Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Гипотеза Полосухина о реоригинации





Аристотель

О ДУШЕ

[Перевод П.С.Попова]

КНИГА ПЕРВАЯ

Глава первая

 

«Добиться о душе чего-нибудь достоверного во всех отношениях и безусловно труднее всего. Поскольку искомое обще многим другим [знаниям] – я имею в виду вопрос о сущности и о сути вещи (to ti esti)3, – можно было бы, пожалуй, предположить, что есть какой-то один путь познания всего того, сущность чего мы хотим познать, так же как есть один способ показать привходящие свойства вещи, так что следовало бы рассмотреть этот путь познания. Если же нет какого-то одного и общего пути познания сути вещи, то становится труднее вести исследование: ведь нужно будет найти для каждого предмета какой-то особый способ. И даже когда станет ясно, что этот способ есть доказательство, деление4 или какой-нибудь другой путь познания, остается еще много затруднений и возможных ошибок; надо подумать о том, из чего исходить: ведь для разного начала различны, например для чисел и плоскостей,

Быть может, прежде всего необходимо определить, к какому роду [сущего] относится душа и что она такое; я имею в виду, есть ли она определенное нечто (tode ti)5, т.е. сущность, или же качество, или количество, или какой-нибудь другой из различенных нами родов сущего (kategoriai); далее, относится ли она к тому, что существует в возможности, или, скорее, есть некоторая энтелехия: ведь это имеет немаловажное значение.

Следует также выяснить, состоит ли душа из частей или нет и однородны ли все души или нет. И если не однородны, то отличаются ли они друг от друга по виду или по роду. Это нужно выяснить потому (nyn), что те, кто говорит о душе и исследует ее, рассматривают, по-видимому, лишь человеческую душу6. Не должно ускользать от нас и то, одно ли определение души, как, например, определение живого существа одно, или душа каждого рода имеет особое определение, как, например, душа лошади, собаки, человека, бога (живое же существо как общее есть либо ничто, либо нечто последующее7.

 

«В большинстве случаев, очевидно, душа ничего не испытывает без тела и не действует без него, например: при гневе, отваге, желании, вообще при ощущениях. Но больше всего, по-видимому, присуще одной только душе мышление. Если мышление есть некая деятельность представления или не может происходить без представления, то и мышление не может быть без тела. Если же имеется какая-нибудь 10 деятельность или состояние, свойственные одной лишь душе, то она могла бы существовать отдельно от тела. А если нет ничего присущего лишь ей одной, то, значит, она не может существовать отдельно, а с ней дело обстоит так же, как с прямой линией, которая, поскольку она прямая, имеет много привходящего, например то, что она может касаться медного шара лишь в одной точке; однако прямая линия будет касаться его не как отдельно существующая: ведь она неотделима от тела, 15 поскольку она всегда существует вместе с тем или иным телом.».



 

«Думается, что познание души много способствует познанию всякой истины, особенно же познанию природы. Ведь душа есть как бы начало живых существ. Так вот, мы хотим исследовать и познать ее природу и сущность, затем ее проявления, из которых одни, надо полагать, составляют ее собственные состояния, другие же присущи – через посредство души – и живым существам».

 

«…состояния души неотделимы от природной материи живых существ так, как неотделимы от тела отвага и страх…»

 

«Имеется еще больше оснований усомниться в том, что душа движется, если обратить внимание на следующее. А именно: мы говорим, что душа скорбит, радуется, дерзает, испытывает страх, далее, что она гневается, ощущает, размышляет. Все это кажется движениями. И потому можно было бы подумать, что и сама душа движется. Но это вовсе не необходимо. Ведь если и скорбеть, радоваться, размышлять – это именно движения, и все это означает быть приведенным в движение, то такое движение вызывается душой (например, гнев или страх – оттого, что сердце вот так-то приходит в движение; размышление, быть может, означает такое вот движение сердца или чего-то иного; причем в одних случаях происходят перемещения, в других – превращения; какие и как – об этом особый разговор). Между тем сказать, что душа гневается, – это то же, что сказать – душа ткет или строит дом. Ведь лучше, пожалуй, не говорить, что душа сочувствует, или учится, или размышляет, а говорить, что человек делает это душою, сочувствует, учится или размышляет, И это не означает, что движение находится в душе, а означает, что оно то доходит до нее, то исходит от нее; так, восприятие от таких-то вещей доходит до нее, а воспоминание – от души к движениям или их остаткам в органах чувств.

