Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


МИРОВЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ




План занятия

1. История возникновения и базовые ценности классического либерализма.

2. Содержание неолиберализма.

3. Консерватизм – идеология сохранения сложившихся форм общественной жизни.

4. Сущность неоконсерватизма.

5. Социализм и его разновидности.

6. Идеология социал-демократизма.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Почему идеологии либерализма, консерватизма, социал-демокра­тизма относятся к наиболее влиятельным идеологиям современности?

2. Чем отличается неолиберализм от классического либерализма?

3. На каком этапе развития идеологии – либерализма или неолиберализма – обнаруживается стремление предоставить большую степень свободы членам общества?

4. Противоречит ли идея права народа на революцию, провозглашенная в либерализме, идее правового государства, которую также разделяет либерализм?

5. Сравните либеральную и консервативную идеологии и разместите полученные данные в следующую таблицу:

ЛИБЕРАЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ КОНСЕРВАТИВНАЯ ИДЕОЛОГИЯ
Сходство:
1. ….… 2. ……. и т.д.
Отличие:
1. …….. 2. ……… и т.д. 1. …….. 2. ……. и т.д.

 



6. В чем отличие отношения к социальному неравенству у либералов и консерваторов?

7. Проанализируйте следующие идеи и определите свои предпочтения:

– "Государство не должно осуществлять протекционистскую политику" (классический либерализм);

– "Человек самостоятелен, государство не должно его опекать и искусственно выравнивать условия, уровень жизни различных людей" (классический либерализм);

– "Демократия должна носить элитарный характер. Политика доступна лишь тем, кто имеет соответствующее образование и призвание" (неоконсерватизм).

8. Что свидетельствует о сходстве идеологии неолиберализма с идеологией социал-демократизма?

9. Какие политические партии в настоящее время в мире являются носителями либеральной, консервативной, социал-демократической идеологии? Известны ли вам такие партии в Беларуси?

10. Ознакомьтесь с мнением доктора социологических наук И. Котлярова и ответьте на вопросы.

"Массовое сознание современного белорусского общества "раздвоено": одна часть населения по-прежнему выражает потребность в социальных гарантиях, другая – интерес к развитию предприимчивости и активизации самого индивида" ("Беларусь сегодня", 13.03.08).

– Согласны ли вы с данным мнением?

– К каким идеологиям, на ваш взгляд, тяготеют данные части общества?

– Каким образом государство при формировании экономических и социально-политических ориентиров развития общества должно учитывать этот факт?

11. Проанализируйте следующее высказывание:

"Если говорить об идеологии как о самых общих принципах, которыми руководствуется общество и государство, то сегодня эти принципы для всех цивилизованных государств практически одинаковы. В наши дни никто из них открыто не провозглашает идей расовой неполноценности и национального превосходства, непримиримой классовой борьбы, религиозного подавления. Напротив, все ратуют за демократию и права человека, свободу вероисповедания, развитие образования, культуры, экономики, заботу о детях и престарелых, мирную международную политику, защиту окружающей среды. Ни в Конституции, ни в идеологии никакой страны не закрепляются имущественное и социальное неравенство, бедность, беспризорность детей, торговля людьми, проституция, наркомания, право вмешательства в дела других государств." [13], и ответьте на вопросы:

– Согласны ли вы с данным высказыванием?

– Если да, то можно ли в этом случае говорить о наличии в мире различных идеологий, используемых государствами в практике управления обществом?

– Что конкретно свидетельствует об этом различии?

 

Рекомендуемая литература

 

1. Бабосов, Е.М. Основы идеологии современного государства / Е.М. Бабосов. – Минск: Амалфея, 2007.

2. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изм. и доп.). – Минск: Беларусь, 2006.

3. Основы идеологии белорусского государства: учеб. пособие для вузов / под ред. С.Н. Князева и С.В. Решетникова. – Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2004.

