Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Основные направления молодежной политики на современном этапе




В современных условиях неизмеримо возросла потребность в новых подходах, в новой стратегии и тактике социального и политического развития молодежи.

Решение этой сложной проблемы невозможно без опоры на системную методологию, ибо в ином случае исходные цели, задачи молодежной политики, ее программы не будут иметь реальных результатов.

Молодежная политика – это своеобразная, сложная динамическая система, в которой функционирование каждого компонента системы должно подчиняться главной цели – созданию условий для свободного развития личности, раскрытию индивидуальных склонностей и способностей молодых членов нашего общества, а также подготовке молодого поколения к выполнению общественно значимых социальных ролей.

Формирование молодежной политики возможно только на базе системного подхода, который предусматривает отношение к ней как к целостности, которая имеет свои составные элементы, подсистемы, связанные с другими компонентами общества, и в то же время является самостоятельной активной частью процесса производства и воспроизводства общественной жизни, социализации молодых поколений.



При формировании и реализации основных направлений, целей и задач молодежной политики необходимо учитывать все особенности современного этапа в развитии общества.

Политическая социализация современного поколения молодежи происходила в иных, чем при административно-командной системе, условиях. Это поколение выросло в условиях крушения и низвержения авторитетов, разрушения привычных ценностей и идеалов, разрушения сложившейся системы воспитания. Но оно также росло и в условиях политической свободы, политического плюрализма, политической борьбы.

Современное поколение молодежи выросло в иных экономических условиях, в условиях сильного имущественного расслоения, значительного влияния теневой экономики, становления совершенно иных принципов межличностных отношений.

В этих условиях особое значение приобретает способность правящей элиты к проведению молодежной политики в условиях новой социальной реальности, к последовательному формированию сильной государственной молодежной политики, реформированию системы образования и воспитания.

Формирование государственной молодежной политики на современном этапе развития белорусского общества должно включать в себя следующие основные процессы:

· Выдвижение государством, политическими лидерами страны, политической элитой национально-государственной доктрины молодежной политики;

· Выделение адекватных данной доктрине госбюджетных ресурсов, а также принятие соответствующих законодательных актов, относящихся к сфере молодежной политики, включая отражение ее базисной роли в социальном развитии молодого поколения в условиях новой социальной реальности;

· Привлечение ведущих в этой области знаний ученых к разработке новой концепции молодежной политики.

Важнейшим направлением современной молодежной политики является формирование и укрепление правовых, экономических, экологических, духовно-нравственных и организационных условий для гражданского становления, воспитания и социальной самореализации молодежи.

Современная концепция государственной молодежной политики в Республике Беларусь в качестве главных направлений выделяет следующие направления:

1. Улучшение жилищных условий молодежи. Совершенствование законодательно-нормативных актов, формирующих государственную молодежную жилищную политику. Дальнейшее развитие различных форм стимулирования и государственной поддержки строительства жилья для молодежи и молодых семей (представление субсидий, долгосрочных кредитов, привлечение внебюджетных источников финансирования). Поддержка инициатив молодежи, юридических лиц, направленных на решение жилищной проблемы молодежи в регионах республики.

2. Профориентация и трудоустройство молодежи. Развитие системы содействия занятости молодежи, обеспечение гарантии первого рабочего места, обеспечение вторичной занятости студентов и учащихся, поддержка студенческого отрядного движения, формирование республиканской системы центров занятости и профориентации молодежи.

В структуре молодежной политики особое значение принадлежит проблемами молодежной занятости. Мировая статистика свидетельствует, что доля молодежи в структуре безработного населения высока во всех экономически развитых странах. Среди безработных в нашей республике она составляет примерно 45%. Трудности с трудоустройством испытывают многие выпускники средних специальных и высших учебных заведений.

Большую роль в реализации права молодежи на труд призван сыграть новый Трудовой кодекс Республики, который вступил в действие с 1 января 2000 года. В нем существует самостоятельная глава «Особенности регулирования труда молодежи», в которой урегулированы многие проблемы трудовой деятельности молодежи: льготы, продолжительность рабочего дня, продолжительность рабочего времени для учащихся общеобразовательных и иных учебных заведений и другие вопросы.

Министерством образования и Министерством труда принято совместное Постановление «Порядок установления предприятиям, учреждениям и организациям брони для предоставления первого рабочего места выпускникам государственных учебных заведений» (1999 г), которое направлено на урегулирование проблемы трудоустройства выпускников государственных учебных заведений.

3. Социально-экономическая поддержка молодой семьи. Развитие центров содействия молодой семье в решении экономических, юридических, социально-бытовых, психологических проблем.

4. Деятельность, направленная на гражданское становление, духовно-нравственное, патриотическое и экологическое воспитание молодежи. Методическое обеспечение работы по развитию гражданственности, духовно-нравственному и патриотическому становлению молодежи. Научное и информационное обеспечение, материально-техническое и кадровое укрепление общественных объединений и организаций, ведущих работу в данном направлении.

5. Поддержка научного и научно-технического творчества, изобретательства и рационализаторства молодежи. Содействие участию молодежи в реализации комплексных программ по решению научных и научно-технических проблем, внедрению рационализаторских предложений и изобретений. Усиление материальной базы и пропаганды научного и научно-технического творчества молодежи. Совершенствование системы поддержки молодых ученых, специалистов, изобретателей и рационализаторов.

6. Поддержка рабочей молодежи (городской и сельской), содействие вовлечению молодежи в сельскохозяйственное производство и закреплению молодых специалистов в селе. Создание надлежащих условий для труда и быта рабочей и сельской молодежи. Развитие и поддержка молодежного предпринимательства, молодежных фермерских хозяйств.

7. Усиление международного молодежного сотрудничества. Развитие и укрепление контактов молодежи Республики Беларусь со сверстниками из зарубежных стран, создание постоянно действующего многофункционального механизма международных связей молодежи, присоединение к существующим международным программам, информирование и координация деятельности молодежных объединений по включению их в эти программы.

8. Поддержка массового детского и молодежного спорта и туризма. Развитие творческого потенциала и поддержка талантливой молодежи.

9. Государственная поддержка деятельности детских и молодежных общественных объединений. Создание условий для самореализации молодежи, поддержка молодежных инициатив. Организационно-методическая и финансовая поддержка программ молодежных и детских объединений, вовлечение их в процесс реализации государственной молодежной политики.

В нашей республике действует много различных общественных и государственных программ по работе с молодежью, детьми, подростками. Многие из них инициированы Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, например, программа «Дети Беларуси», в структуре которой выделены программы «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды» и т.д. Создан и функционирует специальный Фонд Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов.

10. Правовая защита и социальная адаптация молодежи. Развитие нормативно-правовой базы, обеспечивающей правовую защиту и социальную адаптацию молодежи. Апробация современных форм и методов профилактической и социально-адаптационной работы, в том числе в области наркозависимости и алкоголизма, венерических заболеваний и СПИД. Повышение роли общественности в защите прав молодежи, создание механизма правового информирования и консультирования. Разработка концепции и поэтапное введение системы ювенальной юстиции.

11. Содействие медицинскому обслуживанию и сохранению репродуктивных функций молодых женщин, поддержка материнства.

12. Развитие системы подготовки и переподготовки государственных служащих и специалистов по работе с молодежью, лидеров молодежных и детских общественных объединений. Создание методологической основы разработки учебных планов и программ, учебно-методических материалов. Разработка эффективных методов обучения с учетом профессиональных и социальных особенностей.

13. Развитие системы информационного обеспечения государственной молодежной политики. Обеспечение условий доступа к информации, характеризующей жизнедеятельность молодежи. Развитие и поддержка молодежных средств массовой информации. Проведение исследовательских работ, научно-практических и учебных мероприятий, реализация издательских проектов.

Рассматривая проблемы формирования и реализации молодежной политики, следует также отметить, что важнейшим ее направлением должна стать работа по созданию условий для самостоятельной, эффективной деятельности молодежи в сфере образования, занятости, предпринимательства, международного сотрудничества.

В настоящее время мировое сообщество вступило в новый этап развития молодежной политики. В новом тысячелетии предполагается развернуть единые международные информационно-научные комплексы, широкую сеть социальных служб, работающих по общим международным программам, но обязательно учитывающих региональные аспекты. К 2010 году в реализацию молодежных программ планируется вовлечь многочисленные категории молодежи, проживающей в разных странах – членах ООН.

Контрольные вопросы

1. В чем особенности молодежи как социальной группы общества?

2. Назовите основные положения концепции молодежной политики в Республике Беларусь.

3. Каковы основные принципы молодежной политики в нашей стране?

4. Что значит «самореализация» молодого поколения?

5. Какие органы государственного управления участвуют в проведении молодежной политики?

6. Какие организации и институты кроме государства участвуют в реализации молодежной политики?

7. Назовите основные направления государственной молодежной политики.

8. Какие молодежные организации Вы знаете?

9. Что, с вашей точки зрения, означает процесс демократизации общественной жизни молодежи?

10. Какие нормативные документы приняты в процессе становления новой концепции молодежной политики в республике Беларусь?

Литература

1. Закон Республики Беларусь «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь» // Народная газета, 22 мая 1992 г.

2. Закон Республики Беларусь «О здравоохранении» //Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1993. № 24.
Ст. 290.

3. Закон Республики Беларусь «Об образовании в Республике Беларусь» от 29.10.1991 г. //Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1991. № 33. Ст. 598.

4. Закон Республики Беларусь «О радиационной безопасности» //Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1998. № 5. Ст.25.

5. Закон Республики Беларусь «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» //Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1999. № 32. Ст. 457.

6. Указ Президента Республики Беларусь «Основные направления государственной семейной политики Республики Беларусь» от 21 января 1998 г. № 46 //Сборник указов Президента Республики Беларусь. 1998. № 3. Ст. 57.

7. Указ Президента Республики Беларусь от 6 января 1998 г. № 3 об утверждении Президентской программы «Дети Беларуси» //Собрание декретов и указов Президента Республики Беларусь. 1998. № 1. Ст. 16.

8. Республиканская программа «Молодежь Беларуси» на 2000–2003 годы. – Мн., 1999.

9. Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 17 мая 1999г. № 59 и приказ Министерства образования Республики Беларусь от 17 мая 1999 г. № 285. «Порядок установления предприятиям, учреждениям и организациям брони для предоставления первого рабочего места выпускникам государственных учебных заведений» //БНПИ. 1999. № 14.

10. Александрова А.Б. Молодежные проблемы. //Аналитический доклад. – М., 1997 г.

11. Воспитание молодежи в духе гражданственности, патриотизма и готовности к военной службе. //Материалы республ. научно-практической конференции. – Мн., 1999 г.

12. Козлов А.А. Молодежный экстремизм. – СПб., 1996.

13. Костюкевич В.Ф. Политическая социализация молодежи. – Мурманск, 1998. С. 133.

14. Лапина С.В. Молодежная культура и организация досуга молодежи. – Мн., 2000 г.

15. Лисовский В.Т. Молодежь России: социальное развитие. – М.; Наука, 1992.

16. Манаев О. Молодежь и гражданское общество: белорусский вариант. – Мн., 1999 г.

17. Молодежь Беларуси: социальная политика и условия самореализации //Научное издание. – Мн.: ИСПИ, 2000 г.

18. Молодежь и научно-технический прогресс. //Материалы научно-технической конференции. – Брест, 1997 г.

19. Молодежь Беларуси. // Информационный вестник. – Мн., 1998 г.

20. Несовершеннолетние в Республике Беларусь. Основы правового положения, правовой защиты и ответственности: научно-практический комментарий к законодательству и иным нормативным актам о несовершеннолетних /Под общ. ред. И.О.Грунтова. – Мн., 1999 г.

21. Скробов А.П. «О некоторых новых подходах к молодежной политике в условиях реформ». //Социально-политический журнал. 1998. № 3.

22. Социальная политика. / Под общ. ред. проф. Волгина Н.А. – М., 2003.

23. Холостова Е.В. Социальная политика: Учебное пособие. – М. 1999.

24. Ценностные ориентации белорусской молодежи на рубеже ХХІ века. // Материалы конференции. – Могилев, 1998 г.

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (989)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7