Психолого-педагогический анализ урока
(параметры выделены Т.А. Ильиной)
1. Общая структура урока:
§ к какому типу урока может быть отнесен данный урок?
§ каково его место в системе других уроков по теме?
§ четко ли выделены элементы урока данного типа и правильно ли определена дозировка времени, отводимая на каждую часть урока?
2. Реализация основной дидактической цели урока:
§ все ли требования программы по данной теме получили отражение в уроке?
§ насколько активны были студенты при ознакомлении с новым материалом (восприятие, понимание, пробуждение познавательного интереса)?
§ верно ли составлен и осуществлен план изучения нового материала?
§ достаточно ли продумана методика решения отдельных «блоков» нового материала?
§ обладал ли преподаватель достаточными знаниями?
§ как и что следовало изменить в изучении нового материала и почему?
§ имела ли место организация первичного, сопутствующего закрепления?
§ как осуществлялась проверка качества знаний, умений, навыков студентов?
§ имел ли место дифференцированный подход к студентам? на каких этапах урока? каким образом?
3. Осуществление развития студентов в процессе обучения:
§ имело ли место вовлечение студентов в основные мыслительные операции?
§ было ли организовано преодоление посильных трудностей?
§ как и чем было обеспечено развитие познавательной самостоятельности студентов?
§ осуществлялись ли внутрипредметные и межпредметные связи?
§ были ли использованы средства развития творческого мышления (элементы проблемности, задания, носящие творческий характер)?
§ сообщалась ли на уроке какая-либо информация для общего развития?
4. Воспитание в процессе урока:
§ были ли полностью использованы воспитательные возможности содержания учебного материала?
§ оказал ли урок влияние на выработку взглядов и убеждений студентов?
§ как была обеспечена связь обучения с жизнью?
§ что в уроке содействовало воспитанию добропорядочности, гуманного отношения к людям?
§ были ли использованы воспитательные возможности оценки знаний?
§ каково было воспитательное воздействие личности самого преподавателя?
5. Соблюдение основных принципов дидактики:
§ правильно ли была организована деятельность преподавателя и студентов с позиции реализации принципов обучения?
§ как использовалась самостоятельная работа: не слишком ли она трудна? каков ее объем? была ли она в достаточной мере индивидуализирована?
6. Выбор методов обучения:
§ правильно ли выбран метод (методы) ознакомления с новым материалом?
§ полностью ли были использованы возможности включения самостоятельной работы студентов?
§ привлекались ли технические средства обучения? достигли ли демонстрации целей?
§ достаточно ли разнообразными были методы и приемы применения знаний и выработки умений и навыков?
§ рационально ли были выбраны методы проверки и контроля? правильно ли был организован индивидуальный, фронтальный и комбинированный опрос? как была организована работа над ошибками, имела ли она вообще место?
7. Работа преподавателя на уроке:
§ все ли необходимое было подготовлено к началу урока?
§ правильно ли преподаватель пользовался конспектом на уроке?
§ каково было соотношение его организующей деятельности и познавательной деятельности студентов?
§ какие виды деятельности преподавателя имели место на уроке и в каком соотношении?
§ какие приемы организации студентов на работу были использованы?
§ был ли достигнут контакт с группой? с отдельными студентами?
§ каков был внешний вид преподавателя?
8. Работа студентов на уроке:
§ была ли проверена готовность студентов к уроку?
§ какой была активность студентов на разных этапах урока? от чего зависели ее колебания?
§ какими были виды деятельности студентов на уроке (речевая деятельность, слушание, записывание с доски, самостоятельная письменная работа и др.)?
§ обращалось ли внимание на культуру труда (правильное ведение записей, их оформление, бережное обращение с учебником)?
§ какая дисциплина была на уроке и почему? были ли оправданы приемы поддержания дисциплины, их использование преподавателем? достигали ли они цели? если нет, то почему?
§ каково отношение студентов к предмету, к преподавателю?
9. Гигиенические условия урока:
§ достаточна ли освещенность аудитории?
§ как влияет на занятия окраска стен, панелей, парт?
§ соответствует ли мебель возрасту обучающихся?
§ сидят ли обучающиеся с учетом их здоровья, роста, успеваемости?
§ как была проведена перемена, предшествующая данному уроку?
§ не были ли задержаны обучающиеся на данном уроке после звонка?
10. Обеспечение индивидуального подхода к студентам.
Приложение 5
Оформление конспекта урока
Титульный лист
Конспект урока
по _____________________
(указывается учебная дисциплина)
проведенного студенткой 4 курса
специальности «Дошкольная педагогика и психология»
филиала ЯГПУ в г. Рыбинске
________________
(фамилия, имя, отчество)
Дата: _____________
Подпись преподавателя: _____________
Оценка и подпись консультанта по педагогике: _____________
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...