Средства развития ловкости
Наиболее эффективным средством считают следующие упражнения: гимнастические, акробатические, легкоатлетические, спортивно-игровые, единоборства, горнолыжные. У акробатов и гимнастов высока точность движений, и зависит она от уровня спортивной подготовленности. Эта зависимость проявляется в точности оценки пространственно-временных интервалов и дозирования мышечных усилий. Гимнастические и акробатические упражнения развивают анализаторные системы, повышают вестибулярную устойчивость (особенно ТСО: лопинг, качели, батут, гимнастическое колесо),улучшают координационные возможности занимающихся. Специально подобранные ОРУ на согласование и точность движений особенно эффективны для воспитания координации движений рук. Тройной прыжок, прыжки с шестом, в длину и высоту способствуют развитию прежде всего координации движений занимающихся. Наиболее эффективным и доступным средством воспитания ловкости у занимающихся являются подвижные и спортивные игры. Они развивают координацию, точность и соразмерность движений, анализаторные системы. В спортивно-игровых упражнениях приобретаются навыки быстрых и эффективных движений в неожиданно сложившейся ситуации. Методика воспитания ловкости. Общими методическими требованиями в процессе обучения является “новизна” упражнений и постепенное повышение их координационной сложности. Для развития ловкости можно использовать любые новые упражнения или изученные упражнения с элементами новизны. Это обучение новому должно осуществляться постоянно. Простое повторение изученных упражнений не ведет к развитию ловкости, а длительные перерывы приводят к потере способности обучаться (при длительных перерывах мастера спорта проигрывают I-разрядникам по времени освоения нового элемента). Автоматизация динамического стереотипа аналогична, в известной степени, скоростному барьеру и не способствует развитию ловкости. Постепенное повышение координационной трудности упражнения может заключаться в повышении требований: 1) к точности движений; 2) к их взаимной согласованности; 3) к внезапности изменения обстановки. Методические приемы, с помощью которых реализуются общие методические положения: - выполнение I раз показанных комплексов ОРУ или несложных гимнастических и акробатических элементов; - выполнение упражнений оригинальным (необычным) способом (выполнение подъема не силой, а махом; преодоление препятствий нетрадиционным способом); - зеркальное выполнение упражнения (соскок в “чужую” сторону, метание или прыжок “чужой” ногой или толчок “чужой” рукой); - изменение скорости или темпа движений; - изменение пространственных границ (увеличение размеров препятствий или высоты снаряда, уменьшение площадок для игры); - изменение последовательности выполняемых движений (элементов в комбинации); Данные методические приемы повышают координационную сложность упражнений. Координация движений зависит от точности движений, устойчивости вестибулярного аппарата, умения расслаблять мышцы. Воспитание точности обеспечивается систематическим развивающим воздействием на восприятие и анализ пространственных условий, а одновременно и на управление пространственными параметрами движений. - ОРУ на точность движений по командам; - разметка дистанции, постановка дополнительных ориентиров в прыжках или соскоках; - метание по цели (на указанное расстояние, в корзину, по мишени); - прыжки и соскоки на точность приземления (0,5 х 0,5 м); - бег с различной величиной и частотой шага; - сочетание контрастных заданий (метание на разные расстояния или предметов разного веса на одно расстояние, удары по воротам с 10 и 20 м); - ограничение или временное исключение зрительного самоконтроля при выполнении двигательного действия. Использование сенсорного метода срочной информации о параметрах движений позволяет спортсмену и тренеру сразу внести коррективы в движения, тем самым способствуют развитию ловкости. Приборная коррекция дает точные количественные коррективы: словесная коррекция тренера вносит обобщенные уточнения в движения (рано, поздно, меньше, больше и т.д.). Воспитанию способностей к точной пространственной ориентировке способствует и самоконтроль спортсмена. Для этого используются наглядные ориентиры (рисунки, предметы, разметка инвентаря); они указывают направление и граничные точки амплитуды. -уменьшение опоры; - использование высокой и качающейся опоры; - увеличение времени сохранения позы; - самостоятельная кратковременная потеря равновесия с последующим восстановлением позы; - использование противодействия; - временное исключение зрительного самоконтроля. Другое направление – совершенствование функций вестибулярного аппарата: - круговые движения головой; - вращение на стуле или в упоре присев; - ускорения прямолинейные и угловые (серии кувырков, ТСО - качели и др.); - прыжки с поворотом на определенное количество градусов. Они особенно эффективны для детей и лиц с ослабленной функцией равновесия. - контроль за мимикой лица (напряженность обычно и выражается в мимике, рекомендуется улыбаться); - чередование напряжения и расслабления мышц (метод контрастных заданий). В старшем школьном возрасте ловкость и координационные способности преимущественно развиваются при изменении условий выполнения изученных упражнений. Ловкость следует развивать в начале основной части занятий на “свежем” фоне ЦНС и четких мышечных ощущений.
Список литературы. 1. Ильин В.И. ППФП студентов в ВУЗах. Научно-методологические и организационные основы. — М.,1978. 2. Жолдак В.И. методы совершенствования физического воспитания в ВУЗе. — М., 1983. 3. Жолдак В.И. методы совершенствования физического воспитания в ВУЗе. — М., 1983. 4. Вилеский М.Я. Основы профессиональной направленности студентов педагогических институтов. — М., 1980. 5. Динер В.Л. Теория и методика физической культуры. — Краснодар, 2001 6. Фомин Н.А. Физиология человека. – М.: Просвещение; Владос, 1995. 7. Мильнер Е.Г. Формула жизни. - М.: ФиС, 1991. 8. Теоретическая подготовка юных спортсменов/Под ред. Ю.Ф.Буйлина, Ю.Ф.Курамшина.- М.: Физкультура и спорт,1981
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2682)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |