Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теория и практика трудовой деятельности



2015-11-07 784 Обсуждений (0)
Теория и практика трудовой деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




С. С. Корнеенков

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ

Учебное пособие

 

 

Корнеенков С. С. Психологическое обеспечение

профессиональной подготовки менеджеров: Учебное пособие. 2008. – 256 с.

 

 

Учебное пособие представляет систему психологического обеспечения профессиональной индивидуальной и совместной трудовой деятельности менеджеров и объединено общей темой – поиском и созданием условий для гармоничного развития личности. Гармония и культура человеческих отношений рассматриваются в русле развития принципов сотрудничества.

Рассматриваются цели, миссия и программа жизни человека, «миссия» и философия организации, теории потребностей и мотивов. Предлагается неиерархическая энергоинформационная теория потребностей на основе природной структуры человека. Проводится психологический анализ организационных, социальных и психологических коммуникаций в совместной деятельности.

Психологический практикум поможет наиболее полно разобраться в психологических и профессиональных особенностях личности, что необходимо при приёме на работу, профессиональной аттестации сотрудников, в различных видах деятельности.

Книга будет интересна для тех, чья профессиональная деятельность связана с психологией управления организацией, психологией труда, организационной психологией, социальной психологией, психологией личности, социологией труда.

 

 

Рецензенты: доктор психол. наук, проф. В. И. Кабрин;

доктор мед. наук, проф. Л. Д. Маркина

 

© Корнеенков С. С. 2008 г.

© Изд-во…………... 2008 г.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие …………………………..………………………………….…
Часть 1. Теория и практика трудовой деятельности………………….
1.1. Организационная психология…………………………………………..
1.2. Цель профессионального отбора и подготовки специалистов……….
1.3. Психофизиология профессиональной деятельности…..……………...
1.4. Психологическое сопровождение профессиональной деятельности...
1.5. Определение источников поступления кадров…….………………….
1.6. Определение требований при выборе кандидатов…………………….
1.7. Вступление в должность………………………………………………...
1.8. Надежность, работоспособность и ответственность в профессиональной деятельности…….………………………………  
1.9. Психология профессии: должность и должностные обязанности …..
1.10. Профессиональное обучение, стимуляция и оценка персонала …....
Часть 2. Жизненные цели человека и философия организации…….
2.1. Миссия, программа и цели жизни человека…………………………...
2.2. Миссия человека и «миссия» организации……………………………
2.3. Философия организации………………………………………………..
Часть 3. Психология организационных коммуникаций в совместной деятельности……………………….……………..………..
3.1. Проблема общения и коммуникаций в совместной деятельности…...
3.2. Категории и признаки совместной деятельности……………………..
3.3. Принципы и направления совместной деятельности в организации ..
3.4. Вербальные и невербальные коммуникации ………………………….
3.5. Социальная перцепция и типы коммуникативных сетей ….…………
3.6. Виды организационных коммуникаций ………………………………
3.7. Документооборот и технические средства коммуникации …………..
3.8. Особенности социальных и психологических коммуникаций, критерии их эффективности .…………………………………………..  
Часть 4. Потребности и мотивы в жизни человека…………………….
4.1. Классификация потребностей человека ……………………………….
4.2. Энергоинформационная природа потребностей ….…………………..
4.3. Внешние и внутренние мотивы деятельности…………………………
4.4. Иллюзия иерархии потребностей и мотивов…………………………..
4.5. Потребности сотрудничества и конкуренции…………………………
4.6. Гармоничное развитие личности, потребность в деловой карьере, права и обязанности ……………………………………………………  
Часть 5. Психологический практикум……….………………………….
5.1. Методы психологического исследования ……..….……...…………....
5.2. Цели и инструкция обследования…..…………………………………..
5.3. Психологические качества личности….…..………..…….……………
Работа № 1. Психологическая характеристика личности по внешним проявлениям. (Методику разработал С.С.Корнеенков) ………….……….  
Работа № 2. Исследование уровня субъективного контроля (УСК). (Методику разработали Е.Ф.Бажин, Е.А.Голынкина, А.М.Эткин) ..….….  
Работа № 3. Исследование основных свойств личности. Личностный опросник (ОТКЛЭ). (Методику разработали Н.И.Рейнвальд, Н.Т.Лобова, Н.С.Антонюк, Т.П.Мулява, З.С.Скибенко) .    
Работа № 4. Особенности характера (Тест Тимоти Лири) ……………….
Работа № 5. Описание поведения (Тест К.Томаса)…..….….…………….
Работа № 6. Изучение личности (Тест Кеттелла, 16 PF) .…….………….
Работа № 7. Личность и сферы профессиональной деятельности. (Методика Дж. Холланда).………………..…..……….…………………….  
Работа № 8. Стиль руководства ……..…………………….………..……..
Работа № 9. Удовлетворение основных потребностей человека. Метод парных сравнений.……………………………………………...…....  
Работа № 10. Потребность в достижениях…………………...……..……..
Работа № 11. Потребности в общении. (Методику разработали Ю.О.Орлов, В.Н.Шкуркин, Л.П.Орлова, А.А.Деркач, В.Г.Крысько, Э.А. Саркуев)…………..……………………………………………………..    
Работа № 12. Коммуникативные и организаторские способности………
Работа № 13. Изучение аффилиации. (Методику разработала Л.Г.Почебут) .………………………………………………………………..  
Работа № 14. Философия и стратегия организации. (Методику разработал С.И.Макшанов) ...…………..………………..…….  
Работа № 15. Групповая мотивация. (Методику разработала Л.А.Верещагина) ...…...………….……….………  
5.4. Методические указания и задания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения …………….
Заключение ...………….……………………………………………………..
Словарь терминов ....………………………………………….……………..
Библиографический список ……………………………….………………..

 

 

Предисловие

 

Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь? Мысль изреченная есть ложь.

(Ф.Тютчев)

 

Экономические реформы, проводимые в России, существенно изменили не только экономические отношения в обществе, но и политические, социальные, психологические. Всё это отражается на эволюционном развитии личности, групп и организаций. Чувствуется острая необходимость психологического подхода для того, что бы помочь человеку найти своё место в обществе.

Психология – многогранная наука и имеет много определений. В узком смысле, т.е. применительно к человеку, психология изучает закономерности развития и функционирования психики, которая есть результат, продукт взаимодействия мозга человека (материи) и сознания (духа). Процесс раскрытия сознания в материи, образование психики, порождает многочисленные феномены, которые в психологии описываются как качества, процессы, свойства, состояния, характер, потребности, мотивы и т.д. Центральным объектом интересов психологии является человек, особенности и закономерности его психического развития.

Данное пособие написано на основе теоретического и практического опыта работы автора в области интегральной и гуманистической психологии, психологии управления, клинической психологии и психотерапии. В книге в краткой форме излагаются некоторые психологические особенности подбора и обучения кадров для организации, особенности общения и совместной деятельности, которые мало описаны (или совсем отсутствуют) в другой литературе данного направления. Пособие задумано как проблемное, где индивидуальный и совместный труд рассматриваются как необходимые условия эволюции сознания человека. Проблема развития гармоничной и творческой личности посредством трудовой деятельности поставлена на первое место, что во многом определило характер и логику изложения материала. Человек, чтобы развиваться, должен не просто трудиться, необходим осознанный, профессиональный, личностно и социально значимый, нравственно и духовно оправданный труд.

Задача пособия заключается в том, чтобы последовательно изложить этапы психологической работы, связанной с профессиональным отбором и аттестацией персонала. Особое внимание уделено психологии общения и совместной деятельности, организационным коммуникациям, природе потребностей и мотивов, миссии и программе жизни человека, философии организации. Психология отбора и работы с кадрами – обширная тема, она привлекает повышенное внимание всех специалистов, так как прямо связана и с развитием личности, и с развитием организации, и, в конечном итоге, общества в целом. Центральным вопросом для каждого человека является смысл его существования, поэтому в пособии рассматриваются такие сложные вопросы, как цель, миссия и программа жизни человека.

Проблема «человек не на своем месте» едва ли не самая болезненная в профессиональном становлении. Слишком часто сотрудников в организацию подбирают по каким угодно критериям, только не по профессиональной компетентности и развитию личностных качеств. Когда человек «не на своем месте», он не только плохо работает, «берет» от коллектива и не «отдает», но и он подвержен таким грехам, как формализм, желание обмануть, приукрасить и т. д. Он внутренне раздвоен: с одной стороны чувствует свою профессиональную несостоятельность, с другой – не может или не хочет в ней признаться. Его творческий потенциал не реализуется, он постоянно неуверен в себе, работа и сама жизнь не доставляют удовольствия. Страдают и работник, и работа. Недаром у менеджеров существует правило: пусть лучше место пустует, чем будет занято неподходящим работником. Неправильный подбор кадров ведет к колоссальным экономическим, психологическим, моральным издержкам в обществе.

Любая деятельность человека отражает поиск смысла жизни, характер его миссии и программы жизни. Осознанное включение индивида в совместную деятельность способствует поиску ответов на жизненно важные вопросы, расширяет сознание и развивает психику. Каждый человек должен найти свое призвание, своих единомышленников, коллектив, где он смог бы раскрыть свои истинно человеческие качества, и в этом поиске он может получить необходимую помощь во время психологического консультирования. Жизнедеятельность организации во многом определяется развитием межличностных отношений, которые в свою очередь зависят от коммуникативных способностей входящих в ее состав сотрудников. Развитие организации и развитие индивидов, входящих в организацию, находятся в тесной взаимозависимости, их обоюдный рост во многом определяется тем, как сформирована жизненная коммуникативная стратегия каждого индивида и организации в целом.

Данное учебное пособие состоит из пяти взаимосвязанных частей текста. В первой части говорится о профессионально значимых свойствах человека и тех требованиях, которые предъявляются к кандидатам до поступления на работу и во время профессиональной деятельности. Показаны методы отбора, обучения и аттестации кадров, специфика общения в совместной деятельности. Во второй части рассматриваются миссия и программа жизни человека, как они направляют его жизненный путь, в чем состоит отличие миссии человека от «миссии» организации, как жизнедеятельность человека должна согласовываться с философией предприятия. Третья часть посвящена проблеме психологии организационных коммуникаций в совместной деятельности. Показано, что развитие человека и развитие организации определяются формами общения, культурой внешних и внутренних коммуникаций, направленностью на сотрудничество. В четвертой части рассматриваются вопросы, связанные с потребностями и мотивами человеческой деятельности. Приводятся различные точки зрения на иерархию и природу потребностей и мотивов. Автор предлагает энергоинформационную концепцию возникновения потребностей, построенную на основании тройственной природы человека (тело-душа-дух). Проводится психологический анализ особенностей личности, направленной на сотрудничество и конкуренцию. Пятая часть содержит методики психологического обследования профессиональных и личностных качеств.

В книге даны методические указания по написанию контрольной работы по курсу «Психология управления», которую выполняют студенты в качестве самостоятельной работы. В конце книги имеются словарь профессиональных терминов и библиографический список, что поможет полнее и глубже охватить вопросы, входящие в круг интересов психологии труда, психологии управления и организационной психологии.

Часть 1

Теория и практика трудовой деятельности



2015-11-07 784 Обсуждений (0)
Теория и практика трудовой деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теория и практика трудовой деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (784)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)