Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Взаимоотношения государственных институтов и религиозных организаций в образовательной сфере





Образование и воспитание представляют сферу, в которой тесно пересекаются интересы государства и религиозных организаций. Она принципиально важна и для государства, и для религиозных организаций. Именно здесь формируются и будущие члены религиозной организации, и будущие граждане. Знания, мироощущения, которые будут заложены в обучаемых, могут впоследствии очень сильно влиять на политические и иные процессы в обществе, в том числе определять будущее отношение государства к религии.

И государство, и религиозные организации стремятся закрепить свои позиции в сфере образования. Обращаясь к современным реалиям, примечательными и вполне объяснимыми являются попытки титулованных религиозных организаций как в Республике Беларусь, так и на постсоветском пространстве вернуть свое влияние в этой сфере, потерянное за годы борьбы с религией.

Общая тенденция, наблюдаемая сегодня в Республике Беларусь и во многих странах мира, выражается в секуляризации образования. При этом имеется в виду не столько исключение религии из сферы образования, сколько перераспределение ответственности за образовательные процессы. В современных условиях государство несет главную ответственность за вопросы образования.

Одно из проявлений такой секуляризации видится в усилении контрольных и надзорных функций государства, в том числе в негосударственном образовательном секторе.

Современному государству приходится решать сложные вопросы, связанные как со светским и религиозным образованием вообще, так и ролью в этом образовании религиозных организаций. Право на образование включает и право на религиозное образование или право на образование на основе религиозных убеждений и с религиозными элементами, с которыми должно считаться и государство, допуская их в той или иной степени в образовательную систему страны.

Каждое государство решает вопросы, связанные с образовательной деятельностью религиозных организаций, в соответствии со своей религиозной и образовательной политикой, религиозной историей, идеологическими установками.



Значительные демократические перемены последних лет, ликвидация гонений на религию и ее институты, утверждение законодательных гарантий свободы совести (в том числе права верующих на религиозное обучение и воспитание детей в частном порядке) позволили подготовить почву для реализации в структуре государственного образования Республики Беларусь принципа светской школы, раздельности светского и религиозного образования. Это нашло свое отражение в законах Республики Беларусь «Об образовании», «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях» и в других документах.

Граждане нашей страны в отношении религии придерживаются различных убеждений: исповедуют христианство, ислам и др.; не исповедуют никакой религии, потому что не определились в мировоззрении либо придерживаются атеистических взглядов; считают себя агностиками, светскими гуманистами и др. Государство должно уважать убеждения всех граждан в соответствии с конституционным принципом свободы совести при том условии, что они не противоречат закону и не ущемляют права и интересы других граждан. Внимание к какой-либо одной мировоззренческой ориентации со стороны государства неизбежно повлечет дискриминацию в отношении других и появление монополии в вопросах духовного развития личности. Поэтому государство предоставляет возможность выбора мировоззренческой ориентации каждому гражданину как условие его личного волеизъявления. Законом Республики Беларусь «Об образовании» запрещается создание в государственных образовательно-воспитательных учреждениях религиозных организаций и движений. Принципами работы здесь провозглашены свобода, плюрализм и светский характер образования.

Правда, реализация Закона Республики Беларусь «Об образовании» пока еще недостаточно разработана и организационно, и теоретически, и методически. В наших учебных заведениях только начинают действовать принципы светской школы, что означает недопустимость религиозного либо атеистического воспитания в любых формах. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами, учитывать разнообразие мировоззренческих взглядов, содействовать реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений.

Грубым нарушением принципа светской школы является проведение в учебных заведениях молений, богослужений, миссионерских акций религиозных организаций, в том числе иностранных, деятельность которых запрещена в странах, где они были созданы. Местами необоснованно вводятся в учебные курсы оккультные иррационалистические темы, что приводит к ослаблению научных основ образования. В нарушение названного Закона в последнее время миссионеры, прибегая к различным хитростям и маскируя свою конфессиональную принадлежность, все же получают доступ в школы и вузы и под видом лекций, семинаров и т.п. проповедуют свои идеи. Таким нарушением, на наш взгляд, является и освящение государственных школ и вузов, выпусков школьников и студентов и др. Посягательством на свободу совести является также крещение детей в интернатах, детских домах, летних лагерях и т.д.

В свою очередь, недопустимым является проведение в государственных учебно-воспитательных учреждениях и антирелигиозных мероприятий. Не стоит организовывать здесь и публичные диспуты по вопросам религии, которые сеют зерна отчужденности между верующими и неверующими.

Однако и средняя, и высшая школа должны давать знания о религии. Без этого молодые люди не смогут осмысленно осуществить выбор мировоззрения. Знание основ вероучений и историй религий, а также основных идей свободомыслия необходимо современному образованному человеку.

Вопрос о возможности преподавания религии в государственных школах был предметом внимания Комитета по правам человека ООН, который в комментарии (1993) № 22 (48) к ст.18 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966) установил, что обучение в государственных школах, касающееся общей истории религий и этики, разрешено, если это делается нейтрально и объективно. Но государственное образование, которое связано с обучением конкретной религии или вере, несовместимо с Пактом, если отсутствуют исключения или альтернативы для родителей или попечителей[67].

Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях» (2002 г.) в статье 9 утверждает: «Национальная система образования в Республике Беларусь носит светский характер и не преследует цели формирования того или иного отношения к религии». Это предусматривает сохранение таких принципов, выработанных государствами светского типа и адаптированных к условиям развития школы, как невмешательство религиозных организаций в систему государственного образования, недопустимость конфессионального обучения и воспитания в государственных учебно-воспитательных учреждениях, а также недопустимость со стороны государственной системы образования формирования негативного отношения к религии.

Сегодня мы наблюдаем повышенный интерес молодых людей к вопросам религии. Вера для молодых приобретает многозначный смысл: это и знак групповой принадлежности, и эстетическое занятие, и высшая духовная потребность. В то же время нельзя не видеть в этом процессе стремления защититься от жестокой действительности. Видимо, многоаспектность феномена веры и обусловила столь высокий процент молодежи, признающей значимость религии в своей жизни. Такое массовое усиление религиозности, как правило, — результат неудовлетворенности восприятием окружающего мира, множества его проблем, попытка познать мир и выработать определенный взгляд на него. Можно предположить, что принятие молодыми людьми религиозной веры (в отличие от нерелигиозной) осуществляется в нашем обществе с учетом традиций и складывающейся ситуации в обществе. Думается, процесс еще не завершен, не стабилизировался. Формирование религиозного сознания и вообще верующего человека, несомненно, будет меняться, приобретать новые очертания, вовлекать в свою орбиту новых людей, хотя и не так динамично, как это кажется сегодня. Определенные предпосылки для подобных утверждений есть. Кризис в обществе охватил все сферы нашей жизни, стимулируя тем самым всплеск общественного внимания к невидимой, слабо познанной стороне человеческого бытия, к разного рода верованиям и суевериям. Другими словами, усиливается воздействие социальных, психологических и познавательных факторов на сознание молодежи. Ко всему прочему, сохраняется устойчивое внимание к религиозной стороне общественной жизни — это восстановление храмов, приходов, церквей, освящение значимых мест, событий и т.д. Но и это еще не все. Нельзя сбрасывать со счета воздействие семьи, окружающей среды, СМИ и других социальных институтов. Оказывают свое воздействие сохранившиеся обычаи и традиции.

К чему приведут установки молодежи на религию через несколько лет, когда сегодняшние молодые люди возмужают, покажет будущее.

 

 





Читайте также:

B. величина, показывающая на сколько снижаются доходы при увеличении государственных расходов на единицу.
II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы
II. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему
II. Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
III. Требования к разделам обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования
III. Требования к структуре основной образовательной программы
III. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования
IV. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования
IV. Требования к условиям реализации основной образовательной программы
VII. Идеальные взаимоотношения между психотерапевтом и пациентом



Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (789)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)