Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классификация потребностей человека




В существовании нет иерархии,

нет ничего малого и большого.

(Ошо)

Поведение и деятельность человека в природе и социуме направляются целями и задачами, которые он перед собой ставит. Цели жизни связаны с удовлетворением многочисленных потребностей, которые в свою очередь зависят от уровня раскрытия индивидуального сознания личности. В психологии под потребностью понимается состояние человека, выражающее его зависимость от материальных и духовных предметов и условий существования, находящихся вне индивида [120]. С физиологической точки зрения потребность – это форма выражения врожденных или приобретенных рефлексов. Жизнь человека направляется внутренними силами, которые скрыты в генах, и внешними воздействиями социума, природы и общества. Согласно гомеостатической теории, возникновение потребностей связано с нарушением социального, биологического, психического и энергетического равновесия (гомеостаза) между субъектом и внешней средой. Человек относится к универсальной открытой саморазвивающейся системе, и его развитие определяется энергоинформационным обменом как внутри самого себя, так и с внешними системами. Нарушение энергетического гомеостаза заставляет человека совершать потребностные действия для его восстановления. Возникновение потребностей есть следствие биологической, психической, социальной и духовной жизнедеятельности человека. Чем более развито сознание человека, чем совершеннее внутренние и внешние коммуникации, тем совершеннее жизнедеятельность человека как системы.

Если рассматривать человека как энергоинформационную систему, то для поддержания жизнедеятельности системы необходимо определенное количество энергии. Э.Мах одним из главных принципов существования человека считал единство физической и психической энергии. Энергия не существует без информации, энергия несет в себе информацию. В психологии энергетический подход в отношении явлений психики применялся А.А.Богдановым, В.М.Бехтеревым. А.А.Богданов считал, что повышение или снижение энергии центров сознания сопровождается психическими феноменами удовольствия или страдания (11). В.М.Бехтерев использовал закон сохранения энергии как один из важнейших в системе объективного изучения явлений биологии, психологии, социальной жизни (7). Изменение напряжения сознания приводит к возрастанию или уменьшению энергии. При нарушении гармонии (гомеостаза) возникает потребность в ее восстановлении, что и порождает потребностные действия. К.Г.Юнг, Р.Ассаджоли видели источник потребностей в энергии, находящейся в самом человеке. З.Фрейд понимал потребности как силы, содержащиеся в недрах психики. Он считал, что существует два вида фундаментальных побуждения: инстинкт жизни (эрос) и инстинкт смерти (танатос), а все остальные потребности являются производными от двух видов побуждений.



Классификация потребностей вызывает немалые трудности, ибо нелегко решить, что положить в основу. Человеческие потребности весьма разнообразны и исторически изменчивы. Объект исследования потребностей может замыкаться на человеке, группе, коллективе, обществе, государстве или совокупности всех людей.

По генезису потребности можно подразделить на врожденные(сексуальные, голод, жажда, сон, продолжение рода, защита, свобода, исследование и т.д.), то есть все те, что возникают на основе врожденных инстинктов, и социально приобретенные (культурные, эстетические, нравственные и т.д.).

Потребности можно подразделить на разумные (способствующие добру и созиданию) и неразумные(ведущие к разрушению, болезням, ненависти).

По территориальному признаку потребности делятся на глобальные, региональные, местные.

Изучать потребности можно исходя из географического места проживания человека или его национальной принадлежности (живущие на севере и юге).

По времени удовлетворения потребности делятся на текущие, ближайшие и перспективные; по социальному характеру – на прогрессивные и реакционные, главные и второстепенные, исторически преходящие и устойчивые.

Можно изучать потребности в зависимости от профессиональной деятельности людей, научной дисциплины, материальной обеспеченности. Потребности мужчин и женщин, детей и взрослых, здоровых и больных, экстравертов и интровертов,биофилов и некрофилов. Люди разняться по уровню развития сознания, интеллекту, темпераменту, внушаемости, антропометрическим данным.

