Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Алексей Михайлович Тишайший (1645 – 1676)




Сын Михаила Федоровича Романова и Евдокии Стрешневой, второй представитель династии Романовых ,получил хорошее образование (воспитатели – Б. Морозов, В. Стрешнев) знал греческий и польский языки, сам писал и редактировал многие указы, пробовал писать воспоминания о польской войне и руководство по соколиной охоте, строжайше соблюдал религиозные обряды; был вспыльчивым, но отходчивым человеком. К основным направлениям деятельности можно отнести: Во внутренней политике : а) 1649 – принятие Соборного Уложения, оформление общегосударственной системы крепостного права б)начало перехода к абсолютизму, что выразилось в прекращении созывов Земских соборов (1653 – последний земский собор о принятии Украины в состав России), реорганизации приказной системы и создании Приказа Тайных дел (1664-1676), исчезновении выборности в местном управлении и назначении воевод, в начале активной реорганизации армии (рост полков нового строя), создании разрядов (прообразы губерний); в) 1656-1666 – реформы патриарха Никона и церковный раскол г) в это правление происходит много движений социального протеста, связанных с процессом формирования новых сословий и установлением крепостного права, называемые «Бунташным веком»: 1648 – Соляной бунт,1650 – восстания в Новгороде и Пскове,1662 – Медный бунт,1666 – восстание Василия Уса,1667- 1671 – Крестьянское движение под руководством Степана Разина, 1668 -1676 – восстание в Соловецком монастыре; д)для защиты отечественного купечества приняты Торговый и Новоторговый устав. Во внешней политике: - а) Инкорпорация Украины в состав России:1648 -1654 – освободительное восстание на Украине под руководством Богдана Хмельницкого, 1654 – Переяславская Рада и принятие Украины в состав России б) 1654-1667 – русско-польская война и Андрусовский мир, разделивший Украину между Россией и Польшей. Заслуги дипломата и государственного деятеля А.Л.Ордина – Нащокина в) 1656-1661 – Русско-шведская война и Кардисский мир д) активная колонизация Сибири и расширение границ государства на восток. (1648-1649 – экспедиция Семена Дежнева В сфере культуры: - а) Юрий Крижанич «Думы политичны» (возникновение западничества) б)1665 – Заиконоспасская школа Симеона Полоцкого, «Рифмологион», вирши, пьесы Симеона Полоцкого в) 1672 – придворный театр и «Артаксерсово действо» г) Рукописная газета «Куранты» д) Деревянный дворец Алексея Михайловича в Коломенском Результаты деятельности:



1. Укрепление царской власти и начало перехода к абсолютизму

2. Оформление общегосударственной системы крепостного права

3. Церковный и духовный раскол в обществе

4. Формирование предпосылок для петровских реформ

5. Включение Левобережной Украины и Сибири в состав России

Петр I Алексеевич , царь (1682 -1721), император (1721 – 1725)

Сын Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной. До 1689 года жил с матерью в Преображенском, пришел к власти после отстранения Софьи Алексеевны, единодержавный царь после смерти сводного брата Ивана Алексеевича. Личность Петра Алексеевича по-разному оценивается современниками и историками. Одни современники называли царя «антихристом» (старообрядцы), другие прославляли его деяния (Феофан Прокопович); славянофилы критиковали петровские реформы, считали, что они нарушили естественный ход развития России; западники приветствовали преобразования Петра Великого. К основным направлениям деятельности можно отнести: Во внутренней политике : - а)военная реформа, связанная с созданием регулярной армии: 1683 – создание Потешных полков, 1705 – введение регулярных рекрутских наборов, строительство флота; б)экономические реформы, усилившие вмешательство государства в экономику ( 18янв. 1721 – разрешение владельцам покупать крепостных к предприятиям, 1719 – принятие Берг-привилегии, 1700 – реформа денежной системы в) создание новой системы налогообложения ( 1718-1724 – перепись населения и введение подушной подати; г) проведение жесткой социальной политики в отношении дворян с целью превращения дворянского сословия в главную опору власти (пожизненная обязательная служба, принцип личной выслуги, 1714 – указ о единонаследии), 1721 – унификация городского населения,1722 – создание сословия государственных крестьян, фактическая ликвидация сословия холопов д) проведение реформы государственного управления, завершившей формирование абсолютной монархии (1708 – создание губерний, 1711 – создание Сената, 1718 – ликвидация приказов и создание коллегий,1721 – принятие Петром I императорского титула,1722 – указ о том, что император может сам назначать наследника, 1722 – Табель о рангах е) проведение церковной реформы, завершившей превращение церкви в часть государственного аппарата (1700 – отмена выборов патриарха, 1721 – учреждение Синода).

Во внешней политике: - а)1695-1696 – Азовские походы и 1697-1698 – великое московское посольство в Европу с целью найти новых союзников для борьбы с Турцией; б)1699 – образование Северного союза (Россия, Польша, Саксония, Дания), направленного против Швеции; в)1700 -1721 – Северная война и обретение выхода к Балтийскому морю по Ништадскому миру; г) 1711 – Прутский поход (русско-турецкая война); д) 1722 – 1723 – Каспийский (Персидский) поход В сфере культуры – а)создание сети начальных школ (цифирные, епархиальные, гарнизонные) и специальных учебных заведений, готовивших специалистов для армии и флота (1701 – школа математических и навигацких наук в Москве, 1715 – Морская академия); б) 1710 – утверждение гражданского шрифта при участии Петра Великого; в)1724 – подготовка открытия Академии наук и 1719 – открытие Кунсткамеры (естественнонаучного музея); г)1702 – открытие публичного театра и появление первой печатной газеты «Ведомости» д) строительство Петербурга в сотрудничестве с архитектором Д.Трезини е) 1718 – указ об организации ассамблей

Результаты деятельности: 1.Превращение Московского царства в Российскую империю, формирование абсолютной монархии в России, разветвленного бюрократического аппарата.2. Формирование новой промышленной базы на Урале, активное вмешательство государства в экономику, отсутствие свободной конкуренции, переход мануфактур на использование подневольного труда 3.Обретение выхода к Балтике 4. Создание регулярной армии и флота5. Резкое ухудшение положения социальных низов 6. Создание условий для возникновения дворцовых переворотов (отсутствие закона о престолонаследии) 7. Превращение церкви в часть государственного аппарата

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (677)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7