Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

ЗАКОНА УБЫВАЮЩЕЙ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ





Ответы по экономике

Микроэкономика

1. Предмет и метод экономической теории.

Греческое слово "экономика" в буквальном переводе означает "искусство ведения хозяйства". Но за две с половиной тысячи лет, прошедших с тех пор, как древнегреческий писатель и историк Ксенофонт дал это имя "новой" науке, содержание ее изменилось до неузнаваемости. Хозяйство теперь ведется и управляется не только в рамках семьи или города, но и пределах крупного региона, страны, всего мира. Существует несколько определений предмета экономической теории, или как ее называли до недавнего времени, политической экономии: - эта наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми; - эта наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечении ими средств к существованию и использовании этих средств; - эта общественная наука, которая изучает поведение людей и групп людей в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ; - эта наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства; - эта наука о богатстве; - эта наука о законах, управляющих производством и обменом материальных благ на различных этапах развития общества (Энгельс); - А. Маршалл сводит предмет науки к исследованию богатства, стимулов к действию человека и мотивов противодействия; - эта наука, которая занимается общественными отношениями людей по производству, общественным строем производства и т.д. Мир экономики очень сложен. В нем взаимодействуют миллионы людей, отраслей хозяйства, предприятий, цен на товары и услуги. Отсюда и пестрота в определении предмета науки. Скорее ясно, чем не занимается эта наука: - она не является экономикой домоводства; - она не является наукой об управлении предприятиями и не раскрывает секретов как заработать миллионы; - она не является технической наукой. Тем не менее, экономическая теория близко соприкасается со всеми этими и другими проблемами. Она связана с такими учебными дисциплинами, как статистика, история, социология, политология, психология. Современная буржуазная экономическая теория (будем пока называть ее так, не вкладывая в это название отрицательного смысла) больше внимания уделяет изучению явлений, описанию фактов: рынок, деньги, кредитные отношения, инфляция, безработица, прибыль, спрос и предложение. В какой связи они находятся между собой, каков допустимый уровень инфляции, безработицы, военных расходов и т.д. Эта наука имеет выраженную практическую направленность, и только от обобщения огромного количества фактов она движется к обоснованию тенденций и экономических законов. Отсюда на смену одним теориям приходили другие: теория народного, демократического капитализма; индустриального, постиндустриального общества; государство всеобщего благоденствия; теория конвергенции. В последние годы наметился переход к изучению общечеловеческих ценностей, вытекающих из самого процесса естественной саморегуляции жизни, из общих законов взаимодействия живых организмов с окружающей материальной средой, с природой. Изменяется и наше представление о предмете экономической науки. Человек живет в мире ограниченных возможностей. Ограничены его физические и интеллектуальные способности, время, которое он может уделить тому или иному занятию, средства достижения цели. Ограниченность наличных ресурсов остается главным и весьма жестким условием, накладываемым объективной реальностью на размеры и возможности роста общественного и личного благосостояния. Ограниченность ресурсов заключается в принципиальной невозможности одновременного и полного удовлетворения всех потребностей всех людей. Перед обществом, как и перед отдельным человеком, всегда стоит задача выбора направлений и способов использования ограниченных ресурсов в различных конкурирующих целях. Методы решения этой задачи и составляют предмет экономической науки. "Экономическая теория, - пишет П. Самуэльсон в своем учебнике "Экономика", - есть наука о том, какие из редких производительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия, избирают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и группами общества».



Метод экономической теории. Первая задача современной экономической науки состоит в том, чтобы описать, проанализировать и объяснить динамику экономических процессов, происходящих в производстве, при распределении произведенного продукта и его потреблении. Выводы экономической науки необходимы для установления экономического поведения общества. Сложность поведения людей и изменений в социальной жизни не позволяет надеяться на достижение той степени точности, какая присуща исследованиям в области естественных наук. В ходе экономического анализа не представляется возможным проводить контролируемые эксперименты. В выводах приходится многое упрощать, абстрагироваться от бесконечной массы деталей. То, что считается благоразумным для отдельного человека или фирмы, может быть подчас безрассудным для нации или государства. "Путь познания, подчеркивает В. И. Ленин, - идет от живого созерцания действительности к абстрактному мышлению и от него к практике". Всякая наука вырабатывает и применяет свой инструментарий, конкретные способы и приемы познания действительности. Экономисту, как и астронавту приходится довольствоваться главным образом "наблюдением". Но для получения достоверных выводов сначала надо научиться объективно оценивать то, что является предметом наблюдения. Явления и процессы должны изучаться в их всеобщей связи и взаимозависимости, в состоянии непрерывного развития и изменения. Здесь нельзя обойтись без статистики, без построения динамических рядов, таблиц, без применения системного подхода к анализу явлений. С переходом к рыночной экономике предварительно надо было обосновать и выдвинуть целый ряд гипотез, показывающих, как будут развиваться хозяйственные связи, изменяться цены, в каком направлении будет происходить социальная дифференциация населения, какие изменения произойдут в структуре производства, валовом продукте, его качестве. Не лишним было бы рассмотреть различные гипотезы развития межнациональных отношений и нравственности. метод познания - это не продукт субъективного взгляда, а правильное отражение в сознании людей объективного процесса развития данной реальности.

 

2. Экономические системы: содержание и типы.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА — система экономических отношений, определенным образом структурированная.

Три типа: правовые, культурные отношения; отношения собственности, обмена, распределения; производственные отношения.

ОБЩЕСТВЕННОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТТУДА — закрепление человека за определенным видом деятельности, с другой стороны кооперация, то есть объединение между людьми.

ОТНОШЕНИЕ СОБСТВЕННОСТИ — отношение отчуждения и присвоения между людьми.

Собственность бывает: частная, коллективная, общественная (государственная).

ИНСТИТУТЫ — нормы и правила, которыми руководствуются люди.

1. Право собственности. 2. Способ координации: а) традиции, б) рынок, в) план.

ТРАДИЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА. Характерно: неразвитое разделение труда, способ координации — традиции. Форма собственности либо частная, либо коллективная.

РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА. Характерно: общественное разделение труда. Форма собственности частная. Способ координации рынок. (Бразилия, Турция, Россия)

АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНАЯ ЭКОНОМИКА. Характерно: общественное разделение труда. Индустриальная экономика. Форма собственности — частная. Способ координации — план. Стимул для развития ограниченный. (Куба, Северная Корея)

СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА. Характерно: общественное разделение труда. Постиндустриальная экономика. Форма собственности: все на базе частных. Способ координации — план и рынок. Стимул есть (Швеция, Германия, Франция).

Переходная экономика — это экономическая система, которая включает в себя элементы предыдущей и элементы последующей. (Китай)

 

 

3. Проблема экономического выбора. Кривая производственных возможностей.

 

Существует несколько определений предмета экономической теории, или как ее называли до недавнего времени, политической экономии: - это наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми; - это наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечении ими средств к существованию и использовании этих средств; - это общественная наука, которая изучает поведение людей и групп людей в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ; - это наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства; - это наука о богатстве; - это наука о законах, управляющих производством и обменом материальных благ на различных этапах развития общества (Энгельс); - А. Маршалл сводит предмет науки к исследованию богатства, стимулов к действию человека и мотивов противодействия; - это наука, которая занимается общественными отношениями людей по производству, общественным строем производства и т.д.

Главной экономической задачей является выбор наиболее эффективного варианта распределения факторов производства в целях решения проблемы ограниченности ресурсов и безграничности человеческих желаний. Отражением этой проблемы является постановка трех основных вопросов экономики.

1) Что должно производиться - т.е. какие товары и в каком количестве;

2) Как будут производиться товары, т.е. кем, с помощью каких ресурсов и какой технологии они должны быть воспроизведены;

3) Для кого предназначаются товары, т.е. кто должен потреблять товары и извлекать из них пользу.

Альтернативная стоимость товара или услуги - это стоимость, измеренная с точки зрения потерянной возможности заниматься наилучшей из доступных альтернативных деятельностей, требующей того же времени или тех же ресурсов.

Денежные затраты и альтернативная стоимость - это пересекающиеся понятия. Некоторые альтернативные стоимости, такие как плата за обучение, принимают форму денежных расходов, в то время как другие, такие как затраты свободного времени, не проявляются в денежном виде. Некоторые денежные расходы, как та же плата за обучение, представляют собой альтернативные стоимости, т.к. могли быть израсходованы на другие потребности.

