Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Каждый раздел и подразделы должны заканчиваться конкретными выводами и предложениями по исследуемой проблеме





УДК 340.0.2(09):930.9

Методические указания по написанию и оформлению курсовых работ для студентов специальности «Юриспруденция» / составители Г.Г. Бриль, А. М. Евстратов, А. С. Евстегнеев. – 4-е изд., испр. и доп. – Кострома: Изд-во Костром. гос. технол. ун-та, 2010. – 27 с.

 

В методических указаниях содержится краткая характеристика основных этапов выполнения курсовой работы и общие требования, предъявляемые к ее содержанию, оформлению и защите. Методические указания предназначены для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности «Юриспруденция»

 

 

Рецензент: кандидат юридических наук, доцент Е.В. Осипова

 

Рекомендовано редакционно-издательским советом КГТУ

 

©Костромской государственный технологический университет

 

 

Курсовая работа имеет своей целью расширение, углубление и закрепление теоретических и практических знаний по изучаемой дисциплине, развитие у студентов навыков самостоятельной работы, способностей к научному поиску и овладению методикой теоретических исследований.

Курсовая работа является самостоятельной научной (исследовательской) работой студента, ее выполнение и защита должны свидетельствовать об умении:

–. обосновать актуальность избранной темы, показать степень ее разработанности;

– сформулировать цель и задачи исследования;

– подобрать необходимые нормативные правовые акты и научную литературу по предлагаемой к исследованию проблеме;

– анализировать, интерпретировать и применять (использовать) нормы права, факты, события, статистические и другие сведения;

– научно формулировать и юридически грамотно излагать результаты проведенного исследования;

– делать обоснованные обобщающие выводы по исследованной проблеме;

– вырабатывать и обоснованно предлагать к применению практические рекомендации.

 

Краткая характеристика этапов выполнения

Курсовой работы

Основными этапами выполнения курсовой работы являются:

1) выбор темы;

2) консультации научного руководителя;



3) сбор материала;

4) работа с научными и другими источниками;

5) изложение текста курсовой работы и ее оформление;

6) проверка работы научным руководителем;

7) защита курсовой работы.

 

Выбор темы

Работа начинается с выбора темы. Примерная тематика курсовых работ предлагается преподавателями из перечня тем, изложенного в учебно-методическом пособии соответствующей учебной дисциплины. Однако, по согласованию с преподавателем, студент может избрать проблему, выходящую за перечень предлагаемой тематики.

Консультации научного руководителя

Научный руководитель осуществляет консультации на всех этапах выполнения курсовой работы, оказывает студенту помощь в выборе темы, составлении плана по написанию работы, рекомендует литературу, справочники, нормативные акты, другие источники по теме, систематически проводит в установленные расписанием дни недели консультации, контролирует ход выполнения работы.

Сбор материала

На данном этапе работы студент подбирает основную и вспомогательную литературу, нормативные акты и другие источники. Для этого он должен овладеть определенным минимумом знаний о библиографии.

В поиске источников и в составлении библиографического списка по теме большую помощь студенту окажут имеющиеся в библиотеках систематические (предметные) и алфавитные каталоги как в виде специальных карточек, так и в банке данных электронных носителей.

В систематическом каталоге карточки располагаются по отраслям знаний, а в пределах каждой отрасли – по отдельным темам. Алфавитный каталог содержит описание всего книжного фонда библиотеки, составленное по алфавиту. Искать по данному каталогу следует по фамилии автора или названию работы, если фамилия автора не указана на титульном листе. Если работа написана коллективом авторов и фамилия ни одного из них не обозначена на титуле, то искать в алфавитном каталоге необходимо по первой букве, с которой начинается заглавие книги.

Подбирать целесообразно в первую очередь новые научные источники, поскольку в них отражены последние научные достижения по данной проблеме, современные законодательство и правоприменительная практика. Использование научных источников прежних лет должно быть скорректировано применительно к современному законодательству и более поздним взглядам ученых и практических работников.

Ссылки на источники по исследуемой теме можно найти в уже изданных печатных работах (в сносках, списках использованной литературы и т.д.).

Большую помощь при подборе литературы могут оказать такие периодические издания, как журналы: «Государство и право», «Правоведение», «Российская юстиция», «Законность», «Журнал российского права», «Вестник Московского университета. Серия 11, Право», «Бюллетень Верховного суда РФ» и др. В последнем (либо первом) номере соответствующего журнала текущего года, как правило помещается указатель работ, опубликованных в нем за истекший год.

Особо следует обратить внимание на использование электронных источников, правовых систем «ГАРАНТ», «Консультант Плюс» и др.

Работа с научными и другими источниками

Важным этапом подготовки курсового исследования является работа с книгой, документами, законодательством и материалами юридической практики. Знакомиться с проблемой первоначально необходимо, прибегая к учебникам и учебным пособиям, после чего целесообразно переходить к изучению специальной литературы, законодательства, правоприменительной практики и других документов и источников.

Работа с первоисточником начинается с ознакомления по следующим позициям: год издания, оглавление, введение. Время издания позволяет соотнести информацию, содержащуюся в источнике, с существующими знаниями по данной проблеме. В оглавлении работы раскрываются узловые моменты ее содержания, план и последовательность изложения материала. Во введении формулируется актуальность темы, кратко излагается содержание книги, показываются ее источники и способы исследования, степень разработанности проблемы. Работая с первоисточником, целесообразно осуществлять его конспектирование.

При конспектировании следует тщательно отбирать и осмысливать материал, ориентируясь на намеченные в плане разделы. В конспекте полезно отмечать, в какой части использован тот или иной материал или положение, развиваемое в прочитанном источнике.

При работе с научной литературой рекомендуется обращаться к словарям, энциклопедиям и справочникам в целях уяснения смысла специальных понятий и терминов.

Существует два вида записей при конспектировании: цитаты и заметки.

Цитата – дословная выдержка из какого-либо текста, приводимая для подтверждения излагаемой мысли. Цитата подкрепляет мысли автора курсовой работы, придает им большую убедительность; она должна быть по возможности краткой и точной.

Второй способ конспектирования – заметки или свободное цитирование. Данный вид работы предполагает изложение мысли автора работы и отношения к ним со стороны студента.

Уже с первого курса следует учиться анализировать и обобщать научную литературу и законодательство, материалы правоприменительной практики. Характер и объем изучения законодательства и обобщения материалов юридической практики определяются темой и направленностью курсовой работы, ее структурой и планом. Все это должно быть согласовано в ходе работы с научным руководителем.

 

Изложение текста курсовой работы и ее оформление

Курсовая работа должна иметь:

1. Титульный лист (Приложение 1);

2. Оглавление (Приложение 2);

3. Введение;

4. Разделы и подразделы;

5. Заключение;

6. Библиографический список (Приложение 3), включающий перечень:

· международных правовых актов;

· нормативных правовых актов РФ;

· актов высших судебных органов;

· нормативно-правовых актов, утративших силу;

· научной литературы;

· комментариев законодательства

· учебной литературы;

· правоприменительной практики;

· справочной литературы;

7. Приложения (Приложение 4)

 

Оглавление включает в себя заголовки всех разделов, подразделов, библиографический список, приложения, содержащиеся в работе, с указанием номера страницы начала каждой структурной части (Приложение 2).

Введение содержит краткое обоснование выбора темы, ее актуальность, степень научной разработанности проблемы, объект и предмет исследования, цели и задачи работы, структуру работы. К написанию введения рекомендуется приступать после завершения всей работы, когда обстоятельно исследованы основные вопросы темы.

Указание на актуальность исследования –одно из основных требований, предъявляемых к работе. Актуальность предполагает лишь соответствие работы состоянию науки на сегодняшний день, ее реальным потребностям и пригодность работы как попытки решения ее насущных проблем.

Обоснование актуальности темы должно соответствовать следующим конкретным требованиям:

во-первых, автор должен кратко осветить причины обращения именно к этой теме сейчас;

во-вторых, должен раскрыть актуальность обращения к этой теме применительно к внутренним потребностям науки – объяснить, почему эта тема назрела именно сейчас, что препятствовало адекватному раскрытию ее раньше, показать, как обращение к ней обусловлено собственной динамикой развития науки, накоплением новой информации по данной проблеме, недостаточностью ее разработанности в имеющихся исследованиях, необходимостью изучения проблемы в новых ракурсах, с применением новых методов и методик исследования и т.д.

За обоснованием актуальности во введении должно следовать рассмотрение степени научной разработанности проблемы. Здесь следует назвать прошлых и современных, отечественных и зарубежных ученых (не менее пяти авторов), занимавшихся исследованием или разработкой данной проблемы, указать недостаточно освещенные положения, а также неточности, противоречия, обусловленные слабой освещенностью темы в литературе, если таковые имеют место. Особое внимание следует обратить на указание работ упоминавшихся авторов в самом тексте и сносках.

