Тема 5. Этическая мысль средневековья и эпохи Возрождения
Очная форма обучения
Заочная форма обучения (полный срок обучения, на базе высшего образования, на базе среднего специального образования)
Содержание программы учебной дисциплины Раздел I. Предмет и значение этики как философской дисциплины. Тема 1. Предмет и проблемы этики Этика как философское учение о морали. Мораль как общественный институт. Мораль и другие системы регуляции отношений (право, организационная норма, обычай). Стадии в развитии морали. Моральные нормы и правила. Моральные высказывания и их виды. Моральная точка зрения. Мораль и истина. Моральный плюрализм. Культурный и моральный релятивизм. Основные проблемы этики: происхождение и сущность нравственности, ценностный и нормативный аспекты нравственности, проблема абсолютности и относительности в морали, индивидуальная мораль и общественная нравственность. Тема 2. Структура, функции и категории этики Структура и функции этики. Основные категории и понятия этики: добро и зло, добродетель и порок, справедливость, нравственные нормы и ценности, свобода и необходимость, нравственная свобода и моральный закон, воля, свобода выбора, долг, совесть, смысл жизни, честь и достоинство. Место этики в структуре философского знания. Этика в системе наук о человеке: психология, педагогика, социология, история мировой культуры.
Радел II. История этических учений. Тема 3. Древневосточная этика. Становление древневосточной этики. Генезис этических воззрений в Древней Индии: этика веданты, этика йоги, буддизм. Этические учения Древнего Китая: даосизм и конфуцианство.
Тема 4. Этическая мысль античности. Генезис и оформление философско-этического мировоззрения. Развитие моральной рефлексии в античной философии. “Греческое чудо”. От родовой общины к гражданскому полису: разрушение традиционных норм поведения. “Мудрость” семи мудрецов. Греческая пайдейа - проблема античных добродетелей. Антропоцентризм софистики: “Человек есть мера всех вещей”. Этический релятивизм софистов. Нравственная философия Сократа. Рационализм в этике: нравственность как знание добра и зла и действие соответственно знанию. Этика Платона. Учение Платона о благе. Морально-практическая философия Аристотеля. Эвдемонизм Аристотеля. Этические и дианоэтические добродетели. Концепция середины как нормы. Этика и политика. Индивидуальная этика эллинистической философии. Гедонизм эпикуреизма. Счастье как атараксия. Своеобразие этической концепции стоицизма. Идеал стоического мудреца: евпатия, апатия, автаркия. Античный скептицизм. Этическая проблематика в неоплатонизме.
Тема 5. Этическая мысль средневековья и эпохи Возрождения. Общая характеристика средневековой этики. Христианское обоснование морали. Идея Бога как морального абсолюта, Бог как источник и критерий нравственности. Этический идеал первоначального христианства. Любовь как универсальный принцип морали. Милосердия как добродетель. Этическая теодицея Августина. Ригоризм и аскетизм христианской морали. От патристики к схоластике: эволюция этических воззрений. Этико-социальная концепция Фомы Аквинского. Проблема свободы и божественного проведения. Проблема индивидуализации морали. Средневековая мистика. Нравственные проблемы в трудах гуманистов Возрождения, этико-теологические концепции периода Реформации, дискуссия о свободе воли. Нравственные проблемы в утопиях Т. Мора и Т. Кампанеллы.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Читайте также: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ![]() ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (903)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |