Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


К постиндустриальному (информационному) обществу




Приведенные положения подводят к выводу, что поиск стратегии общественного развития Беларуси, как и России, должен был связываться не с идеей модернизации, предназначенной для стран, не обладающих опытом индустри­ального развития, и не с идеей формирования общества сво­бодной рыночной конкуренции. Первое направление есть на­ше прошлое и пока еще настоящее, второе — прошлое индуст­риально развитых западных стран.

Будущее же нашей страны, как и западной цивилизации, на­ходится на пути формирования общества постиндустриально­го типа. Только ориентированная на движение к постиндустри­альному (информационному) обществу стратегия развития мо­жет обеспечить дальнейший прогресс Беларуси. Данная страте­гическая установка находится в русле того направления, в ка­ком на самом деле эволюционировала наша страна в составе СССР и эволюционирует западный мир. Других альтернатив общественного развития, — если вести речь о прогрессивном развитии, — в современном мире не существует.

Стратегия постиндустриальной модернизации, или постмо­дернизации [6], предполагает ориентацию на принципиально иные, нежели при индустриальной модернизации, параметры общества. Она предполагает также и иную постановку задач по ее реализации на той или иной стадии этого процесса. Подчер­киваем: постиндустриальное общество на стадии своей зрело­сти предполагает практически полное вытеснение физическо­го труда из производственного процесса и замену его трудом интеллектуальным. Это и есть главный признак общества постиндустриального (информационного) типа. Очевидно, что об­щества в указанном смысле пока нет нигде в мире [7].



Беларусь выбор своего основного стратегического ориенти­ра сделала именно в пользу формирования общества постин­дустриального типа. В части теоретического обоснования дан­ной стратегии и формулирования задач по ее реализации осо­бое значение имеет Послание Главы государства А.Г. Лукашен­ко Национальному собранию Республики Беларусь от 7 апреля 1999 г. В основе его содержания — идея о том, что современный мир характеризуется переходом от индустриальной стадии, гос­подствовавшей почти два века, к новой — постиндустриальной. Эта всеобщая тенденция, подчеркивается в документе, обуслов­ленная становлением нового технологического уклада произ­водства, дальнейшим углублением общественного разделения труда и глобализацией хозяйственной жизни, ведет к глубоким сдвигам в уровне и структуре общественного производства и соответственно в характере общественного развития.

Исходя из этой всеобщей тенденции, достигнутого в предшествующие годы уровня развития страны и потребно­стей социальной практики переживаемого страной истори­ческого этапа в послании выдвигается стратегическая цель постепенного перехода Беларуси к постиндустриальному об­ществу на основе новых технологических укладов и форми­рования всесторонне развитого человека — члена нового общества. В качестве основных составляющих этой цели указываются: становление и развитие социально ориентиро­ванной рыночной экономики; формирование сильного эффективного правового государства; становление развито­го гражданского общества.

«Конечная цель намечаемых преобразований, — указывает­ся в Послании, — достижение такого качества жизни и среды обитания, какого заслуживает народ Беларуси.

Социально ориентированная рыночная экономика — это высокоэффективная экономика с развитым предприниматель­ством и рыночной инфраструктурой, действенным государ­ственным регулированием распределения доходов, заинтересо­вывающим предпринимателей в расширении и совершенство­вании производства, а наемных работников — в высокопроизво­дительном труде. Она гарантирует высокий уровень благосо­стояния добросовестно работающим членам общества при соб­людении принципов конституционных гарантий прав и свобод граждан, выбора профессии и места работы, равенства всех форм собственности, гарантий ее неприкосновенности и ис­пользования в интересах личности и общества, обеспечения увязки благосостояния работника и результатов его труда, со­циальной защиты нетрудоспособных и других групп населе­ния, социального партнерства между государством, профсою­зами и союзами предпринимателей.

Включая эти типичные черты и основные принципы, бело­русская модель [организации общества. — В.М.] отражает исто­рию страны, традиции народа, его национальный характер с обостренным чувством человеческой солидарности, коллекти­визма и взаимопомощи. Поэтому, устремляясь к избранной мо­дели, экономическая система страны, ее государственные и об­щественные институты отсекают такие составляющие чисто рыночного хозяйства, как эгоцентризм, безработица, резкая имущественная дифференциация населения» [8].

Таким образом, в современных условиях в качестве страте­гической цели развития Беларуси, которая может консолиди­ровать и вывести общество на новый этап социального про­гресса, выступает общественное устройство постиндустриаль­ного типа или, если рассматривать только технико-технологи­ческие аспекты, общество, основанное на информационных технологиях. Базовыми социальными ценностями такой стра­тегии развития должны стать свобода, равноправие, справедли­вость, солидарность, сотрудничество и ответственность. Бли­жайшим результатом ее реализации явится демократическое во всех отношениях общество, в котором будут доминировать государственный и общественно-кооперативный сектора эко­номики, использоваться административные и рыночные ме­ханизмы регулирования производства, обеспечиваться высо­кий уровень интеграции между производителями как внутри страны, так и с зарубежными партнерами. Это будет обще­ство, в котором государственная политика подчинена созда­нию условий для удовлетворения всеми категориями граждан своих социальных потребностей и в котором уровень благосо­стояния человека обеспечивается в соответствии с количе­ством и качеством его труда.

 

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (636)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7