Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА



2015-11-08 644 Обсуждений (0)
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Понятие идеологии (от греческого Idea –идея, образ и Iogos – слово, понятие) представляет собой систему исторически сложившихся концептуально-теоретических взглядов и идей, а также эмоционально-психологических средств, выражающих основные социальные программы и приоритеты, интересы и цели, идеалы и ценности определенных социальных общностей и организаций, наций и государств, политических партий и общественных движений, направляющих их деятельность на сохранение или преобразование существующего общественного устройства. История идеологии показывает неоднозначное к ней отношение, как на современном этапе, так и в прошлом от объявления ее надуманным, искусственным и даже вредным духовным образованием, от которого человечество должно избавиться, до признания ее необходимым элементом консолидации общества. Однако и отечественный опыт последнего десятилетия, и исследования западных аналитиков показали, что идеология является неотьемлимой частью социальной действительности, политического и духовного бытия современного общества. Идеология способствует формированию развитию политического сознания людей (индивидуального и общественного), мировоззренческих позиций ценностных ориентиров. Идеология является необходимым компонентом политических и общественных организаций, сплачивая и объединяя людей по политическим устремлениям, общности целей и социальному статусу. В структуру идеологии включаются такие компоненты, как знания, ценности, нормативы, убеждения, действия, волевой компонент. Взгляды, представления, идеи об основах социально-политического устройства общества, об обществе в целом и его отдельных феноменах историчны и изменяются, наполняясь новым содержанием, вместе с развитием общества и государства, его политической системой, сменой политических режимов и процессов. Понятие национальной идеологии включает в себе систему взглядов, основанную на принципах общности нации и приоритета ее интересов в различных сферах общественной жизни. Рост национального самосознания в нашей и других национальных республиках привел в последние годы к возрождению национальной идеологии, национальной культуры, языка, традиций, символики. Основной функцией идеологии, понимаемой в таком контексте, с учетом национальных традиций и новаций реформируемого общества, должно быть достижение согласия, ценностного консенсуса общества по проблемам обеспечения коренных интересов граждан. Несмотря на то, что в нашем обществе пока еще не сформирована целостная система политических ценностей, ориентированная на различных представителей общества, результаты Референдума по новой редакции Конституции, а также результаты проведенных социологических опросов позволяют предполагать, что конституционные нормы общественной жизни восприняты населением и должны составлять базисные принципы формирования государственной идеологии.

Слово «конституция» (от латинского constiutio) означаетустановление, строение. Конституция представляет собой один либо совокупность писаных актов, которыми определяются наиболее важные вопросы государства и общества.

По своему объему, кругу решаемых вопросов конституции различных стран отличаются друг от друга, однако для всех современных конституций характерно то, что их актами решаются, по крайней мере, два вопроса:

1) определяется система государственной власти (характер и функции государственных органов, взаимодействующих друг с другом, компетенция и т. д.);

2) права, свободы и обязанности граждан.

Конституция представляет ядро правовой системы государства. Дело в том, что в Конституции невозможно полностью раскрыть содержание того или иного права, в соответствии с этим в развитие конституционных норм принимаются законы, указы, постановления, другие акты. Часто в самой Конституции указывается, в каких случаях для дальнейшего развития содержащихся в ней положений должны быть приняты законы. Например, ссылки в белорусской Конституции на закон даются около 100 раз. Именно на основе и с учетом требований Конституции принимаются все другие правовые акты. Важно при этом, чтобы они соответствовали Конституции.

В Конституции определяется иерархия юридических актов, т.е. их соподчиненность (какой акт является главнее, обладает большей юридической силой). Это очень важно знать, так как в различных актах один и тот же вопрос может решаться по-разному. Руководствоваться в таких случаях следует актом более высокой юридической силы.

Контроль за соответствием всех нормативных актов Конституции Республики Беларусь осуществляет Конституционный Суд Республики Беларусь.

Конституция обладает верховенством и по отношению к тем правовым актам, которые были приняты ранее. Например, Конституция Республики Беларусь вступила в действие с 30 марта 1994 года, и законы, принятые до нее, должны применяться только в той части, в какой они не противоречат Конституции. Ее нормы, т.е. закрепленные в ней правила, могут действовать непосредственно. Это значит, что не всегда обязательно для их применения ожидать принятия обыкновенного закона.

По юридической силе (степени важности) юридические акты можно расположить в следующей последовательности:

1. Конституция.

2. Конституционные законы (например, закон о толковании Конституции).

3. Международные договоры Республики Беларусь.

4. Законы, декреты и указы (соотношение между ними зависит от конституционных полномочий Президента и Парламента).

5. Постановления Правительства.

6. Акты министерств и государственных комитетов.

7. Решения местных Советов, исполнительных и распорядительных органов.

Мировой практике известны следующие способы принятия Конституции:

1. Путем референдума (народным голосованием в последние годы были приняты конституции в России, Эстонии, Румынии, Казахстане и др. Во Франции за 200 лет было принято 16 конституций и самой стабильной, которая действует и сейчас, оказалась Конституция, принятая путем референдума в 1958 г.

2. Парламентом (Национальное собрание Республики Беларусь, ранее-Верховный Совет).

3. Специально создаваемым только для этих целей органом, например Конституционной ассамблеей, учредительным собранием.

4. Путем «дарования» монархом Конституции народу (во Франции одна из конституций была «дарована» императором Наполеоном I; в 1990 г. король Непала «даровал» Конституцию народу).

Из всех способов принятия Конституции самым демократичным является референдум. Граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет ко дню голосования сами выражают, принять данную Конституцию или отвергнуть.

Структура Конституции Республики Беларусь является стандартной: она имеет преамбулу, основную часть, заключительные и переходные положения. В целом Конституция выглядит следующим образом:

Преамбула

Раздел I. Основы конституционного строя

Раздел II. Личность, общество, государство

Раздел III. Избирательная система. Референдум

Глава 1 Избирательная система

Глава 2 Референдум (народное голосование)

Раздел IV Президент, Парламент, Правительство, Суд

Глава 3. Президент Республики Беларусь

Глава 4. Парламент - Национальное собрание

Глава 5. Правительство – Совет Министров Республики Беларусь

Глава 6. Суд

Раздел V Местное управление и самоуправление

Раздел VI. Прокуратура. Комитет государственного контроля

Глава 7. Прокуратура

Глава 8. Комитет государственного контроля

Раздел VII. Финансово-кредитная система Республики Беларусь

Раздел VIII. Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения

Раздел IХ. Заключительные и переходные положения

В преамбуле (текст начинается со слов «Мы, народ Республики Беларусь…») весьма сжато закрепляются руководящие начала, на которых базируется Конституция. В преамбуле подчеркивается, что Конституция является Основным Законом Республики Беларусь, закрепляются цели принятия Конституции.

Основная часть Конституции состоит из восьми разделов, третий, четвертый и шестой разделы состоят из глав (всего восемь глав).

В первом разделе раскрываются основы конституционного строя. Дается характеристика белорусского государства как унитарного, демократического, социально- го, правового. Закрепляется взаимная ответственность гражданина и государства, а также идея народного суверенитета, то есть верховенства воли народа. В этом разделе содержатся нормы, гарантирующие политический плюрализм, то есть право придерживаться различных политических взглядов, свободно высказывать собственную точку зрения и т.д., право на развитие всех форм собственности (государственной и частной) и др.

Раздел второй посвящен правам, свободам и обязанностям человека и гражданина.

В разделе третьем фиксируются основные положения, касающиеся избирательной системы и референдума. Нередко в конституциях других стран эти положения отсутствуют.

Раздел четвертый, посвященный статусу государственных органов, изложен с учетом принципа разделения властей. Здесь идет речь о полномочиях Главы государства, Парламента, органов судебной власти.

Пятый раздел касается местного управления и самоуправления. Излагаются наиболее важные аспекты организации и деятельности, полномочий местных Советов, исполнительных и распорядительных органов, их взаимоотношения с другими властными структурами.

В шестом разделе содержатся нормы, регламентирующие деятельность двух государственных органов – Прокуратуры и Комитета государственного контроля. Органы Прокуратуры, имеющие строгую централизацию, призваны осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов и указов, иных нормативных актов органами, подведомственными Правительству, и некоторыми другими, а также предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами.

На органы Комитета государственного контроля возложен контроль за исполнением бюджета, использованием государственной собственности и некоторые другие вопросы.

Раздел VII содержит нормы, касающиеся финансово-кредитной системы Республики Беларусь.

Важнейшее значение для определения места и роли Конституции, формирования всей правовой системы с учетом иерархии нормативных актов имеет раздел VIII. В нем решаются вопросы действия Конституции и порядка ее изменения.

Заключительные и переходные положения помещаются в разделе IХ Конституции. Ранее они содержались в законе от 15 марта 1994 г. «О порядке вступления в силу Конституции Республики Беларусь». Данный раздел Конституции позволяет правовыми средствами обеспечить переход к реализации тех норм, которые не могут быть исполнены сразу с введением в действие Конституции. В этом разделе есть нормы, посещенные особенностям формирования, сохранения полномочий ранее созданных и вновь предусмотренных государственных органов.

Весь текст Конституции состоит из 146 статей, и ее положения необходимо трактовать в системной взаимозависимости. В целом текст Конституции Республики Беларусь является лаконичным. Он несколько меньше, чем конституции Германии, Франции или России, но больше, чем конституция США или Литвы.

Контроль за соответствием Конституции всех нормативных актов в Республике Беларусь осуществляет Конституционный Суд. Правом на обращение в Конституционный Суд с предложением дать соответствующее заключение обладают Президент, две палаты Парламента, т.е. Палата представителей и Совет Республики, а также Совет Министров, Верховный Суд, Высший Хозяйственный Суд.

Вынесенные Конституционным Судом заключения являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат. Это значит, что заключения Конститу-ционного Суда никто не может отменить, они обязательны для исполнения.

Законы и иные нормативные акты, признанные неконституционными, считаются утратившими силу в целом или в определенной их части с той даты, которую укажет Конституционный Суд.

Решение Конституционного Суда принимается большинством голосов от его полного состава, то есть из 12 судей должно проголосовать 7.

Конституционный Суд формируется из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих ученую степень. Шесть судей назначаются Президентом, шесть избираются Советом Республики. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом с согласия Совета Республики. Срок полномочий членов Конституционного Суда – 11 лет. Пребывание в должности судьи Конституционного Суда допускается до 70-летнего возраста.



2015-11-08 644 Обсуждений (0)
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (644)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)