Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

ТЕМА11: Рынок олигополии





1. Понятие и характерные особенности рынка олигополии. Формальные теории олигополии.

2. Модели олигополического ценообразования. Модель ломаной кривой спроса

3. Тайный сговор, ценовое лидерство на рынке олигополии. Ценообразование по принципу “ издержки +”.

4. Оценка эффективности рынка олигополии.

 

1. Олигополия - это такая рыночная структура, где небольшое количество крупных фирм делят между собой рынок и взаимосвязано осуществляют ценовую политику.

Характерные черты олигополии:

На рынке оперирует небольшое количество (от 2 до 10, реже до 20) фирм, как правило, крупных и очень крупных.

1) Фирмы могут производить как однородный (уголь, сталь, алюминий), так и разнородный, дифференцированный (автомобили, телевизоры, холодильники) продукт.

2) Рынок защищен барьерами: высокий эффект масштаба, собственность на сырье, патентная защита продукта, практика слияний и поглощений среди фирм, приводящая к увеличению рыночной доли, тайные сговоры между фирмами.

3) Фирмы, производители дифференцированного продукта, активно занимаются нецелевой конкуренцией.

4) Доступ к информации на рынке серьезно затруднен, особенно в случае, когда фирмы находятся в сговоре.

5) Типичным явлением становится олигополистическая взаимосвязь, то есть склонность фирм к совместным действиям в области ценовой политики.

6) Олигополистические цены более чем на любом другом рынке не эластичны, жестки, что также обусловлено олигополистической взаимосвязью и стремлением фирм избежать ценовых войн.

Формальные теории олигополии:

A. Теория олигополии К. Курно – 1838г.

B. Теория “изгибающейся кривой спроса” Хитча, Холла, Суиза – 1939

C. Теория “Игр” Неймана – Моргенштерна, 1944г

 

A. Исходит из наличия олигополистической взаимосвязи в отрасли и анализирует рыночное ценообразование, при этом предполагается, что фирма устанавливает цену самостоятельно, не принимая в расчет ответных действий конкурентов. Цена олигополиста находится в диапазоне между монополистической ценой и ценой совершенно конкурентного рынка. Частный вариант теории Курно - это теория (дуополии) - анализ ценового поведения двух фирм. Главный недостаток теории Курно - предположение о воздействии конкурентов на олигополистическую цену.



B. Предполагает наличие олигополистической взаимосвязи между фирмами и принимает во внимание действия конкурентов в области цен. Как правило, снижения цен в отрасли дублируется другими олигополистами, а повышение цен не поддерживается.

Главный недостаток теории – невозможность объяснения, как на рынке устанавливается исходная, текущая цена.

C. Основа этой теории – анализ предположений фирмы о возможных решениях относительно изменения цен. Наиболее рациональным будет предположение исходя из худших ожиданий фирмы

 

1.Жёсткость олигополистической цены может быть объяснена с помощью 4 моделей:

1) Модель ломаной кривой спроса;

2) Модель тайного сговора;

3) Модель ценового лидерства;

4) Модель ценообразования по принципу “ издержки +”;

 

1.Построению модели предшествуют следующие предположения. Пусть на рынке функционируют 3 фирмы - A, B, C. При этом фирма А – активная, те постоянно изменяет цену, В и С – пассивные фирмы, те будут реагировать на изменение цен фирмой А. Для анализа предполагаем, что отрезок PQ – текущий уровень цен, и ему будет соответствовать OQ – текущий уровень продаж. Всё это вводится, чтобы определить, какой вид будет иметь кривая спроса фирмы.

Для построения этой модели учтём 2 вида возможных реакций на рынке:

во-первых, игнорирование любых изменений; во-вторых, дублирование любых ценовых изменений.

 

 

Во-первых: при игнорировании ценовых изменений кривая спроса D1D1 будет эластичной, потому что каждая фирма действует по-своему. Предположим, что Pa (фирма А повышает цены) Pb, Pc = const. Итог этих действий: Фирмы В и С увеличивают объёмы продаж, а фирма А вытесняется с рынка, теряя своих покупателей. Пусть Pa Pb, Pc = const. Итог: фирма А увеличивает объём продаж за счёт фирм В и С.

Во-вторых: при дублировании ценовых изменений все 3 фирмы действуют в отрасли как единый монополист, следовательно, кривая их спроса будет неэластичной – D2D2. Пусть Pa Pb , Pc . Итог: все 3 фирмы теряют своих покупателей в пользу других отраслей. Пусть Pa Pb , Pc . Итог: в результате весь рынок в целом выигрывает за счёт других отраслей с более высокими ценами.

Возникает вопрос: какое предположение наиболее логично представляет фирма А о действии своих конкурентов В и С? Итак, фирма А логично может предположить, что повышение цен будет проигнорировано, а понижение - продублировано другими олигополистами.

Ломаная кривая спроса позволяет:

А) С большой вероятностью и точностью определить логику поведения фирм на олигополистическом рынке;

Б) Объясняет, почему изменение цен на рынке не выгодно ни одной из фирм;

 

Ломаный график спроса D1PD2 состоит из 2 отрезков: эластичного отрезка D1P и неэластичного PD2, что связано с различной реакцией олигополистов на ценовые изменения. Ломаному графику спроса D1PD2 соответствует прерывистый график предельного дохода, составленный из MR1f и qMR2.

Объясним, почему в конкурентных условиях изменение цен не выгодно ни одной из фирм:

Пусть P , E>1 TR ;

Пусть P ,E<1 TR .

Итак, изменение цен не целесообразно, т.к., как правило, происходит уменьшение выручки у всех фирм. Ещё одно доказательство жёсткости олигополистических цен может быть сделано на основе прерывистости графика предельного дохода. Текущая цена установлена по правилу MR = MC. На месте разрыва fq издержки фирмы могут меняться как угодно, а текущая цена всё равно позволяет в соответствии с правилом максимизации NR = MC извлекать наибольшую экономическую прибыль.

При всей простоте и логичности модели ломаной кривой спроса имеется существенный недостаток: она не объясняет, как установлена текущая цена PQ, стабильность цен может всё-таки нарушаться вопреки анализируемой модели (такая политика имела место на практике в 70е – 80е годы в ответ на действие международного картеля ОПЕК).

 

3. Модель тайного сговора.

Тайный сговор представляет ситуацию, при которой фирмы олигополисты достигают непосредственного молчаливого соглашения по ряду вопросов: по поводу фиксированной цены, квотирование производства, деление рынков сбыта. Тайные сговоры получили широкое распространение в олигополистических структурах, т.к. явные сговоры (картели) запрещены в большинстве стран антимонопольным законодательством. В большинстве случаев такие сговоры заключают в форме джентльменских соглашений, устно, без юридического оформления, что делает обнаружение таких сговоров практически невозможным. При тайном сговоре основной вопрос – как установить такую цену и такой объём продаж, при которых все олигополисты могли бы максимизировать свою прибыль. Тайный сговор позволяет проводить единую согласованную политику, похожую на политику чистого монополиста.

 

 

Qопт, Pопт – оптимальный объём и цена.

На практике тайным сговорам может препятствовать ряд обстоятельств:

1) Разный уровень издержек у каждой фирмы;

2) Большое количество фирм в отрасли (>10);

3) Спады в экономике и в отрасли, когда на фирме увеличиваются объёмы недогруженных производственных мощностей, уменьшаются продажи, растут издержки, уменьшаются прибыли. В такой ситуации любая из фирм может нарушить договоренности и пойти на снижение цен, желая поправить свои дела за счёт конкурентов;

4) Случаи мошенничества, когда фирмы занимаются скрытым снижением цен, тайными ценовыми скидками с целью увеличения объёма продаж.

Ценовое лидерство получило развитие в тех странах, где существуют жёсткие антимонопольные законы (США).

Ценовое лидерство – это практика, при которой господствующая в отрасли фирма меняет цену, а другие фирмы автоматически следуют этому изменению. Различают 3 вида лидерства в ценах:

А) Лидерство доминирующей фирмы, когда одна фирма контролирует не менее 50% производства, а другие фирмы слишком малы, чтобы принимать индивидуальные ценовые решения.

Б) Коллективное лидерство (тайный сговор о лидерстве), практика, при которой несколько крупных фирм ведут согласованную политику, учитывая интересы друг друга.

В) Барометрическое лидерство, когда на рынке ещё не определился лидер, либо происходит смена лидерства. Оно более неопределённое, за лидером не всегда следуют.

Практика ценового лидерства предполагает:

1 .Корректировку цен в редких случаях, в основном тогда, когда изменились отраслевые условия производства, например, повысилась зарплата в отрасли, увеличились налоги, повысились цены на энергоносители.

2 .О готовящемся пересмотре цен лидер, как правило, заранее сообщает в СМИ.

3 .Ценовой лидер не обязательно выбирает цену, максимально увеличивающую прибыль в краткосрочном периоде. Текущий уровень цен зачастую выполняет роль барьера на пути в рынок других фирм.

Модель ценообразования по принципу “ издержки +” (правило большого пальца).

Ценообразование по этому принципу предполагает единую методику формирования цены, используемую всеми олигополистами: P = TC + N,

где N – накидка в виде норматива прибыли.

При этом:

1)Совокупные издержки определяются при среднем уровне загруженности производственных мощностей в 75 – 80 %;

2)Нормативная прибыль определяется примерно в 15 % на вложенный капитал после уплаты налогов.

Преимущества данной модели:

во-первых, ценообразование по этому принципу совместимо с любым другим олигополистическим ценообразованием;

во-вторых, методика широко используется при многономенклатурном объёме выпуска фирм.

 

4. Оценка рынка олигополии. Рынок олигополии, будучи несовершенной конкуренцией, не обеспечивает ни производственной, ни общественной эффективности. Цена олигополиста >ATC и > MC. В этом её главные недостатки, кроме того, олигополия может оцениваться крайне негативно из-за тайных сговоров, которые неподвластны антимонопольному законодательству.

Однако есть и достоинства:

во–первых, относительная стабильность, жёсткость цен на рынке;

во-вторых, возможность извлечения экономической прибыли в долгосрочном периоде.

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (467)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)