Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Преимущества Федерально-целевого подхода



2015-11-07 904 Обсуждений (0)
Преимущества Федерально-целевого подхода 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

В настоящее время основным условием роста экономики является повышение эффективности государственного управления за счет проведения административной реформы, преобразования бюджетной системы, перехода от «планирования ресурсов» к «планированию результатов». Направленность государственной политики на достижение конкретных целей и результатов обусловливает повышение значимости программно-целевых методов.

Важным инструментом реализации обозначенных целей выступают федеральные целевые программы, позволяющие в рамках программно-целевого метода конкретизировать усилия для комплексного и системного решения среднесрочных и долгосрочных проблем экономической и социальной политики региона, обеспечивать прозрачность и обоснованность процесса выбора целей, которые необходимо достигнуть в различные временные периоды, и путей достижения результатов с использованием, в случае необходимости, различных форм поддержки на федеральном уровне. Сложившаяся система организации бюджетного процесса находится в стадии трансформации, что предопределяет переориентацию и усиление роли программно-целевых методов и, прежде всего, федеральных целевых программ как основного инструмента управления социально-экономического развития региона. Это позволяет повысить эффективность использования федеральных средств, направленных на решение приоритетных задач социально-экономического развития региона.

Целью реферата является изучение федеральных целевых программ, их финансирование, изучение основ планирования федеральных целевых программ. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1. Раскрыть общее понятие федеральные целевые программы.

2. Изучить финансирование федеральных целевых программ.

3. Изучить разработку федеральной целевой программы.

4. Рассмотреть утверждение целевой программы.

Для достижения поставленной цели реферата использовалась следующая нормативно-правовая база:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации.

2. Законы Российской Федерации.

3. Постановления правительства Российской Федерации.

4. Официальный сайт Федерального казначейства.

 

 

Содержание и структура Федерально-целевых программ

Федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация (далее - целевые программы), представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.

Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.

Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.

Концепция целевой программы должна включать следующие основные разделы:

- обоснование соответствия решаемой проблемы и целей программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации;

- обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом;

- характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода;

- возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы;

- ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом;

- предложения по целям и задачам программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации целевой программы по годам;

- предложения по объемам и источникам финансирования целевой программы;

- предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы;

- предложения по участию федеральных органов исполнительной власти, ответственных за формирование и реализацию целевой программы;

- предложения по государственным заказчикам и разработчикам целевой программы;

- предложения по основным направлениям финансирования, срокам и этапам реализации целевой программы;

- предложения по механизмам формирования мероприятий целевой программы;

- предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией целевой программы.

Правительство Российской Федерации на основе представленных предложений Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации утверждает концепцию целевой программы, принимает решение о разработке целевой программы, устанавливает предельные объемы финансирования и определяет государственного заказчика.

 

Государственный заказчик целевой программы:

 

а) подготавливает проекты решений Правительства Российской Федерации об утверждении целевой программы, утверждении государственного заказчика, передаче при необходимости части функций государственного заказчика организациям, которым государственный заказчик может передавать в установленном порядке на договорной основе выполнение части своих функций, согласовывает их и представляет в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации для внесения в Правительство Российской Федерации;

б) подготавливает исходное задание на формирование целевой программы, координирует действия разработчиков;

в) разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные (индивидуальные) правовые акты, необходимые для выполнения целевой программы;

г) подготавливает ежегодно доклад о ходе реализации целевой программы;

д) осуществляет ведение ежеквартальной отчетности по реализации целевой программы;

е) подготавливает ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, уточняет затраты по программным мероприятиям, а также механизм реализации целевой программы;

ж) разрабатывает перечень целевых индикаторов и показателей для мониторинга реализации программных мероприятий;

з) осуществляет отбор на конкурсной основе исполнителей работ и услуг, а также поставщиков продукции по каждому программному мероприятию;

и) согласовывает с основными участниками целевой программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования. По мероприятиям, предусматривающим финансирование за счет средств внебюджетных источников или бюджетов субъектов Российской Федерации, подписываются соглашения (договоры) о намерениях между государственным заказчиком и предприятиями, организациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

к) организует проведение специализированной экспертизы проекта целевой программы и в соответствии с ее результатами, а также с результатами независимой экспертизы осуществляет его доработку;

л) несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию целевой программы, осуществляет управление ее исполнителями, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;

м) организует внедрение информационных технологий в целях управления реализацией целевой программы и контроля за ходом программных мероприятий;

н) организует размещение в электронном виде информации о ходе и результатах реализации целевой программы, финансировании программных мероприятий, привлечении внебюджетных ресурсов, проведении конкурсов на участие в реализации целевой программы и порядке участия в ней инвесторов.

 

Формирование целевой программы

 

Государственный заказчик - координатор целевой программы осуществляет координацию деятельности государственных заказчиков по подготовке и реализации программных мероприятий, а также по анализу и рациональному использованию средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств из внебюджетных источников.

Государственный заказчик-координатор несет ответственность за подготовку и реализацию целевой программы в целом.

Формирование межгосударственной целевой программы, в осуществлении которой участвует Российская Федерация, производится с Российской Стороны государственным заказчиком программы в соответствии с заключенным соглашением и решением Правительства Российской Федерации.

 

Целевая программа состоит из следующих разделов:

 

- характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая программа;

- основные цели и задачи целевой программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей;

- перечень программных мероприятий;

- обоснование ресурсного обеспечения целевой программы;

- механизм реализации целевой программы, включающий в себя механизм управления программой и механизм взаимодействия государственных заказчиков;

- оценка социально-экономической и экологической эффективности целевой программы.

 

Утверждение целевой программы

 

Целевые программы, подпрограммы, государственные заказчики и государственные заказчики-координаторы утверждаются Правительством Российской Федерации.

После утверждения целевой программы (подпрограммы) государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) в установленном порядке заключает с исполнителями программы (подпрограммы) государственные контракты на финансирование мероприятий целевой программы (подпрограммы) на основе соглашений (договоров) о намерениях и с учетом объемов финансирования за счет средств федерального бюджета на очередной финансовый год.

Государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) целевой программы (подпрограммы) может на договорной основе передавать организациям часть своих функций на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации при утверждении целевой программы.

Финансирование целевых программ

Подготовка проекта концепции целевой программы и проекта целевой программы, разработка которого осуществляется по решению Правительства Российской Федерации, а также проведение независимой экспертизы проекта целевой программы финансируются в установленном порядке государственным заказчиком за счет средств федерального бюджета (раздел "Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы").

Утвержденные целевые программы реализуются за счет средств федерального бюджета, привлекаемых для выполнения этих программ внебюджетных источников, средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Решение проблем, находящихся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляется в основном за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

К внебюджетным источникам, привлекаемым для финансирования целевых программ, относятся: взносы участников реализации программ, включая предприятия и организации государственного и негосударственного секторов экономики; целевые отчисления от прибыли предприятий, заинтересованных в осуществлении программ; кредиты банков, средства фондов и общественных организаций, зарубежных инвесторов, заинтересованных в реализации программ (или ее отдельных мероприятий), и другие поступления.

Для осуществления целевых программ могут создаваться специальные фонды. Источниками средств, направляемых в эти фонды, являются: прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий и организаций, средства бюджетов субъектов Российской Федерации, средства внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и другие.

По вопросам формирования специальных фондов, требующим решения Правительства Российской Федерации или Федерального Собрания, государственным заказчиком целевой программы вносятся соответствующие предложения.

Иностранные инвесторы могут финансировать целевые программы на основе долевого участия. Привлечение иностранного капитала к реализации программных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством об иностранных инвестициях.

Источником финансирования целевых программ могут являться инвестиционные и конверсионные кредиты.

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации совместно с государственными заказчиками (государственными заказчиками-координаторами) целевых программ подготавливают и направляют в Министерство финансов Российской Федерации предложения по перечню федеральных целевых программ, предлагаемых к финансированию за счет средств федерального бюджета в очередном финансовом году, и предложения по объемам их финансирования.

Министерство финансов Российской Федерации при подготовке проекта федерального бюджета на очередной финансовый год в сроки, устанавливаемые Правительством Российской Федерации, доводит до Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации предельные объемы средств, планируемых к использованию на реализацию целевых программ (подпрограмм).

Для финансирования целевых программ за счет средств федерального бюджета Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации в сроки, устанавливаемые Правительством Российской Федерации для формирования федерального бюджета на очередной финансовый год, направляют в Правительство Российской Федерации перечень федеральных целевых программ, предлагаемых к финансированию за счет средств федерального бюджета, и предложения по объемам их финансирования.

В случае несоответствия результатов выполнения целевой программы целевым индикаторам и показателям эффективности, предусмотренным утвержденной целевой программой, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации организует проведение специализированной и независимой экспертиз этой программы, по результатам которых подготавливает с участием Министерства финансов Российской Федерации и вносит в Правительство Российской Федерации предложения.

 

Преимущества Федерально-целевого подхода

Федеральные целевые программы являются в настоящее время основным, и по существу единственным отработанным и эффективно действующим инструментом программно-целевого планирования в Российской Федерации.

Основными особенностями и достоинствами этого инструмента являются:
1. направленность на решение комплексных задач, стоящих перед Российской Федерацией как государством и как социально-экономической системой;

2. более длительный горизонт планирования, сопоставимый со сроками отдачи и окупаемости инвестиций и позволяющий оценивать среднесрочные и долгосрочные социально-экономические эффекты;

3. системный подход к формированию комплекса взаимосогласованных по ресурсам и срокам мероприятий для достижения поставленных целей;

4. более открытый и гласный по сравнению с другими методами государственного финансирования порядок формирования программ и хода их реализации;

5. высокая степень прозрачности государственных заказов и закупок в рамках программных мероприятий, обеспечение контроля за эффективностью расходования средств государственного бюджета;

6. наличие возможности оперативной и эффективной корректировки программных мероприятий, обеспечивающих гибкость проводимой политики, и возможности быстрого реагирования на изменение условий реализации программы;

7. возможность в рамках программ комбинировать и объединять усилия органов власти различных уровней и частного сектора экономики.

Федеральные целевые программы представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение целевых задач в области государственного, экономического и социального развития Российской Федерации.

Опыт экономически развитых стран, в которых отдельные социальные и экономические проблемы решаются посредством государственных программ, свидетельствует о перспективности программно-целевого метода и его преимуществах по сравнению со сметным финансированием при решении ряда долгосрочных социально-экономических задач. Этот метод позволяет также решать задачи, которые могут быть неподъемны или мало привлекательны для бизнеса. При всех положительных качествах частного капитала, он не во всех случаях в состоянии обеспечить реализацию, например, ряда социальных и крупных инфраструктурных проектов в процессе экономического развития страны.

Следует подчеркнуть, что широкое применение программно-целевых методов позволяет облегчить формирование бюджета, обеспечить преемственность бюджетной и экономической политики в среднесрочной перспективе.

Федеральные целевые программы - гибкий инструмент реализации долгосрочной экономической политики государства, активного воздействия на производственные и экономические процессы. Они включают в себя конкретные цели и результаты, которые необходимо достигнуть исходя из сформированных приоритетов среднесрочной программы социально-экономического развития страны, а также перечень инвестиционных и инновационных проектов, обеспечивающих достижение этих целей и обоснованное ресурсное обеспечение, в том числе за счет федерального бюджета.

На сегодняшний день федеральные целевые программы это наиболее прозрачный инструмент проведения социально-экономической политики с использованием поддержки из федерального бюджета. Федеральные целевые программы, их необходимость, цели, задачи, набор мероприятий, время реализации и объемы их финансирования, в том числе из федерального бюджета, обсуждаются на заседаниях Правительства Российской Федерации, в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, находятся в режиме прямого доступа на сайтах Правительства Российской Федерации, Минэкономразвития России, государственных заказчиков, публикуются как официальные документы (приложения к постановлениям Правительства Российской Федерации).

Также должны быть максимально использованы такие преимущества федеральных целевых программ и целевых расходов, как возможность гласно, прозрачно, на длительную перспективу привлекать для выполнения поставленных на федеральном уровне целей средства помимо федерального бюджета.

 



2015-11-07 904 Обсуждений (0)
Преимущества Федерально-целевого подхода 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Преимущества Федерально-целевого подхода

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (904)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)