Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

ТЕМА 2. Спрос и предложение в механизме рынка





1.Понятие спроса. Законы спроса.

2.Ценовые и неценовые детерминанты спроса.

3.Понятие предложения и закон предложения.

4. Ценовые и неценовые детерминанты предложения.

1.Спрос – это желание и возможность совершать покупки по каждой данной цене в течение определённого периода времени. В данном определении особо значимо следующее:

во-первых: следует различать желание и возможность покупать, как спрос и величина спроса.

во-вторых: Спрос – это временная характеристика.

в-третьих: Цена спроса – это максимальная цена, которую способен заплатить покупатель за определенный товар.

Закон спроса – это обратная связь цены и количества покупок, которая может быть представлена 3 формах:

1)Аналитическая форма в виде формулы:

Qd = f(P);

Q(d)- количество спроса есть функция от цены;

Формула в более развёрнутом виде:

Qd = f (P! x1,x2,x3…xn);

Q:количество спроса есть функция по цене,(!)-есть допущение при прочих равных условиях,(x1-xn)-неценовые детерминанты спроса;

Qd = a –bp;

2)Табличная форма:

единиц товара
денежных единиц

3) Графическая форма:

 

где P- переменная, Q- зависимая переменная

Закон спроса можно объяснить с помощью:

1) Закона убывающей предельной полезности: если при потреблении каждой дополнительной единицы товара его полезность для покупателя снижается, то для увеличения продаж такого товара необходимо снизить цену.

 

2) С помощью эффекта дохода: если цена товара снижается, то увеличивается покупательная способность дохода, в результате приобретается большее количество товаров.

3) С помощью эффекта замещения: если снижается цена на товар, то покупатель стремится заместить этим товаром другие, относительно более дорогие.

Возможны некоторые исключительные случаи, особые ситуации, при которых обратная связь цены и покупок нарушается:

1)При росте цены неуклонно увеличивается покупательский спрос.

2)При снижении цены уменьшается покупательский спрос. Это объясняется психологией покупателя, его ожиданиями при выраженной динамике изменения цен.



3)Постоянно стабильный спрос на дорогостоящие товары, как форма сохранения личных сбережений.

4)Эффект Веблена (Престижный спрос на дорогостоящие товары состоятельными покупателями).

5)Эффект Гиффена (Спрос бедняков на дешёвые товары).

6)Выбор из субститутов (заменителей) самого дорогого - (эффект сноба).

7)Присоединение к большинству.

 

2.Различают ценовые и неценовые факторы спроса. Ценовая детерминанта – цена самого товара на рынке. Влияние ценовой детерминанты на спрос приводит к изменению количества покупок и отображается скольжением вдоль графика спроса.

 

Ценовая детерминанта не меняет спрос, изменяя лишь его величину (количество покупок)

При влиянии неценовых детерминантов изменяется сам спрос, что отображается сдвигом кривой спроса вправо при росте спроса или влево при его снижении.

Анализ ведётся при прочих равных условиях, т.е. ценовая детерминанта p=const

Основные неценовые детерминанты:

1) Вкусы, предпочтения, представления о моде покупателя;

2) Доходы покупателей. Если при росте дохода спрос растет, то речь идет о нормальных или высших товарах. Если при росте спрос уменьшается, то имеют место низшие товары;

3) Количество покупателей на рынке. Чем больше покупателей, тем выше спрос;

4) Ожидание покупателей относительно будущих цен и доходов;

5) Цены на сопряженные товары, т.е. на товары заменители (субституты) и товары дополнители (комплименты);

6) Сезон;

7) Конъюнктура рынка в экономике.

3.Предложение – это желание и возможность предложения по каждой данной цене определённого количества продукции в течение определенного времени.

В данном определении важно следующее:

во-первых: различают желание и возможность производить, равно как предложение и количество продаж.

во-вторых: предложение более чем спрос является временной характеристикой, т.к. позволяет учесть возможность изменения реакции продавца в определённый период времени.

в-третьих: цена предложения – это минимальная рыночная цена, на которую согласен продавец товара и которая определяется уровнем издержек производства.

Закон предложения – это прямая связь между ценой данного товара на рынке и количеством продаж, которая может быть отображена в 3 формах:

1) Аналитическая: количество предложения есть функция по цене.

Qs = f (P);

Qs = f (P ! x1,x2,x3…xn);

Где! означает – при прочих равных условиях;

х1-хn- неценовые факторы предложения;

Qs = a + bP;

2) Табличная форма:

денежных единиц
единиц товара

Чем больше цена, тем больше предложение.

3) Графическая форма:

 

Прямая связь в законе предложения объясняется с помощью кривой трансформации и альтернативных издержек производства:

 

Издержки увеличиваются из-за профилированности;

Увеличение предложения какого-то товара сопряжено с ростом его альтернативных издержек. Предложение товара будет расти лишь при условии адекватного роста цены на этот товар.

4.Различают ценовые и неценовые детерминанты предложения.

Ценовая детерминанта – это цена данного товара на рынке. Влияние ценовой детерминанты приводит к изменению количества продаж, что выражается скольжением вдоль графика

 

Предложение не изменилось, а изменилось лишь его количество.

Неценовые детерминанты предложения изменяют само предложение, вызывая либо его рост (правостороннее смещение графика), либо его понижение (левостороннее смещение);

 

 

При анализе неценовых детерминант принимаем неизменной ценовую детерминанту при прочих равных условиях, P=const.

К основным неценовым факторам предложения относятся:

1) Цены на ресурсы, закупаемые производителем;

2)Применяемые технологии производства;

3)Налоги и дотации;

4) Количество продавцов на рынке;

5) Цены на сопряженные товары;

Для производителя сопряженными являются такие товары, на производство которых затрачиваются одни и те же ресурсы;

6)Ожидания продавца относительно будущей динамики цен;

7) Экономическая конъюнктура;

8)Жизненный цикл товара;

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (877)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)