Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЭТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ



2015-11-08 8074 Обсуждений (0)
ЭТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ 5.00 из 5.00 7 оценок




(доклад Алексеева В.В.)

В отличие от других видов профессиональной этики значение этических норм и требований для государственной и муниципальной службы объясняется как важностью задач, которые решает государственная и местная власть, и той общественной ролью, которую выполняют государственные и муниципальные служащие в жизни любого государства, так и спецификой самой государственной и муниципальной службы.

Говоря об этике государственного и муниципального служащего, в качестве профессионально-этических основ выступают [1]:

· Профессиональный долг;

· Профессиональное достоинство;

· Профессиональная честь;

· Профессиональная справедливость;

· Профессиональный гуманизм;

· Профессиональный оптимизм;

· Принципы службы: законность, открытость и др.

Базовым понятием профессиональной этики государственной и муниципальной службы является, по мнению многих ученых, понятие «профессионального долга», в котором фиксируются достаточно подробно служебные обязанности. Долг представляет собой нравственную обязанность человека перед обществом, классом, другими людьми, выполняемую согласно моральным нормам, принципам, правилам. Ключевым признаком долга является его безусловность. Выполняя долг, человек сам для себя решает нравственную задачу, преодолевает что-либо в себе, в окружающих, в обстоятельствах. Человек долга – человек «честно выполняющий свои обязанности».

Осознание своего служебного долга побуждает военной, правоохранительной, гражданской службы относиться к своему делу с наибольшей ответственностью, учитывая особенности взаимоотношения личности и общества, личности и коллектива. Профессиональный долг стимулирует самоотдачу, именно в нём находит конкретное выражение долг Человека.

К этическим основам относятся и такие понятия как «профессиональная честь» и «профессиональное достоинство». В понятии профессиональная честь выражается оценка значимости той или иной профессии в жизни общества. Осознание этой значимости очень важно для государственного служащего и составляет основу профессионального достоинства, самооценку своей деятельности. Важно отметить, что понятия «честь» и «служба» как общественные явления тесно связаны между собой. Не случайно когда-то под честью понималось именно высокое звание и должность. В толковом словаре Владимира Даля упоминается, что честь – это совокупность высших морально-этических принципов в личности. В ней заключается нравственное достоинство человека, его доблесть, честность, благородство души, чистая совесть, стремление следовать возвышенному идеалу правды, справедливости, добра, служения своему отечеству.

Понятие «честь» включает в себя несколько аспектов: нравственный, деятельный, исторический. Содержание, которым наполняют данное понятие, зависит от условий эпохи, в которой живут люди, является частью их сознания и ориентировано на систему ценностей определенной эпохи. В тоже время честь проявляет себя в поступках людей, в их отношениях друг с другом. В зависимости от характера отношений, в которых может находиться человек по отношению к другим людям, выделяется несколько видов чести, например, гражданская, служебная, военная, мужская и др.

Первостепенное значение для человека, чем бы он ни занимался, имеет, естественно, гражданская честь. По мнению ученых-философов, ни один человек не может обойтись без неё. Её действия и значение распространяются на все сословия, не исключая самых высших. Честь обязывает всех граждан радеть за интересы своего отечества, умножать его богатство, доброе имя и славу, уважительно относится к законам государства, поддерживать общественный порядок, заботится о стариках и детях, помогать слабо защищённым слоям граждан. Ведь в правовом, демократическом, социальном государстве каждый человек имеет право на достойную жизнь.

Гражданская честь оказывает существенное влияние и на честь служебную, по крайней мере, в той части, которая связана с высокой социальной значимостью службы и служебной деятельности. Как отмечает Л.П. Абрамова, в современном понимании служба – это служение государству, Отечеству, народу. Социальный смысл службы особенно ярко проявляется в переломные эпохи в жизни государства, когда резко возрастает ответственность людей за судьбы страны.

