Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПОЛИТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЛИДЕРСТВА



2015-11-07 881 Обсуждений (0)
ПОЛИТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЛИДЕРСТВА 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Одним из основателей политико-психологического подхода к изучению проблемы лидерства считают американского ученого Г. Лассуэла, который, как известно, вместе с Ч. Мерриама, Б. Скиннером, В. Уайт представляет так называемую чикагскую психологическую школу политики. Представители этой школы исполнили много исследований, посвященных политико-психологическим проблемам лидерства, особенно отношениям лидера с окружением. Последнее имеет существенное значение для обществ переходного состояния.

Достаточно известна также психологическая концепция лидерства так называемой франкфуртской школы, представителями которой являются Т. Адорно, Г. Мар. Кузе, Э. Фромм, X. Арендт и др.. Они рассматривали вопросы лидерства без сознательного наклона к авторитаризму в психологии широких масс в тех странах, где существуют (существовали) тоталитарные режимы. Психологическим аспектам лидерства посвящены также публикации, появившиеся в последнее время в российской политологии (Г. Ашин, Ф. Бурлацкий, Д. Волкогонов, М. Ильин, Б. Коваль, В. Соловьев и др.).. В частности, разработаны социально-психологическую типологию лидерства и предложены следующие признаки для их классификации:

- историзм - тип лидерства зависит от характера эпохи;

- масштабность - лидеры общенациональные, региональные, определенного класса, группы;

- классовость - интересы какого класса, социальной группы защищает лидер;

- отношение к существующего строя, организации - "функциональный", "стабилизирующий", "дисфункциональный";

- способность к лидерству - превращения в лидера благодаря собственным качествам или по обстоятельствам;

- инициативность - способность продолжать начатое дело.

Довольно своеобразно трактует понятие "политический лидер" известный политолог Д. Выдрин. Он считает, что политический лидер - это любой, независимо от формального ранга, участник политического действа, процесса, который пытается и способен консолидировать усилия всех, кто его окружает, и активно влиять (в пределах территории, города, региона, страны) на этот процесс для достижения выдвинутых им выдающихся целей. Заметим, что такое определение лидерства ученый сформулировал согласно интенсивных, массовых политических процессов, которые происходили в России, других посттоталитарных государствах в 1990 г., когда участниками политических действий были сотни тысяч граждан.

Статус политического лидера, как лидера в общем, можно рассматривать с разных точек зрения:

- функционально-ролевого (речь идет об определенном статусе, который завоевал любой член группы, коллектива);

- профессионального (в данном случае имеет значение место лидера среди других в профессиональной иерархии относительно конкретной предметной области деятельности);

- морально-этического (такой статус связан с характером оценки коллективом личностных человеческих морально-этических качеств лидера);

- самооценочной (этот статус весьма своеобразный, поскольку оценка окружением лидера часто не совпадает с его самооценкой или даже принципиально отличается от нее).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Политическая психология изучает политические процессы опосредованно - через людей, их деятельность. Различные формы отображения политики в психике людей косвенные их деятельности. Поэтому сначала следует проявить индивидуальную ментальность человека. Трудностей здесь немало. На личностном уровне психологи выделяют следующие барьеры: установку на сохранение достигнутого, абсолютизацию исследования, удовлетворенность своим положением (барьер удовлетворенности) сомнение в возможности позитивных изменений (барьер сомнения, скепсис) стремление человека четко рассчитать, что она приобретает, а теряет в ходе изменений (барьер "считали-ника") привыкания к определенным операциям, условий работы и него-готовность к новым (барьер стереотипа, навыки, привычки); опасения того, что изменения могут обернуться против самого человека, создадут новые трудности и проблемы, сомнение в том, что ее личное счастье мало что изменит в общем положении вещей.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Ольшанский Д.В. Основы политической психологии. — Екатеринбург: Деловая книга, 2001. — 496 с.

2. Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — М., 2000.

3. Тихонравов Ю. В. Геополитика: Учеб. пособие. — М., 2000.

4. Ильенков Э.В. Что такое личность? - М., 2001

5. Сердюк С.Ф., Дровникова И.Г. Дудкина Е.И. Психология и педагогика в деятельности сотрудников ОВД: курс лекций. Воронеж: Воронежская высшая школа МВД России, 2004. - 88с.

6. Хьелл Д., Зиглер Д. Теории личности - М.2004

7. Радугин А.А. Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов. Москва,2003. - 256с.

8. Андреев А.Л. Политическая психология: Учебник для вузов. – М.: Весь мир, 2002. – 605 с.

9. В.Н. Лавриненко, А.С. Гречин, В.Ю. Дорошенко и др.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. Политология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 367 с.

10. Соловьёв А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 559 с.

 



2015-11-07 881 Обсуждений (0)
ПОЛИТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЛИДЕРСТВА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПОЛИТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЛИДЕРСТВА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (881)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)