ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА И ДУХ КАПИТАЛИЗМА
Литература
2.Даосская этика. Литература 1. История этических учений. /Под ред. А.А. Гусейнова. М.,2003 (из раздела I «Китай» § 2 «Даосизм: индивидуалистический натурализм - этика природосообразного недеяния». С. 17-22). 2. Дао дэ цзин// по одному из изд.: Древнекитайская философия. В 2 т. М., 1972.Т.1. или Дао. Гармония мира. М..2000 или Лукьянов А.Е. Лао-цзы и Конфуций: Философия Дао. М.,2000 или в отд. изд. 3.Этическое учение буддизма. Литература 1. История этических учений. /Под ред. А.А. Гусейнова. М.,2003 (из раздела II «Древняя и средневековая Индия» § 4 «Этика и индийские пути к освобождению». С. 166-173). Дхаммапада. М., 1960 или в изд. Буддизм. Четыре благородные истины. М.,1999. (Главы: 1.Глава парных строф; 5.О глупцах; 9. О зле; 10. О наказании; 15.О счастье; 17. О гневе; 26.О брахманах)
3. Православный взгляд на религиозно-этические учения Востока Литература 1.Елисеев В., свящ. Православный путь ко спасению// Покаяние и исповедь на пороге XXI в. М., 2000. С.279-294 (Разделы «Путь классической йоги и покаяние», «Буддизм и Православие», «О действенности покаяния») 2. Трубецкой Н.С. Религии Индии и христианство //Православие и религии Востока. Сб. статей. С., 2005. С.317-336; 346-357; 369-378 3. Лосский Н.О. Христианство и Буддизм //Православие и религии Востока. Сб. статей. С., 2005. С.421-424; 436-496.
Семинар 3. Этика в мусульманской духовной традиции. 1.Этика в мусульманской духовной традиции. Литература Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М., 1998. 2.Практическая этика шариата Литература Максуд Р. Ислам. М., 1999. С.156-166, 179-240. 3.Сравнительный анализ представлений о человеке и его нравственном мире в христианской и мусульманской духовных традициях Литература Журавский А.В. Нравственные требования к личности в исламе и христианстве: сравнительный анализ. Электронный ресурс. Режим доступа: http://russned.ru/hristianstvo/nravstvennye-trebovaniya-k-lichnosti-v-islame-i
Семинар 4. Проблема смысла жизни и смерти в русской религиозной этике 1. Цель христианской жизни. Литература 1. Серафим Саровский, преп. Беседа с Н.А. Мотовиловым о цели христианской жизни // Преподобный Серафим Саровский в воспоминаниях современников. М., 1998 или в отд. изд.
2.И. А. Ильин о проблеме смерти и бессмертия Литература Ильин И.А. Поющее сердце // Ильин И.А. Соч. в 2 т. Т.2. М., 1994 или в изд. Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1998. (Разделы «О смерти», «О бессмертии»).
3.Митр. Сурожский Антоний об этических аспектах проблем умирания, смерти и вечной жизни. Литература (на выбор) а) Антоний, митр. Сурожский. Жизнь. Болезнь Смерть. Клин, 2000. (На выбор один из разделов: “Пастырь у постели больного” с.5-55 или “Смерть” с.56-110) б) Антоний, митр. Сурожский. Оживший из мертвых// Человек. 1996. №6. 1997. №1.
Семинары 5-6. Проблема природы добра и зла в русской религиозной этике. 1. Н.О. Лосский о проблеме абсолютности нравственных ценностей и условиях нравственности Литература Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М.,1991. Глава 5.С.85-103
2. В.С. Соловьев о первоначалах нравственности Литература Соловьев В.С. Оправдание добра // Соловьев В.С. Соч. в 2 т. М.. 1989.Т.1 или в отд. изд. или в Собр.соч.Т.8. (главы1-4) 3. Проблема сопротивления злу в русской религиозной этике. Л.Н. Толстой, И. А. Ильин, В.С. Соловьев о проблеме сопротивления злу силой. Литература 1. Толстой Л.Н. Не убий никого // Этическая мысль-91. Сб. М.,1992. 2. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою // Ильин И.А. Соч. в 2 т. Т.1. М., 1993 или в изд. Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1998. (Разделы 1,3,7,12,13,18). 3. Соловьев В.С. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории // Соловьев В.С. Соч. в 2 т. М.. 1989.Т.2. или в Соловьев В.С. Собр. соч. Т.10 или в отд. изд. (Разговоры 1,3 и “Краткая повесть об антихристе”)
Семинары 7-8. Любовь и брак в религиозной системе ценностей.
1. Философия любви В. Соловьева. Литература
2. С.Троицкий о духовно-нравственных основаниях брака. Литература
Семинар 9. Западноевропейская этическая мысль XIX- XX вв. о месте религиозных и нравственных ценностей в культуре 1. С. Кьеркегор об эстетическом, этическом и религиозном типах экзистенции. Этика и вера. Проблема долга перед Богом. Литература Кьеркегор С. Страх и трепет. Л., 1991 или в изд.: Кьеркегор С Страх и трепет. М.,1993.С. 18-28, 50-76
2. М. Шелер об основаниях религиозных и нравственных ценностей и ресентименте в структуре морали. Литература Шелер М. Ресентимент в структуре морали. Спб., 1999.С. 10-18, 56-64, 70-93, 102-114.
Семинар 10. Проблемы религиозной аксиологии в современной Католической и протестантской этической мысли 1.Этика неотомизма Литература Жильсон Э. Томизм. Введение в философию св. Фомы Аквинского// Жильсон Э. Избранное. Т.1. М., 2000.С.372-382, 387-393
2. А. де Любак об этическом теоцентризме и антропоцентризме. Литература Любак А. де. Драма атеистического гуманизма. М., 1997 С.9-37, 85-96.
1. А. Швейцер о принципе «благоговения перед жизнью». Проблема моральной ответственности. Литература Швейцер А. Культура и этика// по одному из изд.: Швейцер А. Культура и этика. М.,1973 или Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992. (Гл.XXI).
ВОПРОСЫ К ПЕРВОИСТОЧНИКАМ М. Вебер Макс Вебер (Weber, 1864-1920) – немецкий социолог, историк, экономист. Занимался проблемами истории государства, права, хозяйственной жизни. Основной целью работы «Протестантская этика и дух капитализма» (1905) было определение духовных истоков капитализма. Вебер принимал во внимание ряд особенностей идейной эволюции протестантизма, которые привели к формированию особого типа трудовой этики. Постепенно М. Лютер пришел к отрицанию необходимости для спасения церкви. Согласно Лютеру, священнодействием является вся повседневная деятельность человека. Для Бога главное – это состояние «внутреннего человека», мотивы его деятельности. Так Лютер приходит к понятию земного долга, призвания (Beruf) – бескорыстного, полного сознанием своей греховности служения Богу и ближним. На этой основе сформировалась протестантская концепция, освящающая повседневный целеустремленный труд, профессиональное мастерство и усердие как форму служения Господу. Кальвин конкретизировал выдвинутое М. Лютером понимание земного призвания христианина. Он считал, что успехи в предписанной свыше профессиональной деятельности могут служить косвенным свидетельством принадлежности к «избранным» к спасению. При этом он подчеркивал, что эта деятельность должна быть направлена не на достижение мирских благ и удовольствий, а на прославление величия Бога. Кальвин осуждал роскошь, леность, паразитизм, и при этом считал, что собственный труд и накопленное богатство – это лучший способ служения Богу. М. Вебер убедительно показал, что идеал «мирского аскетизма», положенный в основу пуританской этики, стал эффективным стимулом развития частного предпринимательства и становления капитализма, особенно в США. Вебер сознательно дистанцировался в своем исследовании от всяких оценочных суждений. Но осуществленное в его работе «Протестантская этика и дух капитализма» социологическое описание изменения нравов свидетельствует о том, что появление «духа капитализма» породило тенденцию подмены нравственной активности активностью чисто хозяйственной. Эта подмена сопровождалась надеждой на то, что моральные ценности (в частности, «любовь к ближнему») окажутся как бы автоматически воплощенными с помощью безличных социальных механизмов.
ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА И ДУХ КАПИТАЛИЗМА ВОПРОСЫ · Охарактеризуйте общую проблематику работы. Какие задачи ставит перед собой Вебер? Вероисповедание и социальное расслоение · Какие факты побудили Вебера обратиться к исследованию протестантской этики? «Дух» капитализма · С какой целью Вебер обращается к наставлениям Бенджамина Франклина? · Какие правила поведения содержат поучения Франклина? · Как Вебер характеризует идеал человека, который воплощен в жизненной философии Франклина? · В чем проявляется утилитаризм этики Франклина? · Что является высшим благом с точки зрения той жизненной философии, которую проповедует Франклин? · Какие мотивы в рассуждениях Франклина близки протестантскому мировоззрению? · Можно ли свести «дух капитализма» к жажде наживы? · В чем разница между докапиталистическим и капиталистическим отношением к труду? · Что Вебер называет капиталистическим духом? · Какие черты, на взгляд Вебера, характеризуют «идеальный тип» капиталистического предпринимателя? · Как меняется в эпоху перехода от Средневековья к Новому времени отношение к деятельности, направленной на получение прибыли? Концепция призвания у Лютера · Как Лютер понимает призвание? · Каково отношение Лютера к монашеству? Насколько оно объективно? · Какие идеи Лютера Вебер считает важнейшими? · В чем принципиальное отличие протестантского отношения к профессиональному мирскому труду от католического? · Какое отношение к труду – традиционное или капиталистическое – отражено в Библии? · Можно ли видеть в концепции Лютера выражение капиталистического «духа»? · В чем отличие кальвинизма от лютеранства в отношении к мирской деятельности? · Ставил ли кто-либо из реформаторов целью осуществление этической реформы или пробуждение «капиталистического духа»? · Можно ли объяснить возникновение капитализма исключительно влиянием Реформации? Религиозная основа мирского аскетизма · Какие протестантские деноминации Вебер считает историческими носителями аскетического протестантизма? · В чем суть кальвинистского учения о предопределении? · Как повлияло кальвинистское учение о предопределении на самоощущение человека? · Какое значение для кальвиниста имеет социальная и профессиональная деятельность в миру? · Каким образом, согласно Кальвину, человек может удостовериться в своем избранничестве? · Какое религиозное значение приобретает в кальвинизме неутомимая деятельность в рамках своей профессии? · Какое значение придается в кальвинизме добрым делам? · Как Вебер понимает аскезу и в чем он усматривает сходство кальвинистской аскезы с католической? · В чем Вебер видит отличие кальвинистской аскезы от средневековой? · Как произошло преобразование монашеской аскезы в мирскую? · К чему ближе по духу этика кальвинизма – к Ветхому завету или к Новому? Аскеза и капиталистический дух · Каково отношение пуританства к богатству? · Какое значение придает пуританство труду? · В чем различие между католическим и пуританским толкованием слов ап. Павла «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь»? · В чем своеобразие пуританского учения о профессиональном призвании? · Какое значение в глазах пуританина имеет доходность профессии? · Какой идеал человека формируется в пуританстве? · Какие жизненные принципы составляют основу мирского аскетизма? · Каким образом мирская аскеза способствовала распространению «духа капитализма»? · Почему эволюция протестантской трудовой этики с неизбежностью вела к утрате ее религиозного содержания?
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1190)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |