Управляемость автомобиляУправляемость автомобиля определяется степенью соответствия траектории его движения положению управляемых колёс. Если управляемые колёса повёрнуты на угол q (средний угол поворота обоих управляемых колёс), то точка, лежащая на середине оси неуправляемых колёс, должна двигаться по дуге радиуса R (при отсутствии увода колес):
где L – база автомобиля, м. При нейтральном положении управляемых колёс q = 0, а R = ∞, т.е. траектория движения прямая линия. Однако это требование управляемости автомобиля может быть нарушено из-за бокового увода или бокового скольжения управляемых колёс. Зависимость критической скорости по управляемости Vупр от угла поворота управляемых колёс выражается уравнением:
где jy – коэффициент сцепления шин с дорогой в поперечном направлении (jy = 0,6); f – коэффициент сопротивления качению (f = 0,02); L – база автомобиля, м; Ө – средний угол поворота управляемых колёс автомобиля, принимаемый в пределах от 0 до 0,7 рад. Пользуясь уравнением (2.7) проводится расчет критической скорости при различных углах поворота управляемых колес для заданных jy и f . Результаты расчета сводятся в табл. 2.6 и по этим результатам строится график зависимости Vупр от Ө (рис.2.4). Таблица 2.6 - Результаты расчёта
Одним из показателей управляемости является характеристика статической траекторной управляемости, представляющая собой зависимость радиуса поворота от скорости движения автомобиля с учетом эластичности шин. Радиус поворота автомобиля при наличии увода определяют по выражению:
где d1 ,d2 – углы увода колёс соответственно передней и задней осей, рад.
где Py 1 и Py 2 – боковые силы, действующие на колёса соответственно передней и задней осей; Kd 1 и Kd 2 – коэффициенты сопротивления уводу одного колеса соответственно передней и задней осей, кН/рад.
Рис. 2.4 – График зависимости критической скорости по управляемости от угла поворота управляемых колес
Средние значения для одного колеса легковых автомобилей составляют от 30 до 60 кН/рад, грузовых – 50- 200 кН/рад (для ряда отечественных автомобилей ориентировочные значения приведены в приложении 1). Принимая значения для одного колеса передней и задней осей, следует учитывать давление воздуха в шинах. Если давление воздуха одинаково для колес передней и задней оси, то можно принимать значения Kd 1 и Kd 2 одинаковыми, если давление воздуха разное, то следует принимать большие значения Kd для шин имеющих большее давление, соответственно меньшие (на 2-4 кН/рад) - для шин с меньшим давлением. Значения боковых сил зависят от скорости автомобиля, радиуса поворота, массы и расположения центра тяжести. При расчетах удобно пользоваться постоянным радиусом поворота равным 50 метров. Изменяя скорость движения в диапазоне от 0 до 15 м/с определяются действующие боковые силы По формуле 2.8 определяются значения эквивалентного радиуса По результатам расчетов проводят сопоставление радиусов R и R Для автомобиля с избыточной поворачиваемостью существует понятие критической скорости по условию увода колес осей, которая определяется по формуле:
где:
Рис.2.5 График зависимости типов поворачиваемости автомобиля
У автомобилей с нейтральной и недостаточной поворачиваемостью понятие критической скорости отсутствует. Дополнительное задание: Определить тип поворачиваемости и критическую скорость по управлению при угле поворота управляемых колес 0,1 рад, а также максимальный угол поворота внешнего управляемого колеса
Маневренность. Одним из основных показателей маневренности является габаритная полоса движения – полоса, занимаемая автомобилем при движении. Наибольшую полосу будет занимать автомобиль при выполнении поворота с минимально возможным радиусом R На криволинейных участках дорог:
ГПД = Rн – Rвн, (2.11)
где Rн – наружный, габаритный радиус, либо принимается по исходным данным, либо рассчитывается по формуле (6.2):
где L – база автомобиля, м (из исходных данных); L1– передний свес, м (из исходных данных);
Рис. 2.6. Показатели маневренности автопоездов при круговом движении.
Rвн – внутренний, габаритный радиус, определяется по формуле (6.4), м:
Задаваясь значениями угла поворота внешнего управляемого колеса от 0,1 до
Таблица 2.6 – Показатели расчета
Дополнительное задание: Определить максимальную величину ГПД и рассчитать, на сколько процентов она превышает габаритную ширину автомобиля.
Проходимость. В данном разделе, пользуясь известными геометрическими характеристиками автомобиля (из исходных данных) необходимо рассчитать продольный R
Рис. 2.6 Схема, иллюстрирующая понятие радиусов проходимости и способ их определения Расчет R
При этом следует учитывать, что А R Дополнительное задание: Рассчитать коэффициент сцепного веса
Плавность хода
Основной оценочный показатель плавности хода – частота свободных колебаний подрессоренных и неподрессоренных масс, а также вынужденных колебаний. Частоты свободных колебаний, Гц подрессоренных масс определяют по зависимости:
где wz – частота свободных колебаний, Гц; fст – статический прогиб подвески, м.
fст = G /C, (2.16) где G – статическая весовая нагрузка на подвеску данной оси, Н; C – суммарная жёсткость подвески данной оси, Н/м (для ряда отечественных автомобилей ориентировочные значения приведены в приложении 1). Плавность хода легковых автомобилей считается удовлетворительной при wz = 0,8-1,2 Гц, грузовых при wz = 1,2-1,8 Гц. Частота свободных колебаний неподрессоренных масс (мостов автомобиля), совершающих высокочастотные колебания, обусловлена жёсткостью шин, Гц.
где
mм – масса моста, кг. Принимают: mм1 = 0,1× ma ; mм 2 = 0,15× ma , где mм1 и mм2 – масса соответственно переднего и заднего мостов; ma – собственная масса автомобиля. Помимо свободных, автомобиль совершает и вынужденные колебания, вызываемые неровностями дороги. Частота этих колебаний, Гц, определяется из выражения: ωвын = Va /S , (2.18) где Va – скорость автомобиля, м/с; S – длина волн неровностей, м. На дорогах с твёрдым покрытием S = 0,5÷5 м.
Рис.2.7 – Зависимость резонансных скоростей от длины неровностей. Используя зависимость Va = w× S, строится зависимость резонансных скоростей автомобиля от длины неровностей V = f(S) для частот собственных колебаний подрессоренных и неподрессоренных масс (рис. 7.1).
Дополнительное задание: Определить скорости, при которых наступают резонансные колебания при длине неровностей 1 м, а также определить длину неровностей, при которой наступают резонансные колебания при скорости АТС 4 м/с.
Приложение 1 Ориентировочные величины некоторых параметров отечественных автомобилей, используемых при выполнении курсовой работы
Список литературы
1. Литвинов А.С., Фаробин Я.Е.: Автомобиль: Теория эксплуатационных свойств: Учебник для вузов по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство». – М.:, 1989. – 240 с. 2. Гришкевич А.И. Автомобили: Учебник для вузов, Минск. Высш. шк.. 1986.-208 с. 3. Петрушов В.А. и др. Мощностной баланс автомобиля. – М.: Машиностроение. 1984. – 160 с. 4. Краткий автомобильный справочник / Понизовкин А.Н. и др. – АО «Трансконсалтинг», НИИАТ, 1994. – 779 с. 5. Фаробин Я.Е., Щупляков В.С. Оценка эксплуатационных свойств автопоездов для междугородных перевозок. – М.: Транспорт, 1983. – 200 с.
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………….……………………………………………3 Пример листа исходных данных…….……………………………………………4 Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ![]() ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1486)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |