Решение (алгебраический способ)Алгебраическое решение уравнения (1) стандартно, но трудоемко. Приведем его подробно.
Разделим правую часть неравенство на Ответ:5. Применение формулы расстояния между двумя точками. Пример 4. Решить систему уравнений Решение (геометрический способ). Рассмотрим слагаемые второго уравнения. Пусть это расстояние между «текущей» точкой М(х;у) и точкой А(2;-1). Пусть это расстояние между точками М(х;у) и В(10;5). Найдём расстояние между точками А и В: Откуда следует, что Имеем :
Ответ: (6;2). Решение (алгебраический способ) Решение данной системы алгебраическим способом оказалось очень трудоемким и нерациональным. Привожу только его начало. 1) 2) После дальнейших преобразований стало очевидно, что решать уравнение аналитически - нерационально. Поэтому решение было остановлено. Анализ рациональности решения уравнений и систем геометрическим способом. Попробуем обобщить сказанное и сделанное выше. Я думаю, что геометрический способ решения уравнений и систем в алгебре, как правило, не усложняет их. Основной трудностью при его применении является неочевидность, особенно в примере (3). Ведь до применения векторов нужно додуматься или просто знать о такой возможности. Все уравнения и системы, рассмотренные мной в работе (кроме последней), имеют стандартное алгебраическое решение. Поэтому в условиях экзамена, при дефиците времени, понятно, по какому пути многие пойдут. Поэтому рациональность геометрического способа – вопрос спорный. Однако, при решении системы в примере (4), этот способ – единственно возможный, кроме того, он еще и красив! Тем более, что формула расстояния между двумя точками легко узнаваема. При решении системы из примера 1 геометрический способ становится эффективным, если в условии не требуется находить решения системы, а, например, значения x + z, y(x +z) и так далее. Тогда из геометрического чертежа ответы на эти вопросы становятся очевидными. Еще одна легко узнаваемая теорема может применяться при решении иррациональных уравнений. Это теорема косинусов. Ей посвящена вторая часть моей работы. Иррациональные уравнения и теорема косинусов. Покажем, как можно решить некоторые иррациональные неравенства, используя всего одно геометрическое средство: теорему косинусов. Пример5.Решите уравнение: Решение.
Поэтому значение левой части неравенства в этом случае не меньше, чем 3+4=7. Чтобы убедиться в истинности неравенства при Аналогично, если СВ=4, CD=x, а угол BCD = Так как угол АСВ – прямой, то Таким образом, в основу неравенства (1) положен египетский треугольник, т.е. прямоугольный треугольник со сторонами 3, 4, 5. Равенство(1’) не может быть истинным при Длина биссектрисы треугольника АВС, проведенной из вершины С, может быть вычислена по формуле Симпсона: И это единственный корень уравнения (1’). Ответ.
Заключение. И так, в своей работе я выполнила следующее: - на примерах рассмотрела геометрический способ решения алгебраических уравнений и систем; - проанализировала рациональность применения этого метода на конкретных примерах; - рассмотрела применение теоремы косинусов для решения некоторых видов иррациональных уравнений. Я думаю, что основной трудностью при применении геометрического способа является неочевидность. Все уравнения и системы, рассмотренные мной в работе (кроме последней), имеют стандартное алгебраическое решение. Поэтому рациональность геометрического способа – вопрос спорный. Однако, при решении некоторых систем этот способ – единственно возможный, кроме того, он еще и красив! При решении системы из примера 1 геометрический способ становится эффективным, если в условии не требуется находить решения системы, а, например, значения x + z, y(x +z) и так далее. Тогда из геометрического чертежа ответы на эти вопросы становятся очевидными. Чем большим количеством способов мы можем решить то или иное уравнение, тем скорее мы научимся рациональности в своих рассуждениях и действиях. А для этого надо решать! Решать больше, учиться находить различные пути. Ведь жизнь предполагает многовариантность!
Литература. 1. Потоскуев Е. В. Векторы и координаты как аппарат решения геометрических задач. –М., Дрофа,2008. 2. Попов В. А. Иррациональные уравнения, неравенства и теорема косинусов. – «Математика в школе», №6- 1998, с. 52. 3. Генкин Г. З. Геометрические решения алгебраических задач. - «Математика в школе», №7- 2001, с. 61. 4. Мигина А. Решение уравнений с применением оригинальных приемов. – Газета «Математика», №37 – 2001, с. 26. 5. Кравцев С. Ю., Макаров Ю. И., Максимов М. И. и др. Методы решения задач по алгебре: от простых до самых сложных. – М.: Экзамен, 2001.
Приложение 1. · Вектор– это отрезок, для которого указано, какой из его концов считается началом, а какой концом. · Векторы называются коллинеарными, если они лежат, либо на одной прямой, либо на параллельных прямых. · Векторы называются равными, если они сонаправлены и их длины равны. · Скалярное произведение векторов: Скалярным произведением векторов называется произведение их длин на косинус угла между ними. Скалярное произведение векторов По определению: · Скалярное произведение векторов
· Расстояние между точками А и В. Расстояние между точками А(х1;у1) и В(х2;у2) выражается формулой: · Теорема косинусов: Квадрат стороны треугольника равен сумме квадратов двух других сторон минус удвоенное произведение этих сторон на косинус угла между ними. ·
Приложение 2. Пример №1.Докажите, что для всех Решение. Заметим, что если Поэтому значение левой части неравенства (1) в этом случае не меньше, чем 3+4=7. Чтобы убедиться в истинности неравенства (1) при Аналогично, если СВ=4, CD=x, а угол BCD = Ответ: в основу неравенства (1) положен египетский треугольник, т.е. прямоугольный треугольник со сторонами 3,4,5. Другие истинные неравенства можно получить, пользуясь пифагоровыми тройками чисел, например 5,12,13 и 8,15,17, пользуясь общим неравенством:
которое выполняется для любых На следующем этапе опять действует аналогия. Мы видим, что метод рассмотрения прямоугольного треугольника со сторонами 3,4,5 и прямым углом, который разбивается на два угла
Все рассмотренные случаи приводят к общему неравенству которое справедливо для Дальнейшие вариации неравенства (2) становятся возможными, если отказаться от условия Такое значение угла удобно тем, что его синус и косинус выражаются алгебраическими числами. Так, Тогда
Теперь теорема косинусов «работает» в треугольниках CBD и CDA. Обозначив их общую сторону через х, из треугольника CBD получаем: Из треугольника CDA: Как и в предыдущих случаях воспользуемся неравенством треугольника Это неравенство справедливо для всех В общем случае для всех положительных чисел х, а, в и углов α и β, таких, что α+β≥90º, выполняется: Анализируя путь от неравенства (1) к неравенству (3), замечаем, что до сих пор мы имели одну независимую переменную х (в связи с этим в доказательствах были использованы два угла α и β). Снятие этого ограничения открывает широкий простор для новых задач. Пример №2. Докажите, что для всех Решение. Заметим, что при любых Следовательно, значение левой части исходного неравенства 1) при 2) при 3)при Случаи x>0, y>0 рассмотрим с помощью теоремы косинусов, применяемой а треугольнике АВС, у которого АС=3, ВС=4 и угол АСВ=90º. Тогда АВ=5. На лучах, делящих угол АСВ на три равные части, выбираем точки D1 и D2 так, чтобы CD1=x, CD2=y. По теореме косинусов из треугольников ACD1, D1CD2, D2CB имеем: Так как периметр ломаной линии всегда не меньше длины отрезка, соединяющего начало и конец этой ломаной, то Отсюда в силу трех предыдущих неравенств следует неравенство (4) при x>0 и y>0. Итак, неравенство (4) доказано для любых действительных значений х и у. Покажем ещё два неравенства, которые можно получить по аналогии с неравенством (4). Так, Треугольник АВС, у которого катет АС=25, катет ВС=37, а прямой угол С разделен на три угла α=15º, β=30º, ɣ=45º, можно доказать неравенство Продемонстрируем теперь преимущества применения теоремы косинусов к некоторым иррациональным уравнениям. Рассмотрим уравнение, которое получается из приведенных ниже неравенств заменой знака «≥» на знак «=». Ясно, что это иррациональное уравнение весьма сложно решить традиционными алгебраическими средствами. Метод же, изложенный выше для доказательства неравенств, прост и нагляден. Его теоретическую часть следует только дополнить таким утверждением: если длина ломаной равна длине стягивающего ее отрезка АВ, то все вершины этой ломаной лежат на отрезке АВ, т.е. ломаная фактически вырождается в отрезок АВ. Описанный ниже метод хорош ещё и тем, что вычисление корней уравнения, как правило, позволяет свести к стандартным геометрическим вычислениям длины биссектрисы треугольника.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ![]() ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1747)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |