Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Понятия «национальный менталитет» и «национальный характер»




Необходимость введения в контекст анализа культурно-исторической (цивилизационной) составляющей идеологии бело русского государства понятий «национальный менталитет» и «национальный харак­тер» вытекает из факта, что мыслительные привычки и установ­ки, особенности восприятия действительности и формы прояв­ления эмоциональной жизни наследуются людьми от прошлых поколений без ясного осознания этого. В социально-гумани­тарных науках, социальной психологии в частности, особен­ности мышления, мировосприятия и поведения социальных субъектов отражаются с помощью таких терминов, как «ментальность» или, что то же самое, «менталитет», «характер» и производных от их понятий.

Слова «менталитет», «ментальность» (от лат. — ум, мышление) обозначают склад ума, образ мыслей, мировос­приятие. Термин «ментальность» встречается в западноевро­пейской литературе уже в ХІХ в., однако в научный оборот он вошел после опубликования в 1922 г. французским этнологом и философом Л. Леви-Брюлем (1857-1939) работы («Первобытное мышление»; русский перевод — 1930). Существенный вклад в развитие понятия менталитета внесли французские историки Жорж Лефевр (1874—1959), Люсьен Февр (1878—1956) и немецко-американский философ, социо­лог и психолог Эрих Фромм (1900-1980) [51].



В современных социально-гуманитарных науках терми­ном «ментальность» принято обозначать совокупность готовностей, установок и предрасположенностей индивида, соци­альной группы или общности мыслить, чувствовать, воспри­нимать мир и действовать определенным образом. Это поня­тие характеризует глубинные черты сознания и поведения, оно в концентрированном виде отражает единство высокорационализированных форм сознания (науку, философию, идеологию, религию и т.п.) и мира бессознательных структур, неосознанных культурных стереотипов, определяющих пове­дение людей.

Понятие ментальности полностью применимо и к исследо­ванию особенностей сознания и поведения такой историче­ской общности людей, как нация (народ). Национальный мен­талитет, или национальная ментальность есть определенный способ восприятия окружающего мира и типичных образцов социального действия, регулирующих поведение данного наро­да и определяющих особенности его истории. Характер мыш­ления, мировосприятия и поведения народа формируются на протяжении длительного времени, охватывающего практиче­ски всю историю развития данной общности. Конкретные чер­ты ментальности народа складываются в единстве с его тради­циями, культурой, социальными структурами, природной сре­дой обитания. Иными словами, ментальность определенной общности людей формируется в процессе становления и разви­тия его социокультурной самобытности. В свою очередь, буду­чи социально-психологическим феноменом, сама менталь­ность выступает как порождающее сознание, задавая опреде­ленные образцы мышления и поведения индивидов, социаль­ных групп и народа в целом.

В отечественной научной литературе и общественно-поли­тическом лексиконе понятия «ментальность», «менталитет» ста­ли широко употребляться с 1990-х гг. XX в. До этого данные термины отсутствовали во всех словарях — русского языка, иностранных слов, философском. В русском языке близкими по смыслу к данным терминам являются слова «самосознание», «характер», «нрав». Однако их содержание (толкование) не включает в себя результаты новейших научных исследований в области психологии, особенно социальной психологии. В част­ности, слова «самосознание» или «характер» не отражают соот­ношения проявлений природного и культурного, рационально­го и эмоционального, сознательного и бессознательного, инди­видуального и коллективного в мышлении и поведении людей.

Относительно понятия «национальный характер» отметим, что в настоящее время оно отечественными исследователями употребляется наряду с понятием «национальная менталь­ность». Некоторые авторы термины «национальный характер» и «национальная ментальность» рассматривают как синонимы [52]. Однако термин «национальный характер» продолжает со­хранять свое самостоятельное значение, поскольку он, хотя и близок термину «национальный менталитет», все же не тожде­ственен ему. Главное их различие в том, что если ментальность представляет строй мышления, мировосприятие и жизненные установки определенной этнической общности, то националь­ный характер проявляется прежде всего в таких психологиче­ских феноменах, как темперамент, эмоции, чувства, настрое­ния, способы жизнедеятельности, поведения.

