Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности состояния страха и тревоги у детей подросткового возраста. Гендерные аспекты тревожного поведения



2015-11-07 1447 Обсуждений (0)
Особенности состояния страха и тревоги у детей подросткового возраста. Гендерные аспекты тревожного поведения 0.00 из 5.00 0 оценок




Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение подростков. А учитывая, что подростковый возраст считается особенно «эмоционально насыщенным», неудивительно, что изучение эмоционального развития подростков и гендерных аспектов тревожного поведения занимает ведущее место в психологии.

Из-за возрастных особенностей подростничество часто называют «возрастом тревог». Подростки тревожатся по поводу своей внешности, по поводу проблем в школе, взаимоотношений с родителями, учителями, сверстниками. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого ребенка подросткового возраста, существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – полезная тревожность. Повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия подростков, который оказывает существенное влияние на самооценку в подростковом возрасте. Повышенный уровень тревожности у подростков свидетельствует об их недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям. Это порождает общую установку на неуверенность в себе [7;20–23].

Замечено, что интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны.

Наблюдения за поведением мальчиков и девочек не привели к обнаружению половых различий, однако при опросе учителей и самих испытуемых выяснилось, что девочки более робки и тревожны.

К основным критериям тревожности у подростков А.М. Прихожан относит: постоянное беспокойство, трудность или невозможность концентрации на чем-либо, мышечное напряжение (например, в области лица, шеи), раздражительность, нарушения сна. Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, постоянно проявляется в его поведении.

Прихожан выделяет и важнейшие признаки тревожности, а именно: ребенок не может долго работать, не уставая; ему трудно сосредоточиться на чем-то; любое задание вызывает излишнее беспокойство, во время выполнения этих заданий он очень напряжен, скован; смущается чаще других; часто говорит о напряженных ситуациях; краснеет в незнакомой обстановке; жалуется, что ему снятся страшные сны; руки у такого ребенка обычно холодные и влажные; нередко бывает расстройство стула; сильное потоотделение во время волнения; ребенок не обладает хорошим аппетитом; засыпает с трудом, спит беспокойно; пуглив; легко расстраивается, часто не может сдержать слез; плохо переносит ожидание; не любит браться за новое дело; он не уверен в себе, в своих силах, боится сталкиваться с трудностями.

В состоянии тревоги подросток переживает не одну эмоцию, а некоторую комбинацию различных эмоций, каждая из которых оказывает влияние на его социальные взаимоотношения, соматическое состояние, восприятие, мышление, поведение. Следует учитывать, что состояние тревоги у мальчиков и девочек подросткового возраста вызывается разными эмоциями. Ключевой эмоцией в субъективном переживании тревоги является страх [5;80–82].

В исследованиях разных авторов выделен ряд страхов типичных для подросткового возраста, которые обусловлены культурными и национальными факторами [6;2].

Ведущими страхами в этом возрасте являются страхи смерти родителей и страх войны. А.И. Захаров противопоставляет ситуационные и личностно обусловленные страхи. Ситуационный страх возникает в опасной или шокирующей обстановке, а личностно обусловленный страх предопределён характером человека, его тревожностью, в младшем школьном возрасте в наибольшей степени выраженным явился страх, связанный со школой.

В этот же период выраженными оказались магические страхи, боязнь несчастья, беды. В 12 лет наблюдаются апато-депрессивные проявления, трудности сосредоточения, в 13–16 – прогулы занятий и соматические симптомы. К 15 годам наибольшее развитие имеют межличностные и другие социальные страхи, такие как страх одиночества, страх сделать что-нибудь не так, некоторых людей, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых, страх не справиться с порученным делом [1;78].

В диссертационном исследовании страхов младших школьников Л.С.Акопян показано, что подростки при описании страхов самым опасным местом считают улицу, а самым безопасным – дом.

В исследовании, проведённом А.М. Прихожан ,установлено, что у подростков независимо от пола страхи фокусируются у учащихся на взаимоотношениях со сверстниками. Но есть и гендерные различия в проявлении страхов: у девочек первоочередными являются проблемы семьи: страхи смерти, болезни, отрицательных переживаний родителей, у мальчиков -страх глобальных катастроф. Сильным является страх физического насилия.

У девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще. Тем не менее, среднее число всех страхов у подростков заметно уменьшается по сравнению с дошкольным периодом.

Больше страхов, особенно у старших подростков, при малом числе выборов со стороны сверстников (низком социометрическом статусе).

При значительном числе страхов имеет значении межличностная напряженность и низкий уровень взаимопонимания в семье. В такой ситуации девочки в большей степени, чем мальчики, реагируют увеличением страхов, т.е. отчужденные отношения в семье воспринимаются девочками более травмирующе [8;37].

Таким образом, вопросы изучения подростковой тревожности и их гендерных особенностей занимают значительное место в современной психологии. Их определение позволяет провести работу по коррекции тревожного поведения.
2.5. Способы преодоления тревожности у подростков.

Вследствие того, что подростковый возраст характеризуется повышенной тревожностью, в любом образовательном учреждении должна проводиться специальная работа по снижению уровня школьной тревожности.

Коррекционную работу с тревожными подростками целесообразно проводить в трех основных направлениях:

· по повышению самооценки ребенка;

· по обучению ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;

· по отработке навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка [3;72].

В рамках тренинга в ходе выполнения психологических упражнений и игр, подросток получает возможность в безопасной психологической обстановке проявить себя и свои качества. Исследовав свои границы и освоив навыки их отстаивания в социальной среде, учащиеся смогут адекватно выражать свои непосредственные реакции на различные ситуации. Это будет способствовать разрядке возникающего возбуждения и снижению тревожности. Учащиеся смогут стать более успешными: повысить свою успеваемость и социальный статус в классном коллективе.

Тренинг дает подростку возможность перенять опыт взрослого человека, увидеть себя глазами своих товарищей и научиться реагировать на различные ситуации в безопасной обстановке [3;75].

Психокоррекционной работой, безусловно, должен заниматься психолог. Однако и учитель с успехом может в своей работе использовать различные упражнения, направленные на профилактику школьной тревожности.


3. Заключение

В ходе написания реферата было изучено и проанализировано большое количество научно-методической литературы по эмоциональной сфере подросткового возраста, а также физиологического развития подростков.

1. Анатомо-физиологические и психологические основы личности подростков обусловлены процессами роста и созревания, во время которых происходит постепенное раскрытие физиологических признаков. Они влияют на психологическую и социальную зрелость. Во время подросткового кризиса структура личности подростка отличается нестабильностью, восприимчивостью к внешним стимулам, бурной реакцией на внешние раздражители. Существенные изменения происходят в интеллектуальной деятельности подростков, в это время происходит формирование активного, самостоятельного, творческого мышления. Эмоциональные переживания подростков приобретают большую устойчивость. При значительной склонности к романтике у подростков воображение становится более реалистичным, а мышление критичным.

2. Различия в понятиях тревога, страх и тревожность заключаются в том, что тревога – эмоционально заостренное ощущение предстоящей угрозы, возможное не только в виде отрицательного чувства, но и радостного волнения, состояние безобъектного страха, характеризующееся неопределенным ощущением угрозы. Страх же является отражением в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия, реакцией на вполне определенную опасность. Страх возникает в ответ на действие угрожающего стимула, сопровождается изменениями в высшей нервной деятельности и всегда подразумевает переживание опасности. В страхе и тревоге есть общий компонент в виде чувства беспокойства. Тревожность является повышенной склонностью испытывать беспокойство. Она может порождаться как реальным неблагополучием подростков, так и существовать вопреки объективному благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии, самооценки.

Понятия страха и тревоги следует рассматривать дифференцированно - как ситуативные явления и как личностные характеристики. В первом случае тревога не всегда отрицаемо рассматриваемое чувство, во втором случае это индивидуальная психологическая особенность.

3. Вопрос о видах тревожности и страха в литературе не однозначен. Это вызвано различными подходами к данным понятиям, рассмотрению их с точек зрения причины появления, уровнего строения, объективности и степени выраженности. Классификация тревоги и страха обоснована не столько экспериментальными данными, сколько теоретическими взглядами авторов. В ряде исследований вопрос о природных предпосылках тревожности решается через представление факторов продуцирующих состояние тревоги – безусловных и обусловленных. А причинами страха могут быть внешние события или процессы, потребности, эмоции и когнитивные процессы субъектов. Также считается, что страхи, относящиеся к каждому из этих классов, могут быть врожденными или приобретенными. Основная часть страхов закладывается в детстве, но каждый возрастной этап имеет свои особенности и нюансы.

4. Интенсивность переживания тревоги и общий уровень тревожности у мальчиков и девочек различны. Девочки острее реагируют на низкий уровень взаимопонимания в семье, для них первоочередными проблемами являются проблемы семьи, также девочки более робки. У мальчиков преобладает страх глобальных катастроф, физического насилия. И мальчики и девочки самым опасным местом считают улицу, а самым безопасным – дом. Подводя итог можно сказать, что у девочек подростковый возраст более насыщен страхами, отражая их большую склонность к страхам вообще.

5. Большое значение имеет работа по снижению тревожности, которую целесообразно проводить в трех направлениях: повышению самооценки подростка, обучению способам снятия мышечного напряжения и отработке навыков владения собой в травмирующих ситуациях. Для снижения общего уровня тревоги необходима психокоррекционная работа и выявление причин тревожности подростка.


4. Список использованной литературы:

1) Казанская В. «Подросток. Трудности взросления»;

2) Кулагина И. Ю. «Развитие ребенка от рождения до 17 лет»;

3) Захаров А. И. «Неврозы у детей и подростков. Анамнез, этиология и патогенез»;

4) Оленникова М. В. «Возрастная психология. Конспект лекций»;

5) Прихожан А.М. «Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика»;

6) Шкуратова И. П., Ермак В. В. «Страхи подростков и их обусловленность тревожностью, нейротизмом и агрессивностью»;

7) Изард К. «Эмоции человека»;

8) Абакумова Т.В. «Классификация основных видов страха современного общества»;

9) Акопян Л.С. «Психолого-педагогическое исследование страхов детей младшего школьного возраста»;

10) Мерлин В.С. «Проблемы экспериментальной психологии личности»;

11) Ремшмидт. Х. «Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности»;

12) Ксенофонтова Н.А. «Гендерный аспект общественного развития»;

13) Крайг Г. «Психология развития»;

14) Реан А.А., Трофимова Н.Б. «Гендерные различия структуры тревожности у подростков»;

15) Наенко. Н. И. «Психическая напряженность»;

 



2015-11-07 1447 Обсуждений (0)
Особенности состояния страха и тревоги у детей подросткового возраста. Гендерные аспекты тревожного поведения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности состояния страха и тревоги у детей подросткового возраста. Гендерные аспекты тревожного поведения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1447)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)