Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Концептуальная модель профилактики вредных привычек среди студентов




Состояние здоровья населения, особенно подрастающего поколения и молодежи представляет одну из самых актуальных проблем современного российского общества.

Главными вызовами долгосрочного периода в этой области являются: высокие факторы риска здоровья, ухудшение генофонда нации, демографическая проблема (низкий уровень рождаемости, старение населения страны и превышение смертности над рождаемостью среди коренного населения). При этом в структуре факторов, способствующих патологическим состояниям в человеческом организме, образ жизни занимает 50-52%.

Проблемы здоровья современной молодежи, согласно предложенной нами классификации, в свою очередь можно подразделить на 4 основные группы: факторы риска, собственно состояние здоровья молодого поколения, физическое развитие и физическая подготовленность. Основу факторов риска составляют вредные привычки. Привычка -это характерная форма поведения человека, которая в определённых условиях приобретает характер потребности.

К наиболее вредным привычкам, оказывающим негативное воздействие на здоровье человека и наносящим вред обществу, относятся табакокурение, употребление алкоголя, наркотических средств и психоактивных веществ и игромания.



Необходимо отметить, что до настоящего времени основное внимание уделялось профилактике наркомании, которая была вычленена из факторов риска благодаря тому, что распространение наркотизма, как негативного социального явления планетарного масштаба, происходит в основном в подростково-молодежной среде и представляет очевидную угрозу обществу не только в настоящем, но и будущем. Вместе с тем такие вредные привычки как употребление алкоголя, табакокурение и игромания до определенного времени воспринимались обществом толерантно. Основные меры борьбы с данными вредными привычками -запретительные: на законодательном уровне ликвидированы казино и игровые автоматы, принят ряд законов, направленных на борьбу с табакокурением и употреблением алкоголя. Однако, как показывает практика и данные статистики, только запретительными мерами проблему уменьшения факторов риска здоровья решить нельзя.

Нами были опрошены курсанты курсов, средний возраст которых составил 18,4 года. Более 52,3% респондентов ответили, что курят или курили; только 9,4% никогда не пробовали алкоголь. По праздникам и очень редко спиртные напитки употребляют 83,2% респондентов, а 3,7% - довольно часто; 6,5% опрошенных пьют все подряд, 24,3% - крепкие и крепленые напитки. По отношению к школьникам 10-11 классов число курильщиков у курсантов возросло на 30,8%; на 12,0% снизилось количество респондентов, никогда не употреблявших алкоголь. Приведенные данные свидетельствуют о том, что необходимо проводить планомерно профилактическую работу в первую очередь в образовательных учреждениях всех уровней.

В данном случае речь пойдет о профилактике вредных привычек в учреждениях высшего профессионального образования. В настоящее время в вузах физическая культура и спорт рассматриваются как основа здорового образа жизни студентов и функция отвлечения от вредных привычек. Но при этом отсутствует единое образовательное пространство, не уделяется должного внимания формированию физической культуры личности, приобретению образовательных компетенций о факторах риска здоровья. Например, студентам предлагается вместо занятий по общепринятой программе физического воспитания посещать занятия физическими упражнениями по выбору [1, 2].

Мы считаем, что, как и в профилактике наркомании, профилактика вредных привычек должна включать три основные модели: медицинскую, образовательную и психосоциальную.

Медицинская модель предусматривает проведение ежегодного мониторинга состояния здоровья студентов с определением качества их жизни. При этом индикаторами здоровья являются основные объективные и субъективные показатели состояния здоровья, уровня физического развития, физической активности и подготовленности человека, вредные привычки. Все показатели заводятся в базу данных экспертной системы «Здоровье студента».

Образовательная модель направлена на приобретение студентами образовательных компетенций о факторах риска здоровья, влиянии вредных привычек на уровень состояния здоровья человека; о пользе двигательной активности и физических упражнений, спорта, здорового образа жизни: на формирование физической культуры личности.

Психосоциальная модель призвана обеспечить развитие у студентов определенных психологических навыков в противостоянии вредным привычкам, в умении сделать правильный выбор в ситуации предложения наркотиков, алкоголя, табакокурения и пр.

Предлагается следующая организационная модель профилактики вредных привычек: мониторинг состояния здоровья студентов с выявлением трех групп: 0 группа - студенты без вредных привычек; I группа - группа риска (студенты, имеющие предрасположенность к вредным привычкам); II группа -студенты с дезадаптивными формами поведения (имеющие вредные привычки, но не имеющие физической зависимость от них). Третичная профилактика, по-нашему мнению, в учреждении высшего профессионального образования не предусматривается, поскольку студентов с заболеваниями алкоголизмом и наркоманией быть не должно, а лечение и реабилитация таких больных проводится лечебными и лечебно-профилактическими учреждениями.

Заключение

Охрана собственного здоровья - это непосредственная обя­занность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружаю­щих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным обра­зом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходи­мо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физ­культурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - сло­вом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармо­ническое развитие личности. Оно является важнейшей предпо­сылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.

В своей работе я постаралась осветить все стороны здорового образа жизни студента и пути его достижения, в чем мне помогла различная литература, прослеживающая соблюдение здорового образа жизни ни только студентов, но и всего населения, озабоченного сохранением здоровья.

Список литературы:
1. Г. И. Куценко , Ю.В. Новиков. Книга о здоровом образе жизни;

2. В. И. Воробьев. Слагаемые здоровья;

3. И. П. Березин, Ю. В. Дергачев. Школа здоровья;

4. В. И. Ильинич Физическая культура студента: Учебник. М.: - Гардарики, 2004

I Алкоголь
1.
Употребляете ли вы алкоголь?
а) да
б) нет
2.
С какой целью вы употребляете спиртные
напитки? (возможны несколько вариантов ответов)
а) чтобы снять
напряжение (стресс)
б) чтобы повысить
своё настроение
в) чтобы поддержать
компанию
г) ваш вариант
ответа ________
___________________________
3.
Всегда ли Вы можете отказаться от
предложения выпить?
а) да
б) нет
4.
Как часто Вы употребляете спиртные напитки?
а) ежедневно
б) не более трех раз
в неделю
в) не более двух раз
в месяц
II Курение
1. Курите ли Вы?
а) да
б) нет
2.
Количество выкуриваемых Вами сигарет?
а) 1-10 сигарет в
день
б) 10-20 сигарет в
день
в) более пачки в
день
3. Вследствие чего Вы начали курить? (возможны несколько вариантов
ответов)
а) желание повзрослеть
б) влияние компании
в) хотел попробовать
г) свой ответ
_______________
___________________________

4. С какого возраста Вы начали курить?
а) с 8-12 лет
б) с 12-16 лет
в) с 16 –20 лет
г) после 20 лет
III Наркотики
1.
Употребляли ли Вы когда-нибудь пусть даже
слабый наркотик?
а) да
б) нет
2.
Если да, то с какой целью?
а) желание новых
ощущений
б) под воздействием
других людей
в)ваш вариант ответа
________
___________________________
По вашему какие негативные последствия несут в себе эти пороки?
______________________
Ваш пол:
а) мужской б) женский

https://docs.google.com/document/d/1wWOjLS0TjJtMTzZCYHxluqu48IEt2tMNSQNXlKrESEk/edit?hl=ru&pli=1 анкета

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1083)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7