Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Сотрудничество, а не соперничество является истинной основой существования жизни и залогом будущего выживания




Глава I

______

ВВЕДЕНИЕ

_____________________________

1.1 ФИЛОСОФИЯ ДИЗАЙНА ПЕРМАКУЛЬТУРЫ

Несмотря на то, что эта книга посвящена дизайну, в ней также рассказывается об этике и ценностях, и что ещё важнее, о чувстве личной ответственности за нашу землю. Иногда я писал от первого лица, чтобы подчеркнуть, что это не сухой и беспристрастный документ. У каждой публикации или книги есть автор и то, о чём решает писать автор, субъективно, ведь автор один определяет предмет и содержание, что ценно, а что можно опустить. Я не отстранён, а напротив, сильно привязан к этой земле и пытаюсь дать читателю краткое представление о том, чего он сам может достигнуть.

Печально то, что мы можем погибнуть по нашей собственной глупости, по причине отсутствия чувства ответственности за жизнь. Если мы начинаем вымирать по причинам, от нас не зависящим, то, по крайней мере, мы можем умереть с честью. Но создавать безпорядок в котором мы вымирать вымираемиз-за обстоятельств, возникших и от нашего бездействоватьия, значит, превратить в абсурд все наши рассуждения о морали, совести и сознательности.

Сегодня существует так много ужасающих меня свидетельств экологической катастрофы, что и вы не можете остаться безучастными. Потребительский стиль жизни привёл нас на грань самоуничтожения. Мы до того расширили границы нашего права на проживание на Земле, что само понятие проживание заменили на покорение, а, как известно, “покорителей” Земли всегда настигает поражение. Накапливать власть, богатство, землю в мире с ограниченными ресурсами в количестве, намного выше собственных потребностей, - совершенно аморально, будь то человек, организация или государство.

Мы можем обратить содеянное вспять. Нет никакой возможности или необходимости ждать дополнительных свидетельств экологической катастрофы, - настала пора действовать. Я глубоко уверен, что люди единственно важная сила, необходимая самим людям. Мы сами, если самоорганизуемся, найдём и используем в каждом его дар, станем достаточными друг для друга. Более того, мы либо вместе выживем, либо все погибнем. Соперничать друг с другом безсмысленно и расточительно, особенно во времена природных бедствий, когда жизненно необходимы повсеместное сотрудничество и взаимовыручка. Храбрый человек сегодня это мирный человек. Храбость нужна сегодня для отказа от властвованияи и принятия ответственности за личные и самостоятельные решения. Как и война, рост и расширение любой ценой стали неприемлемыми и провальными концепциями. Наши жизни стали расходным материалом. Но что ещё хуже, сегодня разрушается будущее наших детей. Именно поэтому так важно прекратить поддерживать любые разрушающие системы, прекратить тратить свои жизни на собственное уничтожение.



Главная установка пермакультуры.

Единственно этически правильным решением будет принятие ответственности за свою жизнь и жизнь своих детей.

Решитесь на это сейчас.

Большинство думающих людей согласятся с тем, что пришло время окончательных и безотлагательных решений, которые либо сохранят, либо уничтожат жизнь на Земле. Мы можем либо игнорировать сумасшедший рост промышленности и расходов на оборону, которые приводят к малым или большим катастрофам, ежедневно уничтожающими несколько видов флоры и фауны, либо избрать путь к сохранению жизни и выживанию.

Информация и человечество, наука и понимание постоянно меняются. Давным-давно мы преимущественно интересовались самыми удалёнными местами нашего мира; древние науки астрономия и астрология и астрономия занимали тогда наши умы. Тысячелетие за тысячелетием с развитием других наук мы дошли и до изучения земных чудес. Мы дали имена понятиям и предметам, затем их упорядочили, и не так давно – по томуна основе того, как они устроены, и какая работа выполняется в них самих, а какая без их прямого участия. Такой анализ помог развитию нескольких наук, дисциплин и технологий; вызвал путаницу в именах и разъединение цельной системы; быстрое увеличение числа специалистов; и, как следствие, неспособность предвидеть результаты работы и проектировать объединённые целостные системы. Сегодня происходит смысловой сдвиг в понимании того, как взаимодействуют отдельные части систем, каким образуоетсям гармония или дисгармония достигается разлад или слаженная работа в природных системах или обществе. Жизнь это скорее сотрудничество, нежели соревнование, и самые разные формы жизни с самыми различными свойствами могут взаимовыгодно взаимодействовать друг с другом и с окружающей средой. Даже «… бактерии… живут совместно, приспосабливаясь и обмениваясь друг с другом» (Льюис Томас, 1974г.).

 

Принцип сотрудничества

Сотрудничество, а не соперничество является истинной основой существования жизни и залогом будущего выживания.

Существует множество возможностей создавать устойчивые системы, работающие на уже существующих элементах и по существующим технологиям. Возможно, в течение следующего столетия нам не нужно делать что-либо кроме как применять уже имеющиеся знания. Мы уже знаем, как строить, обслуживать и заселять надёжные такие системы. Любые Все важные вопросы проблемы можно уже разрешенырешить, но для людей в их повседневной жизни это едва ли очевидно. Наёмный раб, крестьянин, землевладелец, промышленник, - все они лишены того праздника и духа жизни, который присущ обществу взаимовыручки, где каждый применяет собственные знания к общей выгоде. И тюремщики, и заключенные - одинаково заложники условий того общества, в котором мы живём.

Если задаться вопросом, зачем мы здесь и что есть жизнь, мы вновь обратимся и к науке, и к мистике, которые сближающиестся при друг с другом когда наука подходит первом признаке столкнок своим концептуальным ограничениямвения науки с ограниченностью собственных пределов познания. Что касается жизни, то она как таковая является самой открытой системой изо всех открытых систем, способная подпитываться энергетическими ресурсами в течение времени и самовыражаться, не только в течение продолжительности своей жизни, но и через наследование и эволюциюне ограничивая своё существование одним сроком, но, продолжая воспроизводиться и развиваться..

Лавлок (1979), возможно, лучше всех выразил философию или сущность, связывающую науку и племенные легенды: он видит Землю и Вселенную, как процесс мышления, как самонастраивающуюся и самосозидающую систему с обратной связью, создающую и сохраняющую условия существования жизни, перестраиваясь под влиянием внешних воздействий. Тем не менее, человечество при своём нынешнем бездумии может стать именно тем воздействием, которое Земля не потерпит.


Предположение Гипотеза о Гее (, о Земле), как о разумном существе, подходит для тех, кто любит спокойно наблюдать и размышлять о Земле и жизни, которую она хранит, рассуждая о последствиях нашего пребывания на ней. Это альтернатива пессимистичному воззрению на природу, как на примитивную силу, достойную лишь подчинения и покорения. Эта гипотеза также отличается от не менее печальной картины, в которой Земле отводится место бездушного космического корабля, вечно кочующего без цели и пилота вокруг Солнца. (Дж.И. Лавлок, 1979г.).

 

На каждое официальное утверждение науки об энергии, исконные племена Австралии способны предоставить своё о жизни. Жизнь, по их словам, это совокупность ни творимая, ни разрушаемая. Её можно представить в виде яйца, из которого появляются все племена (формы жизни) и возвращаются обратно. Лучший способ прожить свой жизненный срок, значит, совершенствовать самовыражение жизни, вести наиболее просвещённый и развитый образ жизни, помогать и радоваться существованию всех других видов форм жизни, так как все мы вышли из одного яйца.

Совокупность при таком подходе приводит нас к осмысленному ежедневному существованию, при котором каждая частичка жизни вечно стремится усовершенствоваться в своём самовыражении в направлении к будущему и, возможно, к сверхъестественному идеалу. Таким образом, тем ужаснее то, что аборигены племёнплеменные народы, чьей целью было развитие осмысленного духовного существования, столкнулись с незрелой научной и материалистической культурой, цель существования которой не только не выражена, но и зиждется на псевдоэкономических и технологических системах поддерживающих её существование.

Опыт естественного природного мира и его законы почти полностью предпочтены забыты ради закрытыхым, искусственныхм и безсмысленныхм жизнейям, которые, вероятно, наилучшим образом иллюстрируются мечтами тех, кто жил бы на космических станциях, покинув умирающую Землю.

Я верю, что если мы не примем сложную систему знаний этих племён и не научимся уважать эти знания на протяжении всехй проявления жизни, мы потеряем собственные, не только текущие жизни, но и любые возможностиь развивать нашсвой потенциал в будущем. Единственный вопрос, имеющий значение для современного поколения, звучит так: продолжим ли мы ту же жизнь без этики и философии, как брошенные сироты, или создадим возможности для достижения зрелости, равновесия и гармонии. Обсуждение этого вопроса никогда не должно прекращаться.
Как-то раз после моей лекции, в которой я рассуждал о различных понятиях жизни после смерти, о множестве "эдемов" от проповедуемых различнымих группами, ко мне подошла молодая женщина и сказала о том, что по её мнению “рай находится прямо здесь и нигде больше. Отдайте ему лучшее из того, что есть в вас.
Я не смог бы дать лучшего совета. Рай или ад, в котором мы живём, мы есть наше собственное творениесами создаём. А жизнь после смерти, если таковая существует, для каждого из нас вряд ли будет другой.

 

1.2

 

ЭТИКА

Когда-то мы занимались исследованием этики общественной нравственностиобщин на примере тех ценностей, что приняты в прежних религиозных и кооперативно совместно действующих группах, в поиске универсальных принципов, которыми мы могли бы руководствоваться сами. Несмотря на то, что некоторые из этих руководящих сводовств насчитывали до 18 правил, многие из них могут быть сведены к трём нижеследующим (где и второе, и третье правила являются производными первого):

 

Нравственная Этическая основа пермакультуры:

  1. ЗАБОТА О ЗЕМЛЕ: обеспечение всех форм жизни условиями для воспроизводства и размножения.
  2. ЗАБОТА О ЧЕЛОВЕКЕ: обеспечение человека доступом к ресурсам, необходимым для его существования.
  3. ОГРАНИЧЕНИЕ НАСЕЛЁННОСТИ И ПОТРЕБЛЕНИЯРАЗДЕЛЕНИЕ ИЗБЫТКА[U1] : управление собственными нуждами позволит сберечь ресурсы с целью содействовать выполнению первых двух правил.

Эти правила являются очень простыми наставлениями, освещающими ежедневные устремления человека. Их можно совместить с определением собственного пути в жизни: не быть ни наёмниками, ни нанимателями; ни съёмщикамиарендодателями, ни арендаторамидомовладельцами; полагаться на себя как на личность и взаимодействовать группами.

Ради будущего Земли, пользуясь собственным опытом изучения природных систем, я разработал философию, родственную даосизму. Как уже указывалось в “Пермакультуре 2”, это философия сотрудничества с природой, а не её покорения; продвинутого длительного и осмысленного наблюдения, нежели продвинутогодлительного и бездумного действия; рассмотрения взаимодействия людей и систем во всех проявлениях вместо интереса, направленного лишь на отдачу и извлечение прибыли из них; это философия, позволяющая этим системам самим проявить черты эволюционного развития.

Существует основной вопрос, который можно задать двумя разными способами:
“Что я могу получить от этой земли или человека?” или

“Что мне может принести сотрудничество с этим человеком или труд на этой земле?”

Первый из этих двух подходов несёт войну и разорение, а второй – процветание и мир.

Большинство конфликтов, как я обнаружил, возникают не из-за того, какие ответы дают на эти вопросы, а в том, как задают такие вопросы. Или, если сформулировать по-другому, мы скорее ожидаем правильно заданных вопросов, а ненежели правильных ответов. Мы должны всегда быть готовы перефразировать или отказаться от “неправильного” вопроса.

