Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Конституционно-правовой аспект



2015-11-08 715 Обсуждений (0)
Конституционно-правовой аспект 0.00 из 5.00 0 оценок




Светскость – это один из основополагающих принципов функционирования современного правового государства в Казахстане.

Статья 1 Раздела I Конституции (Основного Закона) Республики Казахстан, устанавливающая, что «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы», закрепляет один из принципов построения и функционирования казахстанского государства.

Провозглашение в Конституции РК данного тезиса буквально означает, что в республике не существует официальной государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. Государство в равной мере толерантно относится к исламу и православию, к конфессиям других вероисповеданий.

В преамбуле Закона Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» от 2011 года обозначено, что: «Настоящий Закон основывается на том, что Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским государством, подтверждает право каждого на свободу совести, гарантирует равноправие каждого независимо от его религиозного убеждения…».

При этом, следует отметить, что Закон, признавая особую роль в истории Казахстана ислама ханафитского направления и православного христианства, засвидетельствовал уважение и к иным религиям, а также не предоставляет каких-либо юридических преимуществ названным конфессиям.

Важно отметить, что светские основы государственного устройства непосредственно обуславливают действующие принципы свободы совести в республике. Светское государство законодательно гарантирует и реально обеспечивает права граждан на свободное исповедание религии, ее распространение и пропаганду.

Свобода совести означает гарантированное законами государства право людей мыслить и поступать в соответствии со своими убеждениями, самостоятельно определять свое отношение к религии и совершать действия при условии соблюдения установленной законности и правопорядка.

Граждане Республики Казахстан равны перед законом во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни, независимо от отношения к религии.

Прямое или косвенное ограничение прав или установление каких-либо преимуществ граждан, в зависимости от их отношения к религии, или возбуждение связанных с этим вражды и ненависти, либо оскорбление чувств граждан, а также осквернение почитаемых последователями той или иной религии предметов, строений и мест, влекут ответственность, установленную законодательством Республики Казахстан.

В Казахстане государство способствует установлению отношений взаимной терпимости и уважения между гражданами, исповедующими религию и не исповедующими ее, а также между различными религиозными объединениями.

Вместе с тем осуществление права на свободу вероисповедания не должно обусловливать или ограничивать общечеловеческие права и обязанности граждан перед государством. Никто не имеет права по мотивам своих религиозных убеждений отказываться от исполнения гражданских обязанностей, за исключением предусмотренных законом случаев.

Светское государство осуществляет правовое регулирование реализации гражданами права на свободу вероисповедания и деятельности религиозных объединений.

Анализ конституционно-правовых норм светского Казахстана позволяет классифицировать все виды взаимоотношений государства с религиозными организациями на следующие принципы и формы проявления:

– отделение религиозных объединений от государства;

– равенство всех религиозных объединений, легитимно действующих на религиозно-правовом пространстве республики;

– светскость государственной службы и местного самоуправления, невозложение на религиозные объединения выполнение функций государственных органов;

– светскость системы образования, за исключением духовных (религиозных) организаций образования, отделение государственной системы воспитания и образования от религии и религиозных объединений;

– запрет религиозным организациям на прямое участие в политической деятельности;

– установление особого режима памятников истории и культуры, являющихся одновременно религиозными ценностями и святынями.

Ключевым принципом светскости в Казахстане является отделение государства от религиозных объединений. Это означает независимость государства и государственно-правовых отношений от религии и отсутствие подчинения государственной деятельности религиозным объединениям.

Органы государственной власти формируются и действуют на основе Конституции (Основного Закона) Республики Казахстан, а не на основе канонического (религиозного) права.

В Казахстане религиозные объединения не являются субъектами политической деятельности, соответственно они не участвуют в государственном управлении, в формировании государственных органов. При этом Конституция Казахстана не допускает деятельность политических партий на религиозной основе.

Отправление религиозных обрядов, культовых церемоний и иных мероприятий, связанных с вероучением, не может проводиться в государственных органах или сопровождать государственную деятельность.

Акты религиозных объединений не могут быть источниками права в Казахстане. Судебная система страны также свободна от влияния религии и не включает в себя составной частью юрисдикцию религиозных объединений.

Принцип отделения религиозных объединений от государства не означает исключение религиозных объединений и верующих из общественной жизни. Государство считает верующих полноправными гражданами Казахстана, а религиозные объединения и верующих – важными участниками осуществления социально полезной деятельности: благотворительной, культурно-просветительской, гуманитарной, и сотрудничает с ними в проведении такой деятельности.

Более того, государство стремится привлекать религиозные объединения к решению социальных проблем: алкоголизма и наркомании, профилактики преступности, формирования здорового образа жизни, укрепления семьи, создания высокого духовного и нравственного климата в обществе.

Не осуществляя прямое финансирование религиозных объединений, государство может оказывать им помощь в реконструкции, ремонте культовых зданий и сооружений, главным образом тех из них, которые представляют культурную и историческую ценность.

Признавая невмешательство во внутренние дела религиозных объединений и право на религиозную автономию, государство оставляет за собой право реагировать на деятельность верующих и религиозных объединений в случае нарушения ими законодательства Республики Казахстан, причинения ущерба законным интересам граждан, организаций и государства в целом. В таких случаях государством принимаются меры принуждения, предусмотренные законодательством.

Таким образом, светский характер Республики Казахстан, являясь одной из основ конституционного строя, дополняет идеологический и политический плюрализм – духовным многообразием.

В завершение следует подчеркнуть, что в условиях многоэтнического и многоконфессионального государства, каковым является Республика Казахстан, сохранение светских принципов государства приобретает особую актуальность.

В этой связи для обеспечения незыблемости светского принципа развития Казахстана необходимо всеми имеющимися административно-правовыми и уголовно-правовыми мерами защищать его от нападок, в том числе со стороны деструктивной идеологии религиозного экстремизма и терроризма.

Следует помнить и не забывать, что посягательства на постулаты нашего светского государства – есть посягательства на конституционный строй Казахстана.

*****

При формировании государственной политики в сфере религии Казахстан опирался на целую группу международных документов, включающих в себя нормы, закрепляющие положение о равенстве людей независимо от их вероисповедания, об их праве на свободу совести и вероисповедания, включая свободу не исповедовать никакой религии, в том числе:

– Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года (ст. 18 , п. 2 ст. 29);

– Конвенция Совета Европы о защите прав и основных свобод от 4 ноября 1950 года (ст. ст. 9. 14, 16);

– Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 года (ст. ст. 2, 18, п. 2 ст. 20, 26, 27);

– Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 года;

– Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений от 25 ноября 1981 года (ст. 1, п. 2 ст. 2, ст.4, 6);

– Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам от 18 декабря 1992 года (ст. 4) и другие, которые закрепляют обязанность государств обеспечить соблюдение прав людей на свободу совести.



2015-11-08 715 Обсуждений (0)
Конституционно-правовой аспект 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Конституционно-правовой аспект

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (715)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)