Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Виды тревожности и страха. Причины тревожности



2015-11-07 2012 Обсуждений (0)
Виды тревожности и страха. Причины тревожности 4.50 из 5.00 4 оценки




Реферат на тему

«Тревожность подросткового возраста и способы ее преодоления».

 

 

Выполнила: выпускница 9 «Б» класса

Мережина Дарья Андреевна

Научный руководитель: учитель биологии Рыбина Л. А.

Рецензент: учитель биологии

Барболина О. М.

 

Вологда-2013


Содержание

1. Введение. 3

2. Особенности тревожности в подростковом возрасте

2.1. Анатомо-физиологические и психологические особенности личности подростков 5

2.2. Понятие тревоги, страха, тревожности. 6

2.3. Виды тревожности и страха. Причины тревожности…………………….8

2.4. Особенности состояния страха и тревоги у детей подросткового возраста. Гендерные аспекты тревожного поведения. 11

2.5. Способы преодоления тревожности у подростков. 14

Заключение. 15

Список использованной литературы.. 16

 


1. Введение.

Проблема подростковой тревожности, как основы эмоциональных расстройств, в настоящее время является междисциплинарной. Она относится не только к области детской психиатрии, но и к сфере интересов возрастной, педагогической, медицинской психологии. Конечно, не только тревога служит причиной нарушений поведения, психического и социального здоровья человека – существуют и другие психологические механизмы неблагоприятных вариаций в развитии личности подростка. Однако большая часть явных нарушений, препятствующих нормальному ходу обучения и воспитания, в своей основе связаны с эмоциональной неустойчивостью ребенка, то есть в конечном итоге – с тревогой. Не зная причин возникновения тревоги, механизмов ее развития, преобразования, превращения в другие состояния, зачастую просто невозможно разобраться в том, что происходит с ребенком, каковы истинные мотивы его поступков и, главное, как ему помочь.

Все выше перечисленное позволяет предположить, что тема «Тревожность подросткового возраста и способы ее преодоления» является достаточно актуальной.

Цель работы: изучение тревожности подросткового возраста и способов ее преодоления.

Задачи работы:

1. Изучить анатомо-физиологические и психологические основы личности подростков;

2. Разобраться в различиях между понятиями тревога, страх и тревожность;

3. Проанализировать классификации тревожности и страха и причины их появления;

4. Выявить гендерные различия тревожного поведения;

5. Изучить способы преодоления тревожности в подростковом возрасте.


2. Особенности тревожности в подростковом возрасте.

2.1. Анатомо-физиологические и психологические особенности личности подростков.

Подростковый возраст — это важный этап становления личности, которая представляет собой сложный процесс личностного развития, отличающийся разноуровневыми характеристиками физиологического и социального созревания.

Созревание – постепенное раскрытие физических, физиологических, конституциональных признаков, заложенных еще до рождения человека как биологического существа [1;6].

Начало полового созревания в подростковом возрасте связано с появлением новых гормонов в крови и их влиянием на центральную нервную систему, а также с бурным физическим развитием. Оно повышает активность, физические и психические возможности детей и создает благоприятные условия для появления у них ощущения взрослости и самостоятельности [1;56].

Физиологические изменения влияют на психологическую и социальную зрелость, которые могут не совпадать. Это несовпадение стало точкой отсчета начала и окончания подросткового возраста, легло в основу разных оценок подростка и подростковой периодизации [1;5].

Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме и характеризуется как период повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, изменчивости настроения, возникновении тревожности, агрессивности и других бурных реакций. Особенно важную роль в этом процессе играют гипофиз и щитовидная железа, которые начинают выделять гормоны, стимулирующие работу большинства других эндокринных желез. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Увеличиваются рост и вес ребенка, причем у мальчиков в среднем пик «скачка роста» приходится на 13 лет, а заканчивается после 15 лет, иногда продолжаясь до 17. У девочек «скачок роста» обычно начинается и кончается на два года раньше (дальнейший, более медленный рост может продолжаться еще несколько лет). Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Сначала до «взрослых» размеров дорастают голова, кисти рук и ступни, затем конечности — удлиняются руки и ноги — и в последнюю очередь туловище. Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см в год, опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими. Появляются вторичные половые признаки — внешние признаки полового созревания — и тоже в разное время у разных детей. У мальчиков меняется голос, причем у некоторых резко снижается тембр голоса, временами срывающегося на высоких нотах, что может переживаться довольно болезненно. У других голос меняется медленно, и эти постепенные сдвиги ими почти не ощущаются [2;43-44].

В подростковом возрасте структура личности отличается нестабильностью, эмоциональной неустойчивостью, восприимчивостью к внешним стимулам [11;20]. Подростковый возраст — это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Заметное влияние в этот период приобретают волевые черты характера — настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности, то есть способность к волевой деятельности. Однако, проявляя настойчивость в одном виде деятельности, подросток может не обнаружить ее в других ее видах.

Познавательная деятельность развивается тоже очень интенсивно. Внимание подростка характеризуется не только большим объемом и устойчивостью, но и специфической избирательностью. В этот период внимание уже может быть преднамеренным. Избирательным, целенаправленным, анализирующим становится и восприятие. Значительно увеличивается объем памяти, причем не только за счет лучшего запоминания

материала, но и за счет его логического осмысления. Память подростка, как и

внимание, постепенно приобретает характер организованных, регулируемых и управляемых процессов.

Существенные изменения происходят в интеллектуальной деятельности подростков. Ее основной особенностью в 10–15 лет является нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу последнего. Важная особенность этого возраста - формирование активного, самостоятельного, творческого мышления.

В жизни подростка много времени отводится учебе. В учебной деятельности имеются свои трудности и противоречия. Прежде всего, отмечается избирательная готовность и повышенная восприимчивость к отдельным сторонам обучения, прежде всего — к тем, которые подчеркивают взрослость подростка. Особенно привлекательны самостоятельные формы организации занятий на уроке, преодоления трудностей в освоении сложного материала. Важна и самостоятельная организация познавательной деятельности. Вместе с тем у подростков нередко снижается общий интерес к учебе, происходит «внутренний отход от школы». Это связано с тем, что школа перестает быть для ученика центром его духовной жизни. [11;59-60].

Подростковый возраст характеризуется известной импульсивностью. Эмоциональные проявления могут стать очень бурными и трудно управляемыми. «Взрывной» характер эмоций проявляется в страстных спорах, доказательствах, выражении возмущения. Вместе с тем эмоциональные переживания подростков приобретают большую устойчивость. При значительной склонности к романтике воображение у подростков становится более реалистичным и критичным [ 1;67].

Таким образом, гормональная перестройка организма подростка приводит к физиологическим, а самое главное к психологическим изменениям. Нестабильная психическая неустойчивость, повышенная тревожность, эмоциональные переживания – основные характеристики структуры личности подростка.
2.2. Понятие тревоги, страха, тревожности.

Тревога – это реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, характеризующееся неопределённым ощущением угрозы (в отличие от страха, который представляет собой реакцию на вполне определённую опасность).

Страх – аффективное (эмоционально заострённое) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определёнными изменениями высшей нервной деятельности, отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока. В общем виде страх возникает в ответ на действие угрожающего стимула - смерти и краха жизненных ценностей, противостоящие таким понятиям, как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие. Но и помимо крайних выражений страх всегда подразумевает переживание какой-либо реальной и воображаемой опасности [7;18].

Объединяющим для страха и тревоги является чувство беспокойства, проявляющееся в наличии лишних движений или неподвижности. Человек теряется, говорит дрожащим голосом, либо совсем замолкает. В страхе и тревоге есть общий компонент в виде чувства беспокойства.

Условно различия между тревогой и страхом можно представить следующим образом:

1) тревога – сигнал опасности, а страх – ответ на нее;

2) тревога – скорее предчувствие, а страх – чувство опасности;

3) тревога обладает в большей степени возбуждающим, а страх – тормозящим воздействием на психику;

4) тревога более характерна для лиц с холерическим, а страх – флегматическим темпераментом;

5) стимулы тревоги имеют неопределенный и абстрактный характер, страх – более конкретный, образуя психологически замкнутое пространство;

6) тревога как ожидание опасности проецирована в будущее, страх как воспоминание об опасности имеет своим источником главным образом прошлый травмирующий опыт;

7) несмотря на свою неопределенность, тревога в большей степени рациональный (когнитивный), а страх – эмоциональный, иррациональный феномен. Соответственно, тревога скорее левополушарный, а страх – правополушарный феномен;

8) тревога – социально, а страх – инстинктивно обусловленные формы психического реагирования при наличии угрозы [12; 92–95].

Тревожность — переживание эмоционального дискомфорта, связанное ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента [5;3].

Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают [13;350–355]. Тревожность можно рассматривать как:

– психологическое явление;

– индивидуальную психологическую особенность личности;

– склонность человека к переживанию тревоги;

– состояние повышенного беспокойства.

Тревожность может порождаться как реальным неблагополучием подростков в наиболее значимых для них областях деятельности и общения, так и существовать вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т.п.

Таким образом, в силу сложности понятий тревога, страх и тревожность их нужно рассматривать дифференцированно – как ситуативные явления и как личностные характеристики.


Виды тревожности и страха. Причины тревожности.

Вопрос о видах тревожности в литературе не однозначен.

Ч. Спилбергер выделяет два вида тревожности: личностная и ситуативная (реактивная). Личностная тревожность предполагает широкий круг объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу (тревожность как черта личности). Ситуативная тревожность обычно возникает как кратковременная реакция на какую-нибудь конкретную ситуацию, объективно угрожающую человеку [14;149].

А.М. Прихожан [5;78] выделяет виды тревожности на основе ситуаций, связанных:

– с процессом обучения – учебная тревожность;

– с представлениями о себе – самооценочная тревожность;

– с общением – межличностная тревожность.

Помимо разновидностей тревожности, рассматривается и её уровневое строение.

К. Изард [7;193] выделяет два уровня тревожности: низкий и высокий. Низкий необходим для нормального приспособления к среде, а высокий вызывает дискомфорт человека в окружающем его социуме.

По мнению А.М. Прихожан [5;84–85] существуют открытые и закрытые формы тревожности. Открытые формы: острая, нерегулируемая тревожность; регулируемая и компенсирующая тревожность; культивируемая тревожность. Закрытые (замаскированные) формы тревожности названы ею «масками». В качестве таких масок выступают: агрессивность; чрезмерная зависимость; апатия; лживость; лень; чрезмерная мечтательность.

Теоретически все конкретные страхи можно разделить на три группы. Страхи первой группы обращены к человеку как к биологическому существу, несут угрозу телу и физическому Я, этот страх можно назвать «быть ничем». Отправная точка развития страха «быть ничем», то есть не жить, не существовать, быть мертвым – страх смерти. Вторая группа страхов отражает угрозу отношений – лишения общества людей, этот страх может быть назван «быть ни с кем». Страхи третьей группы характеризуют человека как социальное существо и связаны с причинением ущерба социальному или психологическому статусу личности. Эти страхи можно условно назвать страхами «быть никем» или «быть не тем», то есть несоответствие.

В своей работе по психопатологии неврозов А.Кемпински описывает четыре вида страха: биологический, общественный, моральный и дезинтеграционный. Биологический страх связан с угрозой собственной жизни или жизни вида. Общественный страх возникает в случае нарушения контактов в социальной сфере. Моральный страх возникает, когда индивид не принимает в качестве ориентиров для собственного поведения нормы, предлагаемые окружающими. Дезинтеграционный страх появляется при каждом изменении структуры информационного метаболизма [6;2].

Условно страхи также можно разделить на природные и социальные. Природные страхи основаны на инстинкте самосохранения. Помимо основополагающих страхов своей смерти и смерти родителей, они включают в себя боязнь чудовищ, призраков, животных, темноты, движущегося транспорта, стихий, высоты, глубины, замкнутого пространства, огня, крови, боли, неожиданных звонков и т.д.

Социальные страхи - это страхи одиночества, каких-то людей, наказания, осуждения со стороны сверстников, боязнь опоздать, не справиться, не совладать с чувствами, быть не собой, и т.д. С возрастом начинают преобладать именно социальные страхи [15;55].

По степени выраженности страхи можно разделить на ужас, испуг, собственно страх, тревогу, опасении, беспокойство и волнение [6; 15].

Вопрос о причинах устойчивой тревожности является центральным и наименее исследованным. При понимании тревожности как свойства темперамента («психодинамическая» тревожность, по терминологии В. С. Мерлина) [10;47-50] в качестве основных факторов признаются природные предпосылки - свойства нервной и эндокринной систем, в частности слабость нервных процессов.

Вопрос о природных предпосылках тревожности чрезвычайно сложен. В ряде исследований этот вопрос решается через представление о двух типах факторов, продуцирующих состояние тревоги, - безусловных (куда входит и вегетативное, или «психовегетативное», реагирование) и обусловленных. Предполагается, что многократное повторение ситуаций, в которых актуализируются указанные типы факторов, ведет к закреплению тревожности как устойчивого образования (тревожности как свойства, черты, по терминологии Ч. Д. Спилбергера).

По его мнению Р. Б. Кеттелла причины страха могут быть разделены на четыре класса:

а) внешние события или процессы;

б) влечения и потребности;

в) эмоции;

г) когнитивные процессы субъекта.

Страхи, относящиеся к каждому из этих классов, могут быть врождёнными или приобретёнными.

Исследования детских и подростковых страхов позволяет заключить, что основная часть переживаемых страхов закладывается в детстве, но при этом каждый возрастной этап развития характерен проявлением определённых видов страха [6;16].

Таким образом, мы видим, что существуют различные подходы для классификации тревоги и страха, но они обоснованны не столько экспериментальными данными, сколько теоретическими взглядами авторов.

 




2015-11-07 2012 Обсуждений (0)
Виды тревожности и страха. Причины тревожности 4.50 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Виды тревожности и страха. Причины тревожности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2012)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)