Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Тема 6. Финансовые операции международных организаций




 

1. Понятие и классификация финансовых операций.

2. Операции по переводу денег (международные расчеты).

2.1 Аккредитивные операции.

2.2 Инкассовые операции.

2.3 Банковский перевод.

3. Инвестиционные операции.

3.1 Лизинговые операции.

3.2 Франчайзинг.

3.3 Толлинговые операции.

3.4 Фронтирование рынка.

 

2.2

 

Документарное инкассо представляет собой поручение экспортера банку получить от импортера платеж против товарных документов с последующим перечислением сумм платежа экспортеру.

Порядок проведения расчетов по инкассо подчиняется Унифицированным правилам по инкассо, разработанным Международной торговой палатой.

Процесс международного инкассового расчета можно изобразить в виде следующей схемы:

Банк экспортера Банк импортера

5

1 6 3 4

 

Экспортер Импортер

Международный расчет по форме инкассо предусматривает проведение следующих операций:

1. Экспортер, отгрузив товар, оформляет необходимые товарные и другие документы и передает их в коммерческий банк, указанный в контракте.

2. Банк экспортера полученные документы направляет своему банку-корреспонденту в стране импортера.

3. Банк импортера информирует покупателя о прибытии документов и передает ему документы.

4. Выполнение условия инкассо импортером, передача им своему банку документов (импортер передает банку соответствующую сумму платежа наличными или в форме коммерческого кредита, в зависимости от условий контракта).

5. Банк импортера осуществляет перевод денег банку экспортера или информирует банк экспортера о зачислении на его корреспондентский счет суммы платежа.

6. Банк экспортера осуществляет перевод денег на счет экспортера.

 

2.3

 

Достаточно распространенной формой платежа во внешнеторговом обороте является банковский перевод. Экономическое содержание банковских переводов зависит от того, осуществляется оплата товаров или услуг до их поставки (авансовые платежи) или после их получения импортером (расчеты в форме открытого счета).



Расчеты в форме аванса наиболее выгодны импортерам, т.к. оплата товаров производится до отгрузки, а иногда даже до их производства. Если импортер оплачивает товар авансом, то он кредитует экспортера. Согласно международной практике платежи в форме аванса составляют 10-30% суммы контракта.

По поручению экспортера на сумму авансового платежа банк экспортера обычно выдает в пользу импортера гарантию возврата полученного аванса в случае невыполнения условий контракта и непоставки товара. Согласие импортера на эти условия расчетов связано, либо с его заинтересованностью в поставке товара, либо с давлением экспортера, заинтересованного в гарантиях.

Расчеты по открытому счету состоят в периодических платежах импортера экспортеру после получения товара. Открытый счет не содержит надежных гарантий для экспортера, являясь для него наименее выгодной формой расчета. Данная форма расчетов применяется чаще всего между фирмами и организациями при регулярных поставках массовых грузов, осуществляемых в течение длительного периода.

Банковские переводы выполняются посредством платежных поручений, адресуемых одним банком другому, а также с помощью банковских чеков или других платежных документов.

Существует три способа международного перевода валютных средств:

1) посредством авиапочты;

2) посредством телетрансмиссии (электронный перевод);

3) с использованием ин. банковского чека (ин. тратты).

 

-3-

 

На рубеже XX и XXI века мировая экономика вплотную подошла к виртуальной экономике. Это вызвало активизацию на международном финансовом рынке таких операций, как лизинг, франчайзинг, толлинг, фронтирование рынка, инвестирование. Все эти финансовые операции связаны с минимизацией финансовых издержек, являются агрессивными операциями, ужесточают рыночную конкуренцию и ведут к захвату рынка (части рынка) другой страны

 

3.1

 

Лизинг означает специфическую форму аренды, связанную с передачей в пользование имущества для предпринимательской деятельности. Фактически лизинг - это единый комплекс трех одновременно совершаемых операций: аренды, кредитования и материально-технического снабжения предприятия.

В лизинговой сделке участвуют лизингодатель, лизингополучатель и продавец предмета лизинга.

Лизинг имеет две формы: внутренний и международный. При внутреннем лизинге лизингодатель, лизингополучатель и продавец являются резидентами РФ. При международном лизинге лизингодатель и лизингополучатель являются нерезидентами РФ.

Различают следующие типы лизинга: долгосрочный (до 3 лет), среднесрочный (от 1,5 до 3 лет), краткосрочный.

По видам различают финансовый и оперативный лизинг.

Финансовый лизинг — это вид лизинга, при котором лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного продавца и передать лизингополучателю данное имущество в качестве предмета лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование. При этом срок лизинга равен сроку полной амортизации предмета лизинга или превышает его. По окончании срока действия договора лизинга предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя.

Финансовый лизинг бывает прямым и возвратным. Прямой лизинг предпочтителен, когда лизингополучатель нуждается в переоснащении уже имеющегося технического потенциала. Лизингодатель по этой сделке обеспечивает 100%-ное финансирование приобретаемого имущества.

Возвратный лизинг то лизинг при котором продавец предмета лизинга одновременно выступает и как лизингополучатель.

Оперативный лизинг – это вид лизинга при котором лизингодатель закупает на свой страх и риск имущество и передает его лизингополучателю в качестве предмета лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и пользование. По истечение срока действия договора лизинга и при условии выплаты лизингополучателем полной суммы, предусмотренной договором, предмет лизинга возвращается лизингодателю. При этом лизингополучатель не имеет права требовать перехода права собственности на предмет лизинга. При оперативном лизинге предмет лизинга может быть передан в лизинг неоднократно в течение полногос рока амортизации предмета лизинга.

3.2

 

Франчайзинг (привилегия, право) — система передачи или продажи лицензий на технологию и товарный знак. Международная ассоциация франчайзинга определяет франчайзинг как продолжительные отношения, при которых франчайзер передает исключительные права, основанные на лицензионном соглашении, заниматься предпринимательской деятельностью, а также оказывает помощь в обучении, маркетинге, управлении в обмен на финансовую компенсацию от франчайзиата.

В Российской Федерации действие франчайзинга регламентирует Гражданский кодекс РФ (гл. 54 «Договор коммерческой концессии»). Сущность франчайзинга заключена в том, что фирма (франчайзер), имеющая высокий имидж на рынке, передает на определенных условиях неизвестной потребителям фирме (франчайзиату) право, т.е. франчайз — лицензию на деятельность по своей технологии и под своим товарным знаком и получает за это определенную компенсацию (доход). Франчайзер — это лицензиар франчайза, т.е. правообладатель. Франчайзиат — это лицензиат франчайза, т.е. пользователь.

Основной принцип франчайзинга состоит в сочетании ноу-хау франчайзера с капиталом франчайзиата. Франчайзиат выполняет две функции: поставка капитала для создания торгового предприятия и руководство собственным торговым предприятием.

Франчайзер (правообладатель) несет субсидиарную (дополнительную) ответственность по предъявляемым к франчайзиату (пользователю) требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) франчайзиатом по договору франчайзинга (коммерческой концессии). Франчайзиат по окончании срока договора имеет право на заключение договора на новый срок на тех же условиях. Франчайзер имеет право отказать в заключении договора на новый срок при условии, что в течение трех лет со дня истечения срока данного договора он не будет заключать аналогичный договор с другими лицами и соглашаться на заключение аналогичных договоров коммерческой субконцессии, действие которых будет распространяться на ту же территорию, на которой действовал прекратившийся договор.

Существует два типа франчайзинга — товарный и бизнес-формат.

Товарный франчайзинг связан с продажей товарных групп франчайзера франчайзиату, платежами, взыскиваемыми с франчайзиата и условиями платежей. В отдельных случаях он имеет отношение к оплате гарантийных услуг и возмещению расходов на совместную рекламу. При товарном франчайзинге франчайзер по договору франчайза уступает франчайзиату право продажи товаров (услуг) на строго определенном рынке или определенной территории, а франчайзиат, в свою очередь, обязуется закупать товары исключительно у франчайзера.

Бизнес-формат франчайзинга заключается в предоставлении франчайзиату со стороны франчайзера целого пакета услуг: обучение бизнес-процессам, передача производства, ноу-хау, накопленного опыта, товарных знаков, фирменных названий, знаков обслуживания и др. При этом типе франчайзинга взимается начальный гонорар за предоставление франчайза. Это могут быть разовая плата и плата по частям за франчайз, обучение, другие услуги.

3.3

 

Толлинг или толлинговые операции, — это специфическая схема внешнеэкономических связей, оформляемая в форме контракта на услуги по обработке иностранного давальческого сырья, ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации для дальнейшей переработки его российскими предприятиями в готовую продукцию, вывозимую за пределы России.

Другими словами, толлинг — это способ организации производства, основанный на разделении товарно-сырьевых поставок и переработке давальческого сырья, и связанных с ним денежных потоков (потоков валюты), позволяющий существенным образом экономить собственные оборотные средства и минимизировать налоговые платежи. Давальческое сырье представляет собой материалы, продукцию, передаваемую их владельцам без оплаты другим организациям для переработки (доработки), включая розлив.

Толлинг имеет две формы: внешнюю и внутреннюю.

При внешнем толлинге нерезидент приобретает сырье за границей для передачи его в переработку российским хозяйствующим субъектам.

Внутренний толлинг означает, что нерезидент приобретает сырье на территории России, отдает его в переработку российским хозяйствующим субъектам, затем оплачивает обработку сырья в валюте и оформляет продукцию на экспорт. Валютный контроль со стороны банка может быть установлен только за переработкой сырья и экспортом готовой продукции. Процесс же покупки сырья нерезидентом есть процесс неконтролируемый, поэтому некоторые экономисты считают операции внутреннего толлинга не совсем законными.

Толлинг часто приводит к разделению производственных программ между фирмами, созданию совместных производств и научных коллективов. Толлинг появился в Российской Федерации в 1993 г., когда иностранные заказчики начали перерабатывать в России свое (давальческое) сырье и получать при вывозе алюминия из России всевозможные льготы, в том числе освобождение от налога на добавленную стоимость, пошлин и др. Договор толлинга согласно п. 1 ст. 8. Гражданского кодекса РФ является основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей. По своей правовой природе этот уговор относится к смешанным договорам и содержит в ряде случаев и мены.

Эффективность реализации толлинговых проектов требует правильной организации не только товарных, но и финансовых потоков, включая различные виды расчетов, взаимозачеты, создание вексельных центров и прочей финансовой инфраструктуры.

 

3.4

 

Фронтироваиие рынка, или фронтинг — это операция по захвату финансового рынка другого хозяйствующего субъекта или зарубежного рынка. Фронтирование рынка связано с решением целого комплекса аналитических и организационных задач. Начальным моментом фронтирования рынка являются разработка и реализация стратегии финансового маркетинга. Данная стратегия включает в себя пять концепций: сегментация финансового рынка, выбор целевого рынка, выбор метода выхода на рынок, выбор маркетинговых средств, выбор времени выхода на рынок.

Захват финансового рынка начинается с экспортного маркетингового исследования финансового рынка, задачей которого является изучение возможностей реализации своих новых продуктов на зарубежных финансовых рынках. Экспортное маркетинговое исследование в области финансовых инноваций означает нахождение потенциальных инвесторов-покупателей за границей. Оно включает в себя следующие этапы:

1) изучение всех доступных внешних финансовых рынков с целью выбора более перспективных;

2) обоснование выхода на финансовый рынок конкретной страны или группы стран, например на западноевропейский, южноамериканский, азиатский рынки и т.п.,

3) составление программы маркетинга при реализации своей финансовой инновации на зарубежном рынке. Эта программа включает в себя изучение рыночного потенциала, исследование позиций конкурентов, сбор и изучение информации об инвесторах-покупателях и т.п. Рыночный потенциал означает емкость рынка, т.е. количество продукта или операции (технологии), которое можно продать за год на рынке при действующих ценах (курсах, процентных ставках). Позиция конкурентов характеризуется многими факторами: местом на рынке, имиджем, конкурентоспособностью продукта, финансовым состоянием и платежеспособностью и т.п.;

4) выбор метода выхода на рынок;

5) выбор времени выхода на рынок.

В настоящее время фронтирование широко применяется на международном страховом рынке и на рынке международных банковских услуг. На международном страховом рынке фронтирование означает операцию, в процессе которой страховая компания оформляет страховой полис, но риск (весь или часть его) передает другому страховщику, который не фигурирует в договоре. Другими словами, фронтирование страхового рынка — это принятие на страхование рисков с целью передачи их полностью или частично другим страховым компаниям, часто по просьбе последних, за соответствующее вознаграждение.

Фронтирование международных банковских услуг осуществляется путем проведения операций своп.

 





Читайте также:





Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)