МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РФ
РОСМОФЛОТ НОВОРОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОРСКАЯ АКАДЕМИЯ Факультет Судовождения и Радиоэлектроники К а ф е д р а “Теория и устройство судна” МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ По выполнению курсового проекта “РАСЧЕТ ПОСАДКИ, ОСТОЙЧИВОСТИ И ОБЩЕЙ ПРОЧНОСТИ СУДНА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ”. Ч а с т ь I V Управляемость судна. Разработал: Доцент, к т н., Самохвалов А.В. Утверждено На заседании кафедры ТУС Г. Пр.№ 1 Новороссийск- 2000 УПРАВЛЯЕМОСТЬ Цель расчета. В курсовом проекте необходимо рассчитать диаметр установившейся циркуляции До, приближенно по До рассчитать остальные параметры циркуляции: прямое смещение, обратное смещение, выдвиг, тактический диаметр циркуляции. Необходимо рассчитать угол крена на установившейся циркуляции и скорость судна на циркуляции.
Общие сведения об управляемости судна. Управляемостьюназывается способность судна удерживать заданное направление движения или изменять его пожеланию судоводителя. Управляемость характеризуется двумя качествами: поворотливостью - способностью судна менять направление движения по желанию судоводителя; устойчивостью на курсе - способностью судна сохранять заданное ему направление движения. Рыскливостью называется неустойчивость судна на курсе. Изменение направления движения судна и удержание его на курсе осуществляется с помощью рулевого устройства. Для хорошей управляемости судна необходимо найти оптимальное соотношение между показателями устойчивости на курсе и поворотливостью, так как эти два качества противоречат друг другу: улучшение устойчивости на курсе приводит к ухудшению поворотливости и наоборот. Для решения этой задачи проводятся модельные испытания в бассейнах и аэродинамических трубах, натурные испытания судов. Так как управляемость является одним из основных мореходных качеств, обеспечивающих безопасность плавания судна, к которым предъявляются повышенные требования по управляемости, снабжаются средствами активного управления - подруливающими устройствами, активными рулями, поворотными насадками, движительно-рулевыми колонками.
Циркуляция. Судно движется под воздействием упора Р, создаваемого гребным винтом или другим движителем. При повороте (перекладке) руля нарушается симметрия обтекания корпуса судна и возникает давление набегающего потока , создающее силуR на пере руля( рис.1.1.) . Составляющие этой силы Rx и Rу действуют вдоль и поперек судна. Если в центре тяжести судна условно приложить две взаимно исключающие друг друга силы Rу, то получим систему сил, действующих на судно при перекладке руля. ![]()
Видно, что на судно, кроме упора Р, уменьшенного на величину Rx ,действует момент М=Rx, X, поворачивающий судно, сила Rу, смещающая судно перпендикулярно диаметральной плоскости и момент m=RxУ, доворачивающий судно в направлении разворота. Этот момент возникает из-за смещения точки приложения силыРх от ДП. Чем больше угол перекладки руля , тем больше будет сила R и, следовательно, силы, поворачивающие судно. После перекладки руля судно начинает описывать сложную кривую, которая называется циркуляцией. (рис.1.2). Время совершения циркуляции делится на три периода: 1. Маневренный; 2. Эволюционный; 3. Период установившейся циркуляции.
Маневренный периодсоответствует времени перекладки руля. На пере руля возникает постепенно возрастающая гидродинамическая сила Rу, смещающая судно в сторону левого борта и поворачивающая его по часовой стрелке. Эволюционный периодначинается после окончания перекладки руля. Дрейф судна в левую сторону прекращается, скорость судна продолжает уменьшаться. Период установившейся циркуляциинаступает когда угол дрейфа перестает расти и наступает равновесие всех сил и моментов, действующих на корпус судна. Элементы движения судна принимают установившийся характер.
К геометрическим характеристикам циркуляции относятся: Выдвиг Iв - расстояние между положениями центра тяжести судна в момент начала перекладки руля и его положением после поворота на 900 ,измеренное по направлению движения судна. Прямое смещение Iп- расстояние между положением центра тяжести судна с начала перекладки руля и положением его после поворота судна на 900, измеренное по направлению нормали к направлению движения судна. Обратное смещение Iо - наибольшее расстояние, на которое смещается центр тяжести судна в сторону, обратную циркуляции. Тактический диаметр циркуляции Дт- расстояние между диаметральной плоскостью перед выходом на циркуляцию и положением её после поворота судна на 1800. Диаметр установившейся циркуляции До - диаметр окружности, являющейся траекторией движения центра тяжести судна в период установившейся циркуляции. Угол дрейфа b-угол между диаметральной плоскостью судна и вектором окружной скорости его центра тяжести. Для морских транспортных судов при перекладке руля на 30-350 параметры циркуляции лежат в следующих переделах: Iв = (0.6 - 1.2) До; Дт= (0.9 - 1.2)До; Iп= (0.5 - 0.6)До; До =( 4 - 6) L; Ij = (0 - 0.1 ) До; b = 7 - 150.
Основным показателем поворотливости является диаметр установившейся циркуляции. Чем он меньше, тем лучше поворотливость. Диаметр циркуляции может быть уменьшен увеличением площади пера руля и угла его перекладки, применением средств активного управления.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Читайте также: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ![]() ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (678)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |