Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста, обеспечивающее положительное отношение к труду взрослых



2015-11-07 1111 Обсуждений (0)
Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста, обеспечивающее положительное отношение к труду взрослых 0.00 из 5.00 0 оценок




Трудовое воспитание детей дошкольного возраста имеет задачи по воспитанию положительного отношения к труду взрослых, где целью является стремление оказывать доступную помощь взрослым и заинтересованность в результате труда. В связи с этим у детей формируются представления о необходимости труда в жизни, об отношении к труду взрослых.

Для обеспечения положительного отношения к труду взрослых, следует учитывать психологические особенности детей младшего дошкольного возраста и включать компоненты трудовой деятельности (цель, мотив, процесс, план, результат) [4].

Постановка цели. Дети младшего дошкольного возраста пока не умеют ставить определенную цель в ходе труда, задерживать эту цель и придерживаться ею в процессе выполнения задуманного. Ребенок 2–3 лет не может удерживать в памяти весь процесс и результат. Он начинает действовать сразу, и эти действия носят процессуальный характер, то есть он может мыть стакан, просто подставив ее под струю воды. Цель ребенок формулирует только для обозначения сиюминутного действия, так как она не имеет для него смысла. На основе подражания происходит целенаправленный характер действий. С самого начала подражание ребенка носит осознанный характер. Подражая действиям взрослых, ребенок понимает их смысл.

Сам процесс подражания подразумевает известное понимание значения действия другого. Взаимодействие с предметами ведет к пониманию назначения предмета и овладению способом его применения. Для того чтобы дети усвоили способы действия с предметами в процессе предполагаемой совместной деятельности взрослый подсказывает назначение и способы применения предмета. Данный процесс является побудительным фактором в формировании личности ребенка, побуждает к независимости от взрослого, доводит до сознания собственных возможностей и формирует положительное отношение к труду взрослых. Соучастие взрослого – характерность и особенность данного компонента трудового воспитания дошкольников. Дети способны самостоятельно ставить цель трудового процесса.

Мотивы трудовой деятельности. В создании целенаправленной трудовой деятельности в первую очередь важно понять ради чего трудится ребенок, а не только то, что и как он это делает. Мотивы могут быть различны: стремление чему-нибудь научиться, приносить пользу другим, необходимость в общении со взрослым, утверждение своего значения или же потребность в положительной оценке взрослых. Только внутренняя мотивация формирует личностные качества и гарантирует положительное отношение к труду, а не стремление обрести материальное вознаграждение за труд, потому что, как правило, это отсутствует у детей.

Трудовые действия. Ребенок постепенно овладевает трудовыми действиями. Младший дошкольник осуществляет трудовые действия при помощи показа взрослого и под непосредственным его руководством.

Планирование действий. К трудовой деятельности относится операция планирования последовательности действий. Но она отсутствует у младших дошкольников и планируется с помощью взрослого. Ребенок может рассказать простые и известные ему действия, что и зачем он будет делать. Но ребенок может затрудняться, если получит более сложное задание. Однако дети усваивают эти навыки при целенаправленном обучении планированию.

Результат. Непременный компонент трудовой деятельности – это результат. Результат данного компонента обуславливается уровнем овладения умениями и кавыками, количеством затраченных усилий психологических особенностей детей дошкольного возраста. Достижение результата имеет значение, прежде всего как педагогический фактор, который помогает воспитать у детей интерес и положительное отношение к труду. Оценка, данная воспитателем, в результате труда имеет большое значение для детей младшего дошкольного возраста, и она воздействует на положительное отношение детей к труду. Тем не менее, младшие дети заинтересованы только лишь в самом процессе выполнения трудовых действий [4].

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что преждевременно говорить о трудовой деятельности у младших дошкольников, речь может идти лишь о формировании положительного отношения к труду взрослых.

Особое место в формировании у детей положительного отношения к труду взрослых отводится игре. В ней осуществляются первоначальные манипулятивные действия с предметами, которые по своей особенности напоминают трудовые, орудия труда. Так же важность игры охватывается в ролевых действиях, когда ребенок отображает в игровой деятельности труд взрослых.

Малыши, взяв на себя роль взрослого в игре, проникаются эмоционально-насыщенным отношением к выполняемым действиям. Дети младшего дошкольного возраста еще не владеют трудовыми действиями или умением пользоваться необходимыми инструментами, это проявляется в желании переводить трудовой процесс в игру. Вследствие этого, дети всегда с интересом включаются в игровую ситуацию, связанную с трудом взрослых [32].

Не следует забывать о том что, в дошкольной образовательной организации трудовое воспитание детей не должно реализовываться отдельно от семейного воспитания. Большинство родителей младших дошкольников занижают возможности своих детей в трудовой деятельности. Педагогу в первую очередь необходимо раскрыть возрастные и психологические особенности ребенка (склонность к подражанию, инициативность, впечатлительность), побуждать родителей своевременно приобщать детей к труду взрослых, воспитывать самостоятельность, знакомить их с содержанием и методами трудового воспитания младших дошкольников в детском саду и в семье [44].

Таким образом, в процессе формирования положительного отношение к труду взрослых у детей младшего дошкольного возраста необходимо учитывать психологические особенности ребенка. Важно учитывать, как ребенок младшего дошкольного возраста осваивает все компоненты полноценного труда (цель, мотивы трудовой деятельности, трудовые действия, планирование и результат труда). Так как малыши еще не могут осуществлять все компоненты трудового процесса самостоятельно, от взрослых зависит процесс овладения ими.

Развитие первоначальных представлений о труде взрослых, о человек, его личностных и деловых качествах происходит в процессе игры, элементарной трудовой деятельности, что является особенностью формирования положительного отношения к труду взрослых у детей младшего дошкольного возраста. Следует привлекать родителей к формированию положительного отношения детей к труду взрослых, поэтому необходимо устанавливать связь между игрой, трудом и привлечением родителей в трудовое воспитание.

 

 

Список используемой литературы

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. № 1155 [Текст] // Вестник образования России. – 2014. – № 20. – С. 10–46.

2. Аверченко, А.Т. Вопросы воспитания [Текст] / А.Т. Аверченко. – М. : ЭНАС-КНИГА, 2012. – 64 c.

3. Аксенов, Д.Е. О трудовом воспитании [Текст] / Д.Е. Аксенов. – М. : Просвещение, 1992. – 336 с.

4. Баранов, В.Д. Труд как основа формирования эстетических чувств [Текст] / В.Д. Баранов. – Минск. : Наука и техника, 2001. – 188 с.

5. Бондаренко, Т. Приобщение дошкольников к труду [Текст] / Т. Бондаренко. – М. : Метода, 2014. – 208 с.

6. Буре, Р.С. Воспитание дошкольника в труде [Текст] / Р.С. Буре, Л.В. Загик Л. В. – М. : Академия, 1993. – 120 с.

7. Буре, Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания [Текст] / Р.С. Буре. – М. : Мозаика – Синтез, 2011. – 136 с.

8. Буре, Р.С. Учите детей трудиться [Текст] : пособие для восп. дет.сада / Р.С. Буре, Г.Н. Година. – М. : Просвещение, 1993. – 144 с.

9. Васильева, М.А. Трудовое воспитание [Текст] / М.А. Васильева // Дошкольное воспитание. – 2005. – №4. – С. 18 – 28.

10. Венгер, Л.А. Психология [Текст] /Л.А. Венгер, В.С. Мухина. – М. : Просвещение, 2005.

11. Виноградова, А.М. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду [Текст] / А.М. Виноградова, Г.Н. Година, С.А. Козлова. Под ред. Р.С. Буре. — М. : Просвещение, 2000.

12. Вологодская, О.П. Воспитание самостоятельности у детей [Текст] / О.П. Вологодская. – М. : Центрполиграф, 2012. – 191 c.

13. Волоков, В.С. Детская психология [Текст] / В.С. Волоков, Н.В. Волкова. – М. : Гуманит. изд. центр Владом, 2003. – 256 с.

14. Воспитание дошкольника в труде [Текст] / В.Г. Нечаева, Р.С. Буре, Л.В. Золик [и др.]. – М. : Просвещение, 1990. – 208 с.

15. Година, Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду [Текст] / Г.Н. Година. – М. : Просвещение, 2005. – 694 с.

16. Гукасова, A.M. Методика трудового обучения [Текст] / A.M. Гукасова. – М. : Просвещение, 2008. – 173 с.

17. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, 3.А. Михайлова [и др.]. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 528 с.

18. Дыбина, О.В. Ознакомление дошкольников с предметным миром. Учебное пособие. – 2-е изд. [Текст] / О.В. Дыбина. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 128с.

19. Жукова, Р. Трудовое воспитание. Разработки занятий [Текст] / Р. Жукова. – М. : Корифей, 2009. – 112 с.

20. Жуковская, Р.И. Игры и трудовые занятия в детском саду [Текст] / Р.И. Жуковская. – М. : Просвещение, 2006. – 182 с.

21. Загвязинский, В.И. Теория обучения и воспитания. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования [Текст] / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. – М. : Академия, 2012. – 256 c.

22. Ковальчук, Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребёнка [Текст] / Я.И Ковальчук. – М. : Просвещение, 2008. – 95 с.

23. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М. : Академия, 2008.

24. Козлова, С.А. Как познакомить ребенка с творческой деятельностью взрослого [Текст] / С.А. Козлова, О.В. Артамонова // Дошкольное воспитание. – 2010. – №10.

25. Кокарева, Н.Н. Любить труд на родной земле [Текст] / Н.Н. Кокарева, А.К. Бондаренко. – М. : Просвещение, 1997. – 243 с.

26. Котлярова, С. Ознакомление с трудом взрослых [Текст] / С. Котлярова // Дошкольное воспитание. – 1994. – № 12. – С. 35 – 45.

27. Кочетов, А.И. Основы трудового воспитания [Текст] / А.И. Кочетов. – Минск. : Просвещение, 2000. – 223 с.

28. Куцакова, Л.В. Нравственно–трудовое воспитание ребенка–дошкольника [Текст] / Л.В. Куцакова. – М. : ВЛАДОС, 2007. – 143 с.

29. Куцакова, Л.В. Трудовое воспитание в детском саду [Текст] / Л.В. Куцакова. – М. : Мозаика – Синтез, 2014 – 128 с.

30. Лебеденко, Е.Н. Развитие самосознания и индивидуальности [Текст] / Е.Н. Лебеденко. – М. : Прометей, 2003. – 64 с.

31. Логинова, В.И. Трудовое воспитание детей [Текст] / В.И.Логинова. – Л. : Просвещение, 1994.

32. Логинова, В.И. Формирование представления о труде взрослых [Текст] / В. Логинова, Л. Мишарина // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 10. – С. 56 – 63.

33. Лында, А.С. Методика трудового обучения [Текст] / А.С. Лында. – М. : Просвещение, 1997. – 232 с.

34. Люблинская, А.А. Воспитателю о развитии ребенка [Текст] / А.А. Люблинская. – М. : Просвещение, 1992. – 256 с.

35. Малютин, И. О народной мудрости трудового воспитания [Текст] / И. Малютин // Домашнее воспитание. – 1999. – №6. – С. 287 – 290.

36. Маркова, Т.А. Игра и труд в дошкольном детстве [Текст] / Т.А. Маркова // Дошкольное воспитание. – 1995. – №12. – С. 12 – 18.

37. Маркова, Т.Я. Воспитание трудолюбия у дошкольников [Текст] / Т.Я. Маркова. – М. : Просвещение, 1991.

38. Матвеева, А.К. Роль труда в умственном воспитании детей дошкольного возраста [Текст] / А.К. Матвеева. – М. : Просвещение, 1998. – 232 с.

39. Маханева, М. Учим детей трудиться [Текст] / М. Маханева, О. Скворцова. – М. : Сфера, 2012. – 64 с.

40. Метенова, Н.М. Нравственное воспитание [Текст] / Н.М. Метенова. – Ярославль. : Просвещение, 2006.

41. Мишарина, Л.А. Формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о предметах и о труде взрослых [Текст] / Л.А. Мишарина, С.Ф. Сударчикова. – М. : Просвещение, 1992. – 96 с.

42. Низова, A.M. Труд в жизни детей [Текст] / A.M. Низова. – М. : Знание, 1996. – 95 с.

43. Никитина, Э. Ознакомление дошкольников с трудом взрослых [Текст] / Э. Никитина // Дошкольное воспитание. – 2009. – №6. – С. 32.

44. Новиков, A.M. Динамика формирования трудовых умений и навыков [Текст] / A.M. Новиков. – М. : Просвещение, 1993 – 245 с.

45. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / С.А. Козлова, Н.К. Дедовских, В.Д. Калишенко[и др.]. Под ред. С.А. Козловой. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.

46. Пашков, А.Г. Труд как средство воспитания [Текст] / А.Г. Пашков // Дошкольное воспитание. – 1992. – № 8. – С. 3 – 10.

47. Петровский, А.В. Способности и труд [Текст] / А.В. Петровский. – М. : Знание, 1996. – 79 с.

48. Поляков, В.А. Основы методики трудового обучения [Текст] / В.А. Полякова, В.М. Казакевич, В.М. Ставровский. – М. : Просвещение, 1993. – 192 с.

49. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М. :МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011. – 208 с.

50. Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности [Текст] / Д.В. Сергеева. – М. : Просвещение, 1997. – 96 с.

51. Сергеева, В.П. Теоретические основы воспитания: Учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений [Текст] / В.П. Сергеева, Э.К. Никитина, М.Н. Недвецкая. – М. : Академия, 2010. – 272 c.

52. Смирнов, А.В. Технические средства в обучении и воспитании детей [Текст] / А.В. Смирнов. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 208 с.

53. Сорокина, В. Как мы знакомим детей с трудом взрослых [Текст] / В. Сорокина // Дошкольное воспитание. – 2011. – №11. – С. 18.

54. Товмасян, Л.Б. Социализация детей дошкольного возраста через ознакомление со значимостью труда взрослых [Текст] / Л.Б. Товмасян // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – №2 – С. 63 – 65.

55. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Г.А. Урунтаева.– М. : Академия, 2005.

56. Федосеева, Л.М. Знакомить ребенка с трудом взрослых [Текст] / Л.М. Федосеева // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 3. – С. 63 – 70.

57. Фролова, О.А. Трудовое воспитание в детском саду [Текст] / О.А. Фролова. – М. : Просвещение, 1996. – 121 с.

58. Чебышева, В.В. Психология трудового обучения [Текст] / В.В. Чебышева. – М. : Просвещение, 2000.

59. Черепанова, И.Б. Дети взрослеют в труде [Текст] / И.Б. Черепанова. – М. : Педагогика, 1990. – 174 с.

60. Шорыгина, Т. Трудовые сказки. Беседы с детьми о труде и профессиях [Текст] / Т. Шорыгина. – М. : Сфера, 2014. – 80 с.

 

 



2015-11-07 1111 Обсуждений (0)
Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста, обеспечивающее положительное отношение к труду взрослых 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста, обеспечивающее положительное отношение к труду взрослых

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1111)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)