Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные принципы идеологии белорусского государства




 

Выдающийся украинский и русский языковед XIX века Александр Потебня справедливо заметил, что «никто не имеет права влагать в язык народа того, чего сам этот народ в своем языке не находит»48. Эту мысль Александра Потебни с полным основанием следует отнести и к идеологии.

Фундаментальное влияние общерусской (восточнославян­ской) цивилизации на формирование белорусского националь­ного характера не вызывает сомнений. В связи с этим важное значение имеет выяснение характерных признаков восточнославянской цивилизации, которые одновременно являются сущностными понятиями идеологии белорусского народа. Пе­речислим их.

47 О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенство­ванию. Минск, 2003, с. 21.

48 Потебня А. Мысль и язык. Харьков, 1892, с. 146.

 

Социальная справедливость. Это понятие выстрадано на­шим народом в ходе своей многовековой истории. Социально-политический идеал белорусов — общество социальной спра­ведливости и равенства, а не конкурирующих между собой лю­дей. Вот почему принципы рыночной экономики нельзя экст­раполировать на социально-политические и человеческие от­ношения. В противном случае будет создано не демократиче­ское общество, а олигархическое, не гуманное, а антигуманное, не правовое, а беззаконное.

Народовластие. Это понятие в истории нашего народа сформировалось в противовес западно-латинскому принципу общественного и государственного устройства. Понятие наро­довластия получило свое окончательное оформление на рубеже XVI-XVII веков, когда на территории Беларуси учредилась широкая сеть православных братств. Деятельность братств от­ражалась на всех институтах восточнославянской цивилизации, начиная от устройства церковных организаций и кончая граж­данскими сообществами. Историческое значение православных братств состоит в том, что они в труднейших условиях сумели убедить белорусское общество в необходимости возложения защиты национального развития от посягательств иезуитов и правительства Речи Посполитой на плечи самого народа. По глубокому замечанию Михаила Кояловича, «история западной России получает с тех пор по преимуществу народное направ­ление»49. Эта исключительная роль православных братств в истории Беларуси дает право говорить о феномене народного правления в противоположность западно-латинскому деспо­тизму, который являлся главным орудием духовного, нацио­нального и социального угнетения белорусского народа. Пра­вославные братства, за исключением денационализированных магнатов и высшей православной иерархии - митрополита и епископов, которые отреклись от своей цивилизации, объеди­нили вокруг себя весь белорусский народ.



Коялович М. Чтения по истории Западной России. СПб., 1884, с. 207.

 

Православные брат­ства, являясь выразителями интересов трудового люда Беларуси, по мысли Михаила Кояловича, «составляли исключение не только в западнорусской церкви, но и во всем мире христиан­ском»50.

Труд и солидарность государству, обществу, гражданам нужны не реформы ради «рыночной экономики», не конкурен­ция в ущерб человеческой солидарности, не лицемерная благо­творительность богатых в пользу бедных, не отстранение госу­дарства от решения экономических и социальных проблем ради якобы свободы частного предпринимательства, а трудовая и эффективная экономика, работающая в интересах народа. Че­ловек труда, труженик - вот кто образует стержень идеологии белорусского государства.

Дружба народов, прежде всего братских народов - белору­сов, русских, украинцев. Общество не может продвигаться по пути прогресса без идеологии доверия и взаимного уважения между людьми различных национальностей, без объединения их усилий, без использования их гуманистического и созида­тельного потенциала.

Союзность. Особенность исторического развития Беларуси состоит в том, что белорусская государственность изначально формировалась как союзная государственность. Именно не уния, а союз. Общеизвестно, что попытки польской шляхты привлечь белорусское крестьянство к своей борьбе против Рос­сии всегда терпели крах. Ибо белорусы прекрасно понимали, что их враг - не Россия, а польский пан и латинский иезуитизм. Сами иезуиты, видя провал своего миссионерства в среде бело­русов, в сердцах произносили: «Грубый и окаменелый в схиме (православии - Л.К.) народ». Еще после первого раздела Речи Посполитой та часть нашего народа, которая осталась во вла­сти польского правительства, в своем прошении на имя Екате­рины II высказывала следующую мысль: «Когда же и для нас взойдет солнце, когда и мы будем присоединены к единовер­ной России, избавимся от ига польского!»51.

Коялович М. Литовская церковная уния. СПб., 1859. Т. 1, с. 73. 51 Коялович М. Лекции по истории Западной России. М., 1864, с. 364.

 

Разделы Речи Посполитой в конце XVIII века подвели чер­ту под целым периодом истории Беларуси, когда последняя наконец-то освободилась от неестественной и гибельной унии с Польшей. Это признавали великие европейские демократы, нисколько не симпатизировавшие России. В частности, Ф.Энгельс писал: «Поляки никогда не совершали в истории ничего, кроме храбрых драчливых глупостей. Нельзя указать ни одного момента, когда Польша даже по сравнению с Росси­ей играла бы прогрессивную роль или вообще совершила бы что-либо имеющее историческое значение». Прогрессивное значение вхождения Беларуси в состав Российской империи заключается в том, что, находясь в лоне своей родной восточ­нославянской цивилизации, белорусский народ избежал дена­ционализации и тем самым сохранил предпосылки для после­дующего национального и государственного возрождения.

Поэтому принцип союзности является атрибутивным при­знаком всей структуры идеологических ценностей нашего арода. Вот почему образование белорусско-российского Со­юзного государства соответствует духу идеологии белорусско­го народа.

Упорное насаждение в нашем Отечестве западных ценно­стей, уже дискредитировавших себя на Белой Руси в XVI-XVIII веках, кроме недоумения и тревоги ничего вызвать не может. Подобные ценности ведут к смене пространственно-временных и духовно-нравственных ориентиров нашего народа, к отрыву Беларуси от своей общерусской цивилизационной природы. Только идя исторически апробированной общерусской цивили­зационной дорогой, дорогой союзной государственности, мо­жет плодотворно развиваться белорусская национальность и белорусская государственность.

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1656)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.003 сек.)