4. Рубинов, А.Н. Еще раз об идеологии / А.Н. Рубинов // Сов. Белоруссия. – 2006. – 28 июня.

5. Яскевич, Я.С. Основы идеологии белорусского государства: мировоззренческие ценности и стратегические приоритеты / Я.С. Яскевич –

 
Минск: РИВШ БГУ. 2003.


Модуль-3

СОДЕРЖАНИЕ ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

 

УЭ-1. Культурно-историческая составляющая идеологии белорусского государства. Проблема прошлого белорусской государственности.

УЭ-2. Общество постиндустриального типа – стратегия развития Республики Беларусь.

УЭ-3. Конституционно-правовые основы идеологии белорусского государства.

УЭ-4. Социально-ориентированная рыночная экономика как стратегия экономического развития Республики Беларусь.

УЭ-5. Социогуманитарная составляющая идеологии белорусского государства.

УЭ-6. Механизм функционирования идеологии белорусского государства.

Словарь понятий.

Самоконтроль знаний. Тестовые задания.

Семинарское занятие 3.

 

Студент должен знать:

– характеристику основных этапов становления белорусской государственности;

– основные черты постиндустриального общества, которое провозглашается в качестве стратегической цели в государственной идеологии Республики Беларусь;

– основные идеи и принципы идеологии белорусского государства, лежащие в основе политики, направленной на развитие экономической, политической, социальной и духовной сфер общества.

 

Студент должен уметь:

– анализировать причины, обусловившие республиканскую форму белорусского государства, его демократический, унитарный, правовой, светский, социальный характер;

– выявлять особенности белорусской модели рыночной экономики с социальной ориентацией развития;

– раскрывать принципы и идеи социогуманитарной составляющей идеологии белорусского государства;

– анализировать Конституцию Республики Беларусь как главный идеологический документ страны.

УЭ-1. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ
ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА.
ПРОБЛЕМА ПРОШЛОГО БЕЛОРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

 

ПОРЯДОК ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСА

 

1.1. Прежде всего, необходимо иметь в виду, что система знаний и представлений относительно истоков и этапов становления своей государственности является составной частью государственной идеологии любой страны.

Только с созданием государства любая этническая общность из объекта социально-политических отношений превращается в их субъект. В преамбуле Конституции Республики Беларусь указывается на многовековую историю белорусской государственности.

 

При осмыслении принципиальных моментов этой истории необходимо сосредоточить внимание на следующих этапах ее становления:

1. Восточнославянские княжества на территории нынешней Беларуси (IХ – ХIII вв.).

2. Великое княжество Литовское (ХIII – ХVI вв.).

3. Белорусские земли в составе Речи Посполитой (1569 – 1795 гг.).

4. Белорусские земли в составе Российской империи (конец ХVIII в. – 1917 г.).

5. Советский период белорусской государственности (октябрь 1917 г. – август 1991 г.).

6. Белорусская государственность на современном этапе (август 1991 г. – н. время).

 

Поскольку вопрос о прошлом белорусской государственности является предметом идейного противоборства и в течение нескольких лет находится в центре дискуссий представителей различных политических сил и ученых-историков, то целесообразно рассмотреть каждый этап ее истории с точки зрения различных позиций, предоставив возможность студенту самостоятельно определиться в конкретной позиции с соответствующей аргументацией.

 

1 этап. Восточно-славянские княжества на территории Беларуси (IХ – ХIII вв.)
Информация об этапе На территории, образующих нынешнюю Беларусь, в IХ – ХIII вв. существовали ряд княжеств, которые упоминаются в летописях: Полоцкое, Витебское, Минское, Туровское, Мстиславльское, Новогрудское, Логойское, Несвижское и др. Постепенно наибольшую силу приобрело Полоцкое княжество, которое имело все признаки, присущие государственным образованиям. Систему органов власти и управления составляли князь, совет князя, вече, а также должностные лица: посадник, тысяцкий, подвойский, ключник, тиун, высшие представители церкви – епископы и игумены. Условия вступления князя на должность оформлялись в договоре-раде, который заключался с верхушкой господствующего класса. Полномочия князя в основном осуществлялись в сфере исполнительно-распорядительной деятельности. Правом издания новых законов он не владел, заниматься правосудием мог только совместно с членами своего совета и другими должностными лицами. Следовательно, и судебная деятельность князя была также ограничена. В политической жизни Полоцкого княжества, как и в жизни других славянских земель, важное место занимало вече. Его полноправными участниками признавались только свободные люди. На вечевых сходах решались наиболее важные вопросы: выборы и изгнание князя, раскладка повинностей, назначение и снятие высших должностных лиц, вопросы войны и мира. В компетенции вече находилась законодательная функция власти. Структура и компетенции государственных учреждений, права и обязанности представителей различных сословий и социальных групп, земельные, судебно-процессуальные вопросы регулировались нормами обычного права, которые постепенно дополнялись нормами писаного права. Ряд историков считает, что белорусские государства-княжества нельзя называть абсолютными монархиями, так как власть князя не была абсолютной. Их необходимо считать раннефеодальными ограниченными монархиями.
Обсуждаемая проблема Входили ли эти княжества в состав Древнерусского государства (Киевской Руси) и имеет ли современное белорусское государство общерусские корни?

 

Позиции (точки зрения) дискуссий
Славянские земли-княжества, существовавшие на территории нынешней Беларуси в IХ – ХIII вв., были самостоятельными государствами, не входившими в состав Киевской Руси. Среди них Полоцкое княжество как крупнейшее и наиболее сильное, было собственно белорусским государством. Полоцкое княжество, как и остальные славянские земли, входили в состав Древнерусского государства, и не было собственно белорусским государством, так как: – белорусский этнос к этому времени еще не сложился; – культура Полоцкой земли не отличалась от культуры других земель; – территория Полоцкого княжества охватывала не более половины современной Беларуси. Вся ее южная часть была гораздо теснее связана с Киевом, Черниговом и Волынью.
2 этап. Великое княжество Литовское (ХIII – ХVI вв.)
Информация об этапе Белорусско-литовский период отечественной государственности начался в середине ХIII в. Общественный строй ВКЛ был феодальным. Социальная структура общества в основном была представлена феодалами-землевладельцами и феодально-зависимыми крестьянами. Великое княжество Литовское по форме правления являлось ограниченной монархией во главе с великим князем. Монарх, владея широкими полномочиями, осуществлял законодательную, судебную и административно-хозяйственную власть. Однако власть князя не была абсолютной, так как была ограничена Радой, в состав которой входили верхи феодалов, и Соймом, в котором заседали и представители поветовой шляхты. Государственный строй ВКЛ характеризовался наличием широкой автономии отдельных земель-княжеств: Витебская, Полоцкая, Смоленская и другие земли до конца ХV в. сохраняли свою государственно-правовую обособленность
Обсуждаемая проблема Как образовалось Великое княжество Литовское?

 

Позиции (точки зрения) дискуссий
Великое княжество Литовское является результатом белорусско-литовского общественного синтеза, добровольногообъединения. В основе этого процесса лежало развитие экономических связей между княжествами и необходимость объединения вооруженных сил в борьбе с крестоносцами и нашествием монголо-татар. Центробежным ядром ВКЛ были не литовские, а белорусские земли, расположенные между Минском, Новогрудком и Слонимом. Литовцы, которые находились на более низкой ступени развития, не могли захватить более сильных соседей Великое княжество Литовское было образовано в результате консолидации балтских племен без участия славянского этноса и поэтому оно было чуждо для белорусов и украинцев. Славянские территории впоследствии были завоеваны, присоединены литовцами, что обусловило социальное и национальное угнетение ими белорусов
Обсуждаемая проблема Являлось ли Великое княжество Литовское собственно белорусским национальным государством?
Позиции (точки зрения) дискуссий
Белорусские земли, вошедшие в состав ВКЛ, еще во второй половине ХIII в. имели определяющее значение для оформления его политико-правовых основ, государственного языка, религии и духовной культуры, поэтому данное государство можно считать собственно белорусским. Белорусский, литовский и украинский народы уже сформировались и представляли самостоятельные субъекты этого государства. Великое княжество литовское нельзя считать белорусским национальным государством, так как предпосылки формирования белорусской нации только складывались. Шел процесс формирования белорусской народности. Об этом свидетельствовало развитие родного языка, письменности, правотворчества, книгопечатания, устного народного творчества, появление произведений философской, социально-политической мысли. Преобладающая часть славянского населения (особенно православные) называли себя русскими. Великое княжество Литовское было государством раннефеодального типа и определение его генезиса по национальному признаку неприемлемо.
     

 

3 этап. Белорусские земли в составе Речи Посполитой (1569 – 1795 гг.)
Информация об этапе В результате подписания 1 июля 1569 года Люблинской унии ВКЛ и Польша объединялись в единое государство – Речь Посполитую, которое просуществовало до 1795 г.
Обсуждаемая проблема Какова была форма государственного устройства нового политического образования (конфедерация, федерация, унитарное государство)? Обладало ли ВКЛ политической независимостью в составе Речи Посполитой и можно ли считать это политическое образование как форму, в рамках которой продолжала традицию собственно белорусская государственность?
Позиции (точки зрения) дискуссий
Исследование государственно-правовых институтов Речи Посполитой, законодательства дают основание сделать вывод о том, что созданная держава являлась конфедерациейВКЛ и королевства Польши. Статут 1588 г. юридически закрепил обособленность территории ВКЛ, подданства, законодательства, вооруженных сил, финансово-денежной системы. Делопроизводство в княжестве велось на старобелорусском языке до конца ХVII в. Великое княжество Литовское имело свой государственный герб и печатку, систему почетных званий и должностей. Белорусская государственность существовала в составе единой конфедерации в рамках ВКЛ до третьего раздела Речи Посполитой Речь Посполитая – государство федеративного типа, в котором каждый из субъектов обладал определенной самостоятельностью. Но с самого начала в данном государственном образовании неуклонно набирал силу процесс насильственного окатоличивания и ополячивания белорусского населения, который особенно угрожающий характер приобрел после заключения в 1596 г. Брестской церковной унии. Поэтому в этих условиях нельзя говорить о самостоятельной государственности белорусского этноса

 

4 этап. Белорусские земли в составе Российской империи (конец ХVIII в. – 1917 г.)
Информация об этапе В результате трех разделов Речи Посполитой (1772, 1793, 1795 гг.) прекратило существование одно из самых крупных государств Европы. Около 3 млн. человек, проживавших на территории Беларуси, оказались в составе Российской империи
Обсуждаемая проблема Какое значение имело вхождение белорусских земель в состав Российской империи для становления белорусской государственности?
Позиции (точки зрения) дискуссий
Данный период был шагом назад в развитии белорусской государственности. В городах ликвидировалось Магдебургское право, началась дискриминация униатской церкви. После подавления национально-освободительных движений 1831 и 1863 гг. царизм перешел к политике русификации белорусских земель, искоренению национального самосознания. Белорусы рассматривались не в качестве самостоятельного народа, а ответвлением русского народа Вхождение белорусского народа в состав Российской империи имело положительное значение для становления его государственности. То, что называется русификацией белорусов, в сущности, являлось ничем иным, как возвращением белорусов к своим историческим корням, к славяно-русской идентичности. После польского восстания 1830 – 1831 гг. русский язык вводился не вместо белорусского, а вместо польского. Именно в рамках данного исторического этапа открывалась возможность создания собственной белорусской государственности. На протяжении ХIХ и начала ХХ вв. возрождалась национальная культура, складывался новый литературный язык, формировалась национальная идея
5 этап. Советский период белорусской государственности (октябрь 1917 г. – август 1991 г.)
Информация об этапе С падением самодержавия в феврале 1917 г., распадом Российской империи и переходом власти от Временного правительства к Советам в октябре 1917 г. возник вопрос о создании белорусской национальной государственности, который решался в жесткой идейной борьбе. Предметом спора был вопрос о форме национального самоопределения белорусов: каким должно было быть будущее государство? Либо оно должно быть суверенным и независимым от других стран, либо должно было включиться в состав федерации равноправных национальных республик, образовавшихся при распаде Российской империи? Были предприняты попытки реализации обоих подходов. Первый нашел свое выражение в провозглашении 25 марта 1918 г. Белорусской Народной Республики, второй – в создании 1 января 1919 г. Советской Социалистической Республики Белоруссии
Обсуждаемая проблема Каково значение этих событий в становлении белорусской государственности?
Позиции (точки зрения) дискуссий
Провозглашение БНР имело исключительное значение для истории, так как представляло собой первое национальное белорусское государство, которое предприняло попытку возродить традиции ВКЛ. Идея белорусской государственности в форме БССР получила определенное развитие. Но уже в 30-е годы в результате развития централизованной административной системы СССР утвердился в качестве унитарного государства, и БССР реальным суверенитетом не обладала Провозглашение БНР не было подкреплено практическими шагами по созданию институтов государственности: не была создана собственная армия, отсутствовала финансовая система, не были сформированы органы власти на местах. В юридическом смысле БНР не стала полноценным государством. Образование БССР – начало реального становления собственно белорусской национальной государственности. Беларусь обрела все основные атрибуты государственности: территорию с четкими границами, органы власти в центре и на местах, развивающуюся систему законодательства, международно-правовое признание. Впервые в истории белорусского народа была создана передовая для своего времени сеть учреждений образования и науки, государственно-институализированная система профессионального искусства, национальное книгоиздание, массовая пресса, радио, телевидение. Беларусь превратилась из аграрной в индустриальную республику
6 этап. Белорусская государственность на современном этапе (август 1991 г. – н. время)
Информация об этапе Беларусь начала свое существование как независимое государство 25 августа 1991 г., когда был принят Верховным Советом (парламентом) закон "О придании статуса конституционного закона Декларации Верховного Совета Белорусской ССР о государственном суверенитете БССР". Период становления белорусской государственности характеризовался напряженной борьбой между коммунистами и другими политическими группами. Конфликты касались вопросов будущей формы государства, экономической системы, характера и степени сотрудничества с Россией и другими странами. 15 марта 1994 г. Верховный Совет Беларуси принял новую Конституцию, в соответствии с которой властные функции разделялись между Верховным Советом и Президентом. На референдуме 24 ноября 1996 г. была принята новая редакция Конституции, в соответствии с которой был создан двухпалатный парламент (Национальное собрание), расширены полномочия Президента Республики Беларусь как главы государства
Обсуждаемая проблема Какие основные факторы явились определяющими образование в независимой Республики Беларусь?
Позиции (точки зрения) дискуссий
Борьба за национальную независимость привела к отделению Беларуси от Советского Союза, теоретической основой которой явились идеи деятелей белорусской эмиграции Беларусь стала самостоятельным государством не вопреки, а благодаря усилиям советской страны. В короткий исторический срок из бедной, аграрной окраины Российской империи она превратилась в развитую страну с подготовленными институтами государственного управления
     

 

Подводя итог изучению данного вопроса, необходимо помнить, что важно формировать уважительное отношение к отечественной истории. Нельзя считать достойными одни периоды истории и недостойными другие, о которых не следует вспоминать и исследовать их. Какие бы катаклизмы не происходили в прошлом, связь между ним и будущим непрерывна. История – это реальность, нужно ее изучать, извлекать уроки, но при этом уважать как основу, на которой строится сегодняшняя жизнь.

"Историческая правда – это объемный многогранник с большим количеством граней, соединенных между собой. Если приблизить взору лишь одну из граней, заслонив ею все остальное, то получим ли мы правду?" [13, 3].

 

Дополнительную информацию, касающуюся причин, условий развития белорусской государственности, можно получить в следующих источниках:

1. БНР: поверх барьеров. // Советская Белоруссия. – 2008. – 22 марта.

2. Каваленя, А.А. Дзяржаўнасць Беларусі: гісторыя і сучаснасць / А.А. Каваленя // Беларус. гіст. часоп. – 2007. – № 12.

3. Мальдис, А. Корень и крона истории. Почему белорусам важно осмыслить сущность Великого княжества Литовского / А. Мальдис // Советская Белоруссия. – 2007. – 25-28 сентября; 19 декабря.

 

УЭ-2. ОБЩЕСТВО ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ТИПА –
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ПОРЯДОК ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСА

 

2.1. Прежде всего, необходимо помнить, что прогнозирование будущего – одна из главных задач любой идеологии. Каково будущее нашей страны, и какой ответ на этот вопрос дает государственная идеология Республики Беларусь?

Будущее нашей республики связано с формированием общества постиндустриального типа, в рамках которого может быть обеспечен прогресс Беларуси. Альтернативы данному пути общественного развития в мире в настоящее время не существует.

В современном значении термин "постиндустриализм" был применен в конце 50-х годов ХХ века, а широкое признание специальная концепция, раскрывающая основные черты постиндустриального общества, получила в работе профессора Гарвардского университета Дениэл Белла "Грядущее постиндустриальное общество" в 1973 году. Эта теория стала основной альтернативой традиционному марксистскому учению об обществе, прогноз которого относительно возможного построения коммунистического общества не оправдался.

В данной теории, с одной стороны, прогнозируется появление нового типа общества (постиндустриального) во всем мире, а с другой, – к данному типу общества автором причисляются уже существующие в мире страны с высокоразвитой экономикой, социальной сферой, наукой, культурой (США, страны Западной Европы, Япония).

 

2.2. Прежде, чем ознакомиться с признаками постиндустриального общества, обозначенными в данной концепции, необходимо выяснить особенности предыдущих стадий – доиндустриальной и индустриальной.

 

Доиндустриальное(традиционное, аграрное) общество (дикость – варварство – земледельческая цивилизация). У К. Маркса эта стадия соответствует первобытнообщинной, рабовладельческой и феодальной формациям.

Чертыдоиндустриального общества:

– основной ресурс экономики – земля;

– производство носит натуральный характер;

– преобладают присваивающие виды хозяйственной деятельности: собирательство, охота, рыбная ловля, со временем появляется земледелие, скотоводство;

– производство основано на технологиях с использованием мускульной силы человека и животных как основного источника энергии;

– подавляющее большинство населения (примерно 90 %) занято в сельском хозяйстве;

– имеет место простое разделение труда (по полу и возрасту);

– подготовка работника не требует длительного и специального обучения;

– власть носит жестко авторитарный характер;

– место человека в жизни общества определяется в первую очередь его социальным происхождением.

В настоящее время на данной стадии развития еще находится большинство стран Африки, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии.

Индустриальное общество (у К. Маркса – капиталистическая общественно-экономическая формация) начинает активно складываться в середине XVIII века, когда осуществляется в экономике переход от мануфактуры к машинному производству.

Чертыиндустриального общества:

– господствует товарное производство, утверждается рыночная экономика;

– преобладают капиталоемкие технологии;

– подготовка работника требует длительного и специального обучения;

– в сельском хозяйстве на развитой стадии индустриального общества занято 5 – 10 % населения, которые производят достаточное количество продовольствия для общества;

– происходит активный процесс урбанизации (стремительное развитие городов);

– основные социальные группы общества: предприниматели (буржуазия – владельцы предприятий) и наемные рабочие (пролетариат);

– социальный статус личности в обществе определяется размером собственности на средства производства (социальное происхождение практически утрачивает значение).

 

2.3. Проанализируйте основные черты постиндустриального общества, переход к которому в мире обозначился в последней четверти XX века.

1. Прежде всего, необходимо помнить, что это общество, в экономике которого преобладает сфера услуг. К числу постиндустриальных стран обычно относят те страны, в которых на сферу услуг приходится более половины валового внутреннего продукта (В США, например, на сферу услуг приходится 80 % ВВП, в странах Евросоюза – 69,7 %, в Японии – 67,7 %). В таком обществе происходит опережающий рост потребления услуг по сравнению с ростом потребления товаров.

2. В сфере промышленности и сельского хозяйства в результате автоматизации и роботизации происходит постоянное сокращение числа занятых (в развитых странах в этой части экономики занято примерно 15 % трудоспособного населения). Но сокращение числа работающих в сфере материального производства не ведет к падению объемов выпускаемой продукции, так как является результатом замены неквалифицированного труда работой машин и компьютеров. Напротив, происходит рост количества товаров и ликвидация дефицита жизненно важных благ, что позволяет удовлетворить основные потребности широких слоев общества.

3. В постиндустриальном обществе производство, хранение и переработка информации становятся отдельной сферой экономики. Информационная сфера и соответствующие технологии – один из самых важных объектов вложения капитала. В развитых странах уже сейчас примерно 80 % затрат приходится на работу с информацией. В постиндустриальной экономике наибольший вклад в стоимость материальных благ вносит конечная составляющая производственного процесса – реклама, маркетинг и информационная составляющая в виде патентов, НИОКР и т.д.

Информационный сектор экономики, имея сложный состав, представлен следующими отраслями:

§ Индустрией создания содержания информации, в которую включаются организации, создающие интеллектуальную собственность (писатели, композиторы, художники, ученые), а также те, кто придают первоначальному содержанию товарный вид и компилируют исходную информацию (издатели, продюсеры, создатели справочников, словарей, баз данных, программного обеспечения).

Пример: Парк высоких технологий (ПВТ) в Минске.

Полностью будет построен в 2010 году.

На 1 января 2008 года в компаниях-резидентах ПВТ работало 4.537 человек (70 % из них – молодежь от 18 до 30 лет).

Среднемесячная заработная плата – 1 млн 580 тыс. руб.

В прошлом году потребителями белорусского программного обеспечения, разработанного в ПВТ, были всемирно известные фирмы «Пежо», «Мицубиси», «Тойота», «Дойч банк», «Кока-кола», «Самсунг» и др.

Экспорт ПВТ – 56,8 млн долл.

Импорт ПВТ – 300 тыс. долл.

Перспектива – белорусский информационный сектор будет иметь оборот в миллиарды долларов.

§ Индустрией распространения информации, которая представлена телекоммуникационными кампаниями, сетями кабельного телевидения, системами спутникового вещания, радио и телевизионными станциями.

§ Индустрией технических средств создания и распространения информации, которая включает производителей компьютеров, телекоммуникационного оборудования и потребительской электроники.

Таким образом, экономика постиндустриального общества представлена следующими секторами:

 

Первичный сектор Вторичный сектор Третичный сектор Четвертичный сектор
сельское хозяйство промышленность сфера услуг информационный сектор

 

4. Основной производственный ресурс постиндустриального общества – квалификация людей. Поэтому важную роль играют инвестиции в человека (образование, здоровье, развитие творческих способностей человека). Сегодня при реализации больших проектов предусматриваются значительные средства не только на строительство и оборудование, но и на обучение персонала, его постоянную переподготовку, предоставление комплекса социальных услуг (медицинское и пенсионное страхование, организация отдыха, образование для членов семьи). Подготовка работника носит длительный характер, причем требуется повышение квалификации в течение всего периода трудовой деятельности.

5. Основным двигателем технологических изменений в данном обществе становится внедрение в производство научных достижений – резко возрастает прикладная роль научных исследований, в том числе и фундаментальных. В постиндустриальном обществе наибольшее развитие получают наукоемкие, ресурсосберегающие и информационные технологии(микроэлектроника, программное обеспечение, телекоммуникации, робототехника, производство материалов с заранее заданными свойствами, биотехнология и т.д.).

6. Происходят кардинальные изменения социальной структуры. Прежде всего, меняется структура трудовых ресурсов: уменьшается доля работников физического труда и растет доля работников высококвалифицированного и творческого труда.

Упрощается в целом социальная структура общества: в ее состав включаются, прежде всего, научно-техническая элита (научные работники, менеджеры, инженеры) и средний класс, который становится в обществе главным производителем и главным потребителем.

Важнейшим фактором, определяющим расслоение общества и социальный статус индивида, становится образование (выше образование – выше статус и доходы).

7. Существенно изменяется мотивация трудовой деятельности: материальная мотивация уступает место нематериальной – самовыражению в деятельности. В развитых странах Запада в процессе информатизации, автоматизации труда, усиления в нем творческих компонентов такой мотив, как высокая заработная плата, переместился с первого места, которое он занимал три-четыре десятилетия назад, на пятое-седьмое, пропустив вперед мотивы, связанные с содержанием труда, возможностью самореализации, перспективами профессионального роста, психологическим климатом в фирме и т.д.

8. Происходят кардинальные изменения в политической ситуации, связанные с формированием качественно новой демократии. Перспектива развития такой демократии связывается с развитием глобальной телекоммуникационной сети – Интернета, которая обеспечит двустороннюю связь граждан с правительством, позволит учитывать их мнение при выработке политических решений.

Таким образом, если основой могущества в доиндустриальную эпоху были земля и количество зависимых людей, в индустриальную – капитал и источники энергии, то в постиндустриальную – знания, технологии и квалификация людей.

Вышеназванные черты постиндустриального общества выступают своеобразными ориентирами развития нашего общества. Вместе с тем важно помнить, что постиндустриальное общество с его существенными признаками, чертами важно не само по себе, а как средство реализации главной стратегической цели, обозначенной в Программе социально-экономического развития на 2006 – 2010 гг. – приближение благосостояния граждан республики к уровню жизни наиболее развитых стран.

 

2.3. Необходимо помнить, что постиндустриальное общество, будучи реализованным в значительной степени к началу ХХ1 века в ряде высокоразвитых стран Запада, обнаружило как позитивные, так и негативные черты.

Позитивные последствия:

– происходит постоянный рост производительности труда;

– преодолевается недостаток товаров для широких слоев населения;

– увеличивается количество свободного времени;

– изменяется характер труда (механизация, автоматизация, компьютеризация, усиливается творческий характер труда);

– повышается степень комфортности быта;

– создается развитая инфраструктура отдыха, развлечений;

– образование приобретает массовый характер, увеличивается степень его доступности;

– усиливается демократизация общества, чему способствует рост СМИ, рост правовой защищенности общества.

Негативные последствия:

– происходит обострение проблемы трудоустройства высвобождающейся рабочей силы в результате автоматизации и компьютеризации;

– снижается физическая активность населения (утверждается гиподинамия);

– происходит усиление индивидуализации образа жизни людей;

– возрастают психологические нагрузки на личность в результате ускорения темпа социальных процессов;

– усиливается массовизация общественных процессов, что ведет к стандартизации личности, анонимности общения, формализации контактов между индивидами;

– возникает феномен компьютерной

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (683)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.049 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7