Как видно, термин «национальный характер» более узок по своему содержанию, он отражает главным образом внешнепо-веденческие особенности определенной национальной общ­ности, как бы оставляя в стороне рациональные аспекты этого поведения — мысли, установки, взгляды большинства общно­сти. Разумеется, отделить одно от другого в жизнедеятельности людей невозможно; поэтому и сами термины «национальный менталитет» и «национальный» характер» если не синонимич­ны, то весьма близки по своему содержанию.

Далее рассмотрим особенности национального характера белорусов в указанном выше смысле этого понятия. После это­го нетрудно будет представить и объяснить особенности поли­тической жизни белорусского общества.

 

Толерантность

Практически все исследователи единодушны в том, что доминирующей, т.е. преобла­дающей, чертой характера белорусов является толерантность (от лат. 1о1егаптла — терпение) — терпимость, снисходительность к кому- или чему-либо. Как черта характера личности или соци­альной общности толерантность есть отношение к другому че­ловеку, к представителям другой этнической общности или ре­лигиозной конфессии, к другим социальным общностям в це­лом как к равным себе партнерам. Можно сказать, что толерант­ность проявляется в уважительном отношении к людям с отли­чающимся от своего темпераментом, мировосприятием, скла­дом мышления и образом жизни. Толерантность как жизнен­ная установка предполагает настроенность на взаимопонима­ние с другими людьми, доброжелательные с ними взаимоотно­шения, на признание и уважение их права на собственную самобытность. Данная установка включает в себя также созна­тельное подавление возникающего в определенных условиях чувства неприязни и отторжения в других людях, в других на­родах, в другой культуре того, что не свойственно собственным представлениям или способам жизнедеятельности.

Толерантность белорусов в значительной, если не решаю­щей, мере предопределяется особым положением Беларуси в европейском культурно-цивилизационном пространстве. Как уже отмечалось, находясь на перекрестке противоборства вос­точных и западных религиозных и культурных ориентации, бе­лорусы на протяжении всей своей истории вынуждены перера­батывать и соединять в своей культуре, в своем мировоспри­ятии, в своем отношении к миру, а значит, и в своем характере все эти разнонаправленные ориентации. Изначальный миро­воззренческий фундамент национального характера белору­сов, в том числе их толерантности, составили ценности христи­анства, главным образом, его восточной ветви. Из века в век, из поколения в поколение православная церковь прививала наро­ду такие идеи и качества, как самоценность личности, милосер­дие, душевность, терпимость, взаимопомощь, сочувствие к чу­жому горю, любовь к своей отчизне, неприятие деспотизма, принуждения и гнета. В период Великого княжества Литовско­го осуществлялась своеобразная «притирка», т.е. приспособле­ние к сосуществованию различных конфессиональных общ­ностей — православных, католиков, протестантов, иудаистов, мусульман и др. Одновременно с этим на Беларуси развивалась культура, составными элементами которой являлись славяно­православная деревня и город европейского типа, т.е. город ор­ганизованный на основе магдебурского права. В этих условиях толерантность являлась важнейшей предпосылкой формирова­ния, существования и развития белорусов как самобытной этнической общности.

Исследователи национального характера белорусов обраща­ют внимание на то, что феномен их толерантности получил свое дальнейшее обоснование в мировоззренческой позиции Ф. Скорины, который, исходя из исторического опыта, условий отечественной и западноевропейской жизни, ренессанско-гуманистических устремлений, являлся сторонником примире­ния и сближения между восточным и западным христиан­ством. Причем согласие между ними он мыслил на основе рав- , ноправия и свободного волеизъявления [53]. Скориновскую 1 позицию восприняли и продолжили его наследники — деятели отечественного Возрождения. Их стараниями идея веротерпи- : мости сначала фиксируется в акте Варшавской конфедерации . 1573 г., а затем этот документ целиком включается в текст Ста­тута Великого княжества Литовского 1588 г.

 

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1649)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7