Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Спрос как экономическая категория: кривая спроса, факторы спроса





Спрос- это обобщающий термин, описывающий поведение фактических и потенциальных покупателей продукта. Спрос определяется максимальными возможностями покупателя или его максимальной готовностью заплатить за данный товар.

Функция спроса – зависимость объема спроса от определяющих его факторов.Qd=Q(P,Pc,Ps,I,T,E,N)

Qd – количество товара, которое покупатели желают и могут (готовы) приобрести в единицу времени при данной цене. (P-цена товара, Рс-цена товаров, дополняющий данный товар в потреблении,Ps-цены товаров, заменяющих данный товар в потреблении, I-доход потребителя, Т-вкусы и предпочтения потребителя, Е-ожидания потребителей, N- количество потребителей)

Кривая спроса – кривая, показывающая, какое количество блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени.

Все факторы, кроме цены данного товара, называется неценовыми детерминантами спроса.

Между ценой данного товара и величиной спроса на него существует обратная зависимость: чем выше цена, тем меньше величина спроса при прочих равных условиях, которая называется законом спроса.

Исключение из закона спроса называется «парадокс Гиффена»: рост цены приводит к росту величины спроса на благо.

Qd=a-bP, где Qd- количество спроса на товар, Р- цена данного товара, а- минимальный, не зависящий от цены объем спроса, b- коэффициент, характеризующий реакцию потребителей на изменение цены.

Неценовые детерминанты спроса

1.Изменение доходов потребителей.

Спрос на товар зависит от изменения доходов потребителей. Если рост доходов приводит к росту спроса на товар при прочих равных, то такой товар называется нормальным товаром. Товары, которые люди начинают покупать в меньших количествах если их доход возрастет при прочих равных условиях – инфериорные ( низшие ) товары.

Блага:

1.Нормальные – блага, спрос на которые растет при росте доходов.

2.Инфериорные – блага, спрос на которые падает при росте доходов.

2.Изменение цен других товаров, связанных с данным товаром.

Спрос на товар зависит от изменения цены на другой товар. Если рост цены одного товара вызывает рост спроса на другой товар при прочих равных условиях, то такие товары называются взаимозаменяющими. Если рост цены одного товара вызывает падение спроса на другой товар при прочих равных условиях, то такие товары называются взаимодополняющими.



3. Ожидания покупателей: Изменения цен в будущем. Изменение доходов в будущем

4.Число покупателей: Спрос вырастет, если будет происходить увеличение числа покупателей.

5. Вкусы и мода.

6. Государственное регулирование

Если повышаются налоги на заработную плату, то располагаемый доход покупателей снижается, что приводит к понижению спроса на товар.

Изменение неценовых факторов спроса приводит к сдвигу кривой спроса.

Рост спроса – сдвиг вправо вверх, падение спроса – сдвиг влево вниз.

Рыночный спрос это общий объем спроса всех потребителей данного товара.

Рыночный спросна благо образуется в результате сложения идивидуальных способов всех потребителей данного блага.

Эластичность спроса.

Эластичность характеризует меру реагирования относительно изменения одной переменной величины на относительное изменение другой переменной величины.

1.)Ценовой показатель эластичности спроса.

( эластичность спроса по цене ) показывает на сколько процентов изменится объем спроса при однопроцентном изменении цены данного блага.

Ɛdp=(процентное изменение объема спроса данного блага)/( процентное изменение цены данного блага)

Ɛdp=(∆Q/∆P)х(P/Q)-Точечный коэффициент эластичности.

Ɛdp=Q’(P)x(P/Q)

Ɛdp=(∆Q/∆P)x[(P1+P2)/(Q1+Q2)]- Дуговая эластичность

Коэффициент ценовой эластичности спроса должен быть отрицательным.

Нулевая эластичность. В этом случае кривая спроса строго вертикальна: ∆Q=0 при любых изменениях цены. Спрос абсолютно неэластичен и коэффициент эластичности спроса по цене равен нулю.

Бесконечная эластичность. В этом случае кривая спроса строго горизонтальна: ∆Q=∞ при самых незначительных изменениях цены.

Спрос абсолютно эластичен и коэффициент эластичности спроса по цене равен минус бесконечность.

Эластичность спроса по цене зависит от факторов:

1.Степень необходимости товара для потребителя. Спрос на товары первой необходимости менее эластичен по цене, чем на предветы роскоши.

2.Наличие заменителей. Чем больше заменителей у данного товара, тем эластичнее спрос на него по цене.

3.Удельный вес расходов на данный товар в бюджете покупателя. Чем больше доля расходов на покупку данного товара в доходе потребителя, тем спрос по цене эластичнее.

4.Определение рынка. Чем более агрегирована группа товаров, тем меньше у нее заменителей, тем менее эластичен спрос.

5.Фактор времени. В долгосрочном периоде спрос на товар более эластичен, чем в краткосрочном.

Практическое применение ценовой эластичности спроса.

TR(total revenue)-совокупная выручка. TR=P*Q.

Если |∆Q*P2|>|∆P*Q1|, то ∆TR>0. Это соответствует неэластичному участку кривой спроса. Если |∆Q*P2|<|∆P*Q1|, то ∆TR<0. Это соответствует эластичному участку кривой спроса.

2.) Коэффициент эластичности спроса по доходу – мера реакции величины спроса, вызванная изменением величины дохода покупателя.

Ɛ1=процентное изменение объема спроса данного блага/процентное изменение дохода покупателей данного блага.

I(income)-доходы покупателей.

Ɛ1=(∆Q/∆I)*(I/Q) – это точечный коэффициент эластичности спроса по доходу.

Ɛ1=(∆Q/∆I)*[(I1+I2)/(Q1+Q2)]

Для нормальных товаров характерна положительная эластичность по доходу Ɛ1>0

Инфериорные товары характеризуются отрицательной эластичностью по доходу: Ɛ1<0

Товары первой необходимости характеризуются низкой эластичностью 0< Ɛ1<1. Предметы роскоши характеризуются высокой эластичностью Ɛ1>1.

3.) Коэффициент перекрестной эластичности спроса – мера реакции величины спроса на данный товар, вызванная изменением цены другого товара.

Ɛxy=процентное изменение объема спроса на товар X/процентное изменение цены другого товара Y

Ɛxy=(∆ Qx /∆Py)*(Py/Qx) – точечный коэффициент перекрестной эластичности спроса.

Ɛxy=(∆Qx/∆Py)*[( Py1+ Py2)/( Qx1+Qx2)] – дуговая эластичность.

Если Ɛxy>0, то товары X и Y заменители. Если Ɛxy<0, то товары X и Y дополнители. Если Ɛxy=0, то товары X и Y нейтральны.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (727)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)