Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Законом-ти и пр-пы обуч-ия



2015-11-07 515 Обсуждений (0)
Законом-ти и пр-пы обуч-ия 0.00 из 5.00 0 оценок




Пед. процесс имеет свои закономерности. Закономерностью называется объективно существующая устойчивая повторяющаяся необходимая и существенная связь между явлениями и процессами, характеризующая их развитие. В педагогике выделяются закономерности, обусловленные внешними связями и обусловленные внутренними связями. Закономерности, обусловленные внешними связями:1)пп, его цель, содержание, формы и методы обусловлены соц. экономическими потребностями общества, его политикой и идеологией.2) Задачи, содержание, формы и методы пед. процесса зависят не только от потребностей, но и от возможности общества, от условий протекания пед. процесса.Закономерности, обусловленные внешними связями, объективны. Закономерности, обусловленные внутренними связями:1)закономерная связь воспитания, обучения и развития2) единство преподавания и учения, воспитания и самовоспитания3) определяющая роль деят-ти и общения в пед. процессе4) закономерное соответствие содержания, форм и методов пед. процесса возрастным особенностям и возможностям воспитанника5) закономерная взаимосвязь коллектива и личности в пед. Процессе закономерность пед. процесса находит свое конкретное выражение в принципах. Принцип (лат. - основа, первоначало) — это руководящая идея, правило, требование, положенное в основу организации деят-ти. Принцип указывает направление деят-ти и служит основой конструирования пед. процесса. Традиционно принципы обучения и принципы воспитания рассматриваются отдельно, однако, в контексте целостности пед. процесса существует другая классификация принципов, включающая в себя:1 группа: принципы организации пед. процесса.принцип гуманистической направленности принцип связи с жизнью и производственной практикой принцип научности принцип соединения с трудом на общую пользу принцип ориентированности на формирование в единстве знаний и умений, сознания поведения принцип пед. воздействия в коллективе принцип наглядности принцип системности и последовательности принцип эстетизации детской жизни 2 группа: принципы руководства деят-тью воспитанников. сочетание пед. руководства с самоуправлением, развитием инициативы и самостоятельности воспитанников сочетание уважения к личности ребенка и разумной требовательности к нему принцип опоры на положительное в человек принцип согласованности требований школы, семьи и общественности принцип доступности и посильностиь принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей принцип прочности и действенности результатов. В основу отбора содержания образования по системе Л.В. Занкова положены новые дидактические принципы:- обучение на высоком уровне трудности;- ведущая роль теоретических знаний;- в изучении программного материала идти вперёд быстрым темпом;- осознание школьниками процесса учения;- систематическая работа над развитием учащихся, в том числе и наиболее сильных, и наиболее слабых. Технология развивающего обучения Эльконина -- Давыдова принципиально отличается от других тем, что акцент в ней делается на развитии теоретического мышления школьников. В основе развивающего обучения школьников, по мнению Давыдова и Эльконина, лежит теория формирования учебной деятельности и её субъекта в процессе усвоения теоретических знаний посредством выполнения анализа, планирования и рефлексии. В этой теории речь идёт не об усвоении человеком знаний и умений вообще, а именно об усвоении, происходящем в форме специфической учебной деятельности. Из всей дидактики выделены ведущие дидактические принципы: научности, прочности знаний, проблемности. Взаимосвязь этих принципов обусловлена применением при изучении разных предметов .

 

5. Воспитание – целенаправленное и систематическое руководство, которое тесно связано с процессом развития человека.

Воспитание в узком смысле представляет собой специально организованную деятельность педагогов и учеников с целью осуществления целей образования в условиях педагогического процесса. На него влияют различные факторы, 1) наследственность и состояние здоровья человека;2) социальный и профессиональный статус семьи, который оказывает влияние на окружение ребенка;3) обстоятельства биографии;4) специфика строя страны и исторической эпохи. Ко второй группе относятся:1) особенности психики, мировоззрение, цен-ностно-мотивационная сфера личности, направленность, внутренние потребности как воспитателя, так и воспитуемого;2) порядок взаимоотношений с социумом;3) организованные воспитательные воздействия на человека со стороны некоторых людей, групп и общества в целом.

Целью воспитания являются ожидаемые трансформации в структурах психики воспитуемо-го Процесс обучения тесно взаимосвязан с процессом воспитания. Поскольку воспитание обусловливает процесс правильного развития личности, Процесс воспитания выступает в роли многогранного взаимодействия детей как активных субъектов деятельности с общественной средой и взрослыми людьми. Этот процесс в общем представляет собой процесс социализации.Выделяют составные компоненты воспитания.1. Ребенок как объект и субъект воспитания..2. Взрослый (взрослые) как объекты и субъекты. Они оказывают воспитательное воздействие на детей и сами подвергаются воспитательному процессу в результате жизненных ситуаций и социума..3. Коллектив. Оказывает влияние на ребенка, развивая у него навыки социального взаимодействия,.4. Социальная среда..Воспитательный процесс представляет собой всех его участников Чтобы лучше понять сущность воспитания, следует назвать его специфические черты.1. Целенаправленность. Педагог должен ясно видеть цель воспитательной работы с конкретным классом, конкретной личностью. Без цели воспитание невозможно, но в то же время воспитательные цели скрыты от ребенка, они существуют в сознании педагога.2. Двусторонность. С одной стороны в воспитании участвуют педагоги, с другой и сами воспитанники сознательно участвуют во взаимодействии с педагогом, т.о. воспитательные отношения носят субъектно-субъектный характер, т.е. ребенок является не только объектом, на который направлено воспитательное воздействие педагога, но и субъектом, активно участвующим в воспитательном процессе.3. Многофакторность. По своей природе воспитательный процесс носит многофакторный характер. Это значит, что становление личности происходит под влиянием школы, семьи, общественности, внешкольных учреждений, дружеской компании и т.д. По словам А.С. Макаренко, воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего – родители и педагоги.4. Продолжительность. Воспитание – это длительный, долговременный, непрерывный и малозаметный процесс. Воспитание начинается с самого рождения и продолжается всю жизнь. По сравнению с воспитанием, обучение, например, четко регламентировано временными рамками (урок, тема, четверть, год), в обучении при желании педагог может быстро устранить пробел в знаниях учеников. Воспитание же требует длительной и постоянной работы. Могут быть различные по продолжительности акты воспитательного воздействия – длительные и мгновенные (Макаренко – метод взрыва). В ходе воспитания личность выбирает отказ от каких либо качеств или формирует новые качества, что требует времени и усилий.5. Устремленность в будущее. Процесс воспитания устремлен в будущее, т.е. характерна отдаленность результатов: воспитываем сейчас, а результат проявится спустя длительное время.6. Комплексность. Воспитание – процесс комплексный. Невозможно воспитывать ребенка по частям, следует осуществлять выход на целостную личность, стремиться к разностороннему воспитанию.7. Ступенчатый характер процесса воспитания. При всей перманентности воспитательного процесса следует обращать внимание на возрастные и личностные изменения воспитанников, наблюдать их в развитии и изменении.8. Неодинаковость результатов воспитания детей, что обуславливается индивидуальностью, своеобразием личностей.Движущими силами воспитания с точки зрения методологии являются противоречия. Они могут быть внутренними и внешними.Внутренние:1. Противоречие между возрастающими социально значимыми задачами, которые надо решить воспитаннику и теми возможностями, которые ограничивают его поступки и действия в решении этих задач (надо и могу). 2. Между внешними требованиями к ребенку и внутренними побуждениями, мотивами, стремлениями (надо и хочу).3. Между уровнем притязаний ребенка и уровнем возможностей (хочу и могу).4. Между мотивами – борьба мотивов (хочу и хочу).Внешние (часто оказывают отрицательное влияние на воспитание):1. Несоответствие воспитательных влияний школы и среды;2. Несоответствие воспитательных влияний субъектов воспитания.В результате разрешения создаваемых противоречий личность поднимается на новый уровень развития.Логика воспитательного процесса определяется его структурой и предполагает при его организации (на любом завершенном временном отрезке и в любой конкретной ситуации) следующие этапы:1. Выдвижение педагогических задач (воспитательных и организационно-практических);2. Отбор содержания и средств, форм, методов, приемов);3. Реализация содержания и средств (организаторская деятельность по решению педагогических задач);4. Анализ и оценка результатов.

При пропуске одного из этапов, воспитательная работа теряет смысл. Не выдвигая задач нельзя судить о результатах, а не анализируя проведенную работу и ее результаты невозможно поставить задачи для будущей деятельности.

Логика выполнения конкретных действий, т.е. их логическая последовательность, как правило субъективна и зависит от выбранной тактики. Если же «тактическая логика» вступает в противоречие с объективной логикой воспитательного процесса, она дает сбой, разрушает общий метод организации. С т.з. логики нецелесообразны педагогические действия, которые не ведут к достижению воспитательной цели и решению стратегических педагогических задач. Случайно выбранная форма, случайное средство, необдуманный метод могут разрушить общую логику воспитательного процесса. Воспитательный процесс должен быть последовательным. Это значит не только сам порядок действий, но и логически последовательную позицию педагога в использовании средств, методов и приемов. Например, случайная отмена установившейся традиции анализа проведенного дела не только разрушает логику внешней организации жизни детского коллектива, но и в сознании воспитанников появляется сомнение в обязательности анализировать свою деятельность

Итак, общая логика воспитательного процесса носит объективный характер и на практике ею следует руководствоваться как законом, а нарушение закона чревато последствиями.Система – это совокупность определенным образом связанных элементов, образующих единое целое.Воспитательная система – внутренне интегрированное единство воздействия всех воспитательных средств, действий, факторов, организационных форм, принятых в данном учреждении для реализации педагогических целей.Воспитание как система представляет собой единство следующих компонентов:– целевой;– мотивационный;– содержательный;– операционно-деятельностный;– результативный.Интеграционное единство системы достигается через осуществление двух взаимосвязанных деятельностей – деятельности педагога-воспитателя и деятельности воспитанника.

6. Педагогические идеи и деятельность Макаренко А.С. (1888 - 1939). А.С. Макарен­ко организовал колонию для несовершеннолетних правонарушителей, создал образцовое воспитательное уч­реждение - “Трудовую колонию имени А. М. Горького”. С июня 1927 года Макаренко участвовал в организации детской трудовой коммуны имени Ф.Э. Дзержинского. Была напечатана “Педагогическая поэма”, “Книга для родителей”, “Флаги на башнях”. Макаренко подверг острой критике буржуазную и мелкобуржуазную педагогику. Следование мелкобуржуазной теории “свободного воспита­ния” развивает у детей эгоизм, лень, барство, избалованность и расхлябанность, но необходимо “чувство меры в любви и строгости, в ласке и суровости”. В отношении к детям нужна “требовательная любовь”: чем больше уважения к человеку, тем больше требований к нему. Мака­ренко был сторонником систематического преподавания учебных предметов. Под коллективом Макаренко понимал не случайное скопление людей, а объединение их для достижения общих целей в общем труде. Он подчеркивал, что коллектив - часть советского общества: “через коллектив каждый его член входит в общество”. Макаренко считал, что воздействовать на отдельную личность можно, действуя на коллектив, членом которого является эта личность.Необходимым фактором воспитания в педагогической системе Макаренко является труд. На первом месте - проблема воспитания и развития личности. он одним из первых сумел разглядеть рождение педагогических технологий и сформулировал основные постулаты технологической педагогической логики.Вот эти принципиальные положения:- ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленных целей;- никакое педагогическое средство не может быть объявлено раз и навсегда полезным либо вредным; отдельное средство может быть и положительным, и отрицательным; решающим является действие всей системы средств;- никакая система воспитательных средств не может быть установлена раз и навсегда: она изменяется и совершенствуется в точном соответствии с развитием ребенка и поступательным движением общества;всякое средство должно быть педагогически целесообразным, что проверяется опытным путем.В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов. Трудовая деятельность воспитанников занимала большое место в руководимых Макаренко учреждениях; она непрестанно раз­вивалась и совершенствовалась. Макаренко тесно связывает вопрос о дисциплине с воспитанием воли мужества, твердого характера. Дисциплина - это лицо коллектива. В отношении прочих наказаний Макаренко требовал, чтобы они были продуманными, не назначались сгоряча и бессистемно, про­буждали бы в наказанном сознание справедливости наказания и переживание собственной вины, чтобы коллектив признавал спра­ведливость этих наказаний.Главнейшим условием семейного воспитания Макаренко счи­тал наличие полной семьи, крепкого коллектива, где отец и мать живут дружно между собой и с детьми, где царствуют любовь и взаимное уважение, где имеет место четкий режим и трудовая дея­тельность.

 

 

7. Педагогика – наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.

В период Античности -спартанской и афинской систем воспитания в Древней Греции. древнегреческие философы, как Платон, Демокрит, Сократ, Аристотель, Гераклит, а также Сенека, Авиценна, Конфуций. Демокрит считал, что воспитание имеет большее значение, чем природные качества. Сократ в самопознании видел путь проявления способностей человека. Аристотель считал, что большего уважения заслуживают учителя, нежели родители.В период Средних веков господствовала система религиозного образования. Возникли первые университеты на основе школ.В эпоху Возрождения идеалы образования и воспитания сформулировали Эразм Роттердамский, Т. Мор, Ж. Ж. Руссо. Зародились основы педагогики и дидактики. Ян Амос Комен-ский, родоначальник педагогики, сформулировал принципы классно-урочной системы обучения. В этот период произошло становление классического образования.В период с XVII по XVII вв. педагогические идеи отражались в трудах И. Песталоцци, И. Гербарта, Ф. Фребеля, А. Дистервега. И. Песталоцци разработал метод элементарного образования. Ф. Фребель определял воспитание в развитии творческих способностей человека. И.Ф. Герберт впервые предложил идею развивающего воспитания, способы нравственного воспитания.Следует обратить внимание на таких ученых, как И. Г. Фихте, который рассматривал образование в аспекте культуры. Г. Гегель сопоставлял историю цивилизации и развитие воспитания. Г. Спенсер считал более важным естественно-научное образование. Активно проводят исследования Ю. К. Ба-банский, Б. С. Гершунский, М. А. Данилов, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, М. Н. Скат-кин, и на этой базе формируются новые принципы педагогики.«Педагогика»». Это искусство воспитания.Предметом педагогики является процесс воспитания и обучения человека, который называется педагогическим. Только после выделения воспитания и обучения в особую функцию общества и стало зарождаться педагогическое знание. Педагогика как наука объединяет в себе знания, лежащие в основе анализа, описания, организации и прогнозирования различных путей педагогического процесса и педагогических систем для развития человека и подготовки его к общественной жизни. Педагогика изучает сущность и закономерности, тенденции и перспективы развития обучения.К задачам педагогики можно отнести исследование логики учебно-воспитательного процесса; разработку новых форм, методов и средств обучения; совершенствование учебного процесса.воспитание имеет огромное значение для процесса обучения, они взаимосвязаны. функции воспитания как общественно-исторического процесса: это передача накопленных знаний, нравственных ценностей и социального опыта, а также развитие обучаемых.Говоря о связи педагогики с другими науками, необходимо выделить методологическую основу педагогики – философию. Философия дает представления о социальной природе человека и процессах становления гармонично развитой личности. Также близкими к педагогике науками можно назвать психологию, физиологию, социальную педагогику, педиатрию, этику, социологию и некоторые другие. Дело в том, что методология этих наук и их принципы связаны с педагогикой, взаимно дополняют друг друга.В психологии методологической базой для педагогики являются такие понятия и категории, как личность и развитие, психика и психические процессы, чувства, деятельность, общение и др. Все они являются основой для преобразующей деятельности педагогики.Основные категории физиологии (высшая нервная деятельность, индивидуально-личностные физиологические различия, темперамент, наследственные основы поведения) дают основу для педагогической деятельности. Система обучения обязана учитывать физиологические особенности человека, иначе в педагогическом процессе будут неизбежны ошибки, которые чреваты различными проблемами со здоровьем у школьников.Понятия этики помогают в решении вопросов о нравственном аспекте в воспитании и обучении.Социология и социальная педагогика оперируют такими понятиями, как социум, формы общественного сознания, социализация. Говоря о социализации, нужно отметить, что она является важным фактором в процессе становления личности.три фундаментальные категории (основные понятия педагогики) — «воспитание», «обучение», «образование».В современной науке под «воспитанием» как общественным явлением понимают передачу исторического и культурного опыта от поколения к поколению. При этом воспитатель:1) передает опыт, накопленный человечеством;2) вводит в мир культуры;3) стимулирует к самовоспитанию;4) помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сложившегося положения.В свою очередь воспитанник:1) овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры;2) работает над собой;3) обучается способам общения и манерам поведения.В результате воспитанник изменяет свое понимание мира и отношение к людям и самому себе.Как показывает практика, воспитание диалектически взаимосвязано с обучением. Оно способствует развитию и утверждению основных качеств личности, проявляющихся в поступках. Эти качества характеризуют не только мировоззрение человека, но и социальные, нравственные позиции; индивидуальные устремления.Накопление и передача опыта культуры и цивилизации во взаимосвязи с ростом научного знания стали не только неотъемлемой функцией общества, но и условием его развития. В настоящее время образование и воспитание рассматриваются как основные факторы формирования общества и государства, науки и культуры.Задача воспитания всегда выражает историческую потребность общества в подготовке поколения, способного реализовывать определенные общественные функции и социальные роли. То есть системы, обусловливающие характер и задачи воспитания, соответствуют сложившимся этнонациональным традициям, особенностям общественно-исторической формации, определенной ценностной иерархии, а также политической и идеологической доктрине государства. В мировой практике известны такие системы воспитания, как «спартанская», «система рыцарского воспитания», «домострой», «воспитание джентльмена», «система коллективных творческих дел».Вторая категория — «обучение» — понимается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика. «образование» — понимается как:1) ценность развивающегося человека и общества;2) процесс обучения и воспитания человека;3) как результат последнего;4) как система.Вся совокупность образовательных (или учебных и воспитательных) учреждений выстраивается в систему в рамках конкретного города, региона, страны самообразование человека. Воспитание как говорилось выше это целенаправленный и организованный процесс формирования личности. Воспитание - двигатель общественного развития.Самовоспитание - сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности.Формирование личности человека - это процесс её становления под влиянием многочисленных факторов, природных и общественных, внешних и внутренних, действующих стихийно и согласно определённым правилам, с применением определённых средств.Социализация -процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного “Я” проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Педагогическая деятельность – это деятельность, которая обеспечивает отношения, возникающие между людьми при передаче духовно-практического опыта от поколения к поколению. Педагогическая деятельность состоит из двух видов: научной и практической.педагогическая система или дидактическая система (ПС, ДС). ПС — это «совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенап­равленного... педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами» (В.П. Беспалько, 1989). Образова́ние — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).[1]Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.

 

 

8 Дидактическая концепция характеризуется внутренней целостностью структур, образованных единством целей, организационных принципов, содержания, форм и методов обучения. В российской педагогике существует ряд концепций развивающего обучения, относящихся к современным.Основу системы обучения по Л.В. Занкову составляют следующие взаимосвязанные принципы:· обучение на высоком уровне трудности;· быстрый темп в изучении программного материала;· ведущая роль теоретических знаний;· осознание школьниками процесса учения;· целенаправленная и систематическая работа по развитию всех учащихся, включая и наиболее слабых.попытки ее внедрения в массовой школьной практике не дали ожидаемых результатов, так как учителя оказались неспособными обеспечить новые программы соответствующими технологиями обучения.в конце 1980-х - начале 1990-х гг. на личностно-развивающее обучение привела к возрождению этой концепции.концепция содержательного обучения. В 1960-е гг. был создан научный коллектив под руководством психологов В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина, который пытался установить роль и значение младшего школьного возраста в психическом развитии человека. Было выявлено, что в современных условиях в этом возрасте можно решать специфические образовательные задачи при условии развития у учащихся абстрактно-теоретического мышления и произвольного управления поведением.обучение должно быть направлено на создание необходимых зон ближайшего развития, которые превращались бы со временем в психические новообразования.Такое обучение ориентировано не только на ознакомление с фактами, но и на познание отношений между ними, установление причинно-следственных связей, на превращение отношений в объект изучения. Исходя из этого, В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин свою концепцию развивающего обучения связывают, прежде всего, с содержанием учебных предметов и логикой (способами) его развертывания в учебном процессе.В основе развивающего обучения школьников, по мнению В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина, лежит теория формирования учебной деятельности и ее субъекта в процессе усвоения теоретических знаний посредством выполнения анализа, планирования и рефлексии. В этой теории речь идет не об усвоении человеком знаний и умений вообще, а именно об усвоении, происходящем в форме специфической учебной деятельности. недостаточно реализуется в массовой образовательной практике.2. Концепция проблемного обученияКонцепция проблемного обучения связана с интенсификацией традиционного обучения, что предполагает поиск резервов умственного развития учащихся и, прежде всего, - творческого мышления, М.И. Махмутов, В. .Суть проблемного обучения заключается в создании (организации) перед учащимися проблемных ситуаций, осознании, принятии и решении этих ситуаций в процессе совместной деятельности учащихся и учителя при максимальной самостоятельности первых и под общим руководством последнего, направляющего деятельность учащихся.Эвристическое обучение - обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания (А.В.Хуторской).
Эвристическое обучение для ученика – непрерывное открытие нового (эвристика - от греч. heurisko - отыскиваю, нахожу, открываюСущность модульного обучения заключается в предоставлении обучаемым (слушателям) возможности самостоятельно работать с предложенной им индивидуальной учебной программой, которая включает в себя план действий, блок информации, методическое руководство по достижению целей обучения. В этом случае функции педагога сводятся к контролю, консультированию, координации действий по овладению информациейСовременное общество называют информационным, так как информация образует важнейший элемент его жизнедеятельности. Информатизация, как процесс перехода к информационному обществу, коснулась всех сфер человеческой жизни. Новые информационные технологии открывают следующую страницу в развитии науки и жизни научного общества в целом. Электронная почта, компьютерные конференции обеспечивают возможность тесного контакта ученых, интенсивного обсуждения интересующих проблем. Информатизация научных исследований - это реализация комплекса мер, направленных не обеспечение полного и своевременного получения достоверных знаний об объектах исследований.Термин «дифференциация образования» обозначает разделение учебных планов и программ в специализированных школах, классах или в старших классах средней школы, осуществимое на факультативахПринцип дифференцированного образовательного процесса как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся и подтверждает сущность и цели общего среднего образования.[16]

9. Воспитательная система современной школы. Авторские воспитательные системы.Концепция вос-ной системы школы является результатом теоретической подготовки и праклической деятельности коллектива учителей школы и имеет целью обозначить основные ценности, цели, направления вос-ной деятельности в школе, принципы пед-кого взаимодействия. структуру и порядок управления системой. Восп-ная система это целостный социальный , организм, функционирующий при условий взаимосвязи основных компонентов воспитания (субъекты, цели, создание и способы деятельности) и обладающий ннтегративиыми характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат (Л И Новикова) Восп-ная система является единством не только общего и особенного, но и единичного - того специфического, что свойственно конкретному учреждению с данным составом педагогов и школьников, окружающей средой. Восп-ная система школы имеет сложную структуру. Ее компоненты цели, выраженные в исходной концепции, деятельность, обеспечивающая ее реализацию, субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий; рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъектов в некую обшность; В.А. Караковский) Восп-ная система - это система, которая охватывает весь педагогический процесс, интегрирует учебную и внеурочную деятельность учащихся, деятельность и обшение за пределами школы с учетом влияния социальной и природной среды, средств массовой информации. Концепция воспитательной системы СОШ основывается на претворении в жизнь трех групп ценностей, которые определены в концепции развития школы. I гр "общечеловеческие ценности" (Человек, как личность. Семья, Родина. Россия. Родной язык. Земля, Природа. Знания. Вера. Милосердие. Память) Центральное место в восп-ной системе школы занимает формирование экологического сознания ответственного отношения к природе, к себе, как составной части природы к окр. миру к живымсуществам Эти ценности могут быть присвоены школьниками, если будут правильно воплощены следующие идеи: идея согласования ценностей поколений, приобретения навыков осознанного выбора и понимание личной ответственности, идея оптимально организованной деятельности школьников. Лучший воспитатель- это opганизованная деятельность. Ребенок не должен только созерцать и слушать, он должен действовать и приобретать опыт. II гр ценности, отражающие культурно-историческую память. Объединение идеи национального самосознания, исторического наследия страны, особую ценность приобретает культурно-историческая память поколений идея сохранения и развития традиций, это: организация поисковой деятельности через школьный музей, историческое и литературное краеведение сохранение истории школы традиций. III гр ценностей - личностные ценности. Идеи не мот быть осуществлены, если не будут учтены потребности ребенка. Потребности лежат в основе интересов, а интерес является ступенькой к саморазвитию. Поднимаясь по ступеням Самопознания. Самообразования. Самовоспитания, ребенок достигает цели восп-ное воздействие на ученика осуществляется посредством создания взаимодействующих и взаимопроникающих сред: развивающей, адаптивной, оздоровляющей и организующей. Среда, это комплекс элементов учебно-воспитательного процесса (классы, клубы. органы самоуправления Восп-ная работа строится на следующих принципах: -принцип уважения индивидуальности личности (если подавлять индивидуальность, то личность не раскроется, ее склонности и способности не разовьются)- принцип коллективной деятельности (личность согласовывается с другими,индивидуальностъ в правильно организованной коллективной деятельности расцветает)-приншш разумной требовательности (что не противоречит закону, правилам школьного распорядка, не вредит здоровью, не унижает достоинство других)-принцип дналога(уравнивание позиций педагога и школьника, помогает достичь доверительных отношений Ребенок инстинктивно находит оптимальные пути решения проблем)- принцип педагогической поддержки (ребенок не должен чувствовать себя нелюбимым, даже если он плохо учится) -принцип стимулмровання самовоспитания (школьник должен знать себя, научиться критически рассматривать свой поступки, воспитывать в себе чувство ответственности)-принцип связи с реальной жизнью (Дела проводимые в школе, должны соприкасаться с реальными делами поселка)- принцип согласования (действия педагогов должны быть согласованы между собой.) целями восп-ой системы являются:фор-е базовой культуры личности и обеспечение каждому ребенку условий для духовного, интеллектуального и физического развития, его творческих и образовательных потребностей, фор-е социально активной личности, способной к принятию самостоятельных решений В самом общем виде в процессе создания и развития системы должен решаться ряд задач. Во-первых, это формирование у детей целостной картины мира - целостной и научно обоснованной Дети узнают об окр мире в семье, в детском саду. в школе, на улице, из радиопередач. В итоге у них формируегся картина окр мира, но как правило, мозаичная. Задача школы- дать возможность почувствовать целостную картину мира На решение задачи направлены и учебный процесс, и внеклассная работа. 2з фор-ие гражданского самосознания, ответственного за судьбу Родины. 3 задача - приобщение детей к общечеловеческим ценностям, 4з фор-ие уподрастающего человека креативности, "творческости" как черты личности, 5з фор-не самосознания, осознания собственного "Я"помошь ребенку в самореализации.Существует множество путей развития восп-ной системы Связь "школа - общество" отнюдь не однозначна к счастью, далеко не все происходящее в школе определяется происходящим в обществе Особенно это ощущается сегодня в нашем обществе. с которым восп-ная система тысячью нитей связана через каждого воспитуемого она воспроизводит общественные идеи, предрассудки, оценки, способы поведения, она peaгирует на вмешательства (положительные или отрицательные) вышестоящих органов, на стихийные влияния улицы, педагоги руководствуются в своей работе теми или иными, порой весьма различными, педагогическими теориями Педагоги школы Брюховецкого усвоили идей Макаренко, но отвергли сталинскую идею «личности-винтика» приняли нравственное содержание послевоенного восстановления, коллективного труда, но не приняли принудительности, отчужденности от личности результатов труда. Всегда существовали школы «вопреки», чьи воспитательные системы строились на идеях, нередко входящих в противоречие с идеями царящими в обществе. А поскольку у их творцов всегда имеется широкий спектр различных идеи, образцов поведения, вариантов образа жизни, то и развитие воспитательных систем и в одинаковых условиях может пойти различными путями. Ярким примером этого в 80-е годы стала московская школа В.А.Коракоеского Александр Наумович Тубельский президент Ассоциации демократических школ, директор московского научно-пед объе-ния «Школа самоопределения», кандидат педагогических наук «ШколаТ»одна из известных в мире дем-ских школ, имеет свою конституцию. В образовании он работает более 40 лет) Семинары, сборы, ролевые игры, ночные десанты по уборке школы, зимние и летние трудовые лагеря, инд-ные образовательные планы, творческие и проектные работы, эксперименты новые издания школьных сборников вот. чем живет ''Школа самоопределения». Т написал книгу вместе со своими коллегами, она называете «Учитель, который работает не так» Т считает, что ребенку прежде всего нужен внутренний стержень, а уж потом знания, и нельзя детей сравнивать друг с другом а нужно растить у каждого его собственную «самость» «Демократически восп-ый человек это не тот. который делает, чего хочет, а который может сам ставить себе границы. Границы хорошeго и плохого, границы поведения в разных ситуациях, гpaницы между знанием и незнанием "Самоопределение умение ставить себе пределы»ТВ ней есть своя конституция, свои органы власти и законы и свои суд чести, перед которым предстают виновные в нарушении законов В общем, можно сказать, что здесь уже много лет создают свою собственную модель общества, о



2015-11-07 515 Обсуждений (0)
Законом-ти и пр-пы обуч-ия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Законом-ти и пр-пы обуч-ия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (515)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)