Второй основной экономический выбор - как производить. Он связан с существованием нескольких способов производства товара или услуги Автомобили можно делать, например, на высоко автоматизированных фабриках с огромным количеством капитального оборудования и относительно малой долей труда, но их можно делать и на малых предприятиях, использующих большее количество труда.

Эффективность Парето - это такой уровень организации экономики, при котором общество извлекает максимум полезности из имеющихся ресурсов и технологий, и уже невозможно увеличить чью-либо долю в полученном результате, не сократив другую.

Однако эффективность производства можно увеличить при улучшении общественного разделения труда. Его важными характеристиками являются специализации и кооперация, позволяющие учитывать сравнительные преимущества в производстве товара.

Сравнительное преимущество - это способность производить товар или услугу по относительно меньшей альтернативной стоимости.

Третий ключевой вопрос экономики - это распределение произведенного продукта между членами общества. Он может рассматриваться как в терминах эффективности, так и с точки зрения справедливости.

Эффективность в распределении - ситуация, в которой невозможно путем перераспределения существующего количества благ удовлетворить желание одного человека более полно, не нанося этим ущерба удовлетворению желаний другого человека.

 

 

4. Институциональные условия функционирования экономических систем. Права собственности.

ИНСТИТУТЫ — нормы и правила, которыми руководствуются экономические субъекты, при осуществлении экономической или социальной деятельности.

ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ ИНСТИТУТОВ: 1) Сваны с общественным разделением труда. Оно обусловило переход от персонифицированных отношений к обезличенным. 2) Для рынка характерна стихийность и поэтому эта неопределенность заставляет нас четко следовать правилам.

ИНСТИТУТЫ — устойчивые системы существующих и укоренившихся правил и обычаев, которые структурируют в нашем взаимодействии.

Институты: 3) формальные нормы (законодательство, судебные структуры, союзы предпринимателей, профсоюзы), 2) неформальные норма и правила (контракт, рынок сам, цена, конкуренция, наличие государства), 1) культура (основание института). Более изменяющими являются третий, менее первый.

Институты имеют тенденцию к изменению. Они изменяются, поскольку накапливается опыт и знания. Они изменяются под возмездием изменения относительных цен. Из-за наших предпочтений. Два способа эволюции: 1. Постепенно и 2.революцтонный (импорт институтов). В результате противоречий между институтами возникают институциональные ловушки.

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЛОВУШКА— диструктивная норма института, которая имеет самоподдерживающий характер.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ЛОВУШКИ: 1) диструктивный институт определяется двойственностью государства с одной стороны. Государство может стать хищником. 2) Влияние политических элит. 3) Наличие неэффективных норм. Эволюция зависит от той стороны, в которой происходит.

Институциональные инновации, к нему относится право собственности (один из определяющих институтов).

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ — это совокупность вносных прав, санкционых обществом поведенческих отношений, которые складываются между людьми по поводу производства экономических благ.

Право собственности должно быть специфизированным, т.е. они должны быть закреплены за отдельными экономическими субъектами. Эффективность спецификации прав собственности определяется во первых тем, когда большее количество прав закреплено за одним субъектом. А также если издержки использования этих прав минимальны.

Права собственности: 1) право присвоения дохода, 2) право владения, 3) право использования, 4) право распоряжения, 5) право на остаточную стоимость, 6) право на безопастность, 7) право на бессрочность, 8) право на следование, 9) право на запрещение вреднего использования.

 

5. Конкуренция в рыночной экономике: функции и виды.

Конкуренция - это соперничество, экономическая борьба, состязательность между продавцами - производителями за право получения максимальной прибыли и между покупателями при покупке товаров за большую выгоду.

Виды конкуренции. Конкуренцию можно разделить по трем признакам:

1. по методам осуществления,

2. по отраслевой принадлежности,

3. по степени свободы.

По методам осуществления конкуренцию можно подразделить на ценовую и неценовую. Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены теоретически возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более высокого качества, с большей надежностью и сроками службы, на использовании методов рекламы и других способов стимулирования сбыта.

По отраслевой принадлежности различают внутри- и межотраслевую конкуренцию. Внутриотраслевая конкуренция - конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли. Межотраслевая конкуренция - это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли.

