—3 минуты медитации в день могут оказать чрезвы­чайно благотворное влияние на человека, подверженно­го стрессу.

Мы на самом деле медитируем чаще, чем нам это кажется, не воспринимая это как медитацию. Тот, кто внимательно понаблюдает за своим поведением в течение дня, может, на­пример, прийти к выводу, что он не в состоянии непрерыв­но заниматься работой, а время от времени делает медитационные паузы между отдельными короткими фазами работы. Исследования на производстве показали, что на это уходит примерно 25% ежедневного рабочего времени.

К занятиям медита­цией надо готовиться. При этом мы различаем внешнюю и внутреннюю подготовку.

а) Внешняя подготовка:

· Убедитесь в том, что в течение следующих 10 минут вам никто и ничто не помешает.

· Сядьте поудобнее в кресло или лягте на кушетку.

· Проверьте вашу одежду ,чтобы она вас нигде не стесняла.

б) Внутренняя подготовка:

· Вы уверены в том, что хотите сейчас медитировать?

· Можете ли вы отложить все ваши повседневные заботы в сторону и обратить все ваше внимание на самого себя и свое тело?

· Если да, то закройте глаза и попытайтесь переключить свое внимание с внешнего мира вовнутрь, на ваш внут­ренний мир, на ваше тело. Заставьте скользить ваше внимание по всему вашему телу без всякой цели и пла­на, ощутите свое дыхание, почувствуйте, как медленно поднимается и опускается при этом живот...»

Правильное дыхание чрезвычайно важно при медитации. Рекомендуется считать вдохи и выдохи (раз — вдох, два — выдох, три — вдох, четыре — выдох, и так далее до десяти, а затем повторить все сначала).

Есть также и другие способы дыхательной медитации. Важно найти метод, больше все­го отвечающий вам и улучшающий ваше самочувствие. Не надо слепо перенимать первую попавшуюся вам на глаза ме­тодику, если она не приносит ожидаемых результатов.

Широко известен благоприятный эффект использования ручного массажа в регуляции нервно-психического состояния.

Для достижения положительного эффекта имеет значение как применяемый массажный прием, так и методика его использования. Так, при повышенном психоэмоциональном напряжении хороший эффект дает длительное, монотонное использование таких приемов, как поглаживание и глубокое, ритмичное, спокойное разминание. При подавленном состоянии человека, низком психическом тонусе активизации возбудительных процессов и снятию тормозных способствует применение в кратковременном резком режиме таких приемов, как растирание, удары, поверхностное интенсивное разминание и т.д. Такие разновидности ручного массажа, как гигиенический и косметический, особенно утром, не только обеспечивают эффективное снятие так называемого «сонного торможения» и быстрое включение в рабочий режим, но и создают благоприятный эмоциональный тонус на предстоящий день.

По механизмам действия к точечному массажу близко примыкают массаж бесконтактный и биоэнергомассаж.

Особого внимания заслуживает такой феномен каксон. В среднем человек проводит треть своей жизни в состоя­нии сна и без сна не может обходиться.

Существуют различные виды нарушений сна. Если чело­век просыпается ночью и не может снова заснуть, то говорят о прерывистом сне. Если же человек очень устал и тем не ме­нее не может заснуть, то это называют бессонницей. Наруше­ния сна имеют и чисто индивидуальные особенности.

Взрослым необходимо спать семь—восемь часов в сутки. Каж­дый из нас знает сам, что, хорошо выспавшись, мы себя чув­ствуем лучше. Если же сон нарушается, у многих возникают серьезные проблемы.

Именно здесь надо начинать поиски разумных решений проблемы бессонницы. Прежде всего, не стоит впадать в панику, если вам не удается сразу заснуть.

Единичные нарушения сна могут иметь вполне объяснимые причины, даже если их не сразу удается установить. Если же вы страдаете хроническими на­рушениями сна, то ваше состояние не улучшится оттого, что вы будете роптать на свою судьбу.

Приходится сталкиваться с самыми разными рекоменда­циями против бессонницы, такими, например, как «подсчет овечек в стаде» и т. д., но поскольку сон — вещь очень инди­видуальная, то применение подобных методов зачастую не помогает. Полезно по­знакомиться с некоторыми правилами, выполнение кото­рых может просто оздоровить ваш сон:

· Попытайтесь установить, сколько сна вам действитель­но необходимо, чтобы чувствовать себя бодрым и све­жим. Если спать дольше, чем нужно, то сон будет менее эффективным.

· Старайтесь больше двигаться, ведь физические нагруз­ки способствуют здоровому сну. Но физическое перена­пряжение, напротив, может привести к нарушениям сна.

· Старайтесь по возможности вставать, а также ложиться спать в одно и то же время. Таким образом, вы привык­нете к определенному времени сна и бодрствования.

· Следите за температурой в спальне. Распространенное мнение о том, что в холодной комнате сон спокойнее, не находит достаточного подтверждения. Известно, од­нако, что жара плохо влияет на сон, не говоря уже о том, что потеть во сне неприятно.

· Всем известно, что шум мешает спать. Если непо­далеку от вашего дома есть источники шума (например, транспортное движение), то вам следует принять соот­ветствующие меры.

· Напитки, содержащие кофеин, отбивают сон. Даже если вы считаете, что чашка кофе перед сном для вас не помеха, лучше отказаться от этой привычки.

· Тяжелая и обильная еда перед сном может сделать его беспокойным. Как, впрочем, и чувство голода.

· Постоянное употребление снотворных средств - вредно, впоследствии они к тому же практически перестают дей­ствовать. Прием же снотворного по одной таблетке от случая к случаю поможет вам легко уснуть.

· Не пытайтесь усилием воли заставить себя заснуть. Вместо расслабления это ведет к еще большей скован­ности. Сохраняйте полное спокойствие в том случае, если вам не удается сразу уснуть. Попробуйте почитать немного — некоторым это помогает.

Будем надеяться, что вам не придется прибегать к этим рекомендациям. Но даже если у вас спокойный и здоровый сон, было бы весьма полезно подумать о том, как вы спите. Люди со здоровым и глубоким сном должны, например, осознавать, что это не нечто само собой разумеющееся, а что им дана прекрасная возможность для благотворного отдыха. Надо ценить эту способность, с умом пользоваться ею и не сидеть ночи напролет, если в этом нет нужды.

Знание особенностей психики человека, условий ее благополучного становления, развития и реализации позволяет разработать рекомендациипо развитию психических возможностей человека, научить его пользоваться этими рекомендациями.

Для здоровой психики характерно положительное эмоциональное состояние. Преобладающее эмоциональное состояние (радость, чувство тревоги, грусть и т.д.) — это тот эмоциональный фон, на котором идет жизнь человека со всеми ее компонентами. Именно эмоциональное состояние оказывает мощное влияние на психическое здоровье и является его надежным индикатором, поэтому негативное эмоциональное состояние — показатель ухудшения психического здоровья и здоровья в целом. Следствием же таких отрицательных эмоций (особенно подавляемых) являются неврозы.

Неврозом И.П. Павлов называл срывы высшей нервной деятельности.

Вероятность срыва высшей нервной деятельности, так же как и возникновение отрицательных эмоциональных состояний, во многом зависит от условий, в которых живет и трудится человек, отношения к нему, его деятельности, его проблемам со стороны окружающих, а также от индивидуальных особенностей нервной системы человека.

 


ЛИТЕРАТУРА

Авдеев В. В. Формирование команды. - 2 изд., пер. и доп. - М., 1999.

Айсмонтас Б.Б. Психология общения. М, 1996.

Аксельрод А. 2001 способ сказать «нет» изящно и веско. Урал, 1997.

Андреев В.И., «Конфликтология (Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов)», М., 1995.

Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. СПб, 2008.

Баева О.Е. Ораторское искусство и деловое общение. Учеб. пособие. -Мн.: 2000.

Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. Л., 1990.

Батаршев А.В, Психодиагностика способности к общению. М.: Владос, 1998.

Бенедиктова В. И. Деловая репутация: Личность, культура, этика, имидж

Беркли А.М. Забытое искусство слушать. СПб, 1997.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1998.

Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. СПб, 1997.

Бойдел Т. Как улучшить управление организацией. М., 2000.

Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб. 1999

Бороздина Г.В. Психология делового общения. М., 2006.

Ботавина Р.Н. Этика менеджмента. М., 2001.

Браим И.Н. Культура делового общения. Учеб. пособие. - Мн.: 2006.

Браим И.Н. Этика делового общения. Мн., 1994.

Браун Д. Имидж - путь к успеху. - Спб., 1996.

Бринкман Р., Кершнер Р. Гений общения. СПб., 1997.

Бэннет К. Деловой этикет и протокол: краткое руководство для профессионала. М., 2008.

Ведение переговоров и разрешение конфликтов. - М., 2006.

Вечер Л.С. Поведение руководителя: Практическое пособие. – Мн.: Новое знание, 2000.

Вечер Л.С. Секреты делового общения. Мн., 1996.

Власова Н. И проснешься боссом... Справочник по психологии управления. -М, ИНФРА-М, 1994, т. 1-3.

Водопьянова Н.Е. Синдром «выгорания» в профессиях системы «человек - человек» //Практикум по психологии менеджмента в профессиональной деятельности /Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб., 2001

Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. М., 1991.

Гисберт Бройниг. Руководство по ведению переговоров. - М., ИНФРА-М.

Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. - М., ИНФРА-М, 1997.

Гринберг Дж. Управление стрессом. - М.; СПб., 2002

Данкел Ж. Деловой этикет. - Р/на Д., Феникс, 1997.

Де Джордж Р.Т. Деловая этика. В 2 т. - СПб., М., 2001.

Джонсон К., Абрамов И. Деловая этика. Вашингтон, 2005.

Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 2000.

Зарецкая Е.Н. Деловое общение: учебник: В 2 т. М., 2008.

Капто А.С. Профессиональная этика. М., Ростов-на-Дону, 2006.

Капшук О.Н. Этика и психология делового общения руководителя и подчиненного. Ростов-на-Дону, 2008.

Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений. М. 2009.

Кнебель X. Правильно ли я веду себя при устройстве на работу. - М., 1996.

Коноплева Н.А. Психология делового общения. Учебное пособие. – М.: Флинт, 2008.

Корпоративная этика. - М.,2003.

Коул Дж. Управление персоналом в современных организациях. М., 2005.

Криксунова И. Создай свой имидж. - Спб., 1997.

Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практическое пособие. 6-е изд. - М.: ОСЬ - 89, 2002.

Кузин Ф.А. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика. М., 2008.

Культура устной и письменной речи делового человека. Практикум. - М.: 1997.

Линчевский Э.Э. Контакты и конфликты. Общение в работе руководителя. – М.: Экономика, 2000.

Марк X. Мак Кормак. Секреты бизнеса для всех. Чему до сих пор не учат в бизнес-школах. - М., 1997.

Митрошенков О.А. Эффективные переговоры. М., 2000.

Михалькевич Г.Н. Протокол и этикет международного общения. Мн., 2003.

Мицич П. Как проводить деловые беседы.- М., 1987

Панкратов В. И. Уловки в спорах и их нейтрализация. - М., 1996.

Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. СПб., 2001.

Петрунин Ю.Ю. Этика бизнеса. М., 2007.

Пиз А. Язык телодвижений. СПб., 2004.

Поваляева М.А. Психология и этика делового общения / Серия «Высшее образование». — Ростов н /Д: Феникс, 2004. — 352 с.

Поварнин С. И., Спор о теории и практике спора. СПб, 1996.

Пост П. Деловой этикет. Персональные коммуникации для профессионального успеха. М., 2008.

Почепцов Г.Г. Имиджелогия. М., Киев, 2000.

Психология влияния. СПб. 2000.

Психология и этика делового общения. М., 2006.

Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 326 с.

Сафьянов В.И. Этика общения: проблема разрешения конфликтов. М., 1997.

Свилас С.Ф. Международная деловая этика: Исторические и региональные аспекты. Мн., 1995.

Селье Г. Стресс без дистресса: Пер. с англ. – М., 1982.

Скотт Дж. Конфликты, пути их преодоления. - Киев, 1991.

