Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Факторы возрастающего значения идеологии инновационного развития Республики Беларусь в контексте цивилизационного процесса




В странах мирового сообщества В Республике Беларусь
1. Необходимость разработки новой парадигмы устойчивого общественного развития, сохранения окружающей среды для будущих поколений   1.Необходимость теоретико-концептуального осмысления и обоснования политико-экономического и социального развития Республики Беларусь, духовных ценностей, разделяемых народом. Объективная логика современного этапа отечественного развития
2.Приоритет общечеловеческих ценностей и необходимость гуманизации всех сфер жизнедеятельности как факторов преодоления социальных контрастов и противоречий 2. Приоритет созидательного мировоззрения. Идеология – это «иммунная система», защищающая общество от внутренних и внешних угроз. Реализация концепции «Государство для народа».
3. Формирование единого информационного пространства, глобализация коммуникативных систем, развитие Интернет-технологий 3. Необходимость вхождения в единое европейское мировое информационное и образовательное пространство
4. Преодоление противоречий между демократическими институтами, неправительственными организациями и правящей национальной элитой, интересами элитных и неэлитных групп общества 4. Становление правового государства развитие демократии, формирование гражданского общества как основ эффективного государства устойчивого инновационного развития
5. Формирование транснациональных корпораций, подчиняющих своим интересам страны мира 5. Исчерпаемость административно-управленческих ресурсов и разработка инновационной системы управления
6. Поляризация политических сил, противостоящих монополярности 6. Формирование идеологии многовекторной внешней политики, развитие международного сотрудничества
7. Обострение противоречий между развитыми и развивающимися странами 7. Обеспечение стабильности социальной системы, консолидированности общества в контексте его социальной стратификации
8. Духовный кризис всех социальных слоев общества и поиск выхода из него. Конфликт ценностей поколений 8. Изменение ценностных ориентаций различных социальных групп общества. Укрепление духовно-нравственных основ в общественной жизни. Проблемы социализации молодого поколения
9.Энергетическая зависимость.Исчерпаемость невозобновляемых источников энергии 9.Энергетическая безопасность. Модернизация, повышение конкурентоспособности производства.
10.Развитие новой экономики, знаний информационных и высоких технологий 10.Сохранение и совершенствование интеллектуального потенциала, обеспечивающего развитие новых высоких технологий
11.Глобализация мировой экономики 11.Необходимость привлечения зарубежных инвестиций для развития отечественного производства, вхождение в европейский и мировой рынок, ВТО
12.Необходимость сбалансированности политических интересов в современном мире 12.Упреждение конфронтации, обеспечение социального согласия и культуры консенсуса в обществе

Все эти факторы предопределяют содержательную направленность идеологии белорусского общества и государства – идеологии социальной гармонии и взаимной ответственности государства и граждан: «Государство – для народа, человек – во благо своего Отечества».



 

4.5. Национальная идея: понятие, сущность, содержание, функции

Многомерность и сложность такого феномена, как «национальная идея», объясняют существование различных определений ее понятия, сущности, содержания, функций, цели.

Актуализация и усложнение данной проблемы возрастают по мере того, когда приходится давать ответ на такие вопросы: Как зародилась идея нации? В чем она состоит? Как она исторически развивалась? Почему она смогла завоевать широкую поддержку по всему миру? В чем состоит идея нации в разных странах? Почему стало возможным применение этой идеи в разных культурных сообществах? Каковы последствия данной идеи для различных сообществ?

Следует отметить, что проблематикой национальной идеи (ее политические и социальные функции, ресурсы и их ограниченность, ее возможная манипуляция в интересах различных групп, соотношение демократии и нации) наука активно занимается с начала 50-х гг. ХХ в. К примеру, научные подходы к изучению национальной идеи в западной социологии, при всем своем многообразии, сводятся, как правило, к проблеме соотношения понятий «нация» (как идеи) и «национализм» (как идеологии), их содержательной наполняемости.

И это закономерно. В современном мире возрастает острота национальных конфликтов, а это свидетельство того, что национализм (как идеология) продолжает быть влиятельной политической силой, а нация (как идея) имеет поддержку масс в большинстве стран мира, ради которой многие ее приверженцы готовы отдать свою жизнь (к примеру, чеченский конфликт, американо-иракский и т.д.). Поэтому проблема национальной идеи весьма актуальна в настоящее время. Как считает Х. Кохн, один из сторонников конструктивистского подхода, нация «как идея» и национализм «как идеология» зародились в Англии еще в ХVII в. и позже, позаимствованные во времена Французской революции, получили распространение по всей Европе.

В современной западной социологии наметились три основных подхода к изучению национальной идеи.

Конструктивистский (Х. Кохн, Б. Шафер, Е. Кедури, Л. Гринфелд, Б. Андерсон и др.), который рассматривает нацию, с одной стороны, как идею, продукт социальной мысли, с другой – как реальное сообщество, которое на основе идеи создано в современном мире[50], а национализм – как критический образ мышления, политическую идеологию, определенное мировоззрение, позволяющее современному человеку связывать воедино политические, культурные и теологические аспекты своего существования (по Б. Андерсону). В данной парадигме национальная идея рассматривается в качестве функциональной потребности общества в его объединении, консолидации.

Натуралистический (примордиалистский подход): Е. Шилз, К. Гирц и др., рассматривающие нацию как данность, изначальную сущность, как отражение определенного современного способа существования этнической группы. Отсюда – характер нации определяют изначальные ее характеристики, т.е. культурные и физические. Сторонники данного подхода связывают термин «национализм» с понятием этничности, включающим в себя весь спектр культурных и физических свойств, присущих населению[51]. Национальную идею, которая лежит в основе данного подхода, определяют еще идеей «романтизма нации»; понятие «нация» трактуется как «коллективная душа», корни которой – в самой природе человека.

В данной парадигме суть национальной идеи – в любви, преданности и чувстве братства индивида к своему сообществу.

Инструменталистский: П. Брасс, Дж. Брейли и др. отрицают само существование нации, рассматривают идею нации как инструмент в борьбе определенных сил в своих собственных интересах (прежде всего политических), а национализм как вид политики. В данной парадигме национальная идея понимается как стратегический выбор, инструмент в борьбе за власть и привилегии, который позволяет мобилизовать массы в интересах элит.

Как видим, для зарубежной социологической науки вопрос о национальной идее остается дискуссионным. Компромисс в ее понимании не найден не только в западной науке, но и в отечественном научном сообществе.

В одних источниках авторы, используя расширительные толкования данного понятия, затрагивают такой спектр проблем, как «начало» исторической судьбы народа, его места в мире и генетических истоков, исторической и культурной миссии, особенностей и уникальности национального характера и т. п.

Некоторые авторы определяют понятие «национальная идея» как «доминирующие в национальном сознании представления, которыми данный народ выражает смысл своего исторического существования»[52], подчеркивая при этом, что смысл национальной идеи двуедин. С одной стороны, она есть самосознание (самоидентификация) нации, с другой – ее послание миру о своем бытие, своих интересах, устремлениях и ценностях как уникальной исторической общности людей. Член-корреспондент НАН Беларуси В.А. Бобков рассматривает национальную идею «… как преобладающую в национальном сознании, убеждениях, представлениях и устремлениях, которыми данный народ выражает смысл своего исторического существования»[53].

Бесспорно мнение авторов о том, что национальная идея не изобретается, а естественным образом вырастает из совокупности ментальных черт и ценностей определенного народа, которые предполагают его целостность, «узнаваемость» другими.

Все это свидетельство того, что в белорусском обществе идет интенсивный процесс формирования объединяющей национальной идеи.

Как представляется, теоретическая дискуссия, которую ведут ученые и политики по поводу понятия «национальная идея» и ее содержания еще далека от завершения. Это объясняется следующим: во-первых, имеется множество теоретических проблем, которые как зарубежной, так и отечественной науками малоизучены (гносеологические корни, сущность, содержание, функции идеологии и т.п.). Отсюда и разброс формулировок самого понятия «идеология» и ее важнейшей составляющей – «национальной идеи»; во-вторых, разрабатывая свои теоретические представления о национальной идее, авторы, как правило, акцентируют внимание на проблемах тех стран, которые они представляют, без должного учета тенденций и прогнозирования развития современного мира вне контекста цивилизационного процесса; в-третьих, представляется теоретически ошибочно искать истоки национальной идеи только лишь в исторических «корнях» народа, в то время как национальная идея являет собой воплощение системы идеалов и ценностей общества и личности с учетом многообразия условий, в которых она зарождается и формулируется.

Предпринимается попытка облечь национальную идею в определенные чеканные формулы – типа: триады «Отечество – Интеллект (Разум) – Благосостояние» («Айчына – Iнтэлект (Розум) – Добрабыт»), Квiтней, Беларусь!; «Мы – белорусы», отмечая, что это и есть наше «национальное кредо», смысл социально-политических устремлений, заявление о своем месте среди других народов, своих установках относительно ближних и дальних народов-соседей и т.д.

По-видимому, национальная идея не должна сводиться только к лозунгам, формулам, отдельным словам или фразам, какими бы они ни были привлекательными. Ибо, так или иначе, это может привести к эклектике, явно не совместимой с научным подходом.

Однако если оставить за скобками различные теоретические нюансы, специфические подходы к определению содержания понятия «национальная идея», то следует, как представляется, признать, во-первых, что национальная идея должна иметь мировоззренческую основу, определяя таким образом основу развития общества; во-вторых, национальная идея должна отражать цель развития; в-третьих, национальная идея должна определять основные пути и способы достижения целей развития общества.

Как справедливо отмечает профессор А. Рогалев, идея бывает настоящей, ведущей и творческой тогда, когда она прорастает сквозь историю народа, его мировоззрение, саму душу, веру, совесть и характер, внутренний уклад и этническую культуру[54].

Как представляется, национальная идея – это доминирующая в национальном сознании совокупность воззрений и идей, судьбоносных для данного общества, определяющая цель его развития и историческую миссию.

Национальная идея в практической ее реализации призвана выполнять важнейшую функцию консолидации общества, обеспечение социальной стабильности, сбалансированности интересов различных социальных групп общества, личности и государства.

Национальная идея связывает ценностно-нормативную и эмпирически-бытийную сферы человеческой культуры, своеобразным хранилищем которой выступает национальное сознание. Национальное сознание нельзя отождествлять с национальным идеалом, хотя последний является его неотъемлемой частью. Национальное сознание – это не цепь умозрительных построений, а духовно-нравственные ориентиры народа, выражающиеся в его типических поступках и реакциях, во всех проявлениях духовной жизни. Скорее всего, это «узлы» народной психики, предопределяющие самый вероятный вариант практического выбора в тех или иных условиях. Национальное сознание как исторически сложившаяся, устойчивая, специфическая форма общественного сознания, преломляющаяся в национальном интересе, находит свое выражение в национальной идее.

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (779)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7