Служебная честь, кроме социального смысла, имеет и другую, - продолжает Л.П. Абрамова, - не менее важную сторону, связанную с выполнением служащими своего долга. В виду публичности службы деятельность государственных служащих, их профессиональные, личностные качества находятся под пристальным вниманием общественности. Служебная честь заключается во всеобщем мнении других, что человек, занимающий свою должность, действительно имеет все необходимые для этого качества и во всех случаях точно исполняет свои служебные обязанности. [2]

Профессиональная этика государственной службы носит название административной этики, под которой принято понимать «вид профессиональной этики, который представляет собой совокупность принципов, норм, правил, стандартов, обусловленных социальным и публично-правовым характером деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, регламентирующих деятельность и поведение должностных лиц, государственных и муниципальных служащих». [3]

Выделим основныефункции административной этики.Так, известныесоциальные функции морали и этики могут быть спроецированы, в том числе, на функции административной этики. Административная этика выполняет следующие важнейшие для института государственной и муниципальной службы функции:

1. Регулятивнаяфункцияадминистративной этики проявляется в упорядочивающем воздействии на нормы, процедуры и стандарты профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих, нацеленном на повышение ее социальной эффективности. Регулятивная функция административной этики направлена на создание благоприятного морального климата на государственной и муниципальной службе.

2. Ценностно-ориентационнаяфункция административной этики обеспечивает государственных и муниципальных служащих необходимыми нравственными ценностями, подчеркивающими социальное предназначение их профессиональной служебной деятельности.

3. Воспитательнаяфункцияадминистративной этики направлена на формирование и развитие нравственных качеств у государственных и муниципальных служащих, необходимых для замещения должностей в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Такие моральные ориентиры как профессиональный долг, профессиональная честь, профессиональная ответственность и другие позволяют служащим нравственно и профессионально совершенствоваться, овладевать необходимыми знаниями и навыками в избранной профессии.

4. Познавательнаяфункциясвязана с восприятием, анализом, отбором и обобщением информации, с приобретением служащим социального знания в процессе профессиональной служебной деятельности. Полученные знания формируют представления о содержании моральных отношений, обогащают нравственный потенциал государственных и муниципальных служащих, способствуют развитию этических основ их профессиональной деятельности. [3]

Таким образом, можно сделать вывод, что административная этика как вид этики профессиональной отображает специфику и особенности профессиональной служебной деятельности государственных и муниципальных служащих.

Вместе с тем государственные и муниципальные служащие должны понимать, что люди как существа социальные, всегда будут исходить из представлений, что подлинная справедливость состоит в защите общественного интереса и что аппарат государственной и муниципальной власти, создаваемый для практической реализации целей общества, должен прежде всего гарантировать общее процветание и связанное с ним справедливое распределение благ. Только такой подход, предполагающий в качестве важнейшей исходной установки выявление и постоянное конструктивное разрешение нравственного конфликта между властью и гражданами, государством и гражданским обществом может стать, по мнению ученых и практиков, залогом успешности.

Именно поэтому в России служение обществу и государству считается основной целью деятельности государственных и муниципальных служащих и главным критерием их профессиональной пригодности. В кодексах административной этики многих стран недвусмысленно указывается, что служащий не должен и не имеет права подчинять общественный интерес частным интересам индивидов и групп, заведомо действовать в интересах той или иной социальной группы или партии, если это противоречит интересам общества, наносит вред государству и обществу в целом.

Принцип беспристрастности и обеспечения государственного (общественного) интереса обусловливает ряд нравственных норм, которыми обязаны руководствоваться государственные и муниципальные служащие в своей практической деятельности. Так, во многих странах государственным и муниципальным чиновникам в законодательном порядке запрещается заниматься предпринимательской и политической деятельностью, состоять в каких-либо партиях и т.д. Государственный и муниципальный служащий не должен своими действиями ставить выполнение служебных обязанностей в зависимость от личной заинтересованности, ему запрещено использовать служебное положение в своих интересах.

Пункт 10 ст. 4 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", посвященной основным принципам муниципальной службы, в качестве одного из основных принципов выделяет "внепартийность муниципальной службы". В ст. 14 данного закона говорится, что муниципальному служащему в связи с прохождением муниципальной службы запрещается:

• состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

• заниматься предпринимательской деятельностью;

• использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;

• использовать свое должностное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений, а также публично выражать отношение к указанным объединениям в качестве муниципального служащего;

• создавать в органах местного самоуправления, иных муниципальных органах структуры политических партий, религиозных и других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, а также ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) или способствовать созданию указанных структур.

Эти же запреты применительно к государственной службе можно найти и в Федеральном законе от 27.06.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации".

К сожалению, данные многочисленных социологических исследований, проведенных в России, показывают достаточно слабую этическую составляющую деятельности государственных и муниципальных служащих, хотя лишь небольшой процент опрошенных признаются, что при выборе работы в аппарате органов государственной власти они руководствовались стремлением к материальному благополучию, "быть ближе к собственности", "установить связи с нужными людьми". Это, по мнению исследователей, свидетельствует, скорее всего, о том, что служащие понимают и стараются скрыть "невысокий нравственный уровень и антиреформаторскую суть мотивов своей служебной деятельности".

Исследователи отмечают также стремление государственных и муниципальных служащих максимально использовать их статус в личных целях. Факты последних двух 10-летий свидетельствуют, что значительная часть чиновников высшего и среднего звена в России превратили свои должности в источник укрепления собственного благосостояния, прибрав к рукам хозяйственно-управленческие рычаги и, вопреки всем существующим в мировой практике нормам государственной и муниципальной службы и законодательству, в сущности, занялись государственным предпринимательством. В жертву обогащению приносятся не только личная репутация, но и доверие населения к власти в целом. Чиновники не брезгуют взятками, "корректируют" политические решения с точки зрения личной и корпоративной выгоды. В связи с этим вполне понятным становится требование научной общественности и рядовых граждан о пересмотре в законодательном порядке статуса государственного и муниципального служащего и перехода от принципа службы в конкретном государственном или муниципальном органе к принципу служения государству и обществу.

В свете сказанного можно сделать вывод о том, что сегодня необходимо принятие кардинальных мер для повышения престижа государственной и муниципальной службы, что, в свою очередь, невозможно без радикального изменения шкалы мотивации работы в государственных и муниципальных органах, возрождения в среде их служащих таких важных для административной этики понятий, как гражданственность, патриотизм, профессиональный долг, справедливость, профессиональная честь и достоинство. Все эти понятия связаны с чувством сопричастности служащего к делам государства, гордости за свою страну, осознанием им своей общественной ценности, ответственности перед обществом, государством, коллегами, перед самим собой, добросовестным и качественным исполнением своих служебных обязанностей. [4]

Одной из норм административной этики, позволяющей государственному и муниципальному служащему отстаивать и защищать общественный интерес в противовес корпоративным интересам, является право служащих протестовать и не повиноваться любому распоряжению вышестоящего начальства, если оно находится в противоречии с Конституцией РФ, с основными правами человека. В этом случае служащий не только может, но и с нравственной точки зрения должен решительно заявлять свое несогласие с подготовкой и осуществлением таких распоряжений, путем обращения в высшие инстанции, органы юстиции, общественные организации, средства массовой информации.

Список использованной литературы

1. Портал сетевой системы обучения Distanz.ru. [Интернет ресурс]. URL: http://www.distanz.ru/videoLecture/3419/ (Дата обращения: 20.10.2015)

2. Абрамова Л.П. Этика государственной службы. Спб. - Академия госслужбы при Президенте РФ, 2001. – 81 с

3. Осипова И.Н. Этика и культура управления. Учебное пособие. – М. : Форум, 2009. – 121 с.

4. Учебные материалы для студентов. Принципы и нормы государственной и муниципальной службы. [Инернет ресурс]. URL: http://studme.org/1280052827355/etika_i_estetika/printsipy_normy_etiki_gosudarstvennoy_munitsipalnoy_sluzhby#577 (Дата обращения: 20.10.2015)

 



2015-11-08 8074 Обсуждений (0)
ЭТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ 5.00 из 5.00 7 оценок









Обсуждение в статье: ЭТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (8074)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)