Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Этногенез и этническая история русского народа



2015-11-07 4669 Обсуждений (0)
Этногенез и этническая история русского народа 4.60 из 5.00 5 оценок




Лекция 9. ЭТНОГРАФИЯ РУССКИХ

Русские – один из крупнейших народов мира, "государствообразующий" этнос Российской Федерации, где по переписи 2010 г. его представителей насчитывалось немногим более 111 млн чел., при доле в общей численности населения 77,7%. Русский язык входит в восточнославянскую подгруппу славянской группы индоевропейской семьи. В расовом отношении русские относятся к европеоидной расе, в их составе согласно классификации В. В. Бунака выделяется 16 антропологических типов: ильменский, средневолжский, степной и др. В конфессиональном отношении подавляющее большинство верующих русских – православные христиане.

Этногенез и этническая история русского народа

Этногенетические истоки русского этноса восходят к периоду общеславянской общности, в свою очередь, выделившейся из состава индоевропейского единства. Время и место выделения славян дискуссионно.

Предлагаемые лингвистами даты колеблются от III до начала I тыс. до н.э., а в качестве территории их первоначального проживания называются либо Подунавье, либо Висло-Одерское междуречье (иногда с расширением ее до Среднего Поднепровья и даже Подонья). Впервые под своим именем в письменных источниках славяне появляются только с VI в. н.э., этим временем датируется и первая достоверно славянская археологическая культура Прага-Корчак. Раньше, возможно, славяне были известны под другими названиями – сколоты, ставаны, венеды и др., встречающиеся в сочинениях авторов древности.

В начале I тыс. н.э. начинается процесс распада лингвистического единства славянского мира. "Повесть временны́х лет" описывает славянские группы (возможно, племена) его восточной части – полян, древлян, радимичей, северян, словен и др. С IX в. начинается процесс их консолидации в единую народность с названием "русь", в научной литературе именуемой древнерусской. Происхождение данного этнонима спорно: оно возводится либо к скандинавскому rutsi/motsi ("мореплаватели"), либо к какому-то восточноевропейскому омониму – народу росомоны, р. Рось и др. Древнерусская государственность, сначала представлявшая собой политическое единство, затем распадается на отдельные самостоятельные образования – земли, или княжения. После нашествия в 30–40-х гг. XIII в. монголо-татар восточная часть русских земель оказалась в подчинении у Золотой Орды, а западная вошла в состав Великого княжества Литовского. Борьба населения восточных земель Руси за свержение ига была фактором, консолидирующим его в этнос, сохранивший прежнее название, но в несколько иной огласовке – русские (великоросы). На западнорусских землях складываются два других восточнославянских этноса – украинский и белорусский.

Формирование русского этноса происходит в период XIV–XV вв. на территории древнерусских земель, находящихся в зависимости от Золотой Орды. Здесь образуется новый политический центр – Москва, собирающий ранее самостоятельные княжества в единую государственность. Этот процесс завершился к началу XVI в. и сопровождался борьбой за свержение ордынского ига. Именно земли, объединяемые Московским княжеством, становятся территорией формирующегося русского (великорусского) этноса. В последующее время происходил интенсивный процесс роста территории Русского государства, к началу XX в. под названием Российская империя она охватывала почти всю Восточную Европу, Кавказ, Среднюю Азию и Казахстан, Сибирь и Дальний Восток. При полиэтничности российской государственности русский этнос оставался в ней самым крупным по численности, хотя доля его в составе населения страны по мере присоединения других территорий и народов постепенно падала. В конце XVII в. она составляла чуть более 70%, к концу XVIII в. – около 50%, а согласно данным всеобщей переписи населения России 1897 г. – 43,5%. С расширением границ российской государственности происходил рост этнической территории русского народа, которая из Волго-Окского междуречья и части европейского севера распространилась на Среднее и Нижнее Поволжье, Приуралье, Северное Причерноморье и Приазовье, Ставрополье и Прикубанье, Южную Сибирь и Дальний Восток.

Широкое расселение русского этноса и регионах с различными экологическими условиями, заимствование иноэтничных элементов культуры, тесные контакты с местным населением, в том числе и брачные, а также сохранность некоторыми частями русского этноса архаичных форм культуры, конфессиональные и социальные факторы привели к формированию в составе русского народа территориальных групп со своеобразными чертами хозяйства, быта, иногда даже языка и антропологического облика. Выделяются два их типа: этнографические группы – не имеющие особого, отличного от общерусского, самосознания, и субэтносы – им обладающие, что проявляется в их названии. Основными этнографическими группами в европейской части России являются севернорусская, южнорусская и переходная между ними среднерусская, а также северо-восточная, юго-восточная и западная группы. В Сибири культурно-бытовые особенности русского населения определялись исходным регионом миграции. К субэтносам относятся различные группы казачества (донское, кубанское, семиреченское, амурское и др.), а также поморы, усть-цилемцы, цуканы, карымы, камчадалы и др. Всего в составе русского народа их насчитывается около трех десятков.

В советский период при росте общей численности русских их процент в составе населения СССР, как показывают данные переписей, снизился с 52,9% (1926) до 50,6% (1989), в то время как в составе РСФСР он, обычно, составлял чуть более 80%. Как и в предшествующее время, продолжалось расселение русских в другие ("национальные") регионы. Однако с 1970-х гг. в ряде территорий СССР, в частности, в Закавказье, Средней Азии и Молдавии в результате снижения рождаемости, а также политики "скрытого" национализма, стало наблюдаться уменьшение, как процентного состава русских, так и абсолютной их численности.

После распада СССР и образования на месте бывших республик самостоятельных государств значительная часть русского населения мигрировала с их территории в Российскую Федерацию. При численности русских по Всероссийской переписи 2010 г. 111 млн чел. (с включением в это число особо выделенных переписью казаков – 67,6 тыс. и поморов – 3,1 тыс. чел.) они составили 80,9% населения страны.

Примерно в половине национально-государственных образований РФ (республики, автономные округа, автономная область) русские являются самым многочисленным этносом, составляя обычно более половины населения. Они образуют большинство во всех областях РФ, где их доля доходит до 90% и более. Что касается численности русских за пределами России, то определить ее сложно но ряду причин. В ближнем зарубежье она составляет примерно 18 млн чел., в дальнем – порядка 12–13 млн чел., всего русских в мире насчитывается примерно 146–147 млн чел.

Как и во всем мире, традиционный культурно-бытовой уклад русского народа под влиянием процессов индустриализации и урбанизации в значительной степени утратил свои самобытные черты. Эта трансформация наиболее интенсивно происходила в последние десятилетия XIX – начало XX в. Поэтому культуру русского этноса обычно характеризуют по состоянию на это время, обращая особое внимание на крестьянскую культуру, которая в наибольшей степени сохраняет традиционные элементы.

Основным традиционным занятием русских было пашенное земледелие. На первом месте в земледелии стояло полеводство. Преобладало трехполье – два участка отводилось, соответственно, под яровые и озимые посевы, а третий оставался "под паром", его не засевали. Но на севере практиковалась также подсека, а на юге залежь и перелог. Самым распространенным пахотным орудием была соха разных типов (черкуша, курашимка, ярославская косуля и др.). Основной тягловой силой в русском земледелии была лошадь. На юге широко использовался плуг различных видов ("красный", сабан, колонистский и др.), в него запрягали быков или волов, обычно попарно. После вспашки землю боронили, виды борон демонстрировали их эволюцию – от самой примитивной в виде ствола дерева с обрубленными сучками до рамной, целиком металлической. Для повышения урожайности на поле вывозили навоз. Сев был ручной. С момента сева начинался самый рискованный для будущего урожая период, когда судьба его определялась состоянием погоды. Поэтому сев обставлялся многочисленными обрядами – клали куриные яйца, обычно пасхальные, в семенное зерно, везли его на поле ночью, чтобы встречный не мог его "сглазить", сеятель надевал чистую рубаху, иначе поле зарастет сорняками, и т.п.

Главное место среди полевых культур занимали зерновые – ячмень, рожь, пшеница, также выращивали овес, просо, гречиху, важную роль играли горох и репа. Основными техническими культурами были лен на севере и конопля в центральных и южных районах, масло их семян использовалось при приготовлении пищи. С XVIII в. начинается распространение новых полевых культур, в основном, на юге России – кукурузы, подсолнечника, табака, сахарной свеклы, но особо важна была роль картофеля, который становится "вторым хлебом". Кроме полевых культур выращивались огородные – капуста, морковь, огурцы, лук, чеснок, хрен, редька и др. Садоводство не получило развития, особенно в крестьянских хозяйствах из-за недостатка земли. В южных регионах практиковалось бахчеводство и виноградарство.

