Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

ТЕМА 1. Введение в микроэкономику





МИКРОЭКОНОМИКА

Конспект лекций

 

Витебск

УДК 330(075)

C30

 

Микроэкономика: конспект лекций.

 

Витебск: Министерство образования Республики Беларусь, УО “ВГТУ”,2007.

Составитель: к.э.н., доц. кафедры экономической теории и маркетинга ВГТУ Егорова В.К.

Предлагаемый конспект лекций является необходимым дополнением к базовому курсу микроэкономики. В нем представлен основной инструментарий микроэкономического анализа, помогающего ориентироваться в различных рыночных ситуациях и избегать ошибок в практической деятельности.

Конспект лекций подготовлен в соответствии с рабочей программой курса «Микроэкономика» для студентов экономических специальностей очной и заочной форм обучения.

 

Одобрено кафедрой экономической теории и маркетинга УО “ВГТУ” "_____ " _______________ 2007 г., протокол № ____

Рецензент: к.э.н., доц. Семенчукова И.Ю.

Редактор: к.э.н., доц. Семенов М.Н.

 

Рекомендовано к опубликованию редакционно-издательским советом ВГТУ

“____” _______________ 200__г., протокол №_____

 

 

Ответственный за выпуск Гордеева Н.С.

Учреждение образования «Витебский государственный технологический университет»

_______________________________

 

Подписано к печати ____________Формат_______Уч.- изд. листов___________

Печать офсетная. Тираж ____________экз. Заказ__________ Цена ___________

 

Отпечатано на ризографе УО «Витебский государственный технологи­ческий университет».

Лицензия на издательскую деятельность № 02330/0133005 от 1 апреля 2004 г.

210035, Витебск, Московский пр-т, 72

 

Учреждение образования «Витебский государственный технологический университет»

Содержание

Тема: Введение в микроэкономику
Тема: Спрос и предложение в механизме рынка
Тема: Рыночное равновесие
Тема: Теория эластичности
Тема: Теория покупательского выбора
Тема: Теория производства
Тема: Издержки производства
Тема: Рынок совершенной конкуренции
Тема: Рынок монополии
Тема: Рынок монополистической конкуренции
Тема: Рынок олигополии
Тема: Спрос на экономические ресурсы
Тема: Ценообразование на ресурсных рынках
  Список литературы

 



ТЕМА 1. Введение в микроэкономику

1.Место. Границы. Логика и инструментарий микроэкономики. Предмет микроэкономики.

2.Фундаментальные вопросы микроэкономики и их решение на микро уровне.

3.Методологические принципы микроэкономической теории.

1.

Отраслевые экономические науки (экономика торговли, промышленности, …)

 

Микроэкономика является структурным элементом базовой экономики и изучает поведение отдельных хозяйствующих субъектов в условиях конкретных рыночных структур по поводу рационального использования ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей.

Схема хозяйственного кругооборота ресурсов, продуктов, доходов

Из схемы видно, что микроэкономика изучает 4 блока проблем:

1)Теория спроса и рационального поведения покупателя.

2)Теория предложения и рыночного поведения фирмы.

3)Теория совершенной и несовершенной конкуренции.

4)Теория ресурсных рынков и факторных доходов.

Логика микроэкономики соответствует логике человеческого познания и осуществляется на 3 уровнях:

1.Эмпирический уровень, т.е. экономика исследует факты реальной действительности, описывая их и пытаясь объяснить.

2.Теоретический уровень: экономика классифицирует наблюдаемые факты, стремясь выявить в них закономерности и сформулировать основные принципы и законы.

3.Практический уровень: предполагает использование экономических знаний в выработке рекомендаций для хозяйственной практики, прогнозировании на основе нормативного анализа.

Инструментарий микроэкономики – это те средства, которые позволяют исследовать, объяснить, прогнозировать развитие микроэкономических процессов:

1)Основные принципы и законы.

Принципы: принцип функциональной связи экономических явлений, принцип предельного анализа, принцип рационализма (оптимума).

Законы: закон спроса и предложения, закон убывающей предельной полезности, закон специфической производительности факторов производства, закон убывающей производительности факторов производства.

2)Экономико-математические модели, в виде таблиц, аналитических формул, графиков.

3)Система совокупных, средних (удельных) и предельных (маржинальных) величин и показателей.

4)Особый понятийно - категориальный аппарат: рынки, цены, микро-субъекты.

5)Абстрагирование, историзм, психологизм.

2.Микроэкономика, как и экономическая теория в целом, даёт ответы на 3 фундаментальных вопроса: Что, Как, Для кого производить. При этом осуществляется рациональный выбор. Первый вопрос решается с помощью альтернативной (вменённой) стоимости производства, т. е необходимости отказа от использования одних ограниченных ресурсов для реального размещения их в любом другом направлении. Рациональный выбор требует, чтобы альтернативные издержки производства были минимальными. Второй вопрос решается с помощью понятия эффективности, рационализма, оптимума. Эффективное производство предполагает полное использование ограниченных пригодных ресурсов и полный объём производства. Рациональное хозяйствование требует максимизации результата, выгоды и минимизации издержек, затрат. Оптимум в производстве означает состояние, при котором система находится в состоянии равновесия, т. е. у субъекта нет стимула, чтобы менять своё поведение. Ответ на третий вопрос связан с понятием факторного распределения доходов и справедливого распределения. Факторное распределение экономически эффективно и описывается оптимумом Парета: если благосостояние одного субъекта не возможно улучшить, не ухудшая благосостояния другого, то в системе достигнуто оптимальное состояние. Справедливое распределение – это область нормативного анализа и зависит от оценочных суждений, вкладываемых в понятие справедливость.

3.Микроэкономика строится на следующих методологических принципах:

1) Принцип альтернативности выбора;

2) Принцип индивидуализма (Робинзонады);

3) Принцип рационального выбора;

4) Принцип полной информированности индивида;

5) Принцип количественного анализа, функциональной взаимосвязи;

6) Принцип статического анализа.

1) Предполагает принятие решений в условиях безграничности потребностей при ограниченности ресурсов. Факторы, влияющие на выбор: факторы предпочтения и факторы ограничения.

2) Означает, что принятие решений и достижение целевой функции субъекта осуществляется независимо от решений и установок других индивидов.

3) Требует максимизировать результат и минимизировать издержки.

4) Позволяет оценивать как личную, так и чужую выгоду и оптимизировать свои действия по критерию максимизации этой выгоды.

5) Предполагает создание формализованных моделей рыночного поведения субъектов и анализ как статичных, так и динамичных состояний экономической системы.

6) Предполагает, что любая экономическая система стремится к равновесию и находится либо в равновесном состоянии, либо в процессе перехода от одного равновесия к другому.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (498)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)