Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Социальные группы и общности





Любое крупное сообщество людей делится на разнообразные группы и слои. Причины такого расслоения общества могут быть самыми различ­ными: наличие собственности или ее отсутствие; различие социального престижа и отношения к власти; неравномерность распределения прав и привилегий, ответственности и обязанностей в обществе; генетические черты и предписанные статусы (происхождение, родственные связи, личные качества, способности); разное граждан­ство; специфический род занятий; религиозная или национальная принадлежность и т.д.

 

Социальная группа— это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена в отношении других.Таким образом, основной отличительной чертой социальной группы является взаимодействие между ее членами. Люди, находящиеся в вагоне метро не будут социальной группой до тех пор, пока какая-либо внешняя причина не заставит их взаимодействовать друг с другом.

Группы могут быть первичными и вторичными:

Первичные группы — каждый член такой группы видит других членов как личностей и индивидуальностей (семья, дружеская компа­ния). Здесь обычно формируется личность, каж­дый находит интимную среду, симпатии и воз­можности реализации личностных интересов.

Вторичные группы — социальные контакты в них носят безличный, односторонний характер (мастер — бригада, тренер — команда). Члены находят эффективный механизм для достижения собственных целей, но часто ценой потери интимности и теплоты во взаимоотношениях.

Социальная структура общества – совокупность связей и отношений, в которые вступают между собой социальные группы и общности людей по поводу экономических, социальных, политических и духовных условий их жизнедеятельности.

Основные элементы социальной структуры общества:

• Классы (рабочие, служащие, интеллигенция);
• Жители города и деревни;
• Представители умственного и физического труда;
• Сословия (средний класс, духовенство, предприниматели, богема);
• Социально-демографические группы (молодежь, женщины и мужчины, старшее поколение);
• Национальные общности (нации, народности, этнические группы).



Понятно, что в разное время социальная структура общества была не одинаковой. В этой связи выделяют типы социальных структур:

• Рабовладельческого общества (рабы и рабовладельцы);
• Феодальное общество (феодалы, крепостные крестьяне, духовенство, ремесленники, купцы);
• Капиталистическое общество (рабочие, крестьяне, служащие, бизнесмены, промышленники, банкиры, духовенство);
• Социалистическое общество (рабочий класс, кооперативное крестьянство, интеллигенция, предприниматели, другие профессиональные группы).

Надо заметить, что с развитием общества его социальная структура усложняется. Также и связи и отношения между людьми становятся все глубже и сложнее.

Этническая группа — группа людей, имею­щих общие культурные, языковые или расовые черты, которых объединяет полное или частич­ное общее происхождение и которые сами осо­знают свою причастность к общей группе. Осво­енные и воспринятые этнические различия — язык, культура, религия, а расовые черты пере­даются по наследству.

 

Как правило, в современных государствах жи­вут многочисленные этнические группы. Характерная черта этнической группы — ее члены классифицирует себя как отдельную группу, имеющую собственную культуру, которую они всеми способами стремятся сохранить. Таким образом, этническую общностьможно охарак­теризовать как объединение людей, имеющих общие культурные, языковые, религиозные или расовые черты, общее происхождение и осозна­ющих свою причастность к единой группе.

Большинство ученых выделяют три основных вида этнических общностей, существовавших в истории человечества — племена, народности и нации. Племена считаются исторически пер­вым этническим объединением. С возникнове­нием государств племена стали превращаться в народности — более крупные общности с един­ством языка, территории, экономическими и культурными связями. Под нациямипонимает­ся устойчивая общность людей, сложившаяся на основе общего происхождения, единой культу­ры, совместного проживания и тесного общения между собой. Самым главным при возникнове­нии наций являются налаженные отношения — экономические, политические, культурные и межличностные. Исторически они появились с распространением торговых отношений.


2. Основные ценности и нормы морали. «Золотое правило нравственности».

Существует моральная оценка деятельности человека с точки зрения соответствия ее приня­тым в обществе правилам поведения. Поступки человека могут быть нравственными (достойны­ми, благородными, правильными) и безнрав­ственными. Критерии, по которым происходит подобное разделение, называют моральными нормами. Мораль многообразна, она может по­ниматься и как опыт житейской мудрости, как исполнение божественных заветов, как инстру­мент сохранения порядка в обществе, как чест­ность во взаимоотношениях людей, как высший смысл человеческой жизни, как внутренний го­лос совести и даже как устаревшие требования, мешающие человеку быть самим собой.

Основой морали являются - совесть (нрав­ственное чувство, позволяющее человеку опреде­лять свои поступки и действия с точки зрения добра и зла) и долг (нравственное веление, готов­ность поступать в соответствии с собственным представлением о правильном поведении).

Большинство народов мира сейчас имеют неко­торые общие черты нравственного поведения: бескорыстие, мужество, правдивость, скром­ность, гуманизм, мудрость и др. Качества, кото­рые вызывают порицание у многих народов (по­роки), — глупость, корыстолюбие, тщеславие, лесть и т.д.

Основными категориями морали являются представления о добре и зле. Это наиболее об­щие понятия, которые позволяют оценивать дей­ствия и поступки людей. Добро — главная цен­ность человека, его моральная святыня. Добру противостоит зло.

У каждого из нас есть выбор пути добродетели или порока, но мы не свободны от ответственно­сти за выбранный путь.

Общепринятые этические требования и ориен­тиры моральных поступков составляют общече­ловеческое в нравственном сознании. Именно они выражают требования нравственного идеала как высшей моральной цели («золотое правило» нравственности). С древних времен до сегод­няшнего дня «золотое правило» нравственности постоянно менялось, но в нем всегда сохранялись идеи свободы и равенства людей, самоценности и достоинства каждой личности. В общем виде это правило можно выразить следующим образом: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой».

Особенность морали состоит в том, что она ос­нована на ценностях - предпочтениях людей, исходящих из их целей и идеалов. В центре нравственных ценностей стоит представление о благе (предельная форма добра, состояние полно­го согласия человека с действительностью и са­мим собой). Отсюда исходят: доброта, великоду­шие, сострадание, забота о ближнем, щедрость, честность, спокойствие, надежда и т.п. Все эти ценности можно назвать добродетелями. Им противостоят пороки — ненависть, зависть, гор­дыня, неумеренность, эгоизм, жадность и т.п.

Нравственное самосовершенствование состоит в изменении пропорций злого и доброго в самом себе в сторону первого, но для этого необходимо сделать личный моральный выбор.

 

 

Билет № 14





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (494)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)