Смелкова 3. С. Деловой человек: культура речевого общения / Пособие и словарь-справочник. - М., 1997.

Фишер Р., Юри У., Патон Б. Переговоры без поражения. Гарвардский метод. М., 2006.

Ханиш Х. Деловой этикет для работы и карьеры. М., 2007.

Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза. М., 2007.

Шейнов В.П. Как управлять собой. Мн., 2010.

Шейнов В.П. Психология и этика делового контакта. - Мн., 1996.

Шейнов В.П. Риторика / В.П. Шейнов. - Мн.: Амалфея, 2000. - 592с.

Шепель В.М. Имиджелогия. Секреты личного обаяния. М., 1996.


[1] Краткий психологический словарь. – М., 1985. С.213.

[2] Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. - Л.; 1990. - с. 139.

 

[3] Краткий психологический словарь. М., 1985, с. 82

[4] Более подробно вы можете самостоятельно ознакомиться со следующими пособиями: Пиз А. Язык телодвижений: как читать мысли людей по их жестам.- Новгород, 1992; Ниренберг Д., Колеро Г. Читать человека – как книгу.- М., 1990; Лабунская В.А. Невербальное поведение.- Ростов, 1986; Кузин Ф.А. Делайте бизнес красиво.- М., Инфра-М, 1995; Кузин Ф.А. Культура делового общения.- М., 1997; Бороздина Г.В. Психология делового общения.- М., Инфра-М, 2004 и др.

 

[5] В данной главе использованы следующие публикации: Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи: Современная риторика. Р/на Д., 1998. Мурина Л. А. Риторика. Учебник, Мн., 1994; Сопер П. Основы искусства речи. М.. 1992; Баева О. А. Ораторское искусство и деловое общение. Мн., 2000; Культура устной и письменной речи делового человека. М., 1997. Стернин И. А. Практическая риторика. Воронеж, 1996; Бороздина Г.В. Психология делового общения. М., Инфра-М, 2004; Мишаткина Т.В., Бороздина Г.В. Культура делового общения. Мн., 1997.

 

[6] Мицич П. Как проводить деловые беседы. – М., Экономика, 1983

[7] См. подробнее: М.М.Лебедева. Уметь вести переговоры.- М., 1991; Н.И.Леонов Психология делового общения. Учеб.пос. - М., 2002.

[8] Браим И.Н. Этика делового общения: Учеб. пособие. - Мн.: НКФ «Экоперспектива», 1994, с.25

[9] См.: Управление школой: Теоретические основы и методы: Уч. пособие / Под ред. В.С. Лазарева. - М.: ЦСиЭН, 1997. или Малышев К.Б. Психология управления: Научно-методическое пособие для вузов. – М., 2000, с.19

[10] Кулиев Т.А., Мамедов B.Б. Руководитель и коллектив: взаимодействие. – М., 1990.

 

[11] В данной главе использованы следующие источники: Борисов А.Ю. Роскошь человеческого общения. — М., 1998; Секреты умелого руководителя / Сост. И.В. Липсиц. — М., 1991; Бородкин Ф.М., Колряк П.М. Внимание: конфликт. — Новосибирск, 1989; Зигерт В., Ланг Л. Руководитель без конфликта. — М., 1990; Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. — М., 1993; Мескон M. X, Альберт М., Хедоури Ф. Управление конфликтами, изменениями и стрессами. — М., 1992; Обо­зов Н.Н. Психология конфликта и способы его разрешения. — Л., 1991; СкоттДж.Г. Способы разрешения конфликтов. — Киев, 1991; Психология управления. — М.— Но­восибирск, 1997.

[12] Самопрезентация рассм.в гл.1.5. См. также: Э. Гоффман. Современная зарубежная социальная психология. Тексты. - М., 1984, с. 189-196; Шепель В.М. Имиджелогия, или Секреты личного обаяния. - М., 1994.

[13] Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб., 1999.

 

[14] См.: Синдром эмоционального сгорания. Что делать? – «СПИД Фонд Восток-Запад», 2008.

[15] Методы саморегуляции приводятся по кн. Леонова Н.И. «Психология делового общения». Учеб.пос.. – М.: Изд. Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2002. – 216 с.

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (717)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.023 сек.)