Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Система графических упражнений как средство коррекции графомоторных навыков у детей с ЗПР



2015-11-07 2067 Обсуждений (0)
Система графических упражнений как средство коррекции графомоторных навыков у детей с ЗПР 4.80 из 5.00 5 оценок




 

Один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению - уровень развития мелкой моторики. Ребенок, у которого этот уровень высокий, умеет логически рассуждать, у него хорошо развиты память и внимание, связная речь, он может приступать к приобретению навыков письма.

В дошкольном возрасте важна именно подготовка, а не обучение письму, иначе техника письма может быть сформирована неправильно. Такой подход во многом связан с психолого-физиологическими особенностями ребенка 5-6 лет.

Часто приходится слышать от учителей «Плохо развита рука, пишет медленно, неуверенно, не видит строчки, не соблюдает интервалов между буквами». Все это говорит о том, что графические навыки у ребенка вовремя не сформированы.[28]

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность руки создает уже с первых дней обучения в школе комплекс трудностей.

К системе графических упражнений для коррекции графомоторных навыков у детей с ЗПР относятся:

Рисование. Рисование – это занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. Чем чаще ребенок держит в руках карандаш или кисть, тем легче ему будет выводить свои первые буквы и слова.[29]

При этом в работе с детьми по рисованию используем любую возможность: рисуем на бумаге и картоне, на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Развивая творческое воображение, зрительную память и цветоощущение у детей, предлагаем штриховать различные фигуры прямыми линиями, обводить рисунки по контуру, срисовывать по образцу, продолжать заданный узор, дорисовывать вторую половину изображения, обводить по точкам, рисование орнамента.[30]

Рисуем и готовим руку к письму. Усвоение навыка письма является сложным и длительным процессом. В школе детям надо одновременно освоить графические и орфографические навыки. Это требует значительных усилий и напряжения. Рисование может значительно развить и подготовить руку к написанию букв и освоению каллиграфии.

Рисование имеет много общего с письмом: в процессе рисования и письма формируется учебная поза будущего школьника, он овладевает графическими умениями, учится точно соизмерять движения руки, подчинять их зрительному контролю, регулировать движения руки в соответствии со словом педагога.[31]

В ходе освоения рисования и письмо происходит правильное взаимодействие между восприятием предмета (при рисовании), знака (при письме) и его графическим изображением, начертанием регулируются усилия руки при нажиме. Но есть и различия. При рисовании лист бумаги используется свободно, гораздо шире, чем при письме. А написание букв, слов, цифр строго ограничено в пространстве (клетка, строка, линия).

При обучении рисованию и письму специфичны положения руки, листа бумаги или тетради. На первоначальном обучении письму детей затрудняет техника письма, умение правильно и четко изображать письменные знаки. В ходе данной работы дети должны научиться произвольно управлять движениями пишущей руки, зрительно контролировать направление и скорость этих движений, сохранять их длительность, слитность.

В ходе обучения формируются такие важные качества движений, как координированность, точность, гибкость руки, ритмичность. Совершенствование движений руки связано с развитием произвольного внимания, двигательной памяти, пространственных и зрительных представлений.

Развитие движений руки, повышение ее чувствительности, гибкости происходит в процессе длительной и систематической тренировки. В ходе упражнений дети учатся не напрягать руки и пальцы, держать карандаш и ручку свободно, легко делать ими движения в различных направлениях, неоднократно повторяя и закрепляя их.

Для формирования навыка равномерного движения руки под контролем зрения дети упражняются в штриховке. Дети учатся накладывать штрих контура, изображения, регулируя силу нажима. С интересом дети выполняют задания, в которых сочетаются горизонтальные, вертикальные, прямые, наклонные и волнистые линии. [32][33]

 

 

Для дошкольников интересны декоративные рисунки. Узорная деятельность на бумаге обладает возможностью свободно пользоваться цветом, многообразием комбинаций цвета и формы, чередованием элементов орнамента, возможностью украшать ими различные предметы. Декоративная деятельность развивает глазомер, точность в передаче формы, величины, пространственного расположения предметов и элементов, что очень важно в дальнейшем освоении письма.

При рисовании орнаментов дети практически познают приемы расположения элементов на плоскости (сверху, снизу, справа, слева, между, над, под, по середине, с краю), учатся правильно определять направление линий и движения руки (сверху вниз, слева направо, прями, наклонно), знакомятся с протяженностями (длина, ширина, высота), овладевают умением измерять на глаз (большой, маленький, одинаковые, равные).[34][35]

 

Итак, графические диктанты совершенствуют пространственную ориентировку, внимание, графический навык. Эти задания выполняются в тетрадях в клетку. Для детей с ЗПР – первый год обучения данный вид задания выполняют по обводке, а на второй год – выполняют несложные задания самостоятельно.

 

ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ

Итак, из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы: ЗПР – это замедление процесса психического развития у ребёнка, которое проявляется чаще всего у младших школьников в самом начале обучения. Причиной ЗПР могут стать нарушения психогенного происхождения, возникающие в результате неправильного воспитания. У таких детей наблюдаются проблемы с дисциплиной, отсутствие ответственности и чувства долга, способности ограничивать свои желания. С другой стороны они очень боязливы и не самостоятельны вследствие жестокого и грубого обращения с ними родителей.

Тренировку пальцев рук необходимо начинать с самого раннего детства со всеми детьми. Для развития достаточного уровня пальцевой моторики необходима, как показывает анализ психолого-педагогической литературы, организация специальных игр, заданий и упражнений.

Работа по развитию графо-моторных навыков должна быть систематической и комплексной, и осуществляться в следующих основных направлениях работы с детьми: развитие мелкой моторики руки; тренировка зрительно-моторных и слухо-моторных координаций; обучение ориентировки на листе бумаги; выполнение графических упражнений.

Работа по формированию графо-моторных функций осуществляется на продуктивных видах деятельности, где значительно быстрее формируются восприятие и осознание различных видов речи, поскольку она приобретает практическую направленность. Ребенок опирается одновременно на несколько анализаторов: зрение, слух, тактильное восприятие, что положительно влияет на развитие письменной речи.

 

 



2015-11-07 2067 Обсуждений (0)
Система графических упражнений как средство коррекции графомоторных навыков у детей с ЗПР 4.80 из 5.00 5 оценок









Обсуждение в статье: Система графических упражнений как средство коррекции графомоторных навыков у детей с ЗПР

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2067)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)