По степени свободы подразделяют на совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую). Совершенная конкуренция - это свобода от какой бы то ни было регламентации: свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование и др. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказать решающего влияния на условия реализации товаров. Каждая фирма является единственным производителем своего товара и в этом смысле монополистом. Совершенная конкуренция Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действует достаточно много мелких продавцов и покупателей идентичного (одинакового) товара и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара. Здесь цена определяется свободной игрой спроса и предложения в соответствии с рыночными законами их функционирования Существование огромного количества покупателей и продавцов означает, что ни один из них не владеет большей информацией о рынке, чем остальные Продавец, придя на рынок, застает уже сложившийся уровень цен, изменить который вне его власти, ведь рынок сам диктует цену в каждый момент времени. Такая ситуация позволяет новым продавцам на равных условиях (цена, технология, юридические условия) с уже существующими продавцами приступить к производству продукции. Монополистическая конкуренция Монополистическая конкуренция - это рыночная ситуация, когда многочисленные продавцы продают схожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества. Монополистическая конкуренция - самый распространенный тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Возможность для отдельной фирмы контролировать цену (рыночную власть) здесь незначительная.

Основные характеристики монополистической конкуренции:

1. относительно большое число некрупных (мелких) фирм;

2. эти фирмы производят разнообразную продукцию, продукт каждой фирмы в чем-то специфичен, потребитель легко может найти товары-заменители и переключить свой спрос на них;

3. сохраняются возможности относительно легкого вступления в отрасль новых производителей. Неценовая конкуренция - главное оружие монополистической конкуренции. Особое значение в ней приобретает реклама. Проникновение на рынок монополистической конкуренции довольно легкое; достаточно предложить товар со свойствами, которые заинтересуют покупателя.

Олигополия Существуют рынки, на которых, как правило, действует относительно небольшое количество крупных фирм. Олигополия - это господство на рынке нескольких фирм, производящих идентичные или схожие товары. К основным характеристикам олигополистической конкуренции можно отнести:

а) немногочисленность конкурентов. Каждый из них обладает обычно довольно большой долей рынка какого-то товара или услуги;

б) предложение стандартизированных или дифференцированных товаров. Ряд промышленных товаров, таких, например, как сталь, алюминий, цемент, являются стандартизированными продуктами и обычно предлагаются в условиях олигополистической конкуренции.

Дифференцированными товарами на олигополистических рынках могут быть, к примеру, автомобили, компьютеры, холодильники, пылесосы, телефонные аппараты. Предприятия - олигополисты - это обычно значительные по размерам структуры, ведущие крупномасштабное производство;в) сложность входа в отрасль новых предприятие. Здесь уже перед потенциальными конкурентами, возможными кандидатами на вступление в отрасль встают очень серьезные проблемы. Это и формирование большого стартового денежного капитала, и технологические сложности, и доступность к важнейшим сырьевым ресурсам, и большие возможности «ветеранов» разными способами препятствовать появлению в отрасли «новичков» и другое.

Чистая монополия При такой монополии конкуренции вообще не существует. Уровень конкуренции изменяется по убывающей от чистой конкуренции до чистой монополии. Чистая, или абсолютная, монополия - это такая рыночная ситуация, при которой имеется только один продавец товара, у которого нет близких заменителей. Отсутствие близких заменителей означает, что у покупателя остается выбор не между товарами, а между тем, покупать ли данный товар или отказаться вообще от удовлетворения потребности в нем. Продавец - один, и в этом случае он - король, а покупатель - слуга. У такого продавца сосредотачивается огромная власть. Отметим основные характеристики чистой монополии:

а) единственный продавец;

б) товарная дифференциация отсутствует,

в) продавец осуществляет практически полный контроль над ценами.

г) очень трудные условия вхождения в отрасль новых предприятий. По сути дела, вход оказывается заблокированным финансовыми, технологическими, ресурсными, правовыми условиями.

 

6. Экономическая роль государства в рыночной экономике

Вполне очевидно, что содержание и интенсивность функций государства зависят от конкретно-исторического положения страны. Они имеют значительную специфику для этапа активных реформ в России. Ключевая функция государства при этом состоит в создании условий для формирования и развития высокоэффективного рыночного хозяйства, при этом должны тщательно учитываться многоукладный характер экономики, сильные тенденции смешения теневой экономики с экономикой легальной, проникновения теневых отношений в механизмы государственного управления. Более сильными (чем это привычно для Запада) здесь остаются традиции ожидания защитных функций государства. К такой защите и опеке были приучены не только массы населения, но и целые отрасли народного хозяйства, особенно стратегически весомые и социально значимые.

Вместе с тем существует достаточно устойчивый спектр функций в управ-лении экономикой и обществом, которые могут реализоваться в любом совре-менном рыночном хозяйстве только на уровне политики государства как цело-го.

Назовем основные из них:

1. Правовое обеспечение экономической деятельности. Одна из важных функций государства в этой области - поддержка права собственности.

2. Организация денежного обращения.

3. Производство так называемых общественных товаров и услуг (которые призваны удовлетворять коллективные потребности). Это, например, продук-ция оборонного назначения, дороги, коммуникации, иная инфраструктура. К этому классу задач можно также отнести поддержку государством науки, обра-зования, культуры.

4. Минимизация трансакционных издержек. Под трансакционными из-держками, напомним, понимают издержки эксплуатации экономической сис-темы.

5. Антимонопольное регулирование и развитие конкуренции; поддержка малого и среднего бизнеса.

6. Оптимизация влияния экстерналий. В экономике возникают так назы-ваемые внешние эффекты, которые не выражаются в денежной форме, и рынок на них должным образом не реагирует. Речь обычно идет о минимизации внешних эффектов отрицательного свойства, например загряз-нения окружающей среды. Положительные же внешние эффекты государст-вом могут активно стимулироваться. Например, это может касаться случаев распространения результатов (благ) от тех или иных целевых благотворитель-ных программ не только на тех, для кого они предназначаются, но и на обще-ство в целом.

7. Перераспределение доходов в обществе (в том числе для обеспечения его стабильности, устойчивости).

8. Поддержка оптимального уровня занятости; минимизация безработицы и издержек от нее.

9. Проведение региональной экономической и социальной политики, отве-чающей коренным интересам страны в целом и населения ее территорий.

10. Реализация национальных интересов в мировой экономике; поддержка международной конкурентоспособности отечественной экономики.

 

7. Спрос, факторы спроса. Функция спроса.

В условиях рынка потребности в благах могут быть удовлетворены на условиях эквивалентности, через куплю-продажу. Поэтому решения потребителей о приобретении блага определяется: во-первых, настоятельной необходимостью удовлетворения потребностей, т. е. желанием иметь благо, во-вторых, возможностью (наличие дохода) заплатить за данное благо в пределах доступных цен для потребителя.

Следовательно, в условиях рынка размер оплаты (уровень цены) влияет и на выбор приобретаемого товара, и на его количество, поэтому:

1) Отношения “потребитель-производитель” принимает форму взаимодействия “покупатель-продавец”

2) Решения и действия потребителя проявляются опосредованно в форме спроса.

СПРОС - желание и возможность купить определенное количество товаров и услуг по определенной цене и за определенный период.

Он выражает субъективные представления потребителя о рыночной ситуации. Через спрос потребитель дает сигналы рынку о своих предпочтениях и вкусах и тех жертвах (альтернативных издержках), на которые он готов пойти в обмен на необходимые ему товары и услуги.

Двойственность подхода потребителя к покупке товара проявляется в двойственной характеристике спроса. Важнейшими характеристиками спроса являются:

1) ЦЕНА СПРОСА - максимальная цена, которую покупатель готов заплатить за определенное количество товара (все доступные цены для потребителя ниже ее).

2) ВЕЛИЧИНА СПРОСА - количество товара или услуги, которое потребители готовы купить по определенной цене в течение определенного периода времени.

При определении цены спроса потребитель учитывает: свои предпочтения, степень доступности товара (чем менее доступен товар, тем выше цена спроса). Потребитель при выборе товара будет получать предельную (дополнительную) выгоду, если цена спроса будет выше цены продавца.

Необходимо отметить, что, во-первых, величина спроса всегда относится к определенному периоду времени (день, месяц, неделя). Во-вторых, величина спроса - изменчивое понятие, поэтому в экономическом анализе мы должны учитывать условия, в которых потребитель принимает свои решения.

— Спрос всегда представляет собой ряд сочетаний цены и величины спроса за определенный период времени.

— Изменение величины спроса определяется уровнем цены.

Между ценой и величиной спроса существует спроса обратная зависимость, которая в экономической теории рассматривается как закон спроса.

ЗАКОН СПРОСА - чем ниже цена товара, тем больше его количество (при прочих равных условиях) может быть куплено, и наоборот.