Стало очевидным, что люди объединяются по схожим общим нравственным ориентирам, при этом у каждого сохраняется собственный жизненный путь с присущими ему ритмами и, возможностями. Но ведут пути соратников к одним и тем же целям, которая которыми в нашем случае является являются живойживая, сильной сильная и многообразной многообразная Землёйя. Те, кто сплотился вокруг таких нравственных ценностей и целей, образуют всемирную нацию.

Как люди вырабатывают систему ценностей , мораль и зачем нам самим заниматься этим?

Человек – мыслящее существо, с долговременной памятью, письменными или устными источниками, способностью изучать прошлое с помощью различных методик: от дендрохронологии до археологии, от анализа почвы на содержание пыльцы до геологии. Следовательно, вполне очевидно, что те поведенческие модели, которые кажутся нам безопасными и правильными в краткосрочной перспективе, в долгосрочной – опасны и разрушительны для общества (например, использование смертельных пестицидов для борьбы с вредителями в почве и воде).

Таким образом, нами руководит информация, обратная связь и внимательное расследование результатов таких моделей поведения с тем, чтобы умерить, отказаться или вовсе запретить определённые подходы, а также вещества, способные в обозримом будущем подвергнуть наше выживание опасности, - мы должны действовать, чтобы выжить.

Разработаны консервативные и предотвращающие предостерегающие такую опасность правила поведения. Это весьма разумный и рациональный подход, включающий в себяотвечащий за возникновение множествао запретов в племенных сообществах.

Существует немало примеров из истории, когда использовались такие правила, например, ПРАВИЛО НЕПРИКОСНОВЕННОГО ЗАПАСА, когда определённая природная система/ресурс остаётся запретной для использования до возникновения крайне угрожающей для выживания сообщества ситуации. Мы также могли бы последовать и другому ПРАВИЛУ БЕРЕЖЛИВОСТИ, когда при объективной необходимости использовать тот или иной природный ресурс мы должны:

- снижать количество отходов и, таким образом, снижать загрязнение;

- бережливо возмещать или пополнять использованные минеральные ресурсы;

- беречь энергию, где только можно, и, конечно, оценивать долгосрочные, биосоциальные и отрицательные воздействия на общество и стремиться их смягчать или полностью устранять.

На практике, с течением времени мы вырабатываем определённую систему учёта нашей деятельности. Это учёт и финансовый, и социальный, и природоохранный, и эстетический и энергоресурсный по своей природе, - все виды учёта необходимы для обеспечения нашего выживания.

Следование этим правилам бережливости и неприкосновенного запаса (НЗ) может шаг за шагом приводестиит нас к пониманию осознанию нашей взаимосвязи с природой, пониманию того, как и насколько наше выживание мы зависитм от хорошего состояния всех её экосистем. Поэтому мы расширяем своекорыстную идею человеческого выживания (на основе прошедших природных бедствий и катаклизмов) и включаем в неё понятие о выживании природных систем, что означает, что, например, при исчезновении какого-то вида растения или животного по нашей вине мы теряем многие возможности для выживания. Наши судьбы тесно переплетены. Этот процесс, или нечто похожее, характерен для всех групп людей, вырабатывающих общие правила заботы о землеЗемле.

Выработав свод правил об охране земли Земли на основе анализа лучшего возможного способа нашего выживания, мы вновь обращаемся к общественным отношениям. Здесь мы тоже наблюдаем общий закон природы: взаимосотрудничающие виды и группы союзы из самодостаточных видов (как грибокорень микориза на корнях деревьев) являются самыми здоровыми сообществами. Такие уроки не могут не сподвигнуть на разумное решение сотрудничать и оказывать поддержку в обществе, взращивать объединяющую взаимозависимость, при которой ценится личный вклад, а не различные формы соперничества и противостояния.

