Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Цели, задачи и методика исследования графомоторных навыков



2015-11-07 1828 Обсуждений (0)
Цели, задачи и методика исследования графомоторных навыков 0.00 из 5.00 0 оценок




Цель - изучить методики исследования графо-моторных навыков дошкольников с ЗПР и предложить упражнения для коррекции графо - моторных навыков для детей дошкольного возраста с ЗПР .

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Подобрать и изучить методики для обследования сформированности мелкой моторики и графо-моторных навыков у детей с ЗПР;

2. Подобрать и изучить методики коррекции графо-моторных навыков у детей с ЗПР;

3. Наметить пути коррекционной работы по коррекции графо-моторных навыков у детей с ЗПР .

 

Для определения уровня развития мелкой моторики у детей с ЗПР были рекомендованы упражнения, предложенные Поваляевой М.А., Озерецким Н.И.

 

Проба Озерецкого

Цели: определение уровня развития зрительно-моторной регуляции действий, моторной координации и ловкости(для детей 4—5 лет)

Для детей 4-х лет.

Проба 1.

Принять позу, когда правая нога впереди, носком вперед, а носок левой ноги приставлен к пятке правой. Простоять в таком положении с закрытыми глазами 15 секунд. Задание не засчитывается, 1) если ребенок не может стоять ровно и балансирует всем телом или 2) теряет равновесие (любая смена ног).

Проба 2.

С закрытыми глазами по очереди коснуться кончика носа указательным пальцем сначала одной, а потом другой руки. Задание не засчитывается, если 1) ребенок касается на лице не того места, или 2) сначала неправильного места, а потом кончика носа.

Проба 3.

В течение 5 секунд подпрыгивать на одном месте на двух ногах,- ноги чуть согнуты в коленях. Задание не засчитывается, если 1) ребенок приземляется на пятки, или 2) не на обе ноги, или 3) в указанное время делает меньше 7—8 прыжков.

Проба 4.

Укладывание 20 монет, диметром 2 сантиметра, в коробку в течение 25 секунд. Ребенок сидит за столом. Перед ним вдоль переднего края стола выкладываются в ряд 20 монет. Позади ряда, на расстоянии 5 сантиметров от него, напротив ребенка ставится коробка из-под конфет. Задание не засчитывается, если 1) осталась хоть одна монета или 2) ребенок бросал монеты, а не укладывал их.

Проба 5.

Одновременно двумя указательными пальцами обеих рук описывать в воздухе перед собой круги, в противоположных направлениях (левой рукой против часовой стрелки, а правой — по часовой стрелке). Задание не засчитывается, если 1) руки вращаются в одну сторону, или

2) описываются круги неправильной формы, или 3) один круг намного меньше другого.

При неудачах возможны повторные попытки выполнения каждой из проб, но не более двух.

Для детей 5 лет.

Проба 1.

Простоять 10 секунд с открытыми глазами на носочках (на цыпочках), руки вдоль тела. Задание не засчитывается, если ребенок хоть раз коснулся пятками пола.

Проба 2.

Скатать шарик из квадратного листа бумажной салфетки (5 смх5см) поочередно, сначала пальцами правой, а потом левой рук. Время выполнения для правой руки — 15 секунд, а для левой — 20. Задание не засчитывается, если 1) ребенок помогал себе другой рукой или 2) скатал недостаточно компактные шарики. За правильное выполнение задания лишь одной рукой выставляется 0,5 балла.

Проба З.

Прыгая на одной ноге, преодолеть расстояние в 5 метров по прямой, сначала на правой, а потом, через промежуток в 30 секунд, на левой ноге. Задание не засчитывается, если 1) ребенок отклонился от прямой больше чем на полметра, 2) размахивал руками, 3) коснулся пола согнутой ногой.

Проба 4.

Намотать нитку на катушку. Длина нитки 2 метра. Один конец нити закреплен на катушке. Сначала ребенок держит катушку в одной руке, а кончиками указательного и большого пальцев второй руки наматывает на катушку нить. Затем он меняет руки. Если ребенок крутит рукой, в которой держит катушку, то задание необходимо прервать, и оно не засчитывается.

Проба 5.

Уложить спички в коробок. Перед ребенком кладут пустой спичечный коробок. По бокам от него помещают ровные, одинаковые по количеству спичек ряды (по 10 в каждом, левом и правом рядах). Необходимо, действуя одновременно двумя руками, брать спички за их концы большим и указательным пальцами из обоих рядов и класть в коробок. Время выполнения задания 20 секунд. Норматив: уложить в коробок не менее 5 спичек, взятых с каждой стороны. Задание не засчитывается, если I) движения обеих рук разновременные, 2) уложено меньше чем 5 спичек.

Проба 6.

Оскалить зубы. Задание не засчитывается, если ребенок делает лишние мимические движения (морщит лоб или нос, двигает бровями, надувает щеки или высовывает язык и т. д.).

 

Обследование тонких движений пальцев рук

Цели: определение качества и степени дифференцированности движений:

1. Сжать пальцы в кулак.

2. Загнуть каждый из пальцев попеременно то на правой, то на левой руке («Пальчики прячутся»).

3. Соединить пальцы одной руки с пальцами другой («Пальчики здороваются»).

 

Обследование действий с предметами

1. Выложить узор мозаики.

2. Самостоятельно застегнуть пуговицы.

3. Вычертить карандашом вертикальные палочки в разлинованной тетради.

4. Нанизывать на нитку бусинки.

5. Укладывать в коробку правой и левой руками по одной 5 спичек (палочек).

Оценка: 1 балл — четкое выполнение всех заданий; 2 — выполнение не более 5 заданий из предложенных; 3 — выполнение одного-двух заданий из числа предложенных; плохая координация, неловкость движений.

При обследовании и в процессе наблюдений учитываются: общий вид ребенка, осанка, отношение к речевой инструкции, активность, ориентировка в пространстве, координация слова с движением, наличие патологических или сопутствующих речи движений, состояние мышечного тонуса, признаки утомляемости, темп движений, упражняемость в моторных навыках.

 

Для исследования уровня сформированности навыков письма мы использовали следующие методики:

Исследование сформированности общих представлений и умений (по А.Керну - И.Ирасеку)

Цели:

определение сформированности общих представлений как степени подготовленности к школьному обучению и прогнозированию школьной успеваемости;

выявление уровня развития тонкой моторики рук, зрительно-двигательной координации, общего интеллектуального развития, усидчивости.

Оборудование: два теста-задания, ручка или карандаш.

Инструкция обследуемому: сейчас ты будешь выполнять несколько заданий, постарайся сделать все аккуратно и внимательно.

Процедура обследования: на бланке дается возможность самостоятельного рисования и образец 3-х заданий:

Рисование фигуры человека

Срисовывание типичных букв

Срисовывание групп точек:

Результат каждого задания оценивается по 5-ти уровневой системе.

 

Рисование фигуры человека

Инструкция обследуемому: нарисуй человека. После инструкции по заданию никаких пояснений, помощи или привлечения внимания к недостаткам и ошибкам не допускается.

Оценка рисунка ребенка.

I уровень - нарисованная фигура должна иметь голову, туловище, конечности. Голова соединяется с шеей и не должна быть больше туловища. На голове есть волосы (они могут быть закрыты головным убором), уши. На лице должны быть глаза, рот, нос. Руки должны заканчиваться пятипалой кистью. Ноги внизу отогнуты. Фигура должна иметь одежду. Фигура должна быть нарисована контурным способом без отдельных частей.

II уровень - выполнение всех требований, перечисленных ранее, при отсутствии шеи, волос, одного пальца руки, наличие синтетического способа рисования (все части отдельно).

III уровень - фигура имеет голову, туловище, конечности. Руки или ноги, или и то, и другое нарисованы двумя линиями. Допускается отсутствие шеи, волос, ушей, одежды, пальцев, ступней.

IV уровень - примитивный рисунок с головой и туловищем. Конечности нарисованы только одной линией каждая.

V уровень - отсутствует четкое изображение туловища или нарисованы только голова и ноги. Каракули.

 

Срисовывание прописных букв

Инструкция обследуемому: посмотри и напиши ниже то, что здесь написано. Постарайся написать так же.

Оценка выполнения задания:

I уровень - хорошо, разборчиво скопирован образец. Размер букв превышает размер букв образца не более, чем в 2 раза. Первая буква по высоте соответствует прописной букве. Буквы четко связаны в два слова, скопированная фраза отклоняется от горизонтали не более, чем на 30 градусов.

II уровень - разборчиво скопирован образец, однако размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитывается.

III уровень - явная разбивка на две части; можно понять хотя бы 4 буквы образца задержка психический письмо коррекционный

IV уровень - с образцом совпадают 2 буквы; соблюдена строка надписи.

V уровень - каракули.

 

Срисовывание группы точек

...

...

...

Инструкция обследуемому: здесь нарисованы точки. Нарисуй их так же справа.

Оценка результатов выполнения задания:

I уровень - точки правильно скопированы. Допускается незначительное отклонение одной точки от строки или колонки; уменьшение образца и увеличение его не более чем вдвое. Рисунок должен быть параллельным образцу.

II уровень - число и расположение точек соответствует образцу. Можно не учитывать отклонение не более трех точек на половину величины зазора между строками.

III уровень - рисунок в целом соответствует образцу, не превышая его по ширине и высоте более чем вдвое. Число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть более 20 и меньше 7. Допускается любой разворот, даже на 180 градусов.

IV уровень - контур рисунка не соответствует образцу, но состоит из точек. Размеры образца и число точек не соблюдены.

V уровень - каракули .

 

Итак, интерпретации результатов предложенного нами обследования предоставят возможность в полной мере оценить уровень развития мелкой моторики рук, тонких движений пальцев рук, действий с предметами, уровень сформированности навыков письма, что в дальнейшем может поспособствовать планированию путей коррекционной работы по развитию графо-моторных навыков детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

 

 



2015-11-07 1828 Обсуждений (0)
Цели, задачи и методика исследования графомоторных навыков 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Цели, задачи и методика исследования графомоторных навыков

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1828)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)