Содержание данного закона можно объяснить с помощью:

ЭФФЕКТА ДОХОДА

Эффект дохода - изменение реального дохода потребителя в результате изменения цены одного из товаров, входящих в его потребительский набор.

Под реальным доходом подразумевается количество товаров и услуг, которое может купить потребитель на свой денежный доход.

Эффект дохода показывает, что при более низкой цене потребитель может купить больше данного товара, не отказываясь от потребления альтернативных товаров. Повышение цен на товар приводит к уменьшению числа покупок данного товара и, возможно, отказ от других.

ЭФФЕКТА ЗАМЕЩЕНИЯ

Эффект замещения - изменение структуры потребления в результате изменения цены одного из товаров, входящий в потребительский набор.

Если цены на товар снижаются, потребитель начинает замещать более дорогие товары аналогичными, но более дешевыми. Стимул - купить более дешевый товар.

ЗАКОНА УБЫВАЮЩЕЙ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ

Закон убывающей предельной полезности - по мере увеличения потребления того или иного блага дополнительная полезность от каждой последующей единицы блага будет меньше.

Действительно, чем больше имеет благ потребитель, тем меньше желания у него возникает платить за дополнительную единицу блага, то есть цена спроса снижается и товар может быть куплен по более нужной цене в последующем.

Закон спроса является универсальным.

В то же время, чтобы правильно оценивать действие закона спроса, необходимо учитывать следующие условия:

— при рассмотрении закона необходимо, чтобы все прочие (кроме цены) факторы были неизменными (а именно, доходы, инфляционные ожидания и т.д.);

— учитывать относительность цен: например, если цена на товар A выросла на 2%, а цена на другие товары выросла на 6%, то цена товара A снизилась относительно других цен.

Анализ действия закона спроса имеет не только теоретическое, но и практическое значения:

— способствует увеличению прибыли фирмы, так как понижение цен увеличивает число покупателей, а, следовательно, растет общий доход;

Прибыль = цена товара - издержки фирмы (затраты фирмы в денежной форме).

Общий доход фирмы = цена товара • количество проданного товара.

— каждое новое понижение цен побуждает покупателя совершать дополнительные покупки на освобождающуюся часть дохода, то есть увеличивается число покупок.

Кроме цены на спрос, действует множество других факторов (вкусы и предпочтение потребителей, доходы, ожидание изменения цен и т.д.). Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называется функцией спроса.

Когда спрос увеличивается, покупатели желают приобретать больше, чем прежде, по тем же ценам, и (или) желают платить больше прежнего за данное количество товара.

Когда спрос уменьшается, покупатели желают приобретать меньше, чем прежде, по тем же ценам, и (или) желают платить меньше прежнего за данное количество товара.

ТОВАРЫ-ЗАМЕНИТЕЛИ это товары, имеющие одинаковое назначение. Например, аудиокассеты и компакт-диски, крос­совки и кеды, масло и маргарин. В случае, если повышаются цены на сливочное масло, то домашние хозяйки будут больше покупать маргарин, т.е. спрос на маргарин увеличится. Таким образом, снижение цен на товары-заменители приве­дет к сокращению спроса на рассматриваемый товар (и на­оборот).

ДОПОЛНЯЮЩИЕ ТОВАРЫ это товары, которые используют­ся совместно. Например, автомобиль и бензин, плеер и бата­рейки. Если подорожает бензин, произойдет сокращение спро­са на автомобили. То есть снижение цен на до­полняющие товары приведет к увеличению спроса на рассмат­риваемый товар (и наоборот).

Если доходы повышаются, мы больше совершаем покупок товаров более высокого качества, то есть, увеличивается спрос на нормальные товары и уменьшается спрос на низшие товары.

НОРМАЛЬНЫЕ ТОВАРЫ - товары, спрос на которые при росте дохода сначала увеличивается, но по мере дальнейшего увеличения дохода стабилизируется на каком-либо уровне.

НИЗШИЕ ТОВАРЫ - товары, спрос на которые при росте дохода снижается, при снижении дохода - увеличивается.

УВЕЛИЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ (при сохранении неизменного дохода на душу населения) ведет к увеличению количества покупателей на рынке.

Большое влияние на спрос могут оказывать и перспективные ожидания покупате­лей. Если по какой-либо причине покупатели ожидают, что товар станет более дорогим, то они будут стараться купить боль­ше этого товара до того, как цена на него повысится.

МОДА на товар приведет к тому, что спрос на него возрастет (и наоборот).

При изменении в спросе (действие неценовых факторов) происходит сдвиг кривой спроса влево или вправо. При изменении величины спроса (ценовый фактор) спрос остается неизменным, происходит перемещение по кривой спроса вверх или вниз.

Рассмотренные факторы оказывают влияние на индивидуальный и рыночный спрос.

Индивидуальный спрос - спрос отдельного потребителя на данный товар.

Рыночный спрос - спрос, предъявляемый всеми покупателями на рынке данного товара.

Причинами существования индивидуального и рыночного спроса являются:

1. Экономическая свобода потребителя и его независимость. Поэтому удовлетворение отдельного потребителя определяется объемом и структурой потребляемых им благ и не зависит от структуры и объема потребления других потребителей. Формируется индивидуальный спрос.

2. На рынке в результате взаимодействия покупателей (у каждого из которых существует своя кривая индивидуального спроса DA, DB, DC) на конкурентной основе формируется рыночный спрос D.

Основой рыночного спроса является индивидуальный спрос. Связь рыночного спроса с индивидуальным проявляется в том, что объем рыночного спроса при каждом значении цены равен сумме объема спроса отдельных потребителей при данном значении цены.

На рыночный спрос действуют все факторы индивидуального спроса, в то же время он определяется: демографическими факторами (распределение по возрасту, полу, размеру семьи), географическими факторами и т.д.

Анализ рыночного спроса имеет не только теоретическое, но и практическое значение:

— в маркетинговой политике фирм, т. к. знание рыночного спроса (структуры, динамики) — есть ключ к эффективному сбыту и получение высокой прибыли;

— в социальной политике государства, т. к. ее эффективность определяется знанием специфики спроса в региональном разрезе, по полу, возрасту и т.д.

 

8. Предложение, факторы предложения. Функция предложения.

Производитель, как и потребитель, принимает решения, исходя из собственных предпочтений и субъективных оценок рыночной ситуации.

В основе решений производителя - стремление к максимализации прибыли. Условием реализации поставленной цели является, с одной стороны, производство блага, соответствующего спросу потребителя, а с другой стороны - возмещение издержек, которые производитель вынужден нести, используя ограниченные экономические ресурсы в альтернативных проектах. Способом решения поставленной цели является готовность продать благо на рынке, то есть предложение товара.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ - готовность производителя продать определенное количество товара (или услуги) по определенной цене в течение определенного периода времени (при прочих равных условиях).

ПРЕДЛОЖЕНИЕ - форма проявления решений производителя в условиях рынка.

При принятии решения производитель вынужден учитывать факторы (цена, уровень технологии, налоги и дотации, издержки и т. д.), определяющие количество предлагаемого на рынок товара, величины предложения.

ВЕЛИЧИНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ - количество какого-либо товара, которое готов продать на рынке продавец по определенной цене в течение определенного периода времени.

Эту зависимость, введя условные обозначения, можно представить в виде функции предложения:

ФУНКЦИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - зависимость величины предложения от определяющих его факторов.

Так как цель производителя - прибыль, основным факторам (особенно в начале производственной деятельности) для производителя будет цена. Рассмотрим более подробно влияние ценового фактора на величину предложения (при неизменности других факторов). Если для потребителя цена была сдерживающим фактором, то для производителя цена является стимулом и показателем того, насколько эффективно осуществляет свою деятельность производитель.

Производитель соизмеряет свои издержки с уровнем цен и определяет тот объем выпуска, который обеспечивает возмещение использования ресурсов (цена = издержкам). Повышение уровня цен приводит к росту прибыли (цена - издержки производства) и увеличению объема предложения (величина предложения). Если цены будут снижаться и окажутся ниже издержек, то производитель уменьшает объем предложения или уходит с рынка.

Из произведенного анализа можно сделать следующие выводы:

1. Издержки производства определяют низшую границу цены, на которую будет согласен производитель, цену предложения.

ЦЕНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ - минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество товара.

2. Стремление к росту величины предложения (условия получения прибыли) обуславливает рост дополнительных издержек и рост цен предложения на рынке.

Эта зависимость (рост цен предложения на рынке) проявляется:





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (555)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.037 сек.)