Объект исследования – различные актуальные, злободневные социальные явления, представляющие интерес для исследовательской, аналитической деятельности субъекта. Таким образом, объектом исследования может быть сфера общественной жизни, различные социальные институты, отраслевые институциональные образования, определенные общественные отношения, проблемные вопросы государственно-правового характера практического и теоретического свойства (законно-нормотворческие, правоприменительные, юрисдикционные, организационно-правовые и др. аспекты).

Предмет исследования является частью объекта, который обладает очевидными границами либо относительной автономностью существования. Предмет раскрывает свойства, особенности объекта либо конкретизирует объект в зависимости от места и времени, субъектов правоотношений, иных социально-экономических, политических, организационно-правовых условий. Именно предмет концентрирует на себе все исследовательское воздействие, подвергается анализу. Предмет определяет (текстуально идентичен) тему курсовой работы, указываемую на титульном листе.

Далее формулируется цель исследования и его задачи. При этом необходимо помнить, что перечисление задач предполагает определение оглавления и внутренней логики текста всей работы.

Введение заканчивается указанием структуры работы: наличие введения и заключения, количество разделов, источников в библиографическом списке, приложений. Объем введения, как правило, не должен превышать 10% объема содержания (описательной части) работы.

Основная часть работы, как правило, состоит из 2–3 разделов, каждый из которых, в свою очередь, как правило, подразделяются на 2–3 подраздела, и по объему должна составлять не более 85% всего текста и согласовываться в своей структуре с планом работы. При этом следует обратить особое внимание на то, что разделы и подразделы в них должны быть соразмерны друг другу как по структурному делению, так и по объему.Допускается исключение для третьего раздела, написание которого возможно без деления на подразделы.

Первый раздел работы, как правило, теоретический. Он содержит научный обзор и посвящен раскрытию теоретических положений избранной темы. На основе анализа зарубежных и отечественных источников излагается сущность исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы к ее решению, а также дается их критическая оценка с позиций автора курсовой работы.

Второй раздел посвящается практическим аспектам раскрытия избранной темы. Результаты анализа служат базой для разработки и обоснования в исследовании конкретных предложений по совершенствованию законодательства, процесса нормотворчества и правоприменительной практики.

Помимо теоретических и практических положений, в основной части работы целесообразно аргументированно указать (со ссылкой на действующее законодательство и иные нормативные акты) на нерешенные стороны рассматриваемой проблемы. Следует пояснить, в чем Автор видит возможность разрешения данной проблемы, с внесением научно обоснованного предложения по совершенствованию правового регулирования сферы рассматриваемых правоотношений, необходимости принятия (внесения изменения, дополнения либо исключения, уточнения) конкретного правового решения с предложением конкретной редакции правовой нормы, практики применения норм права.

Правомерность предлагаемых рекомендаций должна подкрепляться приведением убедительных данных (цифр, примеров и т.п.), доказывающих, что данная проблема должна решаться именно так, а не иначе.

Подразделы основной части работы посвящаются более узким вопросам исследуемой темы.

Каждый раздел и подразделы должны заканчиваться конкретными выводами и предложениями по исследуемой проблеме.

Заключениедолжно содержать выводы, сделанные по результатам всей работы. Эта часть, примерно равная введению, имеет особую важность, поскольку именно здесь в завершенной форме должны быть представлены итоговые результаты труда. В заключении необходимо соотнести полученные выводы с целями и задачами, поставленными во введении, соединить в целое извлеченные выводы, оценить успешность собственной работы. Иногда целесообразно построить текст заключения как перечень выводов, разбив его на пункты, каждый из которых должен содержать выделение и обоснование одного конкретного вывода. Если работа, наряду с теоретическими результатами имеет и практические следствия, это также нужно оговорить в заключении. Кроме того, следует оценить открывающуюся на основе результатов работы перспективу дальнейших исследований по данной теме, очертить встающие в этой связи новые задачи.

Вслед за заключением приводится библиографический список – перечень использованных нормативных правовых актов, научной литературы, материалов юридической практики, справочной литературы и др. Библиографический список является обязательным атрибутом курсовой работы и включает описание всех использованных, цитируемых или упоминаемых источников.

Вспомогательные или дополнительные материалы помещаются в приложении. Приложения, как правило, включают копии документов, выдержки из отчетных материалов, статистические сведения, отдельные положения из нормативных правовых актов и т.п. По форме приложения могут представлять собой тексты, таблицы, схемы или графики.

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (722)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)