Возникновение и развитие режиссёрских игр
Режиссёрские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. Их возникновение тесно связано с развитием в раннем возрасте предметно-игровой деятельности, а затем отобразительной и сюжетно-отобразительной игры. Следующий этап - возникновение индивидуальных и совместных сюжетно-ролевых игр. Для развития совместных форм сюжетно-ролевых игр решающее значение имеет способность ребенка вступать в отношения со сверстниками, общаться с ними, договариваться, учитывать их положения и пр. Эти игровые навыки развиваются на протяжении всего детства. Для существования и развития индивидуальных форм игры наиболее важным является актуализация собственного социального опыта. Они не требуют от детей навыков общения, а поэтому доступны и маленьким детям; возникают в конце 3-го и начала 4-го годов жизни и встречаются в 2-х разновидностях: 1) игpa, в которой ребенок берет на себя конкретную главную роль, а остальные распределяет между игрушками. В такой игре ребенок часто может выполнять роль человека, который действует с предметами, и роль предмета (ребенок-машина-шофер); 2) игра, в которой ребенок распределяет все роли между игрушками, а сам выполняет функцию режиссёра-организатора общения между персонажами и событий, происходящих в процессе игры. Такая игра и считается игрой режиссёрского типа. Режиссёрские игры не всегда бывают абсолютно индивидуальными. Иногда они могут объединять 2-3 участников и характерны для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Для развития режиссерских игр необходимы Ø полифункциональные игрушки, не привязывающие ребенка к конкретным действиям, Ø определенный социальный опыт, Ø достаточная степень обобщения и воображения, Ø руководство взрослого, помогающего развитию сюжета; Ø отсутствие партнеров, Ø умения и желания ребенка придерживаться норм поведения группы, Ø потребность в большей независимости, Ø отклонения в психическом и физическом развитии детей и др.
Особенности режиссерских игр: - своеобразна позиция играющего ребенка: он распределяет роли, не принимая на себя никакой конкретной роли или, наоборот, по очереди выполняет все. Игра организуется как бы извне. Ребенок управляет событиями, строит и меняет сюжет в соответствии со своими желаниями; - сюжеты всегда более разнообразны и динамичны, чем те, которые встречаются в совместных играх, что можно объяснить большей свободой ребенка в построении сюжетов, независимость от принятых в группе игровых стереотипов, возможностью актуализировать в игре собственный опыт, устранять трудности, связанные с общением; - характерна ассоциативная динамика сюжета, отсутствие точного игрового замысла, имеется только приблизительная тематика игры; - ход игровых событий, их появление и смена определяются ассоциациями, который возникают у ребенка; - непосредственный и опосредованный опыт детей переплетается, но не навязывает неизменных последовательных событий; - в качестве персонажей выступают игрушки, дополнительные действующие лица могут быть представлены полифункциональными предметами (фишки, шахматные фигурки); - характерен высокий уровень обобщения, социальные объекты замещаются знаками, обозначающими персонажей игр; - отношения между ними и события, происходящие с ними, создают сюжет игры, который ребенок-режиссер строит в соответствии с собственными представлениями; - ребенок в такой игре раскован, свободен и открыт, наблюдение за ним дает возможность увидеть и понять неосмысленные переживания ребенка; - эти игры сопровождаются эгоцентрической речью ребенка.
Значение режиссёрских игр для развития личности ребенка: - способствует социальному развитию ребенка, умению воспринимать и понимать жизненные ситуации, представлять отношения между людьми, их действия и поступки; - помогают детям приобрести игровой опыт и тем самым создать предпосылки для перехода к развитым сюжетно-ролевым играм; - развивают самостоятельность ребенка, умение занять себя в новой жизненной ситуации; - помогают приобрести навыки и умения, необходимые для организации самостоятельной театральной деятельности; - являются средством формирования у ребенка адекватной самооценки - необходимого компонента учебной деятельности и показателя готовности к школьному обучению; - помогают детям преодолеть трудности общения, неуверенность, боязливость, стеснительности, замкнутость. Это основной доступный вид игр для детей, воспитывающихся в семье, детей-инвалидов; детей, тяжело адаптирующихся к общественным формам воспитания; - дают возможность развиваться индивидуальным особенностям детей, игровому творчеству. Не скованный игровыми стереотипами и требованиями сверстника, ребенок отходит в построении сюжета от усвоенного образца. Он самостоятельно моделирует новую ситуацию из элементов знакомых сюжетов.
Поздеева Т.В., Литвина Н.В. Краткий курс лекций по дошкольной педагогике. – Минск, 2000
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1844)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |