Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Последовательность работы над иллюстрациями к роману А. Беляева «Остров погибших кораблей»




Приключенческий роман Александра Беляева «Остров погибших кораблей» - произведение, написанное в 1926 -1927 годах, было и остается одной из интереснейших работ русского писателя - фантаста.

В книге рассказывается как большой трансатлантический лайнер «Бенджамен Франклин» отправляется из Генуи в Нью-Йорк. На его борту оказывается сыщик Джимми Симпкинс, препровождающий в Соединённые Штаты арестованного преступника Реджинальда Гатлинга. Во время шторма судно начинает тонуть, однако из-за нерешительности сыщика они выбираются на палубу слишком поздно. Тем не менее лайнер остался на плаву, и оставшиеся на нем Симпкинс, Гатлинг и спасённая им дочь американского миллиардера мисс Вивиана Кингман дрейфуют по океану, пока течение не заносит их куда-то во внутреннюю область Саргассова моря. Вскоре дрейфующий лайнер прибывает к "тихой пристани". Оказывается, здесь образовался целый остров из занесённых сюда на протяжении многих веков останков кораблей всех времён и народов — Остров Погибших Кораблей. На острове живет несколько десятков обитателей, жертв кораблекрушений. Произведение показывает как люди, разных национальностей и социального положения, живут вдали от цивилизации и привычной им обстановки.

Для создания иллюстраций к выбранной теме в первую очередь, были выбраны 6 эпизодов.

Вторым этапом были проработаны образы персонажей, проанализированы костюмы 1913 года, строение кораблей разных эпох. Для этого был осуществлен поиск описаний по книге, также потребовалась и дополнительная литература.

1. Вивиана Кингман - дочь американского миллиардера, прогуливается по палубе «Бенджамина Франклина». Иллюстрация достаточно светлая благодаря минимальному объему штриховки.

2. Реджинальд Гатлинг - арестант, и Джим Симпкинс - сыщик, в своей каюте играют в шахматы. Гатлинг в очередной раз выигрывает, на что Симпкинс отвечает: «…Да, вы играете отлично, — продолжал он. — А я все же играю лучше вас. Вы обыграли меня в шахматы, зато какой великолепный шах и мат устроил я вам, Гатлинг, там, в Генуе, когда вы, как шахматный король, отсиживались в самой дальней клетке разрушенного дома! Вы хотели укрыться от меня! Напрасно! Джим Симпкинс найдет на дне моря. Вот вам шах и мат…».



3. Остров погибших кораблей. Гиблое место. «…Здесь были разбитые, искалеченные, полусгнившие суда всех стран и народов. Вот пирога из целого куска дерева. А вот один скелет рыбачьего барка: наружная обшивка обвалилась, шпангоуты торчали, как обнаженные ребра, и килевая часть походила на рыбий спинной хребет. Еще дальше виднелись более или менее сохранившиеся суда: барки, шхуны, тендеры, фрегаты, галеры…»

4. Каюта капитана Слейтона. «…После наводящего уныние вида разрушенных кораблей эта каюта невольно поражала. Она имела вполне жилой вид и убрана была почти роскошно. Только некоторая пестрота стиля говорила о том, что сюда было стащено все, что находили лучшего на кораблях, которые прибивало к этому странному острову…».

5. Остров ночью. С наступлением ночи остров становится еще мрачнее, чем днем. Старые, разрушенные корабли наводят страх. Запах гниющих тел и водорослей. В это время еще яснее понимаешь, что остров поистине жуткое место.

6. Старые знакомые. Вивиана, Реджинальд и Джим вернулись на остров. Им на встречу вышел их старый знакомый, и бывший «жених» Вивианы - Бокко.

Далее каждый эпизод продумывался с точки зрения композиции. Ниже описаны выбранные фрагменты сюжета.

Момент композиции имеет место в самом начале творческого процес­са. «Композиция есть осознанная автором форма художественного выра­жения своего творческого замысла во всех его слагаемых». Форма компо­зиции, исходя из образного представления как бы завершенной картины, осуществляется всеми имеющимися в распоряжении живописца средствами.

Эти средства распадаются на элементы разного действия, они заклю­чаются в действии и взаимоотношениях живых фигур и их окружения, в масштабах величин, в ритмике их построения, в светотени и в красках.

Композиция служит одним из важнейших свя­зующих звеньев в творче­ском процессе восприя­тия.

Композиция устана­вливает порядок зрения, овладевая вниманием зрителя. Она отражает в себе всю сумму переживаний и мыслей художника-иллюстратора. С другой стороны, она определяется художественными тенденциями идейным замыслом, характером, художественной культурой самого иллюстратора.

В процессе выполнения курсовой работы было изучено развитие иллюстрации, а так же особенности работы в технике графика. Были приобретены навыки работы в этой технике. Изучен размер и композиция и их роль в иллюстрации. Были просмотрены работы известных мастеров-иллюстраторов. Разработанные иллюстрации выполнены технике черно - белой графики, черной гелевой ручкой. Иллюстрации хорошо отражают ключевые моменты сюжета выбранного произведения, наглядно передают образную характеристику героев.

Заключение

Создание иллюстрации - сложная работа. Необходимо изучить эпоху литературного произведения, костюмы героев и обстановку. Требуется точно передать окружающую среду и образы персонажей. Иллюстрация должна отражать мысли автора, его замысел, а также показать эмоциональное настроение эпизода. Картины должны быть «живыми» и интересными.

Не смотря на все трудности данной работы, создание книжных иллюстраций очень интересный, занимательный и познавательный процесс.

В результате проделанной работы был получен опыт создания эскизов иллюстрации и работы в технике черно-белой графики.

Литература

1. Алёхин А.Д. Изобразительное искусство: Художест. Пед. для учителя. – М.:Просвещение,1984. –160с., ил.

2. Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты. М.: Советская Россия, 1961. –157с., ил.

3. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика: учеб. пособие для студентов вузов обучающихся по специальности «Художественное проецирование текстильных изделий»/ Н.П.Бесчастнов – М.: Гуманитар, 2008. –271с., ил.

4. Блейк В. Начинаем рисовать. Графика. М.: Попурри, 2011. – 80 с.

5. Бялик В. Графика. М.: Астрель, 2012. – 112 с.

6. Ганкина Э. З. Русские художники детской книги. М., 1989.– 23с.

7. Губарева-Муха Л. Самоучитель академического рисунка. Ростов н/Д.: Феникс, 2013. – 96с.

8. Дехтерев Б. Иллюстрация - произведение художественное // Детская литература. М., 1980. – 320 с.

9. Додсон Б. Искусство рисунка. М.: Попурри, 2011. – 224 с.

10. Калле П. Карандаш. Искусство владения техникой. М.: Попурри, 2013.–160 с.

11. Ростовцев Н.Н. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия. Учебное пособие для студентов художественно-графических факультетов. М.: Просвещение, 1989. –293 с.с. ил.

12. Ростовцев Н.Н. Учебный рисунок. Учеб. пособие для пед.училищ. М.: «Просвещение», 1976. –287 с.с. ил.

13. Симблет С. Рисунок. Полное собрание техник. М.: Астрель, 2006. – 264 с.

14. Сопроненко Л.П. Техники черно-белой графики: учеб. пособие – СПб: НИУ ИТМО, 2014. – 108 с.

15. Чудновская С.Н. Разработка управленческих решений: учеб. пособие. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 1999.– 150 с.

16. Эриашвили Н.Д. Книгоиздательство: Менеджмент и маркетинг. – М.: ЮНИТИ, 2012. – 207 с.

17. Электронный ресурс: Возникновение книжной иллюстрации http://www.tsutmb.ru/vozniknovenie-knizhnoj-illyustraczii

18. Электронный ресурс: Живопись. Графика и её виды http://www.bibliotekar.ru/isk/4.htm

19. Электронный ресурс: История иллюстрации http://kartinca.ru/istoriya-illyustracii/


 

Приложение 1

рис.1 Виньетка

рис.2 Сказка о золотом петушке, 1909г.

рис 3. «Русалочка» и «Шиповник»

 

Приложение 2

рис.1 «Алиса в стране чудес», Джон Тенниел, иллюстрации

 





Читайте также:





Читайте также:

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)