Приведенные выше характеристики и возможные многочисленные другие будут отражать только часть, фрагмент человеческой личности и его бытия. Потребности в конечном итоге исходят только от самого человека, он является началом и концом. В идеале только при совокупности всех теорий о природе человека можно наиболее полно отразить его потребности.

Потребности – движущая сила поведения всех живых организмов, в том числе и человека. Исходные потребности животных и человека общие, они вытекают из инстинктов. Человек имеет тело животного. Животное исполняет свой жизненный закон, не более и не менее, и у него нет индивидуальности. Но человек может выйти из под влияния потребностей своего животного существа, животной души, благодарясвободной воле и духовного начала. Человек – существо разумное, наделенное самосознанием, регулирующим его поведение. В зависимости от степени развития сознания (ступеней развития сознания много),акцент волевых усилий человека смещается в сторону развития и удовлетворения высших потребностей, что, в свою очередь, гармонизирует потребности биологического и социального уровня жизни.

В последнее время внимание к изучению побудительных сил в развитии человека заметно возросло. Многие авторы, например Д.А.Кикнадзе, В.С.Магун, А.Г.Здравомыслов и другие подчеркивают, что проблема человеческих потребностей является исходной в теориях, объясняющих творческую деятельность личности. Эти авторы приходят к выводам, что материальныепотребности служат исходным пунктом причинной цепи, порождающей всякую активность. Понятие «потребность» для них семантически родственно понятиям «нужда», «дефицит», «нехватка», что нужно приобрести, без чего не обойтись. Но у человека ровно столько же потребностей, связанных с желанием от чего-то избавиться, освободиться. Ведь для того, чтобы что-то иметь, надо что-то отдать, то есть произвести обмен. Это относится не только к материальным вещам, но и к социально-психологическим явлениям и процессам. Отсюда логичен вывод: чем больше отдаёшь, тем больше принимаешь. Восточная психология данную мудрость утверждает очень кратким выражением: хочешь стать всем – стань никем.

Потребности – это необходимость (нужда) живого организма осуществлять обмен с окружающей средой веществом, энергией и информацией для её удовлетворения. Из определения видно, что потребности выражаются в виде энергии, которая заключается во всем окружающем нас материальном и духовном (психическом) мире. Человек, по сути дела, является энергией. Потребность в различных видах энергии определяет все наши поиски на пути к истине.

Потребность в энергии, способы её приобретения и выражения может приобретать самые разнообразные формы. Потребности – это движение жизненной энергии в человеке, порождаемое его дуальной природой, отсутствием гармонии, это процесс, направляемый и регулируемый Душой человека.

Многочисленные противоположности, существующие в психическом поле человека, их единство и борьба, взаимопереход, создают напряжение,энергию, которая принимает форму потребности. К.Г.Юнг пишет, что в человеке всё относительно, потому что всё основывается на внутренней противоположности, ибо всё есть энергетический феномен.

Человек – существо духовное, имеющее физическое тело и психику как инструменты, необходимые для эволюции сознания. Человек как духовное существо должен стать господином потребностей своего тела, эмоций, мыслей, а они, в свою очередь, должны стать его верными слугами и помощниками. Но в большинстве случаев эмоциональные и ментальные желания полностью владеют ситуацией и крепко держат свой приоритет: слуга (ум) становиться хозяином Души. Духовно развитый человек использует свои мысли и тело для удовлетворения тех потребностей, которые ведут не только к сытому желудку и многообразию эмоций и чувств, но к познанию себя как творческой личности, творящей совместно с Богом (сотворчество), творящей самого себя.

Первичность материальных, эмоциональных, социальных и ментальных потребностей проявляется тогда, когда человек не осознает глубины своих душевных побуждений. Иерархия потребностей, основанная на биологических инстинктах или социальных приоритетах, слишком видима и понимаема. Душевные и духовные потребности значительно тоньше и динамичнее, их трудно осознать. Все энергетические потребности создают феномен человека и эту тайну, как говорят на Востоке, надо не решать, а прожить.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1087)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)