Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

ТЕМА 8. Рынок совершенной конкуренции





1. Понятие рыночной структуры (модели). Критерии классификации рыночных структур. Характерные черты рынка совершенной конкуренции.

2. Спрос на продукт конкурентного продавца. Совокупный, средний и предельные доходы конкурентной фирмы.

3. 2 подхода к расчёту прибыли (убытков) конкурентной фирмы.

4. Поведение конкурентной фирмы в краткосрочном и долгосрочных периодах.

5. Предложение конкурентной отрасли с постоянными растущими издержками.

6. Оценка эффективности совершенной конкуренции.

 

1. Условия, в которых протекает конкуренция между фирмами, называются рыночные структуры (модели). Основными рыночными структурами являются:

рынок чистой конкуренции, рынок монополии, рынок монополистической конкуренции, рынок олигополии.

Критериями классификации данных структур являются:

А) Количество фирм, оперирующих на рынке и их размеры;

Б) Характер производимого фирмой продукта (однородный или разнородный продукт);

В)Условия вступления фирм в данный рынок, т. е наличие или отсутствие барьеров на входе в рынок и на выходе из него;

Г) Возможность фирмы влиять на уровень рыночной цены (ценовой контроль фирмы);

Д) Участие фирмы в неценовой конкуренции, т. е конкуренции качества и потребительских свойств товара.

Дополнительными признаками рыночных моделей могут быть доступ к рыночной информации, возможность извлечения прибыли в долгосрочном периоде, возможность достижения производственной и социальной эффективности.

Характерные черты рынка совершенной конкуренции:

1) На рынке оперирует множество малых, в крайнем случае, средних фирм;

2) Фирмы производят однородный, стандартизированный продукт (Рынок сельскохозяйственных продуктов, фондовый рынок, рынок иностранных валют);

3) Вступление новых фирм в рынок совершенно свободно, потому что он не защищён барьерами;

4) Конкурентная фирма не осуществляет контроль над рыночной ценой, выступая на рынке в качестве “ прайстейкера “, т.е. принимает ту рыночную цену, которая установлена независимо от неё с помощью спроса и предложения;



5) Неценовая конкуренция для данного рынка совершенно не типична. Доступ к рыночной информации для всех участников рынка свободен;

6) В долгосрочном периоде конкурентная фирма работает в условиях безубыточности, не извлекая экономической прибыли;

 

2.

 

(1) – ценообразование для рынка;

(2) Реакция фирмы на образованную рынком цену;

Цену Pe возьмёт фирма и будет реализовывать свой продукт по этой цене и в итоге получается абсолютно эластичный спрос на продукцию данной фирмы.

TR = P*Q – совокупный доход;

AR = – средний доход фирмы (количество общего продукта на единицу выпуска);

MR = - предельный, маржинальный доход;

AR= =P; MR = =P;

 

3: Расчёт прибыли (убытков) фирмы осуществляется 2 способами:

(1) Путём сопоставления совокупных величин: TR - TC (совокупный доход – совокупные издержки );

(2) Путём сопоставления предельных величин (метод предельного анализа): MR – MC (предельный доход – предельные издержки);

Алгоритм (1) метода:

1. TR = P*Q;

2. TC = ATC*Q;

3. П прибыль (убытки) = TR – TC;

Алгоритм (2) метода:

1. Определяем оптимальный объём выпуска: Qопт – это когда прибыль максимальна, а убытки минимальны MR = MC;

2. П1(уб1) – прибыль или убытки на единицу продукции. П1(уб1) = P-ATC, если + то прибыль, если – ,то убытки;

3. П (уб) = П1(уб1)*Q’

Конкурентная фирма может оказаться в разных ситуациях на рынке:

1) Рынок устанавливает высокие цены, фирма извлекает экономическую прибыль. Задача фирмы – определить объём выпуска, при котором прибыль максимальна (случай максимизации прибыли);

2) Рынок устанавливает низкие цены. Фирма терпит убытки, но продолжает производство (случай минимизации убытков). Главная задача фирмы в этом случае – определить объем, при котором убытки будут минимальны.

3) Случай закрытия фирмы. Рынком установлена низкая цена, она терпит убытки, закрывается;

 

(1)метод:

1) TR>TC;

2) TC>TR, но пока TR>TVC надо продолжать производство;

3) TC>TR, TR<TVC - фирма закрывается обязательно;

 

(2)метод:

1) P>ATC;

2) P<ATC, но если P>AVC, то продолжаем производство;

3) P<ATC, P<AVC – фирма закрывается;

 

(1)метод:

1)

 

Объёмы Q1,Q2 - критические объёмы выпуска для фирмы. Меньше Q1 производить не целесообразно, но и больше Q2 также нельзя, т.к. фирма будет получать убытки, т.к. издержки будут превышать совокупные доходы. А, В – точки безубыточности, в них TR = TC, тут и прибыли и убытков нет.

 

2)

 

Пока мы покрываем TVC, за счёт выручки мы можем продолжать производство. Найдём наименьшее отстояние между TC и TR. Это и будет Qопт. Если бы мы закрыли фирму в этот период, то убытки выросли бы во много раз.

 

 

3)

 

Не покрываются TC, не покрываются TVC, надо закрываться;

 

(2)метод:

1)

 

Находим точку пересечения MC и MR – A, спроецируем её на ось ОQ. Это и есть Qопт. В – точка пересечения ATC и AQопт. Спроецируем её на ось PO – это ATC. SPABATC – П максимальная

2)

 

Цена не покрывает ATC, но покрывает AVC. SATCBAP – минимальные убытки фирмы.

3)

 

Не покрываются ни ATC, ни AVC – фирма закрывается.

 

4. Для определения поведения фирмы в краткосрочном периоде необходимо иметь представление о кривой её предложения. Для этого воспроизведём на одном графике различный уровень возможных рыночных цен и определим объёмы производства фирмы по каждой данной цене.

 

 

Рынок может устанавливать фирме различные из указанных цен (P1-P4). Цены P1 и P3 являются критическими. А именно по любой цене ниже P1 предложение прекращается (закрытие фирмы). При любой цене выше P3 фирма извлекает экономическую прибыль, максимизирует её. При цене P2 фирма минимизирует убытки производства. При цене P3 и объёме продаж Q3 для фирмы наступает ситуация безубыточности, когда фирма не получает экономической прибыли, извлекая лишь нормальную.

P1 = AVC;

P2 > AVC - минимизация убытков;

P3 = ATC - безубыточность и нормальная прибыль безубыточность и нормальная прибыль;

P4>ATC – экономическая прибыль.

Отрезок кривой MC, лежащий выше AVC, является кривой предложения конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. Ss – Кривая предложения в краткосрочном периоде. В краткосрочном периоде для конкурентной фирмы может быть несколько равновесных состояний от E1 до E4.

В долгосрочном периоде конкурентная фирма может произвести любые изменения, в том числе выйти из рынка, либо войти на него. Выход с рынка конкурентной фирмой осуществляется, когда на этом рынке установлена низкая цена, ставящая фирму в ситуацию убытков. Вхождение в рынок типично в случае высоких цен и извлечении экономической прибыли. В случае низких цен механизм совершенной конкуренции действует в сторону их повышения, а в случае высоких цен - в сторону их понижения.

 

 

Предположим, что по данной цене Pe’ фирма не имеет экономической прибыли, довольствуясь лишь нормальной.

Pe’=ATC (безубыточность и нормальная прибыль);

Предположим, что произошло увеличение рыночного спроса до D2. Формируется увеличение цены до Pe’’. Pe’’> ATC – П максимальная (максимизация экономической прибыли); Факт увеличения экономической прибыли привлекает на рынок новых производителей. Рыночное предложение увеличивается с S1 до S2, а рыночная цена снизится с Pe’’ до Pe’, при которой наблюдается ситуация безубыточности.

Итак: В случае извлечения экономической прибыли массовый приток фирм в рынок способствует снижению цен и исчезновению экономических прибылей.

Рассмотрим ситуацию убытков на конкурентном рынке:

 

 

Предположим, что на рынке произошло уменьшение спроса из положения D1 в положение D2. Цена стала низкой и при этой цене фирма не покрывает совокупных издержек

Pe’ = ATC – безубыточность;

Pe’’<ATC – убыточность;

Ситуация убытков провоцирует на рынке массовый отток фирм, уменьшение рыночного предложения и как следствие – повышение рыночной цены. При новом равновесии E3 на рынке снова устанавливается цена безубыточности Pe’.

Итак: в ситуации убытков массовый отток фирм способствует повышению рыночных цен и исчезновению убытков. Таким образом, единственным долгосрочным равновесием на конкурентном рынке может быть равновесие при безубыточности, при соблюдении данных условий.

 

 

P (MR) = ATC = MC;

 

5. Массовый отток или приток фирм на рынке совершенной конкуренции влияет и на рынке ресурсов через цены покупаемых фирмами ресурсов. Влияние на цены ресурсов будет различным с учётом характера самих ресурсов. Различают:

1) широко используемые, неспециализированные, непрофилированные ресурсы (спрос на муку);

2) узкоспециализированные, профилированные ресурсы (Спрос на древесину для строительства).

Если произошёл массовый приток фирм на рынок, где используются неспециализированные ресурсы, то можно ожидать увеличение отраслевого предложения при той же рыночной цене, т. к. спрос на ресурсы не повлияет на цену ресурсов, и издержки производства фирмы не увеличатся, и отраслевое предложение будет совершенно эластичным.

 

Увеличение предложения произошло при той же рыночной цене Pe’. Кривая отраслевого предложения S будет совершенно эластичной в отраслях с постоянными издержками.

 

 

Если в производстве продукции используются специализированные ресурсы, то массовый приток фирм на рынок повысит цены на покупаемые ресурсы, увеличит издержки производства фирмы и приведёт к увеличению рыночного предложения при одном условии – при условии повышения рыночной цены на готовую продукцию. Кривая отраслевого предложения на таких рынках будет иметь вид растущей с положительным наклоном кривой предложения S при цене Pe’’.

 

6. Дать оценку эффективности рынка - значит показать его сильные и слабые стороны. Для отображения преимуществ совершенной конкуренции обратимся к долгосрочному равновесию фирмы на этом рынке.

 

P (MR) = ATC = MC;

1) P = ATC;

2) P = MC;

Из условия долгосрочного равновесия следует:

1) P = ATC: Совершенная конкуренция способствует расширению производственной эффективности (фирма использует наиболее дешёвые технологии производства продукции, имеет низкие совокупные издержки);

2) P = MC: означает, что конкурентная фирма работает в условиях социально-экономической эффективности, т.е. поставлена в условия наилучшего распределения ограниченных ресурсов.

P – Это цена продукции данной фирмы, MC – это цена потерь для общества, связанных с отказом от производства других благ. MC = P означает, что общество вполне удовлетворено настоящим использованием ограниченных ресурсов. P>MC – нет равновесия, общество более высоко оценивает данный товар, значит распределение ресурсов идёт в пользу фирмы. P<MC Общество отказывается от производства данного товара в пользу другого товара.

К недостаткам рынка совершенной конкуренции можно отнести:

1) Неспособность оптимального распределения доходов (социальная несправедливость);

2) Совершенная конкуренция способствует увеличению приватных товаров, не обеспечивая предложения общественных благ;

3) Может порождать побочные эффекты – экстерналии, в том числе и отрицательные (загрязнение окружающей среды, почвы, воздуха);

4) конкурентная фирма, работающая в долгосрочном периоде с нормальной прибылью, не способна осуществлять дорогостоящие, научно-технические, опытно-конструкторские разработки;

5) Предлагая стандартизированный однородный продукт, конкурентная фирма не обеспечивает широкого диапазона потребительского выбора.

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (584)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)