Что касается ума, то он, будучи некоторой сущностью, появляется, по-видимому, внутри [души] и не разрушается. Ведь разрушение вызывается главным образом ослаблением в старости; здесь же [с умом] происходит примерно то же, что с органами чувств. В самом деле, если бы старик получил глаз юноши, то он видел бы подобно ему. Таким образом, старение происходит не оттого, что душа претерпела какое-то изменение, а оттого, что претерпело изменение тело, в котором она находится, подобно тому как это бывает при опьянении и болезнях. Мышление и умозрение также слабеют, когда внутри разрушается нечто другое, само же мышление ничему не подвержено. Размышление, любовь или отвращение – это состояния не ума, а того существа, которое им обладает, поскольку оно им обладает. Вот почему, когда это существо повреждается, оно и не помнит и не любит: ведь память и любовь относились не к уму, а к связи [души и тела], которая исчезла. Ум же есть, пожалуй, нечто более божественное и ничему не подверженное.

 

Левченко В.Ф. Эволюция биосферы до и после появления человека. –СПб.: Институт эволюционной биологии и биохимии Россифской академии наук, 2003. – 164 с.

Подведем некоторые итоги. Любая живая система имеет материальную структуру, которую она стремится сохранить, используя внешние источники энергии и вещества. Для этого ей необходимы рецепторы, поставляющие данные об окружающей и внутренней среде, инструкции и эффекторы, позволяющие изменять те или иные параметры взаимодействия системы со средой. При этом эффекторы, что принципиально, обычно являются усилителями мощности, то есть осуществляют макро-реакцию в ответ на микро-изменения, вызываемые раздражителями в рецепторах. Рецепторы и эффекторы включены в петли замкнутых причинно-следственных отношений «система - среда», а правила поведения задаются инструкциями по которым, в зависимости от сигналов рецепторов, функционируют эффекторы. Все это дает живой системе возможность осуществлять упреждающую деятельность, в частности, избегать вредных воздействий со стороны среды, а также в ряде ситуаций эффективно использовать ее ресурсы. Инструкции функционирования могут быть заложены в саму конструкцию биологической системы - экосистемы, биосфера, - в случае же организмов используются главным образом специальные механизмы памяти. Для поддержания структуры и функционирования каждой морфологической и (или) функциональной системы организма, а также всего организма как целого, используются специфические самосохраняющие наборы инструкций. Самосохранение всего организма является при этом главной, постоянно существующей целью, точнее - принципом, императивом функционирования. На математическом языке это может быть выражено в виде вариационного принципа для функционала, описывающего успешность поведения в некотором фазовом пространстве условий: допустимы лишь те траектории, при которых все время сохраняется жизнедеятельность системы (см. ниже и об оптимальных эволюционных траекториях Levchenko, 1999). Указанные особые, неклассические свойства биологических систем позволяют им избегать «кошмара второго начала термодинамики», в соответствии с которым, энтропия системы должна увеличиваться с течением времени и, в конце концов, достигать уровня энтропии среды (иногда говорят - уровня шума). Использование биологическими системами нежестких инструкцийприводит к тому, что их поведение не всегда однозначно детерминировано средой и предысторией. В силу указанных специфических свойств эти системы не подчиняются полностью физическим законам классической термодинамики (Николис, Пригожин, 1990; Rosen, 1991).

Соображения о возможности существования низкоэнтропийных структур, но высказанные с термодинамических позиций, были изложены в другой книге автора: «это возможно… тогда, когда каждый раз в процессе релаксации системы она будет поглощать определенную порцию энергии из среды» (Левченко, 1993а, с. 139). Иными словами, такое вполне реально, если система устроена так, что при повышении уровня энтропии ее структур, возрастает вероятность поглощения системой порций энергии из внешней среды. Очевидно, что это может быть достигнуто с помощью управляющих поведением системы специальных инструкций».

«Для того чтобы подчеркнуть, что среди всего множества инструкций существует такая, которая направлена на сохранение всей биологической системы в целом, было введено понятие Демона жизни (Levchenko, Khartsiev, 2000; Левченко, 2001а), названное так по аналогии с демоном Максвелла.

Чтобы данные рассуждения не показались чересчур философско-абстрактыми, попробуйте представить себе компьютерную программу, моделирующую поведение живого существа. Одних только частных инструкций, которые помогают ему правильно действовать в конкретных ситуациях, окажется недостаточно. Должен быть некий «смысл», связующий воедино все отдельные действия. Ведь каждое из них само по себе механистично, может находиться в противоречии с другими и не подразумевает выживание организма, а в лучшем случае лишь способствует ему. Иначе говоря, требуется еще что-то общее, нужна инструкция более высокого порядка, отражающая необходимость выживания, «волю к жизни». Эта инструкция, использующая обобщенные сведения об уровне успешности существования в каждый момент времени, и управляющая частными инструкциями и называется Демоном жизни.»

«Таким образом, Демон жизни - это мета-инструкция, которой подчиняются все остальные инструкции, обслуживающие жизненно важные процессы и функции живой системы. Говоря техническим языком, - это своего рода непрерывно работающий супервизор, обрабатывающий данные о происходящем и способствующий запуску и (или) выработке таких, управляющих состоянием системы и ее подсистем частных инструкций функционирования, выполнение которых должно способствовать самосохранению. Можно также сказать, что любой Демон жизни - это размытый алгоритм с заложенной в него целью поддерживать непрерывность процесса жизни, несмотря на изменения внешних условий и неопределенность будущего, за исключением ближайшего. Однако при этом следует иметь в виду, что выполнение такого алгоритма никогда не приводит к какому-то окончательному, «финальному» результату, поскольку цель в данном случае не может быть достигнута раз и навсегда: нельзя при жизни достигнуть такого состояния, когда никакой активности по ее поддержанию больше не потребуется. Получается, что Демон жизни представляет собой нефинальную размытую инструкцию, выполнение которой ни при каких обстоятельствах не приводит к выигрышу в смысле теории игр (Воробьев, 1984; Петросян и др. 1998; Van Valen, 1980; Welbull, 1995). Строго говоря, использование слова «цель» в случае нефинальных инструкций не совсем корректно, в этом случае, видимо, правильнее говорить не о конечных целях, а о принципах поведения, выраженных в императивах (вспомните Иммануила Канта!). Тогда для Демона жизни категорическим императивом будет сохранение соответствующей живой системы во что бы то ни стало и при любых обстоятельствах. Выигрыш при этом невозможен, проигрыш недопустим, а вся деятельность направлена на то, чтобы «игра в жизнь» продолжалась как можно дольше.

 

 

3. Сантьягская теория. Ключевой шаг вперед, сделанный сантьягской теорией, состоит в отождествлении процесса познания с процессом жизни. Познание, согласно Матуране и Вареле, — это деятельность, являющаяся частью самовоспроизводства и самосохранения живых сетей. Иными словами, познание — это собственно процесс жизни. Ментальная деятельность — это организующая деятельность живых систем на всех уровнях жизни. Взаимодействия живого организма — растения, животного или человека — с окружающей его средой суть когнитивные взаимодействия. Жизнь и познание оказываются, таким образом, неразрывно связанными. Разум — или, говоря точнее, ментальная деятельность — имманентен материи на всех уровнях живого.

Это — радикальное расширение концепции познания, а тем самым и концепции разума. С этой новой точки зрения познание охватывает весь процесс жизни — в том числе восприятие, эмоциональную деятельность и поведение — и не имеет своим непременным условием наличие мозга и нервной системы.

В сантьягской теории познание тесно связано с автопоэзисомсамовоспроизводством живых сетей. Определяющей характеристикой автопоэтической системы является то, что она претерпевает непрерывные структурные изменения, при этом сохраняя паутинообразную организационную модель. Компоненты сети постоянно порождают и преобразуют друг друга, и происходит это двумя различными путями. Первый тип структурных изменений — самообновление. Всякий живой организм постоянно обновляет себя по мере того, как его клетки, делясь, выстраивают новые структуры, а ткани и органы непрерывно и циклически обновляют свой клеточный состав. Но невзирая на эти непрекращающиеся перемены организм сохраняет свое совокупное своеобразие, или организационный паттерн.

Второй тип структурных изменений в живой системе охватывает те из них, которые создают новые структуры — устанавливают новые связи в автопоэтической сети. Эти перемены, носящие уже не циклический, но поступательный характер, также происходят непрерывно, будучи обусловлены либо воздействиями окружающей среды, либо внутреннейдинамикой системы.

Согласно теории автопоэзиса, живая система связывается с окружающей средой структурно — то есть посредством периодических актов взаимодействия, каждый из которых вызывает структурные изменения системы. Так, клеточная мембрана постоянно включает в метаболические процессы клетки вещества из окружающей среды. Нервная система изменяет характер своих связей в результате каждого акта чувственного восприятия. И вместе с тем живые системы автономны. Среда лишь инициирует структурные изменения; она не определяет их род и не управляет ими.

Структурное связывание в понимании Матураны и Варелы устанавливает четкое различие между способами взаимодействия с окружающей средой живых и неживых систем. Так, если вы ударите по камню, он среагирует на ваш удар сообразно линейной причинно-следственной цепи. Его поведение можно рассчитать, руководствуясь основными законами ньютоновой механики. Но если вы ударите собаку, ситуация будет совершенно иной. Собака отреагирует на удар структурными изменениями, сообразными ее собственной природе и (нелинейной) организационной модели. Результирующее ее поведение, вообще говоря, непредсказуемо.

Живой организм откликается на воздействия среды структурными изменениями, а изменения эти, в свою очередь, изменяют его дальнейшее поведение. Иными словами, структурно связанная система является обучающейся. Непрерывные структурные изменения в ответ на воздействия среды — и, соответственно, постоянное приспособление, обучениеи развитие — это ключевая характеристика поведения всех живых существ. Благодаря такой структурной связанности мы можем назвать поведение животного разумным, но не можем сказать этого о поведении камня.

Постоянно взаимодействуя со своим окружением, живой организм претерпевает цепь структурных изменений, и со временем устанавливает свой, уникальный путь структурного связывания. В каждой точке этого пути структура организма представляет собой протокол предыдущих структурных изменений и, соответственно, предыдущих взаимодействий. Иными словами, все живые существа хранят свою историю. Живая структура — это всегда летопись предшествовавшего развития.

Далее, из того, что организм хранит память о предыдущих структурных изменениях, а всякое структурное изменение влияет на будущее поведение организма, следует, что поведение живого организма диктуется его структурой. По терминологии Матураны, оно является «структурно детерминированным».

Такое представление позволяет по-новому взглянуть на давний философский спор о свободе и предопределенности. По Матуране, поведение живого организма детерминировано, но не внешними силами, а собственной структурой организма — структурой, сформированной в результате цепочки независимых структурных изменений. Таким образом, в своем поведении живые организмы равно свободны и обусловлены.

Итак, живые системы реагируют на внешние раздражения автономно, путем структурных перестроек, то есть изменений структуры своей связи со средой. Согласно Матуране и Вареле, управлять живой системой нельзя — можно лишь оказывать на нее возмущающее воздействие. Более того, живая система не только сама определяет свои будущие структурные изменения, она также определяет, какие внешние раздражения их вызовут. Иными словами, живая система сохраняет за собой свободу решать, что именно замечать в своем окружении и на что реагировать. Это — ключевой момент сантьягской теории познания. Структурные изменения системы представляют собой акты познания. Определяя, какие воздействия окружающей среды будут вызывать в ней изменения, система устанавливает рамки своей области познанного; по выражению Матураны и Варелы, она «рождает мир».

Вместе с тем познание — это не отображение некоего независимо существующего мира, но постоянное конструирование мира в процессе жизнедеятельности. Взаимодействия живой системы с окружением суть познавательные акты, и сам процесс жизнедеятельности — это процесс познания. По словам Матураны и Варелы, «жить — значит познавать». По мере того как организм движется по индивидуальному пути структурных изменений, каждое такое изменение соответствует акту познания. Это означает, что обучение и развитие — не что иное как две стороны одной медали.

Отождествление разума или же познания с процессом жизнедеятельности — это новая для науки идея, но также и одна из глубочайших и древнейших интуитивных догадок человечества. В древности рациональный человеческий разум считался лишь одним из аспектов нематериальной души или духа. Основное различие проводилось не между телом и разумом, а между телом и душой или же телом и духом.

В древних языках понятия души и духа передаются посредством метафоры дыхания жизни. Слова, означающие «душу» на санскрите ( atman ), греческом ( psyche ) и латинском ( anima ) языках, означают «дыхание». То же верно и для слов, означающих «дух»: spiritus по-латыни, рneuma по-гречески и ruah по-древнееврейски. Все они также означают «дыхание».

За всеми этими словами издревле стоит та общая идея, что душа или же дух— это дыхание жизни. Далеко за рамки рационального сознания выходит и сантьягская теория, охватывающая весь жизненный процесс. Описание познания как дыхания жизни представляется великолепной метафорой!

Концептуальный прорыв сантьягской теории станет наиболее очевиден, если мы вернемся к щекотливому вопросу о связи между разумом и телом. В сантьягской теории связь эта проста и недвусмысленна. Картезианское представление о разуме как о «мыслящей вещи» отвергается. Разум более не вещь, но процесс — процесс познания, отождествляемый с процессом жизнедеятельности. Мозг — это специфическая структура, через посредство которой этот процесс протекает. Связь между разумом и телом, таким образом, — это связь между процессом и структурой. Более того, мозг — не единственная из таких структур. В процессе познания участвует вся структура организма, независимо от того, обладает он мозгом и центральной нервной системой или нет.

На мой взгляд, сантьягская теория познания — это первая научная теория, преодолевающая картезианское разделение разума и материи, а потому она таит в себе далеко идущие следствия. Разум и материя более не мыслятся принадлежащими двум различным категориям, а могут рассматриваться как представители двух взаимодополняющих аспектов феномена жизни — процесса и структуры. На всех уровнях жизни, начиная с простейших клеток, разум и материя, процесс и структура неразрывно связаны между собой.

Биология познания является объяснительной предпосылкой, с помощь которой, мы пытаемся показать, как человеческие когнитивные процессы возникают из деятельности человеческих существ, как живущих систем. Как таковая «биология познания» добавляет рефлексию, ориентированную на понимание живых систем, их эволюционной истории, языка как биологического явления, природы объяснения и возникновения человечности. Как рефлексия, о том, как мы делаем то, что мы делаем как наблюдатели, она является изучением эпистемологии знания. Но в тоже время, как рефлексия, по поводу того, как мы существуем в языке как существа осуществляющие язык, она является изучением человеческих отношений».

 

4. Саморегуляция(от лат. геgulare — упорядочивать, налаживать) — целесообразное функционирование живых системразных уровней организации и сложности. Психическая саморегуляция является одним из уровней регуляции активности этих систем, которая выражает специфику психических средств отражения и моделирования действительности, которые реализовывают ее, в частности рефлексии субъекта. Психическая саморегуляция осуществляется в единстве ее энергетических, динамических и содержательно смысловых аспектов.При всем разнообразии видов проявлений саморегуляция имеет следующую структуру: принятая субъектом цельего произвольной активности, модель значимых условий деятельности, программа собственно исполнительских действий, система критериев успешностидеятельности, информация о реально достигнутых результатах, оценки соответствияреальных результатов критериям успеха, решения о необходимости и характере коррекциидеятельности. Саморегуляция является замкнутым контуром регуляции и является информационным процессом, носителями которого выступают разные психические формы отражения действительности. В зависимости от вида деятельности и условий ее осуществления саморегуляция может реализоваться разными психическими средствами (чувственные конкретные образы, представления, понятия и др.). Принятая субъектом цель не определяет однозначно условия, необходимые при построении программы исполнительских действий; при похожих моделях значимых условий деятельности возможны разные способы достижения одного и того же результата и т.п. Общие закономерности саморегуляции реализуются в индивидуальной форме, зависящей от конкретных условий, а также от характеристик нервной деятельности, от личностных качеств субъекта и его привычек в организации своих действий, которая формируется в процессе воспитания [5, с. 352].

 

Чувствительность:1) общая способность к ощущению; чувствительность появляется в филогенезе, когда живые организмы начинают реагировать на факторы окружающей среды, которые выполняют сигнальную функцию по отношению к влияниям, которые имеют прямое биологическое значение; 2) в дифференциальной психологии и характерології — повышена готовность к аффектным реакциям; 3) в психофізиці — величина, обратно пропорциональная порогу ощущения. Соответственно различают абсолютную и дифференциальную (разностную) чувствительность. Классификация видов чувствительности совпадает с существующими классификациями ощущений. Так, выделяют виды чувствительности, которые отличаются по степени детальности сенсорного анализа, который проводится. Учитывая характер раздражителя, можно говорить о чувствительности к действию механических, оптических, химических, температурных и других стимулов. Чувствительность организма может быть оценена не только на основе ощущений, но и за изменением осуществления разных психофизиологических процессов. В результате, как правило, выходят несколько разные показатели. Например, зрительная чувствительность, определяемая за реакцией изменения интегральных ритмов мозга, оказывается выше чувствительности, которая оценивается на основании словесного отчета исследуемого. В последние годы благодаря использованию новых теоретических представлений (теория выявления сигнала) в психофизике появились более обобщенные определения чувствительности, независимые от понятия «порог ощущения» [5, с. 446 – 447]

 

· Антропософия (от греч. ἄνθρωπος — человек и σοφία — мудрость) — религиозно-мистическое[1][2][3][4] учение, выделившееся из теософии[2], в некоторых источниках, характеризующееся как «наука о духе»[5], основанное в 1912 Рудольфом Штейнером с целью открыть широкому кругу методы саморазвития и духовного познания с помощью мышления человека.

 

· Аура человека (греч. αυρα — веяние) согласно эзотерическим верованиям и восточным религиям — проявление души и духа человека [1]. Научно существование ауры не подтверждено.

· Парапсихоло́гия (др.-греч. παρα- — возле, около) — дисциплина, которая направлена на исследование существования и причин сверхъестественных психических способностей людей, животных и растений, феноменов жизни после смерти и тому подобных явлений, используя научную методологию[1]. Лабораторные и полевые исследования проводились конфиденциально, и финансировались некоторыми университетами во всем мире[2].

 

Нью-эйдж (англ. New Age, буквально «новая эра»), религии «нового века»[1] — общее название совокупности различных мистических течений и движений, в основном оккультного, эзотерического и синкретического характера[2]. Также называемое движением «Новой эры», «Эрой Водолея» и «Новым веком», движение зародилось и сформировалось в XX веке, в процессе развития независимых теософских групп Великобритании[3] и других стран[4]. Достигло наибольшего расцвета на Западе в 1970-е годы.

 

Рудольф Штейнер (Штайнер) (нем. Rudolf Joseph Lorenz Steiner, 27 февраля[Прим 1] 1861 — 30 марта 1925) — австрийский философ, ученый, эзотерик, социальный реформатор и архитектор. Первичное признание получил как исследователь наследия Гете и его теории познания [1]. В начале двадцатого века основал духовное движение антропософию, эзотерическую философию, берущую начало в европейском трансцендентализме и перекликающуюся с теософией.

Дании́л Леони́дович Андре́ев (20 октября / 2 ноября (н.ст.) 1906, Берлин — 30 марта 1959, Москва) — русский поэт и писатель, автор мистического сочинения «Роза Мира».

Второй сын известного русского писателя Леонида Николаевича Андреева (1871—1919) и внучатой племянницы Тараса Шевченко Александры Михайловны Андреевой (урожд. Велигорской; 1881—1906) родился в берлинском районе Грюневальд по адресу Гербертштрассе, 26.

 

Ка́рлос Cе́cар Сальвадо́р Ара́нья Кастане́да (исп. Carlos César Salvador Araña Castaneda; 25 декабря 1925 (либо 1931, либо 1935[1]), Кахамарка, Перу (либо Майрипоран, Бразилия[1]) — дата смерти: 27 апреля 1998 года, Лос-Анджелес, США) — американский писатель и антрополог (доктор философии по антропологии), этнограф, мыслитель эзотерической ориентации[2] и мистик[3], автор книг-бестселлеров, посвящённых шаманизму и изложению необычного для западного человека мировоззрения.[2] Сам Кастанеда пользовался термином магия, однако, по его словам[4], это понятие не полностью передаёт суть учения, основанного на традициях древних и новых «видящих» — толтеков, — «Пути воина». Книги Карлоса Кастанеды в течение некоторого времени после их публикации сохраняли репутацию антропологических исследований, однако в настоящее время академическое антропологическое сообщество рассматривает их как художественную литературу. […]

 

 

Лобсанг Рампа — литературный псевдоним британского писателя и деятеля нью-эйджа Кайрила Генри Хоскина. Хоскин утверждал, что является тибетским ламой по имени Вторник Лобсанг Рампа, вселившимся в тело британца. Автор многочисленных книг об эзотерике, мистике и оккультизме. Имя Вторник (англ. Tuesday) обусловлено якобы существующим обычаем тибетцев давать детям имена согласно дням недели.

Третий глаз. В ноябре 1956 года в Великобритании вышла книга под названием «Третий глаз», за авторством Тьюсдей Лобсанга Рампы. В ней он описывал своё взросление в тибетском монастыре, куда был послан в возрасте семи лет. Название книги связано с операцией, похожей на трепанацию, когда небольшое отверстие было просверлено во лбу Рампы, чтобы пробудить третий глаз, дающий способность к видению ауры. В книге операция выглядит следующим образом:

 

Околосме́ртные пережива́ния, околосмертный опыт (англ. A near-death experience, NDE) — изменённое состояние сознания, обусловленное личными переживаниями человека в момент событий, при которых он мог умереть, но выжил и продолжает физическое существование.

В научном сообществе случаи околосмертных переживаний расцениваются как галлюцинации.

Однако исследователи паранормальных явлений и отдельные учёные утверждают, что такие переживания являются свидетельствами существования жизни после смерти.

История изучения. Первым исследователем, обратившим внимание на околосмертные переживания и собравшим большой статистический материал, был Реймонд Моуди. Моуди представил его широкой публике в 1975 г. в книге, ставшей бестселлером, «Жизнь после жизни». В 1978 была основана Международная Ассоциация (IANDS)[11]. В 1998 г. доктор медицины Джеффри Лонг основал Фонд Исследований Околосмертных Переживаний (NDERF)[12]. Согласно опросу, проводимому институтом Гэллапа, приблизительно восемь миллионов американцев утверждали, что имели подобный опыт чувственных переживаний. Околосмертные переживания относится к явлениям, которое изучают: психология, парапсихология, психиатрия и медицина.

 

 

Теософия Е. П. Блаватской. Теософия Е. П. Блаватской опирается на древние философско-религиозные учения, главным образом веданту, буддизм, а также раннее христианство. Она проводит классификацию принципов человека, включая физическое тело, многие тонкие тела или средства перемещения (okhema) сознания и бессмертного духа.

 

 

Исследования реинкарнаций — исследования в области парапсихологии, цель которых состоит в выявлении проверяемых фактов, свидетельствующих в пользу существования феномена реинкарнации, то есть перевоплощения после смерти в новое тело[1][2][3] некоей бессмертной сущности человека.

Масштабные исследования воспоминаний детей провёл американский биохимик и профессор психиатрии Виргинского университета Ян Стивенсон — за 40 лет было изучено более 3000 случаев[4] предполагаемой реинкарнации. Известны также исследования других авторов на основе регрессивного гипноза[5].

 

 

Палингене́зия (от др.-греч. πάλιν — снова и γένεσις — становление, рождение) — теория немецкого философа Артура Шопенгауэра о том, что воля человека никогда не умирает, но проявляет себя опять в новых индивидах. Вместе с тем Шопенгауэр отвергает основные положения реинкарнации о переселении конкретной души. Теория палингенезии была изложена в сочинении А. Шопенгауэра «Мир как воля и представление» — в частности, в главе «Смерть и ее отношение к неразрушимости нашего существа».

В отличие от открытого индивидуализма, палингенезия рассматривает пространственные границы между людьми метафизически значимыми, т.е. одна личность не может существовать одновременно в двух или нескольких местах пространства.

 

Гипотеза Полосухина о реоригинации

В настоящее время немногие мыслители разделяют точку зрения Шопенгауэра. Одним из них является Борис Матвеевич Полосухин.

Полосухин вместо термина палингенезия использует вначале термин «феномен вечного бытия» (в своей монографии 1993 года «Феномен вечного бытия. Некоторые итоги размышлений по поводу алгоритмической модели сознания»), а затем — термин «реоригинация».

Реоригинация отличается от реинкарнации тем, что при реинкарнации предполагается, что какая-та часть человека (материальная или нематериальная душа и т. п.) переносится в другое тело. При реоригинации ничего не переносится от одного тела к другому, а в одном теле что-то уничтожается, а другом теле точно такое же возникает.

Реоригинация «похожа» на реинкарнацию, но имеет от неё принципиальные отличия:

· «перевоплощение» после смерти возможно только в человека, но не в животное или растение;

· идея кармы отсутствует;

· в реинкарнации работает соотношение «один к одному»: один умер — один воплотился. В реоригинации — «сколько угодно к сколько угодно»;

· отсутствует длительный временной интервал между смертью и «перевоплощением».

 

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (431)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.023 сек.)