На разгар лета приходилось время сенокоса. При косьбе использовали косы двух типов – с длинной рукоятью, называемую литовкой, и с короткой изогнутой – горбушей, удобной на северных пожнях, кочковатых и заросших кустарником.

Завершались полевые работы страдой – уборкой урожая. Зерновые женщины жали серпами, в некоторых случаях мужчины скашивали их косами, срезанные колосья связывали в снопы. Последний сноп, перевязанный красным пояском, торжественно вносили в дом и ставили в красном углу. А на хлебном поле оставляли "ильину бородку" – несколько свитых и пригнутых к земле колосьев, под образовавшуюся арку клали дары за урожай – хлеб, соль, монеты и кое-что другое, завернутые в новый кусок холста. Горох косили и потом лущили из стручков зерна, овощи выкапывали заступами, их потом хранили в погребах, капусту срезали ножами и квасили в бочках.

Привезенный с поля хлеб для лучшего отделения зерна сначала сушили в специальных сооружениях. Они имели разный вид и названия: шиш – в виде конуса из жердей над ямой с разведенным в ней костром, овин – двухэтажная постройка, в нижней части которой разводился огонь, и более безопасная в пожарном отношении рига – одноэтажная постройка с печью. Затем на току – ровной площадке утрамбованной земли, иногда застеленной досками, хлеб обмолачивали цепами, просто палками. На юге для этой цели использовали каталки-гарманы или прогоняли по расстеленным колосьям копытных животных.

После обмолота зерно веяли, подбрасывая на ветру лопатами или просеивая через решето, при этом оно сортировалось – на семена, в пищу людям и на продажу, самое некачественное вместе с мякиной шло на корм скоту. Хранили зерно в амбарах, капитальных бревенчатых на севере и разных видов на юге – с плетневыми стенами, обмазанными глиной, возведенными из обожженного или сырцового кирпича-самана, здесь же практиковалось его хранение в хлебных ямах. Для получения муки зерно мололи на мельницах – ручных, которые назывались жорны, но чаще водяных и ветряных. Особое приспособление ставили на мельнице для дробления зерна в крупу, в домашних условиях для этой цели использовали деревянные ступы с пестами.

Животноводство давало мясо и молоко, кожи и шкуры, шерсть для изготовления одежды и бытовых предметов, навоз для удобрения полей, рог, из которого делали гребни, пуговицы, музыкальные инструменты, бычий пузырь для затягивания переплетов окон, конский волос для изготовления лески на удочку, наконец, скот был тягловой силой при выполнении хозяйственных работ. Держали крупный рогатый скот, в основном, коров, а также лошадей, овец и коз, свиней, домашнюю птицу. Система содержания скота была стойлово-выгонная. В теплое время, когда был подножный корм, скот выгоняли на пастбище, причем крупный и мелкий рогатый скот пасли отдельно, лошадей, поскольку днем они использовались в работах, выпасали ночью, свиней, которые сначала были на вольном выпасе, с конца XIX в. стали постоянно содержать в свинарниках. На день выпускали из птичников домашнюю птицу.

Скот выпасался обычно под присмотром пастуха, профессия которого была связана с выполнением многих магических обрядов и предписаний. Особенно развита была пастушеская обрядность в северных районах, где местом выпаса был лес и опасность потери животного, в отличие от южных открытых пространств, была велика. Например, утром пастух, распуская стадо, отмыкал замок и клал его в какое-либо топографически значимое место (у перекрестка дорог, около старого пня, рядом с источником), а вечером, перед сбором скотины, замыкал его.

Значительная роль домашних животных в крестьянском хозяйстве получила широкое отражение и в культовой практике другого рода. Первый выгон скота старались приурочить ко дню Егория Победоносца (23 апреля/6 мая), когда хозяева сгоняли скот к церкви или часовне. Священник окроплял его "святой" водой, а пастух производил обход стада с набором сакральных предметов (крест, икона, хлеб, соль, хлебные зерна и др.) в емкости, например, решете и с горящей свечой. У разных видов домашней живности были свои святые-покровители, например, Флор и Лавр – у лошадей, Косма и Дамиан – у кур. В дни, посвященные этим святым, устраивали так называемые "скотьи праздники" с кроплением скотины "святой" водой и с трапезой, иногда с поеданием жертвенного животного. Обрядами сопровождались также купля-продажа скота, лечение его, поиски пропавшего животного, особый комплекс магических действий под названием "опахивание" производился при эпизоотиях (массового падежа от эпизоотии) – проведение женщинами в полночь пахотным орудием защитной борозды вокруг селения.

Подсобные занятия, промыслы и ремесла русских отличались большим разнообразием. Повсеместное распространение получили собирательство (грибов, ягод, орехов) и рыболовство, главным образом, речное и озерное, но охота, как подсобный промысел, практиковалась только на европейском Севере и в Сибири. Везде были развиты ремесла либо потребительского характера в рамках домашнего хозяйства либо вышедшие на уровень товарного производства, будучи ориентированными на заказ или на рынок. Среди них надо отметить обработку льна и конопли, шерсти, прядение и ткачество, выделку кож и шкур и производство одежды и бытовых предметов из этих материалов. Многие промыслы и ремесла были связаны с лесом и деревообработкой – заготовка древесины, выжигание угля, выгонка смолы и дегтя, плотницкое и столярное дело, производство транспортных средств – сухопутных (саней и повозок) и водных (лодок разных видов), посуды и емкостей разного рода и др. Как правило, уже ремесленной специфики требовали такие виды производств, как кузнечное, слесарное, гончарное, стеклодувное и др.

Народный календарь. Сроки хозяйственных работ, особенно в земледелии, во многом определялись календарем. Русский народный календарь был соотнесен с христианским месяцесловом, что отражалось в характере определений промежутков времени. "На Николу зимнего" – 6 (19) декабря, "в русальную неделю" – перед Троицей, "на Великий пост" – семинедельный период перед Пасхой. Как бытовой предмет в конце XIX в. народный календарь представлял собой деревянный брусок с регулярными нарезками, обозначающими дни, и предписывающими отметками. Изображение сохи напротив дня 1 (14) марта (св. Евдокии) свидетельствовало о необходимости начинать починку сельскохозяйственного инвентаря к началу земледельческих работ, лошади против дня 18 (31) августа (Флор и Лавр) – о проведении "лошадиного праздника". По календарю также определяли погоду, поскольку фенологические приметы на тот или иной день предсказывали климатические явления на ближайшую или отдаленную перспективу, иногда в виде словесной формулы, например: "На Самсона дождь – семь недель тож", т.е. дождь 27 (10 июля) июня обещал семинедельную мокрядь.

Поселения и жилищно-хозяйственные комплексы. Выбор места для проживания определялся многими факторами – природными, социальными, экономическими, но для сельских поселений главным было наличие в округе сельскохозяйственных угодий. Типы поселений были разнообразны, что отражалось их номенклатурой. Город являлся сосредоточием оборонительных, административных, ремесленно-торговых и других функций. Среди сельских поселений преобладали село (с храмовой постройкой) и деревня (без таковой). Существовали также погосты, выселки, кордоны, заимки, хутора и др. В районах проживания казачества – станицы.

Планировка поселений отличалась разнообразием: свободная, гнездовая, круговая, уличная и др. Основным структурным элементом населенного пункта был жилищно-хозяйственный комплекс (двор, усадьба). Кроме этого, в его состав входили культовые сооружения, административные здания, постоялые дворы, торговые заведения, пожарные сараи и др. Размеры сельских поселений в европейской части России увеличивались с севера на юг: у севернорусских они насчитывали 8–12 дворов, у переходной группы – 50–80, у южно-русских их число доходило до нескольких сотен.

Наибольшие различия прослеживались между севером и югом европейской части России по характеру жилищнохозяйственных комплексов. На севере основой всякой постройки был сруб из бревен. Несколько срубных построек жилого и хозяйственного назначения ставились вплотную друг к другу, образуя так называемый большой крытый лом-двор, выходящий к улице торцовой стороной. Крыша была двухскатной, самцовой конструкции, она покрывалась тесом, реже щепой. Большую роль в ее оформлении играли охлупень – бревно, закрывающее щель между скатами, "курицы" – изогнутые жерди, поддерживающие водостоки, а также защищающие спилы бревен крыши от влаги причелины и "полотенце". Пол в доме настилался высоко над землей, так что внизу образовывалось обширное помещение – поклет. Вплотную к жилому строению пристраивался двухэтажный крытый двор, нижний .этаж которого использовался как хлев, на верхнем хранились сено и дрова, транспортные средства, сушились сети, это было место хозяйственных работ. Вне крытого дома-двора ставились только амбар и баня.

Чем дальше на юг, тем ниже были строения, самцовая конструкция крыши сменялась стропильной, уменьшалась высота подклета, двор становился одноэтажным, все больше проявлялась тенденция ставить отдельно жилые и хозяйственные строения. У южнорусских дома ставились продольной стороной к улице, постройки возводились не только в срубной, но и в каркасно-столбовой, турлучной технике, из обожженного или саманного кирпича. Крыша делалась четырехскатной и покрывалась соломой или камышом. Пол в доме мог быть земляным или обмазанным глиной. Хозяйственные строения (хлева, сараи, навесы) вместе с жилым образовывали полностью или частично замкнутый четырехугольник с открытым пространством в середине, которое и называлось двором.

При всех различиях застройки усадьбы, интерьер жилищного пространства отличался единообразием. Обычно дом состоял из трех частей: истобка/покой с печью, сени и клеть/чулан, предназначавшаяся для хранения бытовых вещей. В собственно жилой части большое место занимала русская (духовая) печь, иногда дополняемая голландкой. По диагонали от ее устья находился красный (большой, святой, передний) угол с иконами – самое почетное место в доме. Здесь стоял стол. Вдоль стен шли лавки для сидения и полки для бытовых предметов. Под потолком делался настил для спанья – полати. От печи к стене шла широкая лавка – коник, предназначавшаяся для работ и сна. Ценные вещи хранили в сундуке. Освещалось жилище лучиной или жирником.

Многие детали построек, особенно в северных и центральных районах покрывались резным и расписным орнаментом – изображениями животных и птиц, солярными знаками, геометрическими фигурами и др. Орнамент играл защитную и продуцирующую роль, а также демонстрировал строение мира, каким оно представлялось архаическому сознанию – солнце, перемещающееся по многослойному небу, верховное божество в высшей точке мирового пространства. Постройка и использование жилища и хозяйственных помещений были связаны с многочисленными обрядами и представлениями. В соответствии с ними выбиралось счастливое место будущего дома (где, например, любит отдыхать крупный рогатый скот). Для заготовки материала была запретна осина, как "проклятое" дерево. Магическими действиями сопровождались отдельные этапы строительства (рубка первого венца, укладка матицы – балки потолка и др.), переход в новое жилище (с "перевозом" домового).

Как и у любого народа у русских одежда и ее декор, кроме сугубо практической, имели и другие функции: знаковую, магическую – защитную и продуцирующую, а также эстетическую.

Материалы для изготовления одежды были как растительного – лен, пенька, кора деревьев, так и животного происхождения – шкуры, кожи, шерсть. Стебли льна и конопли выдергивали руками, потом их мяли на мялке, расчесывали, получался кудель в виде тонких волокон. Стрижкой овец получали кудель животного происхождения. Из кудели пряли нить на специальном приспособлении – прялке. Затем из полученной нити на ткацком станке ткали материю: холст – изо льна и конопли и сукно – из шерсти. Материю затем подвергали отбеливанию и при необходимости красили либо, погружая в емкость с красителем, либо набойкой – отпечатывая на ткани узор деревянной дощечкой. Специальной обработке подвергали также кожи и шкуры – их очищали от остатков мяса и жира, выдерживали в навозе, зольном растворе и т.п. Далее смазывали дегтем и затем мяли, а для улучшения качества их квасили и дубили.

Мужская одежда русских была однотипна по всей территории их проживания. Она в основном состояла из рубахи, штанов и верхней одежды нескольких видов. Рубаха обычно была из неокрашенной материи, декорировалась вышивкой, иногда имела подкладку – подоплеку. Ворот в виде короткого разреза на груди делался посредине или чуть сбоку, воротник либо отсутствовал, либо был невысокий стоячий или отложной. Штаны делались из темной материи, имели узкий шаг, держались на вставном шнурке или ремне. Верхняя одежда шилась, обычно, из сукна, имела левый запа́х и крой либо прямой, либо отрезной по талии с борами. Названия ее были разные – зипун, сермяга, пониток, армяк и др. Очень ценилась меховая одежда: овчинные отрезные по талии полушубки и прямоспинные тулупы и шубы из меха различных животных. Рубаха и верхняя одежда обязательно подпоясывались. Летние мужские головные уборы были из валяной шерсти (черепники, матерки). Зимние – из меха (ушанки, малахаи).

Женская одежда была представлена несколькими комплексами, основными были северно- и южнорусский. Общим элементом для них была рубаха, более длинная, чем мужская, богато украшенная вышивкой и аппликацией. Северно-русский комплекс включал сарафан разных видов (сукман, клиник и др.), передник и кокошник в качестве женского головного убора. Южнорусский комплекс состоял из поневы с передником и наплечной одежды (завеска, шушун, насов и др.), женским головным убором была кичка, иногда рогатая. Носили женщины и другие виды головных уборов – повойник, сборник, морщинник. Если женские головные уборы должны были полностью закрывать волосы, то девичьи (ленты, повязки и др.) оставляли их открытыми. С конца XIX в. все эти уборы вытесняются платками и шалями. Верхняя одежда женщин была отчасти схожа с мужской, но существовали и ее специфические виды – шугаи, душегреи, епанечки. Разнообразны были девичьи и женские украшения – серьги, перстни, ожерелья и др.

Обувь мужчин и женщин была во многом сходна. Самой распространенной были лапти из липового лыка, в том числе, зимние – с подковыркой куделью, праздничные – особого плетения, они назывались писаные. Предпочтительной была кожаная обувь – поршни, но особенно сапоги. Женщины носили коты – в виде туфель или высоких ботинок. Зимней обувью были валенки.

Пища. Своеобразие традиционной пищи русских определялось, в основном, хозяйственными занятиями среди которых основную роль играло зерновое земледелие, поэтому на первый план выходили мучно-крупяные блюда. Из всех продуктов питания главным был хлеб, в зависимости от качества муки – ячменный, ржаной и пшеничный и ее очистки – мякинный, решетный, ситный. Многочисленны были другие хлебные изделия – шаньги, баранки, пряники, пироги с разнообразной начинкой, особую роль играли их обрядовые виды – свадебный каравай, пасхальные куличи, масленичные и поминальные блины. Из муки также делались мучные каши (саламата, кулага и др.), но, в основном, каши варили из круп – гречневой, пшенной, ячневой, из обрядовых каш особую роль играла поминальная кутья.

Разнообразны были первые блюда, зимой преобладали горячие – щи, рассольник, летом холодные – окрошка, тюря. Главным их компонентом были овощи (капуста, картофель, лук, горох и др.), ели их и отдельно в свежем, соленом, квашеном виде. Существенную роль в питании играли продукты собирательства, особенно грибы, а весной и в голодные годы – съедобные травы.

Значимо было потребление рыбы, особенно в посты, как белкового продукта, но не относящегося к категории скоромных. Однако наиболее ценилась мясная и молочная пища. Мясо ели нечасто и как приправу к другим блюдам – первым или вторым, а также в виде холодца, начинки пирогов и пельменей. Впрок заготавливали только свиное сало. Молоко потребляли в свежем, сквашенном виде, из него делали сметану, творог и сыр, сбивали масло. В различных видах употреблялись яйца, но, обычно, только куриные. Жиры использовались как животного происхождения, так и растительного, сначала преобладало льняное и конопляное масло, с XIX в. их начинает вытеснять подсолнечное.

Разнообразны были и напитки. Среди безалкогольных – квас и кисель на основе муки, сбитень из подожженного меда с пряностями, чаи, вначале травные, потом привозные настоящие. Из алкогольных – пиво, брага, водка, в зажиточной среде – виноградные вина.

Семейные и общественные отношения. Основной формой семьи у русских была так называемая малая семья, которая состояла из мужа, жены и их детей до вступления последних в брак. Численность ее была обычно 4–6 чел. Но сохранялась и большая семья, включавшая 3–4 поколения родственников: отцовская – если во главе ее стояла родительская пара, или братская – если ее основу составляли несколько женатых братьев. Существовала и еще одна форма семьи, в которой при родительской паре оставался один из женатых сыновей (замужняя дочь, если сыновей не было). Сын обязан был содержать родителей после потери ими работоспособности.

Для семейно-брачных отношений русских была характерна патернитетность: статус мужчин был выше статуса женщин, поэтому главой семьи был муж, брак был вирилокальным – жена приходила в семью мужа, однако существовал также институт примачества – приход мужа, если он не мог создать собственного хозяйства, в семью жены. Характер взаимоотношений между членами семьи во многом определялся их родственными связями, которые фиксировались в терминах родства (отец, племянник, деверь, невестка и др.), система которых у русских относится к типу линейной (английской, описательной).

Сельская община. С незапамятных времен формой социального объединения русского крестьянства была сельская община (мир, обчество), охватывавшая один, реже несколько населенных пунктов. Входившие в общину домохозяйства были связаны совместным владением угодьями, отправлением государственных, помещичьих (при крепостном праве) и внутриобщинных повинностей, поддержанием хозяйственно-бытового распорядка жизни, оказанием помощи и взаимопомощи, совместным участием в обрядовой жизни. Важнейшие вопросы функционирования общины решались на сельском сходе, в котором участвовали главы домохозяйств. Самым главным из них было распределение пахотной земли между семьями. Оно производилось один раз в несколько лет и в соответствии с местной традицией – по числу членов семьи, мужчин, достигших совершеннолетия, и др. Вопросы "промежуточного" характера решала общинная администрация, также выбираемая на сходе – староста (глава администрации), писарь, таможенные (сборщики податей), десятские и сотские (представители соответствующего количества дворов) и др. Несколько сельских общин составляли волостную общину, тоже с выборной администрацией, которую возглавлял волостной старшина.

Существовали и малые формы социальной организации – патронимические объединения, называемые гнезда, концы, половозрастные группы – детские, молодежные, женские, артели и др.

Духовная культура. Обряды жизненного цикла сопровождали важнейшие моменты в жизни человека – рождение, брак и смерть, назначением их было конституировать новое состояние человека.

Отправление родильно-крестильной обрядности начиналось еще в процессе свадебной церемонии – сажание мальчика на колени невесты, разбивание горшков с приговором: "Сколько черепья – столько и детья" и т.п. На роженицу ложились разного рода запреты, в том числе и ритуального характера, ей нельзя, например, было перешагивать через дугу – ребенок горбатым родится. Рожала женщина обычно не в избе, а каком-либо другом помещении, предпочтение отдавалось бане. В процессе родов ей помогала повитуха – специалистка и в акушерском деле, и в отправлении соответствующих обрядов. Тяжелые роды облегчались магическими действиями – отмыканием замков, развязыванием узлов на поясах, отворением "царских врат" в церкви. Новорожденного обмывали, принеся в дом, клали в красном углу на вывернутый мехом наружу тулуп. Во время крещения в купель помещали ценности – ладан, шерсть, зерна, монеты, крестные родители дарили ребенку рубашку, пояс и крестик. Обрядность заканчивалась праздничной трапезой, главным блюдом которой была каша.

Свадебная обрядность по количеству ритуальных действий превосходила и родильную, и погребальную. Возраст брачующихся у русских был 16–18 лет у женщин и 18–19 лет и более у мужчин. Начиналась обрядность со сватовства – засыла сватов в дом девушки, причем предложение о заключении брака могло делаться в иносказательной форме. При положительном ответе следовали дворосмотрины, когда родственники невесты шли в дом родителей жениха на предмет оценки их состоятельности, малый и большой запои, во время которых обговаривались приданое невесты и кладка (взнос на устройство свадьбы) жениха, девичник и парневник – прощание жениха и невесты со своими половозрастными группами.

Собственно свадьба приурочивалась обычно к поздней осени или зиме. С утра свадебного дня жених с сопровождающими ехал за невестой, в доме которой они преодолевали символические препятствия – запирались ворота и калитка, домочадцы прятали невесту, требовали за нее выкуп. Во время венчания жених и невеста стояли на полотенце – символе дороги, руки они соединяли не голые, а обернутые полами одежды или в рукавицах. При входе в доме родителей жениха, куда все отправлялись после венчания, новобрачных осыпали зерном или ломали хлеб над их головами. За свадебным столом их сажали в красный угол – главное место в доме. В различные моменты свадьбы менялись прическа и головной убор невесты с девичьих на женские, ей открывали лицо, если обряд предусматривал закрытие его куском материи, делилось главное свадебное блюдо, обычно им был каравай. Молодых отправляли на постель, а при их буженин смотрели за признаками "честности" невесты, если их не оказывалось, свадебный пир мог не продолжаться. Послесвадебная обрядность включала попеременное гощение новобрачных у родственников с обеих сторон, "сажание на яйца" молодых в Петров день, прием ими вьюнишников-славильщиков на Пасху и др.

В составе погребальной обрядности русских можно выделить три этапа – оплакивание (подготовка к похоронам), похороны и поминки. После смерти человека тело его обмывали, употребляемые при этом предметы могли использовать в магических целях, например, вылить в реку оставшуюся воду, чтобы весенний паводок был выше. Покойного обряжали в погребальную одежду, пошитую особым кроем и архаичной технологией, придавливали веки закрытых глаз монетами, связывали руки и ноги и укладывали в красном углу на лавку. Рядом ставили сосуд с водой и вешали полотенце. После изготовления гроба тело перекладывали в него. Все это время окружающие должны были оплакивать покойного.

Похороны обычно совершались на третий день. Предпринимались меры, чтобы покойник не мог "вернуться" в дом – гроб выносили через окно, несли умершего ногами вперед. Если его везли на транспортном средстве, то на него с левой стороны вешалось полотенце. На кладбище с умершим прощались, развязывали ему руки и ноги, снимали монеты с глаз. После закапывания могилы ели поминальную пищу – сыту (мед с водой), кутью, блины. По возвращению с похорон обязательно мыли руки и садились за стол, где кроме других блюд также были поминальные. Заканчивалась трапеза подачей киселя. Кроме поминок на третий день, они также устраивались на девятый, двадцатый (не всегда), сороковой и в годовщину. Были также общепоминальные дни ("родительские" субботы, Радуница и др.), когда ходили на кладбище, там ели поминальную пищу, часть ее оставляли на могиле родственников.

Календарная обрядность была направлена, в первую очередь, на благополучие крестьянской семьи и общины, зависящей от урожая, поэтому она имела ярко выраженный аграрный характер. В ней нашли отражение почитание небесных светил, прежде всего, солнца, духов предков, культ вегетативной силы растений и многие другие архаичные верования. По приуроченности к календарю праздники были двух видов: непереходящие, т.е. имеющие привязку к датам годового цикла, и переходящие, определяемые днем Пасхи в данном году.

Святки, приуроченные к зимнему солнцевороту и тем самым началу нового календарного года, открывали годовой цикл праздников. Они представляли собой почти двухнедельный праздничный период, начинавшийся с Рождества (в ночь с 24 на 25 декабря по старому стилю, т.е. с 6 на 7 января по новому стилю). Молодежь ходила по дворам колядовать – славить хозяев, за что получала угощение, участники молодежных посиделок рядились в "журавля", "медведя", "козу", девушки гадали на предмет замужества. На Новый год (1/14 января) в семьях варили Васильевскую кутью, по ее качеству определяли, будет ли наступающий год благополучным. На Крещение (6/19 января) купались в прорубях и запасались "святой" водой. Следующий значимый праздник – Масленица – отмечался целую педелю, для нее характерно катание с гор и на лошадях, неумеренное потребление блинов и другой пищи, кулачные бои, изготовление с последующим уничтожением антропоморфного чучела. За Масленицей следовал семинедельный период Великого поста, на который приходились как переходящие праздники – Средокрестие, Вербное воскресенье, Чистый четверг, так и непереходящие – Сороки (9/22 марта), Благовещенье (25 марта/7 апреля), Марии Египетской (1/14 апреля) и др. К каждому из этих дней было приурочено какое-то предписание, так, на Средокрестие надо было выпекать "кресты" – изделия из теста соответствующей формы, Благовещенье было запретным днем для всякого рода работ.

Пасха была самым значимым праздником в православном календаре, основным ритуальным блюдом которого было окрашенное яйцо – символ пробуждения новой жизни. В этот день девушки умывались с красного яйца, охотники стреляли у церкви из ружей для удачи в промысле, мужчины-волочебники ходили по дворам славить хозяев. Троица праздновалась через семь недель после Пасхи. В этот праздник селения украшали молодыми березками, а строения – ветками деревьев. Молодежь устраивала гуляния вокруг березы, после окончания праздника дерево разрывалось на



2015-11-07 4669 Обсуждений (0)
Этногенез и этническая история русского народа 4.60 из 5.00 5 оценок









Обсуждение в статье: Этногенез и этническая история русского народа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4669)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.086 сек.)