Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Принципы (аксиомы) общения (школа Пало-Альто)




В сотрудничестве с двумя своими коллегами Пол Вацлавик великий коммуниколог, разработал целую теорию «прагматики человеческих отношений» которые были названы принципами общения или аксиомами.

Аксиомы общения:

 

1. Человек не может не общаться. (Хотим мы того или нет, своим поведением мы всегда передаем другим информацию о себе!)

2. Всякое сообщение передается вербальными и невербальными средствами. (В любой ситуации мы общаемся вербально (словами) и невербально (другими, несловесными средствами).

3. Всякое сообщение передает содержание и отношение. (В каждом сообщении кроется определенное содержание и наше отношение к собеседнику).

4. Всякое сообщение оказывает влияние на получающего и определяет его ответ. (Вы наверняка сталкивались с людьми, которые игнорируют эту аксиому, и отвечают «невпопад», но обычно общение человека действительно ориентировано на предыдущую реплику собеседника!)

5. Всякое сообщение делается с целью изменить собеседника (поведение, мнение, отношение ). (А иначе зачем бы мы вступали в контакт с другим человеком?)

6. Общение необратимо. Что сказано, то сказано.



7. Общение неповторимо. Невозможно полностью воспроизвести процесс межличностного общения – помешают новый контекст, новые шумы, новые обстоятельства и опыт общения.

Функции общения.

Что касается функций (от лат. Functio - исполнение, осуществление) общения, то под ними понимают внешнее проявление свойств общения, те роли и задачи, которые оно выполняет в процессе жизнедеятельности индивида в социуме.

Известны различные подходы к классификации функций общения. Одни исследователи, рассматривая общение в контексте его органического единства с жизнью общества в целом и с непосредственными контактами людей и внутренней духовной жизнью человека, выделяют следующие функции:

1. Информационно-коммуникативная функция в той или иной форме и степени связана со всеми формами деятельности людей. Даже мыслительные процессы, по мнению некоторых ученых, протекают более результативно при условии непрекращающегося информационного общения.

· Мы общаемся чтобы обмениваться информацией. Часть информации мы получаем через наблюдение, чтение, телевизор, а изрядную долю – через прямое общение с другими людьми. Когда мы решаем что надеть, за кого голосовать, мы советуемся с окружающими. Во всех этих случаях происходит бесконечное количество обменов сообщениями, включающих посылку и получение информации.

2. Регулятивно-коммуникативная функция. В общении вырабатываются правила поведения, усваиваются его нормы, оцениваются поступки, складывается своеобразная, иерархия ценностей. Не удивительно что именно в общении человек познает и переживает свою значимость.

· Мы общаемся чтобы усовершенствовать и поддержать наше представление о себе. Посредством общения мы узнаем, что мы есть, чем мы хороши, как другие люди реагируют на наше поведение.

· Мы общаемся ради выполнения социальных обязательств. Мы говорим, «Как дела?», встретив человека, с которым сидели за одной партой; «Что нового?» или просто «Привет», - так мы приветствуем знакомых. Таким образом мы выполняем социальные обязательства. Словами «Привет, как дела?» мы подтверждаем что узнали человека. Если ничего не говорить, мы рискуем заслужить репутацию высокомерного и бестактного человека.

· Мы общаемся чтобы строить взаимоотношения. Через общение мы не только знакомимся с другими людьми, но и, что еще более важно, строим взаимоотношения, которые могут развиваться и углубляться, а могут чахнуть и увядать.

3. Аффективно-коммуникативная функция. Общение регулирует уровень эмоциональной напряженности, создает психологическую разрядку и в конечном счете формирует тот эмоциональный фон, на котором осуществляется наша деятельность и который в немалой степени определяет само мироощущение.

· Мы общаемся чтобы удовлетворить потребность в общении. Все люди социальные существа по природе своей, и мы так же остро нуждаемся в других людях, как в пище, воде и крыше над головой. Два человека могу часами мило болтать о несущественных мелочах, причем не один из них и не вспомнит потом о чем шла речь. Цель их разговора была такова: удовлетворение потребности в простом человеческом общении.

· Мы общаемся чтобы воздействовать на других. Вряд ли найдется хоть один день, когда бы вы не пробовали влиять на чье-либо поведение – убедить друзей сходить в конкретную кафе или поддержать вас в чем либо, или убедить преподавателя поставить хорошую оценку.

Роман Якобсон выстраивает модель речевой коммуникации в виде шести функций языка. Между коммуникатором и реципиентом он помещает контекст, сообщение, контакт, код. Эти шесть элементов модели находятся в различных видах связей и отношений с функциями языка.

  1. Экспрессивная функция связана с коммуникатором и выражает его отношение к исходящей речи. Одно и то же содержание может иметь множественный интонационно-эмоциональный оттенок.
  2. Метаязыковаяфункция имеет непосредственную связь с кодом. С его помощью можно узнать значение слова через описание его содержания, не зная само слово, например - показав предмет.

 

  1. Когнитивная функция сориентирована на контекст и реализуется посредством обращения непосредственно к объекту, о котором сообщается.
  2. Конативная функция выражает непосредственное воздействие на сторону, принимающее сообщение, например, используя повелительное наклонение.
  3. Фатическаяфункция реализует цели поддержания контакта, не обращая особого внимания на содержание.

6. Поэтическая(риторическая) функция в большей степени ориентируется на форму, чем на содержание.

Класификация общения.

По характеру - общение разделяют на продуктивное (творческое) и непродуктивное (формальное);

по целям - на утилитарное и неутилитарное,

по направленности - на гуманистическое и манипулятивное,

по формам проявления - на непосредственное и опосредованное, формальное и неформальное,

по степени искренности - на открытое и закрытое,

по сферам деятельности - деловое, семейное, спортивное.

 

 

Individual la seminare!!!!

 

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1505)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7