Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Важность реформирования естественных монополий, как основы всей экономической системы России



2015-11-07 1092 Обсуждений (0)
Важность реформирования естественных монополий, как основы всей экономической системы России 0.00 из 5.00 0 оценок




Три основные естественные монополии (РАО «ГАЗПРОМ», РАО «ЕЭС РОССИИ» и «РАО «РЖД») являются хребтом всей экономической и политической системы России, как в геополитическом, так и в экономическом планах. Не менее важна роль и АК «Транснефть», являющейся главнейшим звеном российского сырьевого экспорта (российская внешняя торговля имеет ярко выраженную, гипертрофированную, сырьевую направленность – более 80% экспорта приходится на сырьевые товары). Реформирование указанных четырех монополий будет играть ключевую роль в реализации Энергетической и Транспортной стратегий РФ на период до 2020 г. [21]

Только активное обновление основных фондов, ускоренное развитие инфраструктуры позволит данным компаниям сохранить и усилить свою роль в обеспечении единства и целостности государства, его экономической независимости. В то же время, считаю, что их относительный вклад в доходную часть бюджета по мере развития экономики страны должен постепенно снижаться.

Действительно, многолетнее удержание государством цен на продукцию и услуги естественных монополий на низком уровне (значительно ниже мирового) отнюдь не способствовало оздоровлению экономики за счет разорения неэффективных, ресурсо- затратных, производств и созданию новых предприятий, ориентированных на высокую производительность и качество (собственно говоря, пока не очень понятно как Россия вообще сможет догнать Китай и страны Юго-Восточной Азии по издержкам, а Европу и Японию - по качеству). Однако, оценивая ситуацию в целом, считаю, что впадать в другую крайность - быстрый отпуск цен и скорое, бездумное, реформирование (считай – развал) естественных монополий, поддавшись требованиям мировых финансовых организаций, было нельзя. В 1990-е годы, в условиях политической нестабильности, бедственного состояния народного хозяйства при неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуре, набравших ход дезинтеграционных процессов, посредственного управления государством в целом и экономикой в частности, сохранение естественных монополий, явилось ключевым стабилизирующим фактором, как в политическом, так и экономическом аспектах. С другой стороны, конечно, это сохранило и диспропорции в структуре экономики


 

2.3 Основные инструменты государственного регулирования, применяемые к естественной монополи на современном этапе.

То огромное значение, которое придается отраслям естественных монополий в экономике каждой страны, а, также отсутствие близких заменителей, обязывает государство контролировать и регулировать их деятельность, обеспечивать надежность производства продукции и предоставления услуг, нести ответственность за характер экономической политики проводимой монополией.

В настоящий период основным направлением государственного регулирования является функциональное выделение естественно монопольного звена и внедрение конкурентных механизмов в вертикально интегрированную структуру. В качестве инструментов государственного регулирования в сфере естественной монополии выступают:

1. - изменение «пучка правомочий» собственности;

2. -функциональное отделение сетей инфраструктуры в вертикально интегрированной системе экономических отношений;

3. - регулирование доступа третьих сторон к инфраструктурной сети;

4. - модель конкурентного пула;

5. - организация торгов за франшизу;

6. - обеспечение независимости органа регулирования естественной монополии;

7. - стимулирование развития конкуренции между естественными монополиями;

8. - регулирование ценообразования;

9. - установление стандартов качества на продукцию / услуги естественной монополии.

Инструменты государственного регулирования естественной монополии носят взаимодополняющий характер и достигают наилучшего социально-экономического результата при их разумной комбинации с учетом специфических особенностей экономического развития конкретной страны.

Изменение «пучка правомочий» собственности предполагает социализацию отдельных ее функций (правомочий) для установления государственного контроля. Спектр функций охватывает права по владению, распоряжению, пользованию, контролю, распределению доходов и продуктов производства. [23]

Анализ опыта функционирования естественных монополий в мировой экономике показывает, что функции по владению естественной монополией могут находиться в частной собственности, а функции по пользованию, контролю и распределению социализированы. Так, например, происходит в сфере трубопроводного транспорта нефти, электроэнергетики, начало положено в отрасли железнодорожного транспорта.

Изменение правомочий государства может осуществляться в форме корпоративного управления. Корпоративное управление предполагает, что предприятие целиком остается в государственной собственности, однако, обязано соблюдать законы рынка, обеспечивая прозрачность финансовых операций. Корпоративное управление требует дополнительных инструментов для повышения эффективности функционирования отрасли.

Корпоративное управление, как правило, является первым шагом на пути к приватизации. Однако в ряде стран приватизация требует внесения определенных изменений в конституцию. В этом случае, корпоративное управление может повысить эффективность функционирования отрасли. Например, в Норвегии природные ресурсы находятся в собственности государства, поэтому управление сферой инфраструктуры осуществляется государственными органами, и, их приватизация была бы политически неприемлемым решением, в Великобритании приватизация считалась необходимым фактором либерализации рынка электроэнергии, железнодорожных перевозок.

В большинстве своем, необходимым условием функционирования естественной монополии продолжает оставаться государственная (или смешанная) форма собственности, которая наилучшим образом гарантирует обеспечение баланса государственно-общественных и частно-корпоративных интересов. Изменение «пучка правомочий» собственности в мировой экономике сопровождается функциональным отделением инфраструктурных сетей из вертикально интегрированной системы экономических отношений. Данный инструмент предполагает разделение естественной монополии (передача и распределение электроэнергии, транспортировка газа, железнодорожная сеть и др.) и операций (производство и поставка электроэнергии добыча и поставка газа, предоставление услуг по грузовым и пассажирским перевозкам). [18]

Функциональное разделение операций является способом исключения дискриминации при функционировании отрасли. Например, в странах, в которых высока концентрация капитала при производстве и поставке электроэнергии, газа, железнодорожных перевозок и т. п. горизонтальное разделение производства между несколькими производителями является необходимым фактором стимулирования конкуренции.

Функциональное разделение по видам деятельности может осуществляться посредством разделения бухгалтерской отчетности, функционального разделения внутри одной компании, операционного разделения (назначения оператора транспортной системы, не зависимого от собственника сети), а также разделения собственности.

Посредством данных инструментов дискриминация нивелируется за счет того, что владелец сети не может устанавливать особые завышенные тарифы для своих конкурентов.

На практике, достичь полного разделения счетов очень сложно. Требуется разработка процедур, которые обеспечат абсолютную прозрачность ведения бизнеса, как для конкурентов, так и для регулирующего органа. Также возникают проблемы, связанные с информационной асимметрией.

Недостатками регулирования в форме функционального разделения отрасли по видам деятельности могут явиться принятие неэффективных инвестиционных решений, рост административных издержек вследствие необходимости вести переговоры с производителями продукции, а также возможные сбои в поставках общественно значимых видов продукции. Для стимулирования торговли, конкуренции используется регулирование доступа третьих сторон. Регулирование доступа третьих лиц должно быть организовано на недискриминационной основе таким образом, чтобы обеспечить приток инвестиций в новые проекты и расширение инфраструктуры. [5]


 



2015-11-07 1092 Обсуждений (0)
Важность реформирования естественных монополий, как основы всей экономической системы России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Важность реформирования естественных монополий, как основы всей экономической системы России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1092)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)