Несмотря на то, что мы изначально понимаем, как взаимовыручка в нашей семье или среди друзей способствует нашему выживанию, мы можем развить более зрелую нравственную модель, в которой всё человечество - одна большая семья, а любое проявление жизни - наш союзник. Так мы расширяем границы заботы о человеке до заботы о всех видах, т.к. вся жизнь на земле имеет общий исток. Все являются членами “нашей семьи".

Мы видим, как просвещенный своекорыстный эгоизм интерес меняется и приводит нас к неизбежному развитию нравственных правил взвешенного и разумного поведения. Эти правила выражены в этике пермакультуры. Создав систему нравственностиэтических принципов, мы всегда сможем придуматьнайти способы её применения на практике, в нашей жизни, хозяйствовании, садово-огородной деятельности, на земле и в природе. Это то, о чём повествует эта книга: механизмы зрелого высоконравственного поведения, или о том, как жить, поддерживая жизнь Земли.

Существует не более чем один способ достижения стабильного благополучия на земле и в обществе. Крестьянский подход к решению этого вопроса хорошо представлен в книге Кинга6 о старом Китае. Тогда люди извлекали всё полезное пригодное для ежегодного удобрения однолетних зерновых культур даже из сточных канав, выгребных ям , тротуаров и лесов. Это можно было бы назвать “феодальным постоянством” за методы, используемые в политике того времени. Люди были привязаны к земле своей местности непрестанным, тяжелымупорным трудом или и в своиём служениеми государству или землевладельцу. Такое устройство неизбежно приводит к бедствиям и революциям.

Другой подход заключается либо в использовании постоянных пастбищ в прерии, пампах, либо на основе современных ферм западного образца, на которых с большими владениями управляется небольшое количество работников, как правило, содержащих обширные выпасы только с одним видом животных. Лучше всего этот подход отражается в понятии “баронская долговечность”, означающем почти царские угодья небывалого размаха, которые используются с наименьшей нагрузкой, т.е. в виде пастбищ или пашен под различные культуры (именно такие виды работ гарантируют наименьшую нагрузку на землю в силу их наименьшей продуктивности). При механизации такие фермы разрушают целые (продолжение на стр. …)

 

 

[U2]

 

{со стр. }

местности с их почвенными системами. После чего им можно смело присваивать категорию сельскохозяйственных пустынь.

Леса, чья ценность в глазах промышленников состоит только в древесине, являются ещё одним видом постоянной сельскохозяйственной культуры. Но за ними нужен опытный уход в течение нескольких поколений, и поэтому почитание почитительное отношение к этому можно встретить только в устойчивых племенных или общинных сообществахна уровне целого племени или общества встречается только в стабильных сообществах. Именно устойчивого общинного постоянства в обществе ищут многие из нас: чтобы когда мы состаримся, посадив орех пекан или какой-нибудь цитрус, быть уверенным в том, что внуки его не срубят.

 

(Рис.1.1 – продолжение подписи)

Столбец 2:стоимость получения этого дохода в реальном выражении (затраты сверх превышающие дохода представленыдемонстрируют субсидиямии. Отметьте что Ввсяе «прибыльи» фермы достигнута за счёты субсидией; долларовые затраты не компенсируются, пока не совершён переход к органическому земледелию. Доход фермы достигается сокращением расходов на производство.)

II УЧЁТ ЭНЕРГИИ.

Столбец 3: Потребление Ннефтьи (или калории) в виде техники, топлива, удобрений, пестицидов. Начинается при соотношениис убытка в размере 10:1(вложенная энергия / полученная энергия) (к убытку) при обычном земледелии, и может достичь выигрыша в соотношения размере 1:120 (к прибыли) при почвосберегающем хозяйстве и пермакультуре с посадками для заготовки дров и топлива.

Столбец 4: Энергия, произведённая на ферме; включает топливные масла из выращенных растений, дрова, калории в произведённом продовольствии (солнечная энергия хотя и является постоянной, но в почвосберегающем хозяйстве/пермакультуре даёт большую часть энергии в почвосберегающем хозяйстве/пермакультуре).





Читайте также:





Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)