Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Упражнение 2. «КРУГ НАШЕЙ ЖИЗНИ»




 

Эта игра тоже заставляет задуматься и о своей, и о жизни людей рядом с нами.

Ведущий чертит на полу большой круг и предлагает следующее задание:

- Это срез вашей жизни, одного типичного дня. Сначала разделим круг на четыре условные части пунктирными линиями. В каждой четверти - шесть часов. Пусть теперь кто-нибудь покажет сколько времени у него уходит:

- на сон,

- на школу,

- на друзей,

- на работу,

- на семью,

- на одиночество,

- на работу по дому,

- на все остальное?

Глядя на круг своей жизни, задумайтесь над вопросами: Довольны ли тем, как проходит день? Пусть в идеале, но какие границы хотелось бы изменить в этом круге? Что легко и что трудно изменить в вашей жизни? Что не хватало для верного отображения вашей жизни (творчества, музыки и др.) ? Почему все - таки мы идем и стремимся к изменениям?

 

Упражнение 3. «КАРУСЕЛЬ».

Часто мы слышим, как важно умение вовремя говорить комплименты людям. Это правильно, но при этом часто забываем о том, что не менее важно умение принимать комплименты. В " карусели " можно поучиться и тому, и другому.

ЗАДАНИЕ: группа делится на две команды. Одна команда образует маленький круг ( спиной друг к другу ). Вторая команда делает большой круг, причем каждый из участников большого круга стоит лицом к участнику первой команды.

Каждый, кто стоит во внешнем кругу, должен сказать что-то хорошее тому человеку, который находится напротив него. Те, кто стоят во внутреннем кругу сумейте поблагодарить своего партнера за добрые слова. Внутренний круг остается на месте, а участники внешнего делают шаг в сторону- оказываются лицом к лицу с другим членом внутреннего круга. И снова- добрые слова с той и с другой стороны. И так до тех пор, пока вы не обойдете вессь круг и не окажитесь напротив того, с кого начали.

ВОПРОС ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ: Что оказалось сложнее- придумывать комплименты или отвечать на них.

 

Упражнение 4. «МАСКА , Я ТЕБЯ ЗНАЮ ?»

 

Для того, чтобы принять человека, нужно уметь наблюдать, анализировать, сопоставлять... Попробуем?



Инструментарий: по два листа бумаги на каждого участника, карандаши, фломастеры, ручки.

ЗАДАНИЕ: каждый из включенных в перцептивный блок общения рисует на одном листе автопортрет ( можно для узнавания подчеркнуть детали внешности, одежды и др. ), а на другом пишет не менее 10 слов, которые по-разному характеризуют его образ жизни (например, баскетбол, привлекательность, счастье, любит молодежную эстраду и т.д. ).

Затем все листы с портретами складываются в одну стопку, а с характеристиками в другую. Каждый из участников наугад берет листок из любой стопки и ищет соответствующий ему в друглй стопе. При этом желательно обосновать свой выбор.

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ:

Что труднее: установить портретное или внутреннее сходство? Можно ли некоторые характеристики ( или портреты ) отнести ко многим людям? Почему – да или почему- нет? Что различает людей ? Хорошо ли, что люди отличаются друг от друга ? Почему?

 

Упражнение 5. «ПАМЯТНИК ЛЮБВИ».

 

Из класса выходят 4 мальчика и 4 девочки. Оставшиеся образуют круг, внутри которого мальчик и девочка совместно создают скульптуру олицетворяющую любовь (дружбу, ненависть, обиду и т. д. - по заданию ведущего ). Когда творческий процесс оказывается завершенным, ведущий приглашает одну девочку из числа тех, кто покинул класс Девочку подводят к скульптуре, знакомят с названием и творческим замыслом, а затем предлагают ей внести свои изменения, добавления в фигуры (т.е. побывать в роли скульптора). После того, как она "исправит" что-либо в позах или выражении лиц у скульптур, ей предлагается полностью заменить собой первую девочку, т.е. встать на место скульптуры уже с учетом изменений.

Затем приходит очередь одного из юношей, покидавших класс. Задание повторяется: изменить скульптуру, а потом встать на место мальчика. И так до тех пор, пока все не побывают в роли скульптора и скульптуры.

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ: какие чувства мы испытываем, когда нам предлагают что-либо исправить в чужой работе? И что мы ощущаем, когда возникает необходимость заменить кого-либо собой? Как нужно относиться к " обмену ролями " ?

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Грамотное, квалифицированное использование современного арсенала психодиагностических средств очевидным образом ускоряет достижение и улучшает качественную составляющую результата работы практического психолога. При этом требование грамотности и квалифицированности использования подразумевает не только теоретическое знание, но и наличие навыков практического применения этих средств в процессе индивидуальной и групповой психологической, социально-адаптационной и социально-педагогической работы.

Данные о содержании межличностных отношений, по нашему мнению, могли быть получены при изучении системы групповых ценностей учащихся и сопоставлении их с мотивами межличностных предпочтений. Поэтому первые две методики предусматривали построение учащимися иерархии ценностей по отношению к умениям в учебной деятельности и качествам их личности. В перечень умений включались те, которые адекватны процессу присвоения основного продукта учебной деятельности — теоретических знаний, а также умения, отражающие формальную сторону учения. В перечень качеств личности включались, в основном, качества, характеризующие ее с точки зрения «активности-пассивности». Высокий уровень благополучия межличностных отношений возможен при условии благоприятного психологического климата в коллективе, который во многом зависит от стиля педагогического руководства и стиля педагогического общения.

Таким образом, в результате исследования, на примере межличностного общения школьников, подтвердилась выдвинутая нами гипотеза. С одной стороны, уровень благополучия межличностных отношений возрастает на основе благоприятного психологического климат, с другой, - высокий уровень благополучия межличностных отношений создает благоприятный психологический климат в коллективе.

Результаты исследований по этим методикам таковы – класс разделился на две группы детей. Первая группа имеет высокий социальный статус и имеет преобладание по показателям общительности по сравнению с показателями замкнутости. Для данной группы не естественно наличие конфликтов и принятие борьбы. Представители данной группы чаще применяют тактику избегания борьбы.

Вторая группа характеризуется низким социометрическим статусом в школьном коллективе и большим количеством внутренних конфликтов на фоне избегания борьбы, а не ее принятия.

Подводя итоги написания данной работы мы можем констатировать тот факт, что социометрический статус личности не зависит от таких показателей как зависимость, общительность и принятие/избегание борьбы, т.к. в обоих группах результаты по этим показателям были идентичны. Четко можно отметить, что в двух выделенных нами группах были различия только по наличию внутреннего конфликта, при котором человек находится во власти имеющих одинаковую выраженность противоположных тенденций.

В заключение хотелось бы привести слова Д. Б. Эльконина: «С определенного момента ребенок - это всегда два человека - он и взрослый. Может быть, это внутреннее взаимодействие раскроет нам процесс развития как самодвижения...» [28]. По-видимому, этот момент наступает очень рано, и это «внутреннее взаимодействие» уже не прекращается на протяжении всей жизни человека.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Абрамова Г. С. Возрастная психология. М., 1998.

Андреева Г.М. Социальная психология. М . 1996.

Блонский П. П. Психология младшего школьника. М., 1997 // Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М. В. Гамезо, М. В. Матюхиной, Т. С. Михальчик. М., 1984.

Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1995.

Гамезо М. В.. Домашенко И. А. Атлас по психологии: Информ.-метод, пособие к курсу «Психология человека». М., 1998.

Давыдов В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология. М., 1979.

Изард К.Э. Психология эмоций / Пер. с англ. СПб., 1999.

Коломинский Я. Л., Березовик Н.А. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии. М., 1977.

Кон И.С. Дружба. М.. 1987.

Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.

Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.

Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб., 2000.

Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997.

Матюхина М. В., Михальчик Т. С., Парина К. П. Психология младшего школьника. М., 1976.

МенчинскаяМ.А. Приёмы самоуправления позновательной

деятельностью и развитие личности. Теоретические проблеммы управления познавательной деятельностью человека, -М; 1978г.

Морено Дж. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. М., 1958.

Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 1997.

Мясищев В.Н. Психология отношений. Москва: Воронеж. 1995.

Мясищев В. Н. Проблема потребностей в системе психологии: Ученые записки. Л., 1957.

Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л.: ЛГУ, 1979.

Обухова Л. В. Концепция Жана Пиаже: за и против. М., 1981.

Общение и оптимизация совместной деятельности(под редакцией Андреева М., Якоуше К. и др.), МГУ; 1987г.

Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации, сборник научных трудов, - М; 1987г.

Психическое развитие младших школьников / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1990.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.

Сироткин Л. Ю., Хузиахметов А. И. Младший школьник, его развитие и воспитание. Казань, 1998.

Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. М.: Памятники исторической мысли, 1995.

Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.

Фурманов И. А. Детская агрессивность. Минск, 1996.

ЦукерманГ.А.,ЕлизароваН.В.О детской самостоятельности, вопросы психологии. -М; 1990г, №6.

Эриксон Э. Детство и общество / Предисл. Д. Элкинда. СПб., 1996.

Эльконин Д. Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем возрасте // Вестн. МГУ. Серия 14. Психология. 1978.

 

ПРИЛОЖЕНИИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Таблица 1.

 

Социометрическая таблица учета выбранных данных

 

Испытуемые Количество выборов Количество взаимных выборов Статус
испытуемый – 1
испытуемый – 2
испытуемый – 3
испытуемый – 4 - -
испытуемый – 5
испытуемый – 6 - -
испытуемый – 7 - -
испытуемый – 8
испытуемый – 9
испытуемый – 10
испытуемый – 11
испытуемый – 12
испытуемый – 13
испытуемый – 14 - -
испытуемый – 15
испытуемый – 16
испытуемый – 17 - -
испытуемый – 18
испытуемый – 19
испытуемый – 20
испытуемый – 21 -
испытуемый – 22 -

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Таблица 2.

 





Читайте